Использование информационно-коммуникационных технологий на урок




Скачать 54.84 Kb.
НазваниеИспользование информационно-коммуникационных технологий на урок
Дата публикации01.06.2014
Размер54.84 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Информатика > Урок
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАШИХСЯ И РАЗВИТИЯ У НИХ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Божко Т.Т., учитель русского языка и литературы МОУ Щербаковская СОШ Алексеевского района Белгородской области
Общеизвестно, что одной из серьезнейших проблем сегодняшней школы является снижение интереса школьников к учебному труду в целом и резкое падение интереса к литературе как учебному предмету, отчего снижается грамотность, страдает речевая культура школьника. Мои педагогические наблюдения свидетельствуют, что из года в год подростки разительно меняются: другими становятся их кумиры, круг читательских интересов, сейчас учитель для них далеко не единственный источник информации.

Как же быть в этой ситуации учителю-словеснику? Как увлечь миром классической литературы? Как обеспечить положительную динамику развития читательской культуры учащихся? Какие методы и приемы применять, чтобы быть интересным ученикам?

Один из путей решения этих проблем видится в использовании ИКТ на уроке и во внеурочной работе. Современные информационные технологии базируются на компьютерах, возможности которых обеспечивают им широкое применение в самых различных областях деятельности человека.

Поскольку литература тесно связана с другими видами искусства, использование в уроке технических средств обучения становится насущной необходимостью. Для меня компьютер стал незаменимым помощником. Компьютерные технологии применяю как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала, как средство управления учением ученика, динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся.

Многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе (последние постановки произведений М.Булгакова, М.Лермонтова, Ф.Достоевского, а также старые советские фильмы), это дает возможность использовать на уроке отдельные видеофрагменты или организовывать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного фильма.

Другая распространенная форма работы с использованием ИКТ тесно связана с музыкой. Ведь тексты многих современных песен и старинных романсов представляют собой переложенные на музыку стихотворения известных поэтов. Органический синтез литературы с другими видами искусства помогает будить воображение учеников, стимулировать их познавательную активность, а конкретно- наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и потому запоминающимся.

Однако самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, основная цель которых - служить наглядным материалом. Для подготовки презентации можно использовать материалы, полученные из Интернета, сканированные изображения из журналов «Литература в школе» и «Уроки литературы», а также материалы электронных собраний сочинений и энциклопедий. Использую Большую энциклопедию КМ; уникальна электронная библиотека текстов "Хрестоматия по русской литературе", содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно-историческим комментариям.

В работе с поэтическим наследием предпочтение отдаю электронной хрестоматии "Русская поэзия XV__- XX веков.

Работа над презентацией, ее публичное представление положительно влияют на развитие у детей навыков общения с помощью ИКТ, способствуют расширению их читательского кругозора, дают дополнительную мотивацию к изучению литературы как учебного предмета.

В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальным программам. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности. Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения.

При работе с персональным компьютером можно предложить учащимся следующие виды деятельности, которые вызывают у них большой интерес:

-самостоятельная работа с информацией по интересующей теме;

-самостоятельная учебная деятельность в режиме самообразования;

-коммуникативная деятельность в сети Интернет.

Большим подспорьем для учащихся является использование ИКТ при выполнении исследовательских работ, ведь традиционно любое исследование начинается с какой - либо проблемы, которая существует в интересующей ребенка области. Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за которой он в первую очередь обращается в Интернет, а потом уже в библиотеку.

С помощью компьютера можно не только отправиться в виртуальное путешествие, побывать в поэтической гостиной, почитать нужное произведение, просмотреть иллюстративный материал, но и проверить знания обучающихся - можно проводить компьютерное тестирование, которое дает возможность за минимальное время провести опрос всех учеников, снимает субъективность при оценивании. Такую работу дети выполняют с интересом, потому что каждый ученик, выполнив задание, получает на экране результат своего труда. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей формирования читательской культуры школьника. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Использование ИКТ позволяет комплексно осуществлять речевое развитие старшеклассников, разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, дает возможность общаться с учащимися на современном технологическом уровне, что, несомненно, служит повышению интереса к учебному предмету.

Несомненное преимущество использования ИКТ и в том, что компьютер интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет за короткий промежуток времени проверить уровень усвоения материала у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

Итак, из всего сказанного выше очевидна необходимость использования существующих возможностей для применения информационных технологий на уроках литературы уже сейчас.

Используемая литература:

1.Архипова Н.П., Байдакова Т.Б., Мартемьянова И.К., Пашкович И.А., Путило О.О., Применко В.Г., Чернова М..В. Уроки литературы с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением.6-10 классы. - М.: Глобус ,2009

2.Беньяш Ю.Л. Освоение персонального компьютера и работа с документами.- М.: Радио и связь ,1999

3.Олейников М.А. Интернет для всех. - Познавательная книга плюс, 2000

4.Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учебное пособие.- М.: Фаир-Пресс , 2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование информационно-коммуникационных технологий на урок iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных...
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...

Использование информационно-коммуникационных технологий на урок iconИсследование на тему: «Использование информационно-коммуникационных...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества...

Использование информационно-коммуникационных технологий на урок iconМбоу «Борисовская сош №2» Борисовского района
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

Использование информационно-коммуникационных технологий на урок iconСовременные методы развития познавательной активности с использованием...
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовании,...

Использование информационно-коммуникационных технологий на урок iconТехнологии
Методическая тема, над которой работает школа: «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе...

Использование информационно-коммуникационных технологий на урок iconОтчет о работе учителя русского языка и литературы Кузенковой И....
Тема самообразования: «Формирования языковой и лингвистической компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы средствами...

Использование информационно-коммуникационных технологий на урок iconУрок на тему «Параллелограмм»
Тип урока: урок изучения новых знаний, первый урок по теме «Параллелограмм». Урок нетрадиционный, с использованием информационно...

Использование информационно-коммуникационных технологий на урок iconУрок является изучением нового материала и его закреплением по теме «Олимпийские игры»
Данный урок позволит углубить и расширить уже ранее приобретенные знания, получить дополнительную информацию по данной теме. Использование...

Использование информационно-коммуникационных технологий на урок icon2006г районная олимпиада по татарскому языку Климова М. 3 место,диплом
Использование информационно-коммуникационных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Использование информационно-коммуникационных технологий на урок iconИспользование икт в повседневной работе библиотекаря
Исходя из этого, можно выделить три главных направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница