Скачать 270.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ Харьковская национальная академия городского хозяйства УТВЕРЖДАЮ Декан Градостроительного факультета Рыщенко Т.Д. « » 2012 г. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (для начинающих научно-педагогических работников и аспирантов) Программа одобрена кафедрой «ГИС и геодезии» Протокол от «____»_____________ 2012 г. № ____ Зав. кафедрой _____________ (Метешкин К.А.) Харьков - 2012
РАБОТНИКОВ И АСПИРАНТОВ Современные тенденции развития общества характеризуются влиянием на него множества глобальных факторов, к которым относится фактор стремительного увеличения информации. В настоящее время резко обострились противоречия между быстротекущими процессами информационно - коммуникационной революции и медленно протекающими консервативными процессами развития и преобразования системы образования государства, в частности высшего образования. Именно высшее образование является системообразующей основой для создания эффективной экономической системы с соответствующими элементами политического управления в государстве. Следовательно, повышение качества и эффективности системы высшего образования является актуальной комплексной проблемой, которая может быть частично решена за счет тренинговой подготовки начинающих педагогическую деятельность работников вузов. Известно, что становление начинающего преподавателя это длительный и трудоемкий для него процесс, который практически построен на самостоятельной работе и основывается на собственном опыте обучения в том или ином вузе. Опыт работы с начинающими преподавателями показывает, что большинство из них не имеют специальной педагогической подготовки, а их опыт преподавания основывается на примерах (не всегда позитивных) обучения их в вузе, который они заканчивали. Кроме того, не все начинающие преподаватели обладают опытом создания прикладных информационных технологий и их внедрения в учебный процесс. Большая учебная нагрузка не позволяет многим начинающим преподавателям самостоятельно осваивать новые IT-технологии, которые могут быть эффективно использованы при обучении студентов и управлении образовательными процессами. Кризисные процессы, наблюдаемые в педагогических науках не способствуют ясному и четкому пониманию современных процессов и явление связанных с информатизацией обучения и образования. В частности, до сих пор, у большинства ученых нет единого понимания реализации технологического подхода в обучении и образовании. Кроме того, учебная литература по педагогике высшей школы содержит мало информации об эдукологии – науке об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования, что не способствует расширению кругозора начинающих преподавателей и формирование у них целостного представления о системе высшего образования государства. Одной из причин необходимости тренинговой подготовки начинающих педагогическую деятельность преподавателей является сложность образовательных стандартов и их не приспособленность к представлению в базах данных и знаний в виде комплексной модели процесса формирования знаний у студентов. Кроме того, образовательные стандарты не предусматривают стандартизацию и унификацию информационных средств, используемых в высших учебных заведениях с целью диагностики знаний студентов, управления кафедрами, факультетами и другими подразделениями вуза. Возникает множество ситуаций, когда начинающий преподаватель на отлично закончивший вуз и аспирантуру не в состоянии за короткое время адаптироваться к педагогической деятельности и эффективно решать профессиональные задачи. Не маловажной причиной дополнительного обучения начинающих преподавателей являются современные требования к подготовке носителей инноваций, сформулированных в «Стратегии инновационного развития Украины на 2010 – 2020 годы в условиях глобальных вызовов», которая рассматривалась на Парламентских слушаниях в Верховном Совете Украины в 2009 году. Кроме того, высокие требования к профессиональным компетенциям педагогов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) предъявила Международная организация ЮНЕСКО. Вышесказанное приводит к логическому выводу о том, что меры принимаемые для подготовки начинающих педагогов и аспирантов, такие как педагогическая практика аспирантов, изучение в магистратуре дисциплины «Высшее образование и Болонский процесс» и другие мероприятия не могут разрешить противоречия, упомянутых выше проблем. На наш взгляд, тренинг как современная форма активного обучения позволит сократить время приобретения профессиональных качеств начинающим педагогам и повысит эффективность их профессиональной деятельности в целом. Дадим определения базовым терминам, которые лежат в основе современных методов активного обучения. Тренинг – форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие необходимых умений и навыков. ^ – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
ТЕХНОЛОГИИ ТРЕНИНГА ЦЕЛЬ: подготовка в соответствии с требованиями Закона Украины «Об образовании» (статья 44 - направление деятельности вуза) и развитие новых качеств у начинающих педагогическую деятельность научно-педагогических работников и аспирантов в условиях интеллектуализации и информатизации высшей школы. ^ : интеграционные процессы и явления, связанные с исследованием и использованием IT-технологий в образовательной деятельности высшей школы. ПРЕДМЕТ ТРЕНИНГА: способы, методы и технологии формирования у студентов системны структурированных компетенций, обеспечивающих эффективное решение профессиональных задач в будущем. ^ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И АСПИРАНТОВ: - форма обучения факультативная в рамках учебно-методической работы кафедры; - начало обучения в первом семестре; - продолжительность обучения 1 семестр; - объем теоретического материала 1 установочный сбор + 6 лекций; - методы изучения теоретического материала – кейс (проблемные лекции); - объем практической подготовки 8 занятий; - методы практической подготовки – деловые и ролевые игры, а также методы анализа взаимного посещения плановых занятий и составления отчетов посещения открытых занятий преподавателей кафедры по утвержденному плану; - курсовая работа (1) выполняется в рамках учебных дисциплин, преподаваемых научно-педагогическими работниками; - научная работа (1) выполняется в виде научной статьи или тезисов доклада на научной конференции; - информационное обеспечение – учебник «Краеугольные камни пирамиды знаний научно-педагогических и педагогических работников. 21 век», Интернет. ^ В процессе тренинга начинающий научно-педагогический работник или аспирант должен приобрести следующие способности: - излагать учебный материал, опираясь на исторический опыт развития преподаваемой дисциплины; - под руководством ведущих преподавателей кафедры проводить научные исследования; - использовать системный подход в организации научной и учебно-воспитательной деятельности; - организовывать учебные и научные коммуникации между участниками образовательного процесса в высшей школе на основе информационно - коммуникационных технологий; - различать педагогические и информационные технологии, их интегрировать в прикладные технологии обучения; - формулировать инновационные предложения по совершенствованию учебного процесса на кафедре и вузе. Технологию тренинга для начинающих научно-педагогических работников и аспирантов разработал проф. Метешкин К.А. ^ их достижения
^ Содержательный модуль 1.1 ЕДИНСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Содержательный модуль 1.2 ^ 2.1. Естественнонаучные начала методологии 2.2. Структуризация методологических основ научных знаний 2.3. Общая характеристика методологии политической экономии 2.4. Структуризация методологических начал современной математики 2.5. Кибернетика как интеграционная основа методологии наук 2.6. Система парадигм в методологии науки 2.7 Системно-синергетический подход в обосновании информационно - коммуникационной революции в современном обществе Содержательный модуль 1.3 ^
и виды ее обеспечения
Содержательный модуль 1.4 ^ 4.1. Общие сведения о языке и языкознании 4.2. Лингвистическое обеспечение системы «высшая школа» 4.3. Языкознание и его приложения в системе «высшая школа» 4.4. Преподаватель как носитель дидактического языка наук 4.5. Интеграционные возможности искусственных языков в высшем образовании 4.6. Компьютерные языки в профессиональной деятельности научно-педагогических работников Содержательный модуль 1.5 ^ 5.1. Проблемы информатизации высшей школы 5.2. Информация и проявление ее свойств в системе высшего образования 5.3. Информация и преобразование ее в знания
образования и обучения в высших учебных заведениях
образования и обучения в высших учебных заведениях
Содержательный модуль 1.6 ^ 6.1. Особенности инновационной деятельности в высшей школе 6.2. Системно-синергетический подход в методологии высшей школы 6.3. Эволюция структур и процессы самоорганизации в системе «высшая школа» 6.4. Персональный сайт научно-педагогического работника как элемент инновационной структуры высшей школы. Пример 6.5. Комплексная интеграция интеллектуальных ресурсов в системе «высшая школа» как предмет инновационной деятельности педагога 6.6.Концептуально-инновационное использование методов геоматики в организации управления системой «высшая школа» 6.7. Трансферт образовательных технологий как элемент интеграции знаний на уровне высших учебных заведений ^ следующая: - установочный сбор (вводная часть тренинга), где участники тренинга знакомятся с целями, задачами и требованиям обучения; - знакомство, где заполняются анкеты, форма которых представлена в приложении А; - собственно проведение тренинга в соответствии с сетевой моделью, представленной на рис. 1. -посттренинговая деятельность, где руководитель тренинга посещает занятия начинающего преподавателя или аспиранта. ![]() ![]() Р ![]() ^ Особенностью терминологической модели изучаемой дисциплины является большой объем терминов и определений, состав которых зависит от содержания дисциплины и глубины изучения ученого материала. ![]() Рис.2 – Обобщенная схема терминологической системы НПР, учебной дисциплины Участнику тренинга предлагается по итогам тренинга создать индивидуадьный тезаурус. ^ ![]() Рис. 1.3 – Обобщенная схема формирования у начинающих НПР и аспирантов компетенций Методы тренинга – кейс, деловая игра, ролевая игра, групповая дискуссия и др. ^ Теоретической основой предлагаемого тренинга является учебник «Краеугольные камни пирамиды знаний научно-педагогических и педагогических работников. 21 век», написанный автором тренинга. Наличие такого учебника создает хорошие предпосылки для приобретения участниками тренинга системных знаний и профессиональных компетенций в области высшего образования, а также развития у них творческого мышления. Настоящий тренинг отличается от других видов тренингов (навыковый тренинг, бизнес-тренинг, бизнес-мастерская и др.) тем, что он ориентирован, в первую очередь, на начинающих научно-педагогических работников и аспирантов любых специальностей, но с учетом их индивидуальных особенностей и специфики преподаваемых дисциплин. Важной особенностью тренинга является то, что участник тренинга может в рамках расписания своих занятий непосредственно апробировать приобретенные им на тренинге знания, умения и навыки. Научную составляющую системы компетенций участник тренинга приобретает в предметной области, которую выбирает самостоятельно. Тренинг могут посещать и опытные преподаватели, которые не имеют определенного опыта по использованию информационных технологий в педагогической практике. С целью приобретения навыков участниками тренинга в организации электронных коммуникаций в тренинге предусмотрено консультирование и отработка ряда учебных вопросов с использованием электронной почты и персонального сайта руководителя тренинга. Самостоятельная внеаудиторная работа участников тренинга в сети Интернет рассматривается как одна из основных составляющих обучения. ^ Установочный сбор (УС)
и аспирантов.
начинающих преподавателей. 3. Основные предполагаемые результаты и особенности тренинга. 4. Дидактические основы тренинга. Задания на самостоятельную работу Каждому участнику тренинга необходимо самостоятельно обосновать структуру, содержание, логику построения дисциплины и соответствие учебного материала принципам дидактики Я.А. Коменского. Выявить недостатки дисциплины, которую преподает участник тренинга и предложить варианты ее совершенствования. На примере конкретного практического или лабораторного занятия предложить новый учебный материал, который гармонично дополняет бы материал лекций и не мешая при этом достижению цели практического занятия. Обдумать и предложить тему научной статьи или тезисов к докладу на конференции посвященной Дню ГИС. Лекция 1
^ Подготовить предложения по использованию исторического метода при проведении занятий по дисциплине, занятия по которой проводит участник тренинга. Найти примеры единения науки и образования и выделить достоинства и недостатки такой интеграции в современных условиях. Сформулировать качественные характеристики «идеального» научно-педагогического работника. Сформулировать позитивные и негативные стороны проблемы информатизации высшего образования Украины в рамках четвертой научной революции. Лекция 2
^ Выполнить анализ материала двух учебных дисциплин. Методами абстрагирования и декомпозиции выявить предметную область и методы исследования, которые используются при их изучении. Сравнить дисциплины и сделать вывод о наукоемкости дисциплин. Схематично представить и обосновать взаимосвязи теоретико - методологических компонент педагогики высшей школы и информатики. Выявить и обосновать признаки смены методологических парадигм педагогики высшей школы. Лекция 3
^ Проанализировать и выявить недостатки в правовом обеспечении системы высшей школы и в целом системы образования Украины. Методами анализа, наблюдения, абстрагирования выявить структурные противоречия в системе высшая школа в условиях смены методологических парадигм высшего образования. Используя методы анализа и формального представления структур, сформулировать проблему, связанную с управлением в высшей школе Украины. Сформулировать недостатки и достоинства Государственных образовательных стандартов Украины. Лекция 4
^ Проанализировать свойства языка и научно обосновать его значимость (в различных проявлениях) для системы высшего образования. Проанализировать языковые проблемы в транснациональной системе высшего образования. Предложить пути их решения. С точки зрения семиотики проанализировать текст и дидактический материал учебной дисциплины. Используя метод декомпозиции и агрегирования охарактеризовать язык ее изложения. Лекция 5
^ На примере выбранной учебной дисциплины предложите ее модернизацию за счет введения в нее (или замены) новой научной информации, соблюдая при этом требования образовательных стандартов. Оцените оперативность преобразования научной информации в учебную информацию. Предложите подходы, методы, методики или технологии, модернизации учебных дисциплин за счет новой научной информации, полученной соискателями ученых степеней в кандидатских и докторских диссертациях. Оцените возможность и сделайте предложения по созданию систем поддержки педагогической деятельности на кафедре, а также сети подобных систем на факультете и в вузе. Оцените возможности (преимущества и недостатки) Moodle для создания информационно-управляющей системы вузами на региональном уровне. Установите в систему Moodle учебные материалы вашей дисциплины. Лекция 6
^ По результатам тренинга оцените свои возможности как носителя инноваций в сфере высшего образования. Систематизируйте и предъявите руководителю тренинга результаты ваших новаций в виде курсовой работы или отчета о проделанной работе. Например, предъявите:
Кроме того, по результатам тренинга или результатам научной работы, участник тренинга должен написать научную статью или оформить тезисы к докладу на научной конференции. Все лекции являются проблемными, а техника изучения теоретического материала соответствует кейс методу. После каждой лекции участники тренинга получают индивидуальные задания, которые они должны самостоятельно отработать и представить результаты для обсуждения на практическом занятии. Практические занятия проводятся методами коллективной дискуссии или ролевых игр, где участники тренинга выполняют практические задания в роли преподавателя. По окончанию тренинга каждый его участник получает сертификат об его прохождении. Образец сертификата представлен в приложении Б. ^
^ ШКАЛА ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ Цель: обучение применения исторического метода ![]() ^ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Кащавцева А.Ю. Цель: создание тезауруса и формирование у обучающихся терминологической системы учебного материала К разделу 1 К разделу 2 К разделу 3 К разделу 4 К разделу 5 К разделу 6 ^ СПИСОК ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ Кащавцева А.Ю. Цель: создание тезауруса и формирование терминологической системы изучаемого материала
^ ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ Кащавцева А.Ю. Цель: самопроверка глубины знаний и формирование терминологической системы учебного материала. Например: Образование – обучение – технология обучения - метод обучения – тренинг – проблемная лекция. Педагогика – дидактика – обучение – технология обучения – средства обучения. Научный метод – предметная область – анализ – метод – вклад в науку. Жирным шрифтом выделены ключевые слова ^ ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАФЕДРА ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ГЕОДЕЗИИ ![]() Регистрационный номер № ГИС -1 ^ КАЩАВЦЕВА Анна Юрьевна успешно прошла тренинг с целью повышения профессиональной подготовки для научно-педагогических работников ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТРЕНИНГА
Руководитель тренинга доктор технических наук, профессор К. Метешкин Дата сертификации « » __________ 2012 г |
![]() | Правительства Иркутской области и Администрации г. Иркутска, научно-педагогических работников, аспирантов и магистрантов | ![]() | Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... |
![]() | Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ![]() | Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... |
![]() | Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ![]() | «Деятельность педагогических работников дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации фгос дошкольного... |
![]() | Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | ![]() | Телекоммуникационный обучающий проект-конкурс для учителей, аспирантов, магистрантов педагогических вузов |
![]() | Цель: обучение навыкам разрешения педагогических конфликтов в системе педагог – учащийся, ученик – ученик; предупреждение профессионального... | ![]() | Ш95 Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. с. 277 |