Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников




Скачать 63.74 Kb.
НазваниеИспользование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников
Дата публикации12.01.2014
Размер63.74 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Информатика > Документы
Использование

информационно-коммуникативных технологий

в обучении младших школьников

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Компьютер может быть на уроке и тренажером, и средством подвижной наглядности, и хранителем информации, и средством контроля и мониторинга.
Одна из ключевых проблем любого обучения — проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный характер, а мобилизующий, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции.
Для повышения интереса учащихся можно использовать медиатеку, электронные учебные пособия по предметам, электронные энциклопедии.
Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету.
 Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала,  насыщает урок информацией.  Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.
Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как на отдельных этапах урока, так и на протяжении всего урока.   Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени. Время, затрачиваемое на освоение этих технологий, окупается за счет эффективности учебного процесса по дисциплинам, где они применяются, в дополнение к этому идет освоение новых, приоритетных моделей деятельности.
Используя компьютерные презентации на уроках, учитель выступает в роли сценариста и режиссера своего урока, а дети являются не пассивными зрителями, а непосредственными участниками процесса.
Возможность анимации позволяет удачно продемонстрировать суть задания, а не жестикулировать, как раньше руками. Раньше многие задания выполнялись на бумаге или доске, но в данной наглядности не хватало движения, яркости, четкости. Времени на создание рисунка уходило много, а продукт получался «одноразовый». Можно создать коллекцию анимационных картинок, взятых из Интернет, и использовать эффекты анимации Power Point для “оживления” математических задач.  
Включение в процесс обучения ещё и аудио, и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе.
Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении  детей. Наиболее часто его можно использовать на уроках окружающего мира, истории, изобразительного искусства. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге, а чаще всего к верному другу – компьютеру, так как обучающих программ достаточно на прилавках магазинов и в Интернете. Очень жаль, что с экранов телевизоров исчезли детские обучающие программы: «АБВГДЕЙКА», «Хочу всё знать!» Альтернативой им может служить созданный совсем недавно детский канал, но не все дети имеют возможность его посмотреть. Очень популярна среди детей передача «Улица Сезам». Записи этой передачи можно использовать на разных уроках, особенно в первом классе.
Уроки литературного чтения  будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.
На уроках русского языка аудио средства можно использовать при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами.
Используя технологию ИКТ на уроках математики, учитель имеет возможность использовать их неоднократно, так как  условия задач легко заменяемы, возможно одну и ту же задачу использовать несколько раз, упростив или усложнив ее условие. Схематические модели задач можно использовать при проведении устного счета.
Применение ИКТ на уроках окружающего мира позволяет знакомить детей с основами наук о природе, по каждой теме иметь несколько вариантов с увлекательными интерактивными заданиями для закрепления, учит пользоваться картами и масштабными изображениями, то есть является и демонстрационной, и управляющей, и диагностирующей одновременно. Особенно ценно то, что при выполнении заданий  можно пользоваться справочными материалами и разнообразными подсказками. Такой дифференцированный подход помогает справиться с заданиями и сильному  ученику и ученику, имеющему пробелы в знаниях. Презентации помогают быстро менять наглядность по изучаемой теме, проследить динамику самого процесса. Сочетание в презентациях разных моделей действий помогает не только учителю, но и ученика концентрировать свое внимание на изучаемом объекте.
Уроки русского языка часто воспринимаются детьми как одни из самых трудных и неинтересных уроков, когда детям приходится много писать. С использованием технологий ИКТ уроки русского языка приобретают совершенно другой «смысл». Учитель имеет возможность варьировать характер заданий очень быстро и смена видов деятельности не приводит к утомляемости детей. Кроме этого, технологии ИКТ позволяют эффективно и качественно осуществить проверку задания по следам сделанной работы. Расширяется возможность зрительного восприятия изучаемого материала. Когда учитель имеет возможность не только сообщить детям лексическое значение изучаемых слов (например при словарной работе), но и наглядно показать изучаемые предметы или явления.
На уроках литературного чтения  учитель имеет возможность обогатить содержание урока не только интересными и увлекательными заданиями типа кроссвордов и ребусов, но и дать детям представление об авторе, которые создавали произведение (показ портретов). 

 Применение ИКТ можно использовать и в организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы. Под руководством учителя, ребенку – исследователю от природы – доступно воплощать свою творческую энергию, не только (как раньше) танцуя в самодеятельности  или конструируя модели самолетов или кораблей. Он может творить в самых разных областях, активно исследуя окружающий мир. Участие детей в работе над коллективным или индивидуальным проектом способствует формированию умения отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, использовать возможности информационных технологий. 
Свои исследовательские работы учащиеся презентуют на конференциях, уроках, кружках, родительских собраниях. В практику работы можно ввести такую форму организации представлений детских работ, как «Я учитель». Дети представляют свои работы и проекты на уроках и внеклассных мероприятиях не только в своей возрастной категории, но и среди учащихся младших возрастных групп. Причем темы предоставленных работ расширяют знания учащихся по различным предметам и дополняют рассказ учителя. Кроме этого учитель начальной школы может использовать детские презентации при организации уроков по той или иной теме.

 Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей  будет меньше.
Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.

Урок математики. 1 класс.

Тема. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Счёт в пределах 100.

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, телевизор, карта путешествия, индивидуальные путевые листы для учащихся.
Компьютер демонстрирует слайды со станциями, где «останавливаются» дети во время путешествия, а также задания по теме урока. Аудиозапись звучит при проведении физкультминутки.

 
Использование в обучении младших школьников информационно-коммуникационных технологий позволяет:

  • развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

  • усилить мотивацию учения;

  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

  • приобщить школьника к достижениям информационного общества.

Левашова Людмила Денисовна

Учитель начальных классов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников iconТема:"использование информационно-коммуникативных технологий в современной школе"

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников iconИспользование информационно коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников iconИспользование электронных образовательных ресурсов при обучении младших...

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников iconОпыта
Обобщение педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как...

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников iconКонспект воспитательного мероприятия с использованием информационно-коммуникативных...
Конспект воспитательного мероприятия с использованием информационно-коммуникативных технологий (икт)

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников icon«Использование инновационных технологий в обучении детей татарскому языку»
Мдоу «Детский сад «Антошка» г. Болгар прошел районный семинар для воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образовательных...

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников iconМуниципальное Учреждение «Центр развития образования г. Дубны Московской...
В сборнике представлен опыт работы учителя английского языка по использованию информационно – коммуникационных технологий при обучении...

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников iconКонспект урока с использованием Инновационных технологий в обучении...
Цели: Образовательная – совершенствование навыков говорения, чтения и аудирования, способствовать увеличению лексического запаса...

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников iconОрганизационного заседания творческой группы Тема: формирование коммуникативных...
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе. Голяева Л. Н

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников iconОтчёт о проведении недели начальных классов в мкоу «сош №2 ст. Кардоникской»
«Использование современных технологий в образовательном процессе как ведущее направление повышения качества обучения и воспитания...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница