Заседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета»




НазваниеЗаседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета»
Дата публикации22.01.2014
Размер82.1 Kb.
ТипЗаседание
lit-yaz.ru > Информатика > Заседание
Заседание методического объединения учителей «Естествознание»

Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета» .

Слушали:

Михайлову Т.Ю., которая рассказала о современном уроке в условиях ФГОС (презентация прил.)

Полякову Т.С. познакомила коллег с современными образовательными технологиями (презентация прил.)

Выступили:

- Гуреева С.В. на тему «Использование синквейнов на разных этапах урока биологии»

Учитель заметила, что как в современной жизни существует мода на определенную музыку, на одежду, так и в современной школе многие прогрессивные учителя вводят в свои уроки написание модных синквейнов

Что же представляет собой это необычное задание? Когда первый раз слышишь слово "синквейн", то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. Но это не так. В переводе с французского это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме.

Это значит, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам:

1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о.

2 строка - два п р и л а г а т е л ь н ы х.

3 строка - три г л а г о л а.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - резюме, вывод, одно(два) слова, существительное(обычно).

«На мой взгляд, - отметила Светлана Витальевна, синквейн - это не способ проверки знаний, как считают некоторые мои коллеги. У него другая задача, причем более универсальная. Синквейн - это способ на любом этапе урока, изучения темы, повторить, что находится у школьника на уровне ассоциаций.

Когда я приступаю к изучению новой темы и в начале урока даю синквейн: "А что вы уже знаете об это? Что думаете?" Анализируя полученные результаты, корректирую представления ребят о данном понятии в ходе изучения темы.

В середине урока, когда ребята подустали или тема трудна для восприятия. Предлагаю им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы и узнаю, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы закончено. Конечно, качество и глубину знаний покажут итоговые работы. А сейчас, в завершении урока - синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей.»

Например:

Дыхание.

Обменная, кислородная.

Поглощает, разносит, выделяет.

Дыхание выполняет жизненно важную функцию.

Дыхание-жизнь.

- Попова Е.М.поделилась опытом использования технологии развития критического мышления на уроках физики в среднем звене. Учитель отметила, что синквейн является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

Физика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.

С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Евгения Михайловна продемонстрировала как она использует эту технологию в своей практике.

Она отметила, что,во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

Например:

Физика.

Нужная, интересная.

Исследует, развивает, помогает думать.

Физика—наука о природе.

Законы.

Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, можно предложить в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями , то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.

Например:

Молекула.

Маленькая, подвижная.

Движется, притягивается, отталкивается.

Молекула – это то, из чего состоит вещество.

Частица.

В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Манометр"), так и при изучении достаточно объёмного материала. Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, я даю такое задание в качестве творческого.

Например:

Манометр.

Жидкостный, металлический.

Измеряет, уточняет, работает.

Служит для измерения давления.

Прибор.

Или:

Закон сохранения и превращения энергии.

Нужный, полезный.

Превращается, сохраняется, не изменяется.

Энергия превращается из одного вида в другой.

^ Один из основных законов природы.

- Учитель географии Михайлова Т.Ю., отметила, что за многие годы работы в школе поняла, что для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос нашла совершенно случайно и там, где меньше всего этого ожидала! В этом мне помог Синквейн. После объяснения, что синквейн - это стихотворение, которое требует изложение большого объема информации в кратких выражениях, которое позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме, требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе учащихся, перехожу к действиям.

Убеждаю ребят в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Привожу ещё несколько примеров синквейнов, написанных старшими ребятами, называю имена авторов. За это время, более сообразительные ученики уже проводят “пробу собственного пера” и, обычно, к концу моего пояснения в классе уже готово несколько “стихотворных шедевров”. С разрешения авторов начинаем подробно разбирать стихотворения, выясняем, на что при написании синквейна необходимо обратить особое внимание. Затем предлагаю всем написать синквейн по теме сегодняшнего урока, даю 5 - 8 минут. Сначала работа вызывает затруднения. Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Каждый ученик может обсудить свой синквейн с соседом и вдвоём из двух синквейнов они могут составить один, который устраивает обоих. Потом все знакомятся с синквейнами в своей группе. В результате очень часто возникает дискуссия, и рождаются новые, более усовершенствованные синквейны. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему. В дальнейшем ученики пишут синквейны не только на уроках, но и дома. Дети с удовольствием красочно оформляют и иллюстрируют свои стихи. У нас есть целые книжки синквейнов по различным темам, красочно оформленные и на компьютере и вручную.

Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы учащиеся слушали друг друга и извлекали из произведений товарищей, идеи, которые они могут сопоставить со своими.

Например:

география
древняя, научная
открывает, описывает, картографирует
изучает природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты
наука о земле

Или:

Китай
старейший, традиционный
укрепляет, взаимодействует, развивается
крупнейшее по численности населения государство
^ КНР

- Учитель математики и информатики Барабаш А.В. поделилась своими наработками использования данной технологии на уроках математики. Она отметила, что синквейн – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он способствует развитию творческого, критического мышления у учащихся. Детям нравится эта работа. Анастасия Викторовна обратила внимание, что обычно первое знакомство с синквейном проводит в конце 6 класса, но с большим удовольствием ребята пишут их до конца 11 класса. Например:

Теорема Пифагора

Строгая, логичная.

Строим, доказываем, вычисляем.

Квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме квадратов, построенных на катетах.

^ Прямоугольный треугольник.

Решили: По мере возможности применять данную технологию и ее элементы в образовательном процессе.

В заключение заседания МО «Естествознание» Михайлова Т.Ю. предложила познакомиться ещё с одной из современных технологий. Отметила, чтов формировании коммуникативной компетентности важную роль играют приемы, позволяющие организовывать обмен мнениями: “круглый стол”, “судебное заседание”, “заседание экспертной группы”, “дискуссия”.

Для нас, учителей естественно-научного цикла, особенно интересна дискуссия, так как она является своеобразным интеллектуальным тренингом, поскольку её суть и состоит в том, чтобы заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для доказательства необходимого. Тем не менее, школьников надо учить ведению дебатов, дабы избежать хаотичного, эмоционального окрашенного и малополезного спора. Так, за основу предлагаю взять ПОПС-формулу, созданную профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсонон из ЮАР. По-английски она звучит так: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Аркадий Гутников перевёл её на русский язык, и получилась ПОПС-формула:

П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…

О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например…

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – …поэтому…

Данная формула развивает у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения.

Подвести итоги работы и сделать выводы, Татьяна Юльевна предложила провести, используя ПОПС-формулу:

- Я считаю, что современные технологий на уроках естественно-научного циклах, способствуют привитию мотивации учащихся к изучению предмета» .

-Потому, что в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

- Например, такая работа, как написание синквейнов

- Поэтому, для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Решили: Распространить алгоритм работы по технологии с использованием ПОПС – формулы среди учителей школы.

В заключение коллеги прокомментировали советы по отношению к себе и своей жизни.(презентация прил.)

презентация

f:\школьное мо ноябрь\sl553173.jpg

f:\школьное мо ноябрь\sl553172.jpg


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета» icon«Здоровьесберегающие технологии на уроках родного языка и литературы.(докладчик-Алхилаева...
В соответствии с планом работы Управления образования 13. 10. 2011г в мкоу «Кичигамринская сош» было проведено очередное заседание...

Заседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета» iconИспользование мультимедийных технологий на уроках литературы и во внеурочной работе учащихся
И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями,...

Заседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета» iconОтчет о работе методического объединения учителей русского языка...
Учителя рмо продолжили освоение современных технологий, что способствовало повышению творческого потенциала одаренных учащихся и...

Заседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета» iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов...
Обеспечение совершенствования урока как основной формы учебно-воспитательного процесса, здоровьесберегающих технологий в рамках работы...

Заседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета» iconОпыта
Обобщение педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как...

Заседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета» iconСценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения
Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство...

Заседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета» iconТема: Использование современных педагогических технологий обучения,...
Цель: создание условий для освоения и использования современных педагогических технологий

Заседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета» iconПрограмма по татарскому языку
Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла

Заседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета» iconЗаседание методического объединения учителей начальной школы: «Образовательные...

Заседание методического объединения учителей «Естествознание» Тема: «Использование современных технологий на уроках естественно-научного циклах, как средство мотивации учащихся к изучению предмета» iconАнализ работы методического объединения учителей естественно-гуманитарного...
В прошедшем учебном году в мо входило 10 учителей-предметников. Все учителя имеют высшее образование, семь учителей имеют дефектологическое...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница