Скачать 173.32 Kb.
|
Работу выполнили учителя МКОУ Островская средняя школа. Большакова Елена Владимировна. Варёшина Елена Александровна Лебедева Юлия Александровна Сумеркина Надежда Анатольевна Задание 1. ВОПРОСНИК по теме «Эмпирическое исследование»:
Эмпиризм и теория – два основных, связанных между собой вида знания (способа познания) мира.
Эмпиризм основывается на фактах и ощущениях, полученных опытным путём и вытекающих из их анализа логических умозаключениях (всё что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить). Суть эмпирического пути. ( В основе - опора на опыты, эксперименты, сбор данных и др.) 1).Рассмотрение предложенных учителем версий, гипотез. 2).Использование предоставленного учителем алгоритма деятельности 3).Сбор и накопление информации. 4). Проведение опытов и экспериментов. 5). Наблюдение, сравнение, классификация, систематизация. 6). Оформление результатов с использованием схем, диаграмм, графиков, иллюстраций, и т.д. 7). Эмпирическое обобщение полученной информации – составление заключения или выводов.
Эмпирические законы устанавливаются путем обобщения данных наблюдений и экспериментов, они выражают такие регулярные отношения между вещами, которые наблюдаются непосредственно или с помощью достаточно простых приборов. Иначе говоря, эти законы описывают поведение наблюдаемых объектов.
Закон тождества, закон противоречия, закон достаточного основания, закон дедуктивного умозаключения
Закон тождества – «клетка» (клетка животного, клетка растения, и т.д.) Закон противоречия – день-ночь, жизнь-смерть, и т.д. Закон достаточного основания – закон цветоведения, каждое утро встает солнце, отсюда следует, что завтра тоже встанет солнце Закон дедуктивных умозаключений - доказательство теорем в математике,
Эмпирическое исследование (от «эмпирическое» - опытное) - это исследование, проводимое с целью определения и выделения определенных закономерностей. Эмпирическое исследование подразумевает под собой изучение и обоснование какого- либо способа или методики с помощью достоверных данных. Иными словами, данные исследования имеют под собой фактическое основание, а в процессе их изучения применяется достоверный опыт и доказанные утверждения.
-постановка проблемы, определение целей и задач исследования, планирование исследования, -теоретическая часть: концептуальная модель исследования, описание понятий и категорий, взаимосвязей между ними, -методологическая часть: исследовательский подход, описание методов сбора и методов анализа данных, -практическая часть: результаты сбора данных, их анализ и представление результатов, -выводы и рекомендации по результатам исследования. 8.^ Объяснительно –иллюстративные : рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа. Репродуктивные : лекция, пример, демонстрация. Проблемное изложение: беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии обобщения. Частично- поисковый ( эвристический): диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование. Исследовательские методы: исследовательское моделирование, техническое творчество и проектирование. Методы имперического исследования: наблюдения, описание, опыт, экспертиза, индукция, аналогия. 9.^ Самым распространенным из эмпирических методов является наблюдение. Это – непосредственное восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение. Различают наблюдения следующих видов: – открытое и скрытое в зависимости от позиции наблюдателя; – периодическое, лонгитюдное (продолжительное) и одиночное с точки зрения хронологической организации наблюдения; – пассивное и активное в зависимости от создания специальных условий; – случайное и систематическое в зависимости от регулярности; – включенное и невключенное с точки зрения участия наблюдателя в исследуемом процессе. При открытом наблюдении испытуемый знает, что за ним наблюдают, скрытое означает, что наблюдатель остается незамеченным. Наблюдение как научный метод является организованным, предполагает конкретную цель и четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. План наблюдения предполагает указание на объект, цель и задачи, время и место наблюдения, длительность и предполагаемый результат. Таким образом, исследователь отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего, когда и сколько времени, чего можно ожидать. К достоинствам наблюдения можно отнести: – разнообразие собираемых сведений; – сохранение естественный условий деятельности; – использование технических средств (видео-, аудио-); – не обязательное получение предварительного согласия испытуемых. К недостаткам относят: – субъективность информации; – невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в процесс; – значительные затраты времени. Задание 2. Соотнести типы и методы учебного эмпирического исследования.
по теме «Учебное исследование». Задание 1 Разработать урок-исследование с применением элементов одного из типов учебного исследования (поисковое, критическое, уточняющие; воспроизводящие). Этапы исследования : - проблемная ситуация - выдвижение гипотезы -определяем методы исследования - проведение исследования - формулирование выводов - презентация Исследование на тему « Роль чтения в жизни детей» 1. Значение чтения для человека -о пользе чтения для детей -чтение надо поддерживать во всех направлениях - факты в пользу чтения 2. Статистические данные из библиотек Островского района . 3. Вывод. 4 .Сведения о творческой группе Задачи проекта. 1.Изучить и систематизировать сведения о пользе чтения 2. Развивать творческие способности детей 3.Увеличить число читающих людей. 4. Пропагандировать у детей здоровый образ жизни При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение литературы, знакомство со статистическими данными района( библиотек ) Практические- беседы с работниками библиотек , 1. Актуальность проектной работы. 1 Значение чтения для человека Чтение для ума — то же, что физическое упражнение для тела. Аддисон Д Давно прошли времена, когда дети, прячась от родителей, читали под одеялом с фонариком, когда книга была лучшим подарком на день рождения, а подписка на собрание сочинений любимого автора была мечтой любого образованного человека. Теперь по ночам принято сидеть в Интернете или "отрываться" на дискотеках. Читать среди молодых людей стало немодно, а поход в библиотеку вызывает у сверстников в лучшем случае "немой вопрос в глазах". В результате, книга в образовательном процессе уходит на второй и даже третий планы, а грамотность падает. Чтение – российская традиция, составляющая ядро национальной культуры, мощный механизм поддержания и приумножения богатств родного языка, система формирования личности и развития социальной структуры общества, единственная технология, выработанная человечеством за всю его продолжительную историю для того, чтобы последовательно и гармонично выкристаллизовывать сознание и совершенствовать духовный мир людей. В России чтение и грамотность находятся под угрозой, следовательно, возрастает риск появления "человека недумающего и нерефлексирующего". -^ Чтение является исключительно полезным навыком, позволяющим людям получать новые сведения о мире и обмениваться информацией друг с другом. Приучать детей к чтению следует с самого раннего возраста. Даже когда ребёнок ещё не говорит ( в возрасте до 2-х лет), он уже отлично воспринимает речь на слух, различаю отдельные слова и фразы. Говорить с ним и читать ему книги не только желательно, но и необходимо, если, конечно, родители хотят чтобы их чадо гармонично развивалось и впоследствии имело успехи в учёбе. Мудрые люди считают, что чтение произведения, которое написано хорошим писателем, способствует развитию ясного, определенного, связного и четкого мышления, а в итоге, и речи. В этом можно убедиться, прочитав какое-нибудь глубокомысленное произведение одного из великих классиков. Через некоторое время вы заметите, насколько вы стали яснее выражать свои мысли, речь становится более красивой и связной. Нашу страну когда-то, называли самой читающей страной в мире, а нас – самой читающей нацией. Ведь когда-то родители начинали читать своим малышам сказки еще до того момента, как они пытались освоить первые шаги Но, к сожалению, в последние годы с чтением книг ситуация изменилась не в лучшую сторону. Взрослые стали больше посещать кинотеатры, общаться по интернету, длительное время просиживая за компьютером. Дети, подражая своим родителям, тоже могут часами сидеть за играми на игровых приставках или за чтением комиксов, которые не дают ребенку полезной информации. Зато детей совершенно невозможно заставить читать книги. Люди стали больше проводить времени у телевизора. Ученые давно заметили, что длительное пребывание у компьютера или телевизора делает человека глупее, а чтение хороших книг, наоборот, расширяет кругозор человека и делает его умнее. Еще 15 лет назад Россия считалась самой читающей страной в мире. Сейчас треть населения страны не читает и даже не держит дома книг. По мнению социологов, процесс этот закономерный. В современной России меняется способ приобщения людей к культуре. Новые знания, которые раньше получали из книг, теперь россияне черпают из телевизора или из Интернета. По мнению психологов, процесс отчуждения от чтения идет уже давно и связан с особенностями человеческого восприятия.. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям объявляло 2007 год Годом чтения. Сегодня каждый третий россиянин не читает книг. Литература становится одним из второстепенных предметов в школе. А в районных библиотеках, которые еще недавно были доступны всем желающим, начали брать плату за доступ к знаниям. И дело не только в коммерциализации библиотек. Во многих из них происходит замена романов классиков на современное бульварное чтиво. Еще немного, и, как говорят специалисты, Россия в смысле глобальной книжной безграмотности населения сравняется с Америкой. В результате, по данным Роспечати, доля активных читателей за последние два года снизилась с 26% до 23%. Фактически половина взрослого населения страны вообще не покупает книг. С детьми ситуация обстоит еще хуже. «За последние семь-восемь лет школьники стали читать примерно на 30–40% меньше, – рассказал «НИ» президент Фонда образования РФ Сергей Комков. «Левада-центр» провел исследование, целью которого было выяснить отношение школьников к чтению. Результаты исследования показали:
С возрастом у школьников формируется отношение к чтению как принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно. Так считают 10% учеников 9-ых классов. 19% детей в этом возрасте признаются, что они просто «ненавидят» читать. Социологи связывают это с обострением личностных проблем и проблем с родителями. Жанры книг, которые предпочитают школьники средних классов:
- Чтение надо поддерживать во всех направлениях. Вы когда-нибудь задумывались о том, для чего же люди, собственно, всегда читали и продолжают читать книги. Ведь не просто для того, чтобы занять свободное время, отдохнуть, расслабиться. Совершенно очевидно, что чтение книг значительно расширяет кругозор человека. Но это всего лишь толика той пользы, которую оказывает сама книга и ее чтение как таковое в нашем современном веке компьютеризации. Первое, что привлекает людей и побуждает к чтению - это эстетическая привлекательность книги. Многие книги просто приятно подержать в руках, даже не зная, о чем в ней идет речь. А красиво и грамотно написанное произведение заставляет читателя с головой погрузиться в атмосферу происходящего. Сопереживая героям произведений, мы часто находим в них черты характера, свойственные нам самим, похожее отношение к жизни и мировоззрение в целом. Таким образом, сами того не замечая, люди находят в книгах ответы на давно волнующие их вопросы и даже способы решения тех или иных житейских проблем. Книга помогает не только удовлетворить романтические переживания, но и, порой, обрести смысл жизни, найти правильный жизненный путь. Чтение произведений хороших авторов заставляет мыслить человека так же складно, как на страницах книги. Постепенно из лексикона исчезают слова-паразиты, а речь становится более грамотной и связной, быстрее и легче пишутся письма. Стоит несколько недель почитать какое-нибудь серьезное произведение, как человек, ранее и "лыко не вязавший", станет гораздо свободнее разговаривать и легче излагать свои мысли. Любители читать стихи могут и сами гораздо легче сочинить небольшой стишок. . Пять лет назад в нашей стране была принята национальная программа поддержки и развития чтения. Необходимость этого продиктована катастрофическим снижением интереса к чтению. Из самой читающей страны мира Россия постепенно превращается в страну, где угрожающе растёт число людей, вообще не читающих книги.. Хороших вам книг и увлекательного чтения! Рассмотрим еще несколько важных аспектов формирования ребенка как личности с помощью книги. ^ Если родители читают те книги, которые интересуют их ребенка, обсуждают с ним прочитанное и пытаются понять его мнение, то у ребенка формируется здоровое самомнение, ощущение значимости своего "Я", своих интересов и потребностей. Ведь ему уделяют внимание самые главные люди на свете - родители. ^ В то время, когда родители и дети сидят в дружной семейной обстановке, обнявшись друг с другом, и заняты совместным увлеченным занятием, таким как чтение книги, у детей формируется ощущение комфорта и безопасности, близости и защищенности в обществе родителей. Это очень сильные эмоциональные моменты, нужные для формирования здоровой личности. ^ Существует ряд жизненных ситуаций и переживаний, которые могут оказаться пугающими и болезненными для ребенка, с которыми ребенку очень трудно справиться. Книга в таких ситуациях помогает разрядить нервное состояние. Любой человек, а ребенок - в особенности, читая увлекательное художественное произведение, порой даже неосознанно, ставит себя на место главного героя, проходя (прочитывая) вместе с ним трудный путь, наполненный победами и поражениями, переживаниями, страхами и воодушевлениями. Сопереживание и "проживание" жизни героя помогает ребенку избавиться от собственных страхов и проблем в реальной жизни. ^ Оказывая огромное влияние на идеалы нравственности ребенка, книга помогает формировать правильные ценности. Герои книг дружат и предают, сочувствуют, проявляют самоотверженность, чувство долга и чести. На примерах ситуаций, в которые они попадают, ребенок учится различать добро и зло, различать добродетели и узнает их ценность. Родителям важно помочь своим детям провести параллели этих ценностей в жизни. ^ Также, через книгу ребенок учится моделировать свое поведение, применять полученные знания в жизни: как правильно решать конфликтные ситуации, как заводить отношения, поддерживать дружбу, ставить и добиваться целей. А совместное обсуждение поможет избежать ошибок понимания этих моделей. Как следствие, в таких читающих семьях, особенно, если папы не исключают себя из процесса воспитания ребенка, царит гармония и доброжелательная обстановка. И такие семьи, как правило, более благополучны, в них низкий уровень семейных разногласий и насилия. Да, древние знали толк в книгах и в чтении. Сейчас же книги являются самым распространенным, доступным и простым способом передачи учений, информации, знаний от одних людей к другим, от одного народу к другому, из поколения в поколение. Учителя в итоге забили тревогу, так как дети даже в старших классах не могут правильно написать сочинение, речь многих детей совершенно не развита. Это все влияет не только на такие школьные предметы как русский язык и литература, но и на остальные предметы, так как школьники не в состоянии выразить свои мысли. Люди стали больше проводить времени у телевизора. Ученые давно заметили, что длительное пребывание у компьютера или телевизора делает человека глупее, а чтение хороших книг, наоборот, расширяет кругозор человека и делает его умнее. Что же такое «хорошая книга»? Что она должна из себя представлять? Если книга настолько интересна, что ее хочется прочитать «от корки до корки», если она развивает, если вы про книгу не можете сказать, что прочитали ее «через силу», значит это хорошая книга. Хорошее произведение должно быть написано разнообразным богатым языком, должно быть поучающим и заключать в себе глубокий смысл. Причем, речь тут не идет о тех книгах, которые мы читаем часто в общественном транспорте. Содержание такие книг мы забываем сразу же, как только выходим из метро или автобуса. Речь идет о тех произведениях, которые заставляют нас задуматься, где-то выразить свои эмоции: страх, негодование, а может, и смех. Содержание таких произведений мы помним долгие годы, а когда уже наши дети подходят к нам и спрашивают, о чем та или иная книга, мы смело можем кратко рассказать содержание, не боясь упустить мелкие детали произведения. Поэтому взрослым стоит и прививать любовь к чтению с самого раннего возраста. В пользу чтения хотелось бы привести несколько фактов. - Чтение развивает логическое мышление. Прочитайте «Шерлока Холмса», и вы убедитесь в том, насколько стал острее ваш ум, насколько вы стали быстрее соображать в той или иной области, это, кстати, очень помогает и в работе. - Чтение оказывает большое влияние на духовное развитие и нравственные ориентиры человека, который после прочтения того или иного классического произведения, начинает меняться. - Чтение книг полезно и родителям. Вы, наверное, не раз замечали, что вам тоже хочется взять в руки книгу и почитать, когда вы видите, как читает ваш ребенок. - Чтение хорошей книги помогает обрести спокойствие. Если вы о чем-то тревожитесь, вас посещают грустные мысли, возьмите одно из произведений О. Генри и вы тут же обо всем забудете, так как произведения этого писателя необычайно остроумны. - Чтение книг улучшает работу мозга. Когда вы читаете серьезное произведение, вам приходится постоянно думать о том, какую мысль хотел выразить писатель, это заставляет мозг работать быстрее. - Чтение произведений научит вас общаться с людьми. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас проснется великий талант рассказчика, и вы станете интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще. - Чтение делает нас моложе. Давно доказано, что организм стареет быстрее, когда стареет наш мозг, а чтение заставляет наш мозг работать, в результате наша старость отодвигается. Многие из нас могут задать следующий вопрос: « Почему бы тогда не начать читать книги в электронном виде?». Дело в том, что при чтении электронных книг наши глаза сильно устают, чрезмерно напрягаются, скорость чтения при этом падает. При чтении книг в стандартной форме глаза не сильно напрягаются, а скорость чтения повышается в разы. Итак, думаю, в пользу чтения приведено достаточно доводов, поэтому хотелось бы пожелать вам приятного чтения хороших произведений. 3. Статистические данные из библиотек Островского района - Ежедневно абонемент нашей районной библиотеки посещают от 60 до 70 читателей разных возрастов. Это рабочие и служащие. Пенсионеры и учащиеся. -. Посещаемость школьников в последнее время снизилась. - Активных читателей в нашем посёлке много . Это М. Н Охотникова, Г. А Доброва, В . Н Сокол, Н и А Рябинины, Р. А Шугаева 5. Вывод - Мы решили, что чтение необходимо каждому человеку. - Чтение расширяет наш кругозор. - Чтение делает человека добрее, мудрее, справедливее. -Мы будем больше читать книг . 6 Сведения о творческой группе - Лебедева Ю.А , Варёшина Е . А , Сумеркина Н .А . Забавина Л. А, Ломкова С . Ю - работники библиотек села Островское Задание 2. Соотнести типы учебного эмпирического исследования и методы познания
1.Объяснительно- иллюстративные (Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа) 2.Репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, поручение, упражнение) 3.Проблемное изложение (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение) 4.Эвристические (поисковые) методы (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование) 5.Творческие методы (моделирование, техническое творчество, проектирование) |
![]() | Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания... | ![]() | Детей заинтересовало: откуда появляются фрукты, овощи, ягоды, какие разнообразные виды существуют, какими свойствами они обладают,... |
![]() | «культура» и «цивилизация» на дифференциацию современного мира не оспаривается никем. Именно культура способна охладить мировой «политический... | ![]() | Существуют ли какие нибудь методы защиты помимо упредительной инвольтации? Ведь если сам не инвольтируешь |
![]() | Слушай, а почему большинство женщин просто помешаны на диетах, раздельном питании и подсчете калорий??? | ![]() | Поступив в Казанский университет, юноша за два года сменил два факультета. Какие факультеты сменил и закончил ли он университетский... |
![]() | Она нацелена на дальнейшее развитие у детей основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, умение делать выводы и обобщения,... | ![]() | Перспективы и ограничения медиаторского способа, как способа профилактики конфликтов |
![]() | Вместе с тем, отвечая за свою добросовестность в описании предлагаемого способа видения мира и взаимодействия с ним, автор ни в коей... | ![]() | Научные методы познания окружающего мира Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические... |