Тематическое планирование
| Характеристика деятельности
|
Водный урок по курсу литературного чтения (1ч)
|
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
| Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарём в конце учебника.
Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.
Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст – объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове.
Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме используя условные обозначения.
^ текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном
чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.
Находить необходимую информацию в книге.
Обобщать полученную информацию по истории создания книги.
Осмыслить значение книги для пошлого, настоящего и будущего.
Находить книги в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.
^ возможные аннотации на книги.
Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).
Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.
Участвовать в работе пары, группы, читать текст друг другу.
Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый волк».
“Сивка – Бурка”. Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. сравнение художественного и живописного текстов. ^
Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.
Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.
Называть виды прикладного искусства.
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).
Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказа.
Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.
Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.
^ текст на части.
Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке.
Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.
Называть основные черты характера героев.
Характеризовать героев произведения.
Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.
Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.
Придумывать свои сказочные истории.
Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.
Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.
Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Проект «Как научиться читать стихи на основе научно – популярной статьи В. Смоленского»
Русские поэты ХIХ-ХХ века.
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Звукопись, ее художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».
А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…» «Зреет рожь над жаркой нивой…» картины природы. Эпитеты – слова. Рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.
И.С. Никитин «Полно, степь моя…» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Олицетворение как прием создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег»
И.З. Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.
Наблюдать за чередованием ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Определять различные средства выразительности
Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, работая в паре , самостоятельно оценивать свои результаты.
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал из жизни А.С.Пушкина». лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения. Звукопись, ее выразительное значение. Прием контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. Их сравнение.
И.А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И.А.Крылову.
Басни И.А.Крылова. мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М.Ю.Лермонтов. статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.
Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л.Н.Толстого. тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Оценка достижений
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.
^ вслух и про себя, увеличивая темп чтения.
Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.
Различать лирическое и прозаическое произведения.
Называть отличительные особенности стихотворного текста.
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике или толковым словарем.
Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).
Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.
^ особенности литературной сказки.
Определять нравственный смысл литературной сказки.
Сравнивать произведения живописи и произведения литературы.
^ характеристику героев литературной сказки.
Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.
Сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение.
Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.
Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.
Представлять героев басни.
Характеризовать героев басни на основе их поступков.
Инсценировать басню.
Проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.
Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений.
К. Д. Бальмонт. И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.
^ стихотворение, выражая авторское настроение.
Сравнивать текст-описание и текст-повествование.
Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.
^ за выражением и развитием чувств в лирических произведениях.
Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.
Создавать словесные картины по тексту стихотворения.
Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение.
^ сказки вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.
Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.
Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
Определять авторское отношение к изображаемому.
Читать сказку в лицах.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
М. Горький. «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев.
А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.
Различать вымышленные события и реальные.
Определять нравственный смысл поступков героя.
Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.
Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Составлять план для краткого и полного пересказа.
Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.
Определять характеристики героев с опорой на текст.
Рассказывать о прочитанных книгах.
Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.
Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.
Читать сказку выразительно по ролям.
|
Поэтическая тетрадь 1 (6ч)
|
Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..»,
«Воробей», «Слон».
А. Блок. «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона».
С. Есенин. «Черёмуха».
Урок-викторина по теме
«Поэтическая тетрадь 1».
Проверь себя. Стр.56.
Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1».
| Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение.
Находить в стихотворении яркие образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.
Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст.
Определять авторское отношение к изображаемому.
Придумывать стихотворные тексты.
Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек – главный герой произведения. рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
В. Бианки. «Мышонок Пик». Составлен рассказ о герое произведения.
Б. С. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В. П. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения.
Работа с дополнительной литературой. Сообщение на тему «Птицы»
В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.
^ на слух произведения.
Определять основную мысль рассказа.
Составлять план произведения.
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.
Пересказывать произведения на основе плана.
Придумывать свои рассказы о животных.
Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
С. Я. Маршак. «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.
А. Барто. «Разлука». «В театре». Выразительное чтение.
С. В. Михалков. «Если». Выразительное чтение.
Е. Благинина. «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение.
^
Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.
Читать и воспринимать на слух лирические тексты.
Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение.
Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.
Сочинять стихотворения.
Участвовать в творческих проектах.
Заучивать стихи наизусть.
Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». стр. 124-128
А. П. Платонов. «Цветок на земле» стр. 129-135
А. П. Платонов. «Ещё мама». стр. 137-143
М. Зощенко «Золотые слова» стр. 144-153
М. Зощенко «Великие путешественники
Н. Носов. «Федина задача», стр. 164-169
Н. Носов. «Телефон». стр.170-172
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверь себя. Стр 176.
Проверочная работа по разделу.
| Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.
Соотносить пословицу с содержанием произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.
Придумывать свои вопросы к текстам.
Наблюдать за особенностями речи героев.
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.
Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю. Ермолаев. «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию пересказ.
Г. Остер. «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, дома, города, села.
Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).
Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.
Определять тему для чтения.
Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.
^ текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.
Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.
Находить необходимую информацию в журнале.
Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.
Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
^
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифических представлений людей в древнегреческих мифах. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщений о великом сказочнике.
Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
^ на слух художественные произведения.
Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.
Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).
Пересказывать выборочно произведение.
Сравнивать сказки разных народов.
Сочинять свои сказки.
Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).
Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.
Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|