«Моральный долг»




Скачать 152.95 Kb.
Название«Моральный долг»
Дата публикации07.01.2014
Размер152.95 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Информатика > Урок
Сосковец Тамара Александровна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Староювалинская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока с использованием компьютера

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Класс – четвертый

Тема урока: «Моральный долг».

Форма урока: комбинированный

Задачи урока:

образовательные - овладение учащимися основными понятиями: «Моральный долг. Моральная обязанность»;

развивающие – развитие познавательных способностей;

воспитательные – формирование коммуникативных умений,умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно- познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками

^ Учебно-методическое обеспечение – А.Я. Данилюк «Основы светской этики»;

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютеры, проектор, интерактивная доска

Время реализации занятия – 45 минут

Авторский медиапродукт: 1. среда POWER POINT

2. вид медиапродукта - наглядная презентация учебного материала.12 слайдов

3. Технологический сценарий
Структура медиапродукта и краткое описание содержания интерактивных учебных кадров – экранов

Структура и содержание

Управление слайдом

Время

(мин)

№ слайдов

^ Вводно-мотивационный этап.

Тема урока

Начать показ слайдов

Переход на слайд №2

2 мин


1

Человек свободен в своем выборе.

Фрагмент песни М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»

Включить грамзапись (звук появляется по щелчку)

2

^ Операционно-познавательный этап: Повторение.

Тест Работа на компьютерах в парах


Использование программы MyTest Модуль тестирования (MyTestStudent),

5 мин

2

Работа в Электронном приложении к учебному пособию «Основы светской этики» Разделы «Контроль», «Тренажер»

Переход на Электронное пособие

5 мин

^ Операционно-познавательный этап: Новый материал

«Моральный долг» Слово учителя.

Переход на слайд №3

2 мин

3

^ Этап осмысления: Закрепление

1. Интерактивный момент

Переход на Электронное пособие

2 мин




2. Ассоциативная работа над основными понятиями темы: «Основные моральные обязанности»

1) Песня «Огромное небо» (исполняет учитель)


Переход на слайд №4 Включать гиперссылки и грамзапись (по щелчку)

16 мин

4-10

2) «Это интересно»

Гиперссылка Переход на Электронное пособие

3) Работа по иллюстрациям

4) Фрагмент мультфильма «Мешок яблок»

Гиперссылка

Включить видеоклип

5) Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге»

Гиперссылка


6) Фрагмент видеоклипа «Ветераны»

Гиперссылка

Включить видеоклип

7)Привести примеры уважения прав других людей и заботы о детях и стариках




Обобщение: таблица

Переход на слайд №11

11

Физкультминутка




1 мин




Работа с учебником




1 мин

11

^ Контрольный этап

Работа в группах на компьютерах. Кроссворд

Использование программы PikOCross2 OLite

6 мин




^ Завершающий этап

Фрагмент видеоклипа «Русь»

Переход на слайд №12

Включать видеоклип и грамзапись (по щелчку)

2 мин

12

Итог урока Песня М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»

2 мин

Домашнее задание.




1 мин

Рефлексия








^ Система навигации



Описание медиаприложений

Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики», видеоклип «Ветераны», видеоклип «Мешок яблок», видеоклип «Русь», фонограмма М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра», программа PikOCross2 OLite, Программа MyTest Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) (можно приобрести в ТОИПКРО у Мещерякова А.Ф.)
^ Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов и т.д.)

интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)

повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

развитие наглядно-образного мышления

развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы


^ План занятия (деятельность учителя и учащихся для достижения педагогических целей)

Структурные элементы

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный этап.

2 мин


Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

Операционно-познавательный этап:


10 мин

Направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала

Операционно-познавательный этап: Новый материал

2

мин мин

Определение темы и целей работы на уроке.

Осмысление новой информации детьми.

Этап осмысления

20 мин

Формируется вызов на получение новой информации

Самостоятельное определение уровня собственных знаний.

Ассоциативная работа над основными понятиями темы:

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Физкультминутка

Направлена на сохранение здоровья детей.

Динамическая пауза

Работа с учебником

Фиксируется недопонятая информация.

Ученик читает текст, осмысливает информацию.

Контрольный этап

6 мин

Организация групповой работы по открытию новых знаний.

«Мозговой штурм». Групповая работа.

Завершающий этап

5мин

Побуждение к дальнейшему рас­ширению информационного поля

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Домашнее задание.

Разъяснение задания на дом

Запись в дневниках.

Рефлексия








^ Карта занятия с точки зрения воздействия на определенные качества учащихся



Комментарий хода урока

Время

(мин)


№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

^ Вводно-мотивационный этап.

1.Организация деятельности учащихся.

Фрагмент песни М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»


1 мин

№1,2




Эмоционально-чувственные

^ Операционно-познавательный этап: Повторение.

Слово учителя

О моральном выборе человека

1мин

№2

Внимание, память


Активное слушание,

Тест «Моральный выбор человека»

Работа на компьютерах в парах


5 мин

Мышление, внимание, память



Рефлексивные: способность выделять причинно-следственные факторы

Внутренняя самоорганизация

Работа в Электронном приложении к учебному пособию «Основы светской этики» Разделы «Контроль», «Тренажер»

5 мин

^ Операционно-познавательный этап: Новый материал

Слово учителя «Моральныйдолг»

2 мин

№3

Мышление

ассоциативность аналитические способности

Любознательность

^ Этап осмысления: Закрепление

1. Интерактивный момент «Основные моральные обязанности» (Электронное пособие)

2 мин







Поведенческие: активность, целеустремленность

2. Ассоциативная работа над основными понятиями темы: «Основные моральные обязанности»

1) Песня «Огромное небо» (исполняет учитель) «Человек года»

2) (Электронное пособие) Раздел «Это интересно»

3) Работа по иллюстрациям (Электронное пособие) «Быть благодарным – моральный долг»

4) Фрагмент мультфильма «Мешок яблок»

5) Э. Асадов «СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ»

6) Фрагмент видеоклипа «Ветераны»

7)Привести примеры уважения прав других людей и заботы о детях и стариках

16 мин

№4 -10

Мыслительные качества: организованность,

самостоятельность, аналитические способности;

Речевые: точность, аргументированность, уместность речи, выразительность речи

Рефлексивные: способность обнаруживать причинно-следственные связи

Поведенческие: активность, целеустремленность

Коммуникативные: толерантность, умение ориентироваться в аудитории, культура эмоций



Обобщение: таблица

11

Физкультминутка

1 мин










Работа с учебником «Мудрые мысли»

1мин




Внимание, аргументированность

Любознательность


^ Контрольный этап

Работа в группах. Решить Кроссворд «Моральный долг»

6 мин




Организованность


Аналитические способности, любознательность, коммуникативная культура,

толерантность

^ Завершающий этап

Вывод: Фрагмент видеоклипа «Русь»


2мин

№ 12

Ассоциативность

Культура эмоций, эмоционально-образное мышление

Итог урока Песня М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»

2мин

Домашнее задание.


1мин

Память





Рефлексия

Внимание





^ Урок 11. Моральный долг

Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.

Рекомендации к уроку:

Использование мультимедийных наглядных пособий;

Применение групповых и парных форм работы при выполнении творческих заданий;

Воздействие на чувственно - эмоциональную сферу ребенка через прослушивание песен, чтение стихов и художественных текстов;

Создание особого психологического климата на уроках в рамках данного курса строить отношения между учеником и учителем на основе доброжелательности, добровольности, возможности каждому участнику занятия высказывать индивидуальное мнение).

Использование элементов здоровьесберегающих технологий (физкультминутка);

^ Ожидаемые результаты:

Формирование и развитие следующих компетенций:

Общекультурных;

Ценностно – смысловых;

Учебно – познавательных.
^ Ход урока:
I. Вводно-мотивационный этап Организация деятельности учащихся. (Слайд № 1)
(Слайд №2)Фрагмент песни М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

^ II Операционно-познавательный этап: Повторение.

Слово учителя: «Нелегко выбрать правильный путь в жизни. Каждый человек свободен в своем выборе. Вспомним основные понятия:

Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности».
1. Работа в парах на компьютерах. Тест ^ Моральный выбор человека

(создан в программе MyTest Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor Выполняется детьми на компьютерах. При отсутствии компьютеров возможен текстовый вариант)

Гиперссылка Тест Моральный выбор человека.doc
2) Индивидуальная работа в Электронном приложении к учебному пособию «Основы светской этики» Гиперссылка Контроль и тренажер. Электронное пособие.doc
^ III. Операционно-познавательный этап: Новый материал (Слайд №3)Тема урока «Моральный долг» (Запись в тетрадь темы урока)

1. Обсуждение темы урока с учащимися

Вопросы: как вы понимаете тему урока? Какое значение имеет слово «долг»?

1)Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте предложение со словом долг.

Обсуждение результатов самостоятельной работы. Вопросы: Какие предложения вы составили? В каком значении в них употребляется слово долг? Обратитесь к толковому словарю, выпишите оттуда значение слова долг. Совпадет ли ваше понимание значения этого слова с тем, что написано в словаре? (В словаре С.И.Ожегова значение слова долг определяется как «Обязанность»)

Как вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего?

^ Вы узнаете

Что такое моральный долг.

Какие моральные обязанности есть у человека.

В чем особенность морального долга.

Основные понятия

Моральный долг. Моральная обязанность.
2. Слово учителя. Гиперссылка ^ Материал для учителя.doc

«Понятие долга является одним их ключевых в этике. Долг тесно связан со свободой и ответственностью. Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм, которые соответствуют моральному идеалу, существующему в обществе»
^ III Этап осмысления: Закрепление

1. Интерактивный момент «Основные моральные обязанности» (Электронное пособие)

2. Ассоциативная работа над основными понятиями темы: «Основные моральные обязанности» (Слайд№4 + гиперссылки слайды № 5-10)

Определить, и прокомментировать, о какой моральной обязанности идет речь. По возможности для заполнения таблицы использовать инструментарий интерактивной доски «Перемещение объектов»

(Гиперссылка Слайд №5)1) Песня «Огромное небо» (исполняет учитель) (Профессиональный и патриотический долг)Гиперссылка Песня Огромное небо.doc

- Еще один пример. Наш земляк, выпускник школы 1999г пожарный Кайзер Николай спас людей из огня. Он стал номинантом конкурса «Человек года», награжден медалью

(Гиперссылка Слайд №6)2) (Электронное пособие) Раздел «Это интересно» (Бескорыстная помощь другим людям) «Волонтёрская, или добровольческая, деятельность»

(Гиперссылка Слайд №7)3) Работа по иллюстрациям (Электронное пособие) «Быть благодарным – моральный долг» (Благодарность)

(Гиперссылка Слайд №8)4) Фрагмент мультфильма «Мешок яблок».(родительский долг)

(Гиперссылка Слайд №9)5) Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге» (Соблюдение установленных в обществе моральных норм)Гиперссылка Стих.Асадова О рыжей дворняге.doc

Гиперссылка Слайд №10)6. Фрагмент видеоклипа «Ветераны»
7) Привести пример уважения прав других людей и заботы о больных и стариках

8) Обобщение по таблице (Слайд№11)

Основные моральные обязанности


1.Профессиональный долг

2. Бескорыстная помощь другим людям

3. Благодарность

4.Родительский долг

5. Соблюдение установленных в обществе моральных норм

6. Патриотический долг

7.Уважение прав других людей

8.Забота о больных и стариках



3. Физкультминутка «Защитники Отечества»

Представьте себе, что вы богатыри – защитники Отечества на заставе. Вы шагаете вдоль границы… Вы зорко смотрите вокруг…А теперь – тренировка: достаньте из колчана за спиной стрелу, натяните лук, выпустите стрелу по мишени… Вздохните с радостью: стрела попала в цель
4.Работа с учебником «Мудрые мысли»

Как вы могли бы объяснить цитаты?

«Нарушая свой долг, тем самым нарушают и свои права» (Ж.Ж. Руссо)

«Сознавать долг и не исполнять его – это трусость» (Конфуций)
5. Контрольный этап Решить Кроссворд (создан в программе PikOCross2 OLite, выполняется на компьютерах или в текстовом варианте) Гиперссылка Кроссворд Моральный долг.doc

IV.^ Завершающий эта

1. Итог урока

(Слайд №12) Вывод: «Меняются времена и люди, но каждый человек обязан выполнять моральный долг, чтобы жизнь на земле процветала. Так было испокон веков, и так должно быть».

Фрагмент видеоклипа «Русь»

Каждый человек делает свой свободный выбор: каким ему быть. Какой дорогой идти.

Песня М. Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»
2. Задание на дом: Чтение статьи из пособия для учащихся. Подбери две-три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объясни, как ты понимаешь значение этих пословиц.
3. Рефлексия. Смайлики

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Моральный долг» iconСвобода от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма...
Александр Никонов Cвобода от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма

«Моральный долг» iconЗащитника Отечества «Они сражались за Родину»
...

«Моральный долг» iconРеферат по философии тема: Биография Иммануила Канта
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное...

«Моральный долг» iconДуховно – нравственное воспитание
Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, которая выражается в том, что каждый...

«Моральный долг» iconНаталия Солженицына Демаркационная линия Беседу вёл Дмитрий Быков
Александра Исаевича. Тем интересней было спросить ее о том, что она думает о происходящем сегодня. Ее мнение, возможно, не совпало...

«Моральный долг» iconМ узейный уголок
России, сохранение памяти о воинах-интернационалистах, исполнявших свой воинский долг за пределами России

«Моральный долг» iconНе закончиться счёт
Цель: создание условий для воспитания у школьников уважения к российским воинам, исполнившим свой долг, развития взаимопонимания,...

«Моральный долг» iconКнига, прочитанная в детстве
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога научить детей любить книгу, ощущать...

«Моральный долг» iconТоржественная линейка для учащихся 1- 9классов, посвященная Дню памяти...
Цель: укрепление общечеловеческих ценностей в созна­нии подростков, основ морального поведения

«Моральный долг» iconДень памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами отечества
Вед.: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас у нас в гостях, и надеемся, что сегодняшняя встреча надолго останется...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница