Скачать 202.98 Kb.
|
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ МИР» (модифицированная) 1 КЛАСС Направленность программы: духовно-нравственное Программу составила: М. М. Уварова учитель начальных классов Срок реализации: 1год Возраст детей: 7-8 лет г.о. Тольятти 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Мой мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности «Мой мир» автор-составитель: Зуева И.М. Организация внеурочной деятельности: методический сборник. В 2 ч.- Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2013. Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Базовые духовно-нравственные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. Большую роль в данном процессе с введением новых стандартов играет реализация программы внеурочная деятельности «Мой мир». Мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения, ученик должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей, разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир». Методологической основой для разработки послужил системно-деятельностный подход в обучении и развитии школьников. Использовались научные положения Л. С. Выготского, Е. С. Скреблевой, В. В. Воронковой, идеи Е. д. Худенко. При разработке содержания программы, основных ее разделов мы руководствовались положениями личностноориентированной педагогики (В. А. Петровский и др.). Программа разрабатывалась в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с введением которого в педагогической практике появился новый вид деятельности - внеурочная деятельность. ^ - формирование нравственных чувств и этического сознания в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. Задачи: 1. Знакомить школьников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе, нравственными нормами поведения. 2. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения. 3. Формировать адекватную самооценку, чувство ответственности за свои поступки. 4. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других. В средней образовательной школе № 14 реализуется основная образовательная программа начального общего образования. Данная программа соответствует задачам и целям основной образовательной программы средней школы № 14. Содержание данной программы тесно связано с содержанием учебных предметов, особенно с окружающим миром, чтением, развитием речи, логопедическими занятиями. Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет), предполагает занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку. Данная программа состоит из двух модулей для каждого класса: 1 - Искусство общения (l - 4-й класс), 2 - Познай себя (l-4-й класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю, сначала по первому модулю, затем по второму. Занятия с детьми по первому модулю призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. На занятиях второго блока проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей. Навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми развиваются через беседы на нравственную тему; чтение художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного характера); разыгрывание и анализ ситуации; мини-конкурсы; совместную разработку правил поведения. Длительность занятий 30 минут для обучающихся 1-го класса и 40 минут для 2-4 классов. Данная программа предполагает следующие виды деятельности: игровую и познавательную деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательную деятельность; социально преобразующую добровольческую деятельность и др. Формы работы: познавательная, этическая, профилактическая беседа, ролевые и ситуационные игры, занятия с использованием художественных средств выразительности. А также упражнения, тренинги, экскурсии, тестирование и др. Управление реализацией программы осуществляют заместители директора школы по внеклассной и воспитательной работе. Реализует программу учитель начальных классов. ^ Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования. Иными словами, система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета или внеурочной деятельности, - овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. ^ Научится: - понимать и принимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей; - ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - основным моральным нормам и ориентации на их выполнение, дифференциации моpaльных и конвенциональных норм; - различать этические чувства - стыд, вину, совесть как регуляторы морального поведения. ^ - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в обществе, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическuм требованиям. ^ Научится: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реа- лизации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответ- ствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. ^ - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в концее действия. ^ Научится: - осуществлять поиск необходимой информации; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о се- бе самом, в том числе с помощью средств ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных призна- ков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свой- ствах и связях. ^ - осуществлять расширенный поиск информации с использование: м ресурсов библиотек и Интернета; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью средств ИКТ Коммуникативные универсальные учебные действия. Научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера. Выпускник получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - nонимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - nродуктивтю содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников. ^ - приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций; - овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы; - смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей; - приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным: опытом. ИКТ - компетентность: - приобретут опыт работы с гипермедийными информационным:и объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете; - познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности использования различных средств ИКТ для обучения, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры; - определять возможные источники получения информации. ^ На 1 уровне (1-2-й класс) школьник имеет представление: - о качествах личности и нравственных нормах поведения; - о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недо- статках; - о конфликтах и способах их разрешения; - об основных моделях коммуникативного поведения; - о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транс- порте и др. ^ - соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения; - умеет анализировать поступки свои и других людей; - способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником; - владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях; - адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и т. д. ^ - имеет опыт использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.; - адекватно откликается на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, принимает помощь других и т. д.; - обладает способностью к адекватной самооценке, осознает ответственность за свои поступки; - имеет опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; - имеет опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. ^
ЛИТЕРАТУРА Для педагогов. 1. Богуславская Н. И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н. И. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург: АРД лтд, 1998. - 192 с. 2. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья / В. В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 192 с. 3. Звездина Г. П. Классные часы в начальной школе (программа факультатива «Я и Мир») / Г. П. 3вездина, т. П. Щербакова. - М.: тц Сфера, 2004. 4. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. Кащенко В. В. Педагогическая коррекция / В. В. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994. 6. Классные часы в 1-4-х классах / aBT.-соет. И. В. Персидская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204 с. 7. Кащенко В. В. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 KJlaCсы / В. В. Кащенко. - М.; ВАКО, 2008. - 160 с. 8. Курочкина И. Н. Как научить поступать нравственно / И. Н. Курочкина. - 3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с. 9. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, 10. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с. 10. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. М. А. Козлова. - М.: Экзамен, 2009. - 317 с. 11. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2003.128 с. 12. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: литературный и музыкально-игровой материCL'1: учебно-метод. пособие / С. О. Николаева. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 80 с. 13. Обучение и воспитание во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. - М.: Просвещение,1984. Для школьников 13. Барто А. Медвежонок-невежа / А. Барто. - Л.: Детская литература, 1984. - 5 с. Пушкин А Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин - М.: Детская литература, 1998. - 14. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей / Е. Д. Худенко [и др.]. - М.: АРКТИ, 2006. - 312 с. 15. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: коррекционно-развива:ющая про- грамма для 5-8 лет / авт.-СОСТ. Н. В. Макарычева. - М.: АРКТИ, 2010. - 80 С. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб: Речь, 2007. - 296 С. Практика сказкотерапии / под ред. Н. А Сакович. - СПб, 2007. - 224 с. 18. Примерная основная образовательная програс\fма образовательного учреждения. Начальная школа / [СОСТ. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения). 19. Планируемые результаты начального общего образования / [л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения). 20. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 3-изд. - М.: Просвещение, 2011. 21. Шипицина Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя / Л. М. Шипицина. - СПб: Союз, 2004. - 336 с. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности / Н. Е. Щуркова. - М., 1994. - 107 с. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. - М., 1998. - 130 с. 1. 2. 23 с. Маршак С. Я. Сказки, песни, загадки / С. Я. Маршак. - М.: Детская литература, 1987. 4. Ноев ковчег: легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: кн. для воспитателей детского сада и родителей / сост. Э. И. Иванова. - М.: Просвещение, 1993. - 352 с. Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов. - М.: Детская литература, 1977. - 221 с. 6. Осеева В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева - М.: Детская литература, 1988. 70 с. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб: Речь, 2007. - 296 с. 8. Сент-Экзюпери А де. Маленький принц / А де Сент-Экзюпери; пер. с франц. А В. Кривцова. - М.: Худож. лит, 2000. 9. Родари Дж Приключения Чиполлино / Дж Родари // Родари Дж Приключения Чиполлино / Дж Родари. Мери Поппинс / П. Треверс. Маленький принц / А. де Сент-Экзюпери; предисл. Л. З. лунгиной. - Мн.: Беларусь, 1986. - 431 с. 10. Практика сказкотерапии / под ред. Н. А Сакович. - СПб: 2007. - 224 С. 11. Толстой Л. Н. Ясная поляна / Л. Н. Толстой. - М.: Детская литература, 1988. - 143 с. 12. Читаем детям. Книга для чтения: пособие для воспитателя / авт.-СОСТ. З. Г. Сахипова, 12. А Ш. Асадуллин, С. Г. Сулейманова; под ред. З. Г. Сахиповой. - Л.: Просвещение. Ленингр. отд., 1987. - 239 с. Тематическое планирование 1 класс.
Модуль 1 «Искусство общения»
|
![]() | Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной | ![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования |
![]() | Программа начала реализовываться в мкоу белоозёрской оош №9 в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся... | ![]() | От учителя требуется много усилий, чтобы заинтересовать семиклассников физикой. Проблема эта отчасти снимается при введение курса... |
![]() | Цель программы «Мой мир» – формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности... | ![]() | Программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов |
![]() | Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации... | ![]() | Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года. (таблицы №1 -5) |
![]() | Сборника программ внеурочной деятельности «Н. Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011 | ![]() | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности |