Скачать 98.76 Kb.
|
Эссе на тему: «Современный урок: опыт, идеи, рекомендации». "Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины". Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, получая новый смысл, новую трактовку, новую окраску. Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Но, думаю, что со мной согласятся многие, урок 21 века отличается от урока описанного Я.А.Коменским. Ведь время неумолимо бежит вперед: к 1800 году сумма человеческих знаний удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году она удваивалась каждые 10 лет, к 1970году – каждые 5 лет, в настоящее время этот период составляет 2-3 года. За это период школа подвергалась реформе трижды: школа знаний – школа умений – школа развития. Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Но от того, как изменится его содержание, зависит успешность ученика в современном мире, ведь ему жить и творить в будущем. Какие требования к современному уроку сегодня? Как строить урок, чтобы он был эффективным и работал на качество образования? Как, обучая всех, обучить каждого? Все мы задаем эти вопросы ежедневно, готовясь к уроку. И, наверно, у каждого педагога свои основы, принципы, на которых строится его деятельность. Но все мы в целом хотим одного - добиться того, чтобы учащиеся знали, умели и делали. Главной особенностью современного урока я считаю то, что учитель должен специально планировать, продумывать урок: для чего учить? чему учить? как учить? с помощью чего учить? Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно - ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Хочу выделить несколько методов и форм современного урока на начальной стадии обучения: Метод проектов Информационно-коммуникационные технологии ^ В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. ^ можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей (артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.) ^ Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. ^ : - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: 1. Принцип равенства позиций 2. Принцип доверительности 3. Принцип обратной связи 4. Принцип занятия исследовательской позиции. Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания). расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества образования Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Применение на уроках ИКТ способствует так же: сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. При подготовке к урокам использую электронные ресурсы учебного назначения: 1. мультимедийные курсы 2. презентации к урокам 3. логические игры 4. тестовые оболочки 5. ресурсы Интернет 6. электронные энциклопедии. При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий ^ В современном уроке должна использоваться техника (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..). К каждому ученику должен быть индивидуальный подход. Урок должен содержать разные виды деятельности. Ученику на уроке должно быть комфортно. Деятельность на уроке должна стимулировать развитее познавательной активности ученика. Современный урок развивает у детей креативное мышление. Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала. Для достижения прочных знаний ученик имеет возможность использовать разнообразные тесты, задания в игровой форме, разработанные для него индивидуально. Ребенок может самостоятельно проверить выполнение индивидуальной работы, исправить результаты тестов-заданий, выйти на новые более сложные задания. На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке На мой взгляд, современный урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать. К выше сказанному хочу добавить конспект и презентацию урока, проведённого в 1 классе в этом учебном году. Урок «Обучения грамоте» в 1 классе на тему: «Звук (ш). Буквы Ш,ш» Цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолеванию трудностей, потребность участия в действиях на уроке. Оборудование: карточки с буквами; презентация; картинный и видео материал, проектор. Ход урока. I.Организационный момент. Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре. Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. - Я очень рада видеть вас всех на уроке. Давайте настроимся на работу .улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение. II. Основная часть. 1. Сюрпризный момент. Видео – ролик. - Вот эта героиня сегодня будет у нас на уроке, только вы не пугайтесь её, безобразничать она не будет. Сегодня на уроке мы поговорим об одном замечательном звуке, который есть и в её имени, и будем надеяться, что старуха Шапокляк заинтересуется работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, что такое «шапокляк»? (Слово учителя) - Какой первый звук вы слышите в имени старухи? (Звук[ш]) - Расскажите об этом звуке по плану: - Какой он – гласный или согласный, произнесите его. (Этот звук согласный, так как он не тянется и воздух при произнесении встречает преграду.) - Звонкий или глухой? (Глухой и шипящий). - Твёрдый или мягкий? (^ Вывод: звук ш согласный, глухой, твёрдый. - Составьте звуковую модель слова Шапокляк. Отгадайте загадки ( карандаш, шишки, шары) 2. Работа по учебнику. (с.67.) 2.1. Работа со столбиками слов. 2.2. Работа со скороговорками. . Физминутка. Летели две птички (Сгибают руки в локтях) Собой невелички. ( Машут руками) Как они летели (В таком положении прыгают) Все люди глядели. (Левая рука за спиной, правая около лба) Как они садились (Помахивая руками, садятся на корточки) ^ Встают, поднимая плечи от удивления 3. Работа со стихотворением М.Яснова Видео – ролик про букву Ш. 4. Пальчиковая гимнастика. Мы делили апельсин. Апельсин всего один. Эта долька - для кота, Эта долька – для ежа. Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, Ну а волку – кожура. (Начиная с мизинчика, загибаем попеременно все пальцы.) Правила посадки при письме. Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Я, друзья от вас не скрою, Карандашик так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. ^ (самостоятельная работа в тетрадях) 6. Работа в парах. ( составление звуковых моделей данных слов) Взаимопроверка. Гимнастика для глаз. 1.Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз 2. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Итог урока. Работа с вариативной частью. - Шапокляк всегда ставила героев сказки в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание. - Попробуйте прочитать зашифрованные слова (работа по учебнику). - Почему старуха Шапокляк такая вредная? - С какой буквы начинается имя нашей гостьи? Расскажите об этой букве. - Давайте Шапокляк преподнесём подарок. А какой – отгадайте: Я и красный, и зелёный, Я и голубой, и чёрный. Только лишь надуй меня, Улечу я в небеса. (Воздушный шарик) - Почему именно этот предмет мы дарим? (У каждого на партах рисунок шарика). Давайте на нем мы нарисуем рожицу человека, с каким настроением мы уйдём с урока: если у вас хорошее настроение, рисуете улыбающееся лицо, если плохое – грустное. |
![]() | Первый: «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности людей и учителя» | ![]() | Истина не есть предметная объектная реальность. Первожизнь до разделения на cубъект и объект. Ступени сознания. Прагматическое, марксистское... |
![]() | Хх века, а знаменитый роман «Момент истины (В августе сорок четвертого…)» единодушно признан одной из лучших книг о Великой Отечественной... | ![]() | В данной работе рассмотреть все вопросы невозможно, поэтому мы сосредоточим свое внимание на одном из аспектов, уже затрагивавшихся... |
![]() | Мои первые шаги по пути истины. Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад», 2008. – 136 стр. Пятое издание. Тираж: 000... | ![]() | Название работы: интегрированный урок в 7 классе «М. В. Ломоносов. Научные истины в поэтической форме» |
![]() | Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы,... | ![]() | «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подспорье» |
![]() | ![]() | В. И. Вернадский писал: «я не отделяю от науки стремящееся к истине и искусство» (письмо к Н. Е. Вернадской от 11. 10. 1890 г., см.... |