Пособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2




НазваниеПособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2
страница1/16
Дата публикации28.08.2013
Размер1.8 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Работаем по новым стандартам
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников


Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
УДК 372.8:004

ББК 74.263.2

Ф79

Серия «Работаем по новым стандартам» основана в 2010 году
Авторы:

Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова
В подготовке данного издания принимала участие Архипова Е.С.

При подготовке данного издания использованы иллюстративные материалы ООО «Лори».
Ф
Ф79
ормирование
ИКТ-компетентности младших школьников :
пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. – М. : Просвещение, 2011. –
00 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-022603-5.

Пособие посвящено практике реализации программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе. Представленные материалы включают подробное описание информационных и коммуникационных технологий, используемых в образовательном процессе, а также примеры применения этих технологий в решении практических и познавательных задач на уроках технологии, искусства, русского языка, литературного чтения, математики и информатики, окружающего мира.

Пособие адресовано учителям начальной школы, а также руководителям общеобразовательных учреждений.

УДК 372.8:004

ББК 74.263.2
ISBN 978-5-09-022603-5 C Издательство «Просвещение», 2011

С Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2011

Все права защищены

Введение
Ближайшие несколько лет российское образование будет осуществлять переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт). Теперь, когда Стандарт, наконец, принят, нас ожидает длительная работа по его внедрению в образовательную практику – подготовка отвечающих его требованиям образовательных программ, разработка учебно-методических комплектов и методик обучения. На страницах этой книги мы будем говорить о тех позициях Стандарта, которые регламентируют использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет, приобретя и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Не менее важно и следующее. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе, заложенные в образовательном Стандарте, в соответствии с его структурой, включают требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Важным элементом формирования УУД на ступени начального образования, обеспечивающим его результативность, является ориентиация младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять. «Программа формирования универсальных учебных действий» на ступени начального общего образования содержит «Подпрограмму формирования ИКТ-компетентности», которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные универсальные учебные действия и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов.

Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает избежать дублирования при освоении разных умений с учетом специфики каждого учебного предмета, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание внеурочной деятельности школьников.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников. В обобщенном виде это отражено в подпрограмме формирования ИКТ-компетентности и в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В настоящем пособии подробно описаны технологии, осваиваемые в течение всего периода начального обучения, а также приведены примеры практических занятий и проектной деятельности, направленных на формирование ИКТ-компетентности. Описание технологий и проектов дается отдельно для каждой предметной области. Следует оговорить, что мы не включили в число рассматриваемых учебных предметов «Иностранный язык». С одной стороны , его изучение с точки зрения формирования ИКТ-компетентности должно включать в себя технологии, общие для всей образовательной области «Филология». С другой стороны, пособие предназначено в первую очередь учителям начальных классов, которые редко берут на себя преподавание иностранного языка и обсуждение специфических технологий экранного перевода и т. д перегрузило бы пособие. Распределение учебного материала по различным предметам не является жестким, начальное освоение тех или иных технологий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. При планировании соответствующей образовательной деятельности необходимо стремиться к достижению баланса между временем освоения и временем использования соответствующих умений в различных предметах.

Образовательный Стандарт относит приобретение первоначальных представлений о теоретической (математической) информатике к образовательной области «Математика и информатика», а первичные навыки использования различных средств ИКТ – к образовательной области «Технология». Первое знакомство учащихся с ИКТ происходит, как правило, именно на уроках технологии. Во-первых, в рамках предмета учебным планом выделяется время на данную учебную деятельность, а во-вторых, на этих уроках можно рассчитывать на специалиста по информационным технологиям, который возьмет на себя обучение детей именно технологии работы со средствами ИКТ .

Получив первоначальные навыки, необходимые для начала работы с ИКТ, дети уже в первой четверти, в адаптационном периоде начинают использовать ИКТ в рамках различных предметных уроков. Возникающие технологические проблемы в состоянии разрешить учитель начальных классов, который должен пройти соответствующее повышение квалификации и хорошо владеть ИКТ, используемыми в образовательном процессе начальной школы. Главным уже на этом этапе становится содержание учебной задачи и освоение содержания учебного предмета.

Таким образом, мы получаем две организационно-содержательные линии освоения программы формирования ИКТ-компетентности: получение первоначальных навыков использования ИКТ в курсе «Технология» и формирование ИКТ-компетентности в остальных предметных областях.

Особенным в смысле освоения ИКТ и начала формирования ИКТ-компетентности является адаптационный период в начале первого года обучения в школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать в течение всего года, а, скорее всего, и до конца начальной школы. Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на на начальной стадии обучения в школе. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной. Применение ИКТ в рамках адаптационного периода обеспечивает системно-деятельностный подход и вместе с тем позволяет раскрыть и зафиксировать (с целью дальнейшего мониторинга) особенности каждого учащегося, увидеть сильные и слабые стороны дошкольной подготовки, которые проявляются и при общей организации деятельности, и при выполнении заданий, связанных, в частности, с речевой деятельностью. В соответствии с информацией, полученной в ходе адаптационного периода, учитель имеет возможность спланировать образовательный процесс основного курса обучения и продолжить формирование ИКТ-компетентности учащихся.

Так как дальнейшее формирование ИКТ-компетентности учащихся реализуется средствами различных учебных предметов, описание практической деятельности по формированию ИКТ-компетентности учащихся выстраивается в пособии в соответствии с логикой их формирования внутри предметных курсов (русского языка, литературного чтения, математики и информатики, окружающего мира).

Освоение каждой из рассматриваемых технологий приводит к достижению тех или иных метапредметных и предметных результатов. Результативность обучения в новом понимании, заданном образовательным Стандартом, является сегодня одной из тем, наиболее обсуждаемых учительским сообществом, поэтому в описаниях выделены метапредметные и предметные результаты, а также возможная форма проведения аттестации учащихся.

Как мы уже говорили, Стандарт выделяет три группы требований, одна из которых описывает требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Эта группа требований затрагивает вопрос формирования ИКТ-компетентности обучающихся с точки зрения создания в образовательных учреждениях ИКТ-насыщенной образовательной среды, способствующей реализации требований Стандарта, и наличия квалифицированных кадров. С целью конкретизации этих требований Стандарта в пособии рассматриваются вопрос оснащения образовательного процесса в начальной школе, а также квалификационные требования к учителю начальной школы и направления дополнительного профессионального образования педагога в ходе подготовки к реализации Стандарта.

Для удобства читателя в приложении приведен текст «Подпрограммы формирования ИКТ-компетентности обучающихся», входящей в состав Примерной основной образовательной программы начального общего образования, отражающей содержание и являющейся основой для планирования и организации образовательного процесса в начальной школе, а также аннотированный перечень упоминаемых в пособии проектов. Представленный опыт организации проектной деятельности в области информатизации начального образования основан на результатах практической деятельности московских учителей Кутуковой О.Г., Архиповой А.Н., Макуниной Е.В., Ильичевой Н.Г и других учителей, участвовавшх в течение ряда лет в экспериментальной работе, отразившейся и в Стандарте и в настоящем пособии.

Мы надеемся, что данное пособие окажет существенную помощь учителям начальной школы в планировании образовательного процесса, подготовке и проведении занятий, направленных на формирование ИКТ-компетентности учащихся, а также в планировании программы собственного повышения квалификации в области ИКТ в ближайшие годы.

^ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Самый главный вопрос в любом деле – «С чего начать?». Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно осуществлять на уроках предметных областей «Технология» и «Искусство», так как:

  • данные предметные области, а также их интеграция – художественный труд, предполагают, с одной стороны, освоение технических приемов, с другой, – постоянно держат в поле зрения результат деятельности в его прикладном (прагматическом) и эмоционально-эстетическом (художественном) аспектах;

  • данные предметные области имеют дело, прежде всего, с невербальными объектами как результатами работы (такие объекты все в большей степени проникают в нашу сегодняшнюю деятельность благодаря ИКТ);

  • современное развитие традиционных технологических областей (промышленности, строительства и т. д.) во многом опирается на ИКТ.

В ходе знакомства внимание учащихся акцентируется именно на технологических (включая технику безопасности и эргономику) и эстетических сторонах применения ИКТ. При этом технологические стороны постоянно «встраиваются» в содержательную деятельность.

Включение в область искусства и технологии материала, относящегося к ИКТ, естественно, предполагает соответствующее планирование образовательного процесса, требующее особенно тщательного отбора традиционного содержания, не связанного исходно с ИКТ (и в какой-то степени, «уравновешивающего» «виртуальный» мир). В технологии это содержание необходимо для формирования ручных навыков, знакомства с различными материалами и методами их обработки, решения задач, относящихся к повседневной жизни. С другой стороны, ряд образовательных результатов достигается параллельно и в материальных, и в информационных технологиях. К ним относятся такие вырабатываемые личные качества, как трудолюбие, уважение и интерес к работе других учащихся, эстетические представления и установки. Наконец, есть традиционные элементы, в которых непосредственно осуществляется интеграция. Так, в искусстве идет интеграция традиционных искусств с современными цифровыми (например, пластилиновые персонажи становятся актерами анимационного фильма), т. к. в процедурах создания цифровых и реальных объектов имеется много общего. Тем самым, ИКТ помогают решать задачи художественного и технологического образования.

Работа с конкретными ИКТ на уроках искусства и технологии может начаться уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся с цифровыми технологиями:

  • фиксации (записи) информации;

  • извлечения записанной информации;

  • переноса и прямого ввода информации в компьютер;

  • именования (предалфавитного) объектов; использования имен информационных объектов;

  • фиксации событий и коммуникации;

  • создания не-алфавитных и алфавитных информационных объектов.

Освоение названных технологий происходит в проектной деятельности. Начиная с самого первого минипроекта «Бэдж», в котором есть место и компьютерному вводу, и извлечению информации в виде распечатки, и понятию о создании информационного объекта, а также имеется практический результат применения компьютерных и некомпьютерных технологий в виде готовой карточки-бэджа, дети приучаются подбирать и использовать ИКТ для решения имеющейся проектной задачи. Круг подобных задач достаточно широк, он включает в себя как минипроекты одного урока, так и длительные интегрированные проекты – «Азбука», проекты-сказки, проекты-энциклопедии и др.

На занятиях этого модуля не предполагается освоение всех операций по запуску компьютера. Компьютеры готовятся перед началом работы. Поскольку в этом разделе мы делаем акцент на ИКТ, обеспечивающих образовательную деятельность учащихся в адаптационный период, заметим, что приводимые ниже технологии осваиваются не в полной мере: учащиеся получают представление о них в ходе демонстрации и самостоятельно выполняют отдельные операции в рамках проектной деятельности. Для них – это начало долгого и увлекательного пути!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2 iconУчебное пособие Нижний Новгород 2007 удк 373. 167. 1 Ббк 24 я 72
Предназначено для учащихся и учителей общеобразовательных учреждений как естественного, так и гуманитарного направлений, а также...

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2 iconМетодические указания Николаев, 2005 удк 811. 161. 1 (075. 2) 372....
Марусяк В. М. Спутник букваря. Совершенствование технической стороны чтения младших школьников. Учебное пособие

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2 iconСправогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83
Книга предназначена для логопедов, методистов дошкольных образовательных учреждений, а также для студентов педагогических вузов и...

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2 iconРабочая программа По английскому языку для 8 класса к учебнику Афанасьевой...
Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: пособие для...

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2 iconС углублённым изучением английского языка
Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: пособие для...

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2 iconС углублённым изучением английского языка
Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: пособие для...

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2 iconУчебно-методический комплект: Ладыженская Т. А. (5-9)
Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2 iconПособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание
Руководитель проекта — заслуженный учитель рф, кандидат педагогических наук, доцент Г. П. Сергеева

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2 iconМетодическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72
О-75 Основы религиозных культур и светской этики: Методическое пособие. – Кострома: коиро, 2011. – 152 с

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2 iconУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница