Скачать 91.39 Kb.
|
Практико-ориентированный проект
Проект «Семья и семейные традиции»
Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №28» города Костромы.
Итоговая зачетная работа курсов повышения квалификации «Способы использования ЦИО при решении проектно-исследовательских задач в условиях реализации ФГОС в начальной школе»
Во всех школах рабочими группами созданы Положения о «Портфолио учащегося». В связи с этим, в первой четверти 1 класса перед учителями начальных классов стоит проблема, как организовать работу по созданию и заполнению данного портфолио. Проект «Семья и семейные традиции» - один из вариантов, как учителю начальных классов можно эту работу организовать. Проект предполагает работу в 2 этапа:
5.1 Проект имеет практическую направленность и может сэкономить время учителя при подготовке к урокам и внеурочным мероприятиям, посвященным семье и семейным традициям. На основе проекта «Семья и семейные традиции» учитель может выстроить свою работу с детьми, связанную с заполнением «Портфолио учащегося». Данный материал учитель начальных классов может использовать 1 сентября ( 1 сентября 2012 года во всех школах России проводился урок по теме «Семья и семейные ценности»)
Семья – круг близких людей. Семья – группа людей, связанных родственными узами. Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. ^ . О семейной династии можно говорить тогда, когда представители одной семьи (несколько поколений) занимаются одним видом деятельности. Семейные реликвии - это особо чтимые, дорогие, по воспоминаниям, вещи, оставленные после родных людей.
5.4 Проект «Семья и семейные традиции» имеет своей целью: 1.Провести внеклассное мероприятие в первом классе, используя презентацию по теме «Семья и семейные традиции» и конспект внеклассного мероприятия. 2.Познакомить учащихся 1 класса с папкой «Портфолио учащегося» и начать работу по заполнению этой папки в разделе «Моя семья» ^ - организовать внеклассное мероприятие в первой четверти первого класса; - изучить материал и отобрать необходимую информацию по теме мероприятия; -подготовить презентацию по теме «Семья и семейные традиции»; - подготовить конспект внеклассного мероприятия; - закупить папки «Портфолио учащегося», привлечь к закупке родительский комитет класса; - создать вкладыши в папку с названиями основных разделов (Я сам, Моя Семья, Мои друзья, Мои увлечения, Мои впечатления, Мои достижения) ; - познакомить учащихся с папкой «Портфолио учащегося» и начать заполнение этой папки в разделе «Моя семья»; ^ - учащиеся получат теоретические знания о семье и семейных традициях; -учащиеся начнут заполнять папку «Портфолио учащегося» в разделе «Моя семья» ( после внеклассного мероприятия выполнят рисунки, подберут информацию о своей семье и их семейных традициях, принесут семейные фотографии); ^
1. Конспект проведенного мероприятия учитель сдает педагогу –организатору в электронном виде. 2. В папке «Портфолио учащегося» будет заполнен раздел «Моя семья»( будут представлены детские рисунки, семейные фотографии, информация о семье ребенка)
Два этапа работы (теоретический и практический) можно использовать и при дальнейшей работе с папкой «Портфолио учащегося» и заполнять разделы « Мои друзья», «Мои увлечения», «Мои впечатления», «Мои достижения».
Приложение 2 « Конспект внеурочного мероприятия по теме «Семья и семейные традиции»(1 класс) Учитель: Друзья мои, начинается наш урок. На этом уроке мы не будем решать задачи, читать или писать. Это не урок математики и не урок чтения. Что же это за урок? На центральной доске вы видите ребус. Разгадайте его и узнаем тему нашего урока. Ребус: 7я (слайд 2) Учитель: Молодцы! Наш урок так и называется «Урок семьи» А как бы вы объяснили, что такое семья? (слайд 4 Семья -это единение близких людей, союз любящих людей). Учитель: Существует несколько легенд о происхождении слова «Семья». Вот одна из них. Эта легенда уходит корнями в далекое прошлое , когда на Земле жил первый мужчина по имени Адам и первая женщина по имени Ева. (слайд 3) Легенда: Как появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе 7 вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихонько ответила: Я. «Кто их воспитает, царица моя?» И Ева покорно ответила : Я. «Кто пищу сготовит, о, радость моя?» И Ева всё так же ответила: Я « Кто платье сошьёт, постирает бельё, меня приласкает, украсит жильё? Ответь на вопросы, подруга моя!» Я…Я…-тихо молвила Ева. Я…Я…. Сказала она знаменитых семь я. Вот так появилось слово «семья». ( Во время чтения легенды, учитель выставляет на доску 7 букв я) Учитель: С тех пор, ребята, и повелось жить семьями. При этом всё лучшее предки передавали своим потомкам. Так появились первые семейные традиции, которые передавались от одного поколения к другому поколению. Давайте поговорим о семейных традициях, которые до сих пор сохранились на Руси. ^ Издревле на Руси существовала такая традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. Рассмотрите рисунки. Какие династии здесь представлены? ( Слайд 5 . Династия портных и строителей.) А в нашем классе есть семьи, где сформировались династии? ^ Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи или в честь святых. (слайд 6) Есть ли в нашем классе дети, которые знают, в честь кого их назвали? ^ Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени. Рассмотрим рисунки ( деревня и коньки). Где проводит отпуск эта семья летом? ( в деревне) А как эта семья отдыхает зимой ( ходят на каток). (слайд 7) Как вы проводите свободное время со своей семьёй? ^ У некоторых из вас дома хранятся старинные вещи, которые передаются из поколения в поколение: от отца к сыну, от матери к дочери. Мы будем называть эти предметы «семейные реликвии». Человека уже нет, а его вещь мы бережно храним и передаем по наследству. Рассмотрим рисунки. Это могут быть дорогие ювелирные украшения и самые простые предметы, которые имеют другую ценность. У кого есть семейные реликвии? (слайд 8) ^ Одна из распространенных русских традиций- традиция застолья. За общим столом собирались родственники, пели, хозяева потчевали их кушаньями. Раньше в почете были щи, каши, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод- клюква, морошка, брусника. Из напитков – квас. (слайд 9) Собираются ли у вас в семье родственники? Можно ли встретить за вашим столом эти кушания? Есть ли блюдо, без которого не проходит ни одно застолье в вашей семье? ^ Отмечать семейные праздники – это традиция. (слайд 10) Какие праздники отмечают в вашей семье? 7 традиция « Семейные обязанности» Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция. Семья и труд связаны исторически. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия. Есть ли у вас уже семейные обязанности? (слайд 11) ^ Папа жалуется: -Что-то утомляюсь от работы.. Мама тоже: -Устаю… На ногах едва стою. Я беру у папы веник- Я ведь тоже не бездельник, После ужина посуду Сам помою, не забуду – Папу с мамой берегу, Я же сильный! Я смогу! ^ ( слайд 12) С тех пор как человек изобрел фотоаппарат, люди стремятся запечатлеть важные в их жизни события и сфотографировать своих родных и близких. Ваши бабушки бережно хранят фотографии в фотоальбомах. Ваши родители продолжают эту традицию, потом продолжите вы. К сожалению, любимые люди уйдут от нас в своё время, но их фотографии навсегда останутся в альбоме. У кого из вас дома есть фотоальбомы? Ребята, о других семейных традициях мы с вами поговорим в ближайшее время. Задания:
|
![]() | Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье;... | ![]() | Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье;... |
![]() | «семья», «виды семей» «брак», «семейные ценности», способствовать формированию у детей | ![]() | «семья», «счастливая семья», выявить ее особенности, понимание родственных отношений |
![]() | Учитель: Добрый день, гости дорогие! Мы рады видеть вас здесь, на семейном классном часе | ![]() | Слайд Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, учителя, гости, все присутствующие. Мы рады приветствовать вас на нашем празднике... |
![]() | Задачи: Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности | ![]() | Пропаганда семейных традиций, популяризация семейных ценностей, укрепление союза “отцы и дети” |
![]() | Задачи: Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности | ![]() | Задачи: Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности |