Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского)




Скачать 260.42 Kb.
НазваниеПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского)
Дата публикации18.08.2014
Размер260.42 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Информатика > Пояснительная записка
Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию
по изобразительному искусству
(по программе Б. М. Неменского)


Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса разработано на основе примерной программы, авторской программы, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, утвержденной МО РФ (М.: Просвещение, 2003) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности – изобразительной, декоративной, конструктивной.

Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

На уроках данной программы вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.
Тематический план рассчитан на 33 часа в год.
Для реализации программного содержания используется учебник:

Неменская, Л. А. Искусство и ты: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, 2005.

Изобразительное искусство
Таблично-графическая схема тематического плана (по программе Б. М. Неменского)

Раздел программы «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером изображения» (18 часов)

Цель: обучение первичному опыту владения художественными материалами.



п/п

Система уроков

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-
методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационно-коммуникативная

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1–2

Изображения всюду вокруг нас

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, диагностика уровня и характера дошкольной подготовки учеников

Индивидуальная, изображение радостного солнца

^ Знать форму изображения солнца.
Уметь:
– рассказать о своем настроении;

– рисовать форму круга (окружности)




Умение участвовать в диалоге

Стихи и загадки о солнце

3–6

Мастер изображения учит видеть

Продуктивная,
объяснительно-иллюстративная,

игровая

Рассказ, бе-
седа, наглядные пособия, игра

Индивидуальная,
изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья (3–4);

изображение животных (5–6)

Уметь:
– использовать художественные материалы (цветные карандаши, бумага),
– работать с ножницами.

Продуктивный (СП, К)

Развитие композиционного мышления и воображения.

^ Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

Стихи об осени;

стихи про зверей , игра-импровизация «Усатый – полосатый»*

^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7–8

Изображать можно пятном

Объяснительно-иллюстративная,
частично-поисковая, игровая

Рассказ, бе-
седа, упраж-
нения, наглядность,
демонстрация, игра

Индивидуальная,

изображение зверушки из произвольно сделанного краской пятна

Уметь применять основные средства художественной выразительности (пятно) в рисунке на плоскости.

^ Продуктивный (К, СП)

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, уметь использовать художественные материалы (фломастеры), творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

Методический прием «Сказка про кляксу», игра-упражнение «Живая клякса»*

9–10

Изображать можно в объеме

Объяснительно-ил-люстративная, частично-поиско-вая, игровая

Беседа, наглядные пособия, демонстрация, игра

Индивидуальная,
лепка птицы и животного из целого куска пластилина




^ Уметь использовать художественные материалы (пластилин).
Уметь применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания.

Продуктивный
(К, СП, ЛС)


Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Методический прием «Сказка про превращения камешков», игра-импровизация «Почемучка»*, игра Пластилиновая угадайка»*

11–12

Изображать можно линией

Продуктив- ная, объяснительно-иллюстративная

Рассказ,
беседа,
наглядные пособия

Индивидуальная,
изображение рисунка линией на тему «Расскажи
нам о себе»

Уметь применять основные средства художественной выразительности (линия) в линейном рисунке (по воображению).
^ Творческий (ЛС, СП)

Уметь:

– создавать творческие работы на основе собственного замысла;
использовать художественные материалы (фломастер). ^ Творческий (ЛС, СП)

Умение участвовать в диалоге

Веселые стихи с развитием действия, песенки про детей

13–14

Разноцветные краски

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная

Рассказ, наглядные пособия

Индивидуальная,
изображение осеннего клена

Уметь использовать художественные материалы (гуашь).
Уметь организовать рабочее место.
^ Продуктивный (ЛС)

Развитие первичных навыков рисования
по памяти и воображению.
Продуктивный (СП)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Методический прием «Сказка про кленовый листок»*


^ Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15–16

Изображать можно и то, что невидимо

Объяснительно-иллюстративная,
поисковая

Рассказ, беседа, наглядные пособия

Индивидуальная,

изображение музыки – создание образов, контрастных по настроению музыкальных пьес

^ Уметь использовать художественные материалы (гуашь).

Умение применять основные средства художественной выразительности (линия, пятно) в живописи.

^ Творческий (ЛС, СП)

Уметь передать настроение в творческой работе с помощью тона и композиции.

Творческий (Р, ЦО),

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, участвовать в диалоге




17–18

Художники
и зрители (обобщение темы)

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, наглядные пособия

Фронтальная,
выставка

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васенцов).

Продуктивный (ЛС, Р)

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся зарубежных художников
(В. Ван Гог)

Умение вступать в общение с произведением искусства, участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников

Методический прием «Заочная экскурсия»*

^ Раздел программы «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером украшения» (16 часов)

Цель: обучение начальным навыкам декоративной художественной деятельности.

N

п/п

Система
уроков

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-
методическое
обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационно-коммуникативная

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1–2

Мир полон украшений

Продуктивная,
объяснительно-иллюстративная,
игровая

Рассказ, бе- седа, наг- лядные пособия, игра

Индивидуальная,
изображение сказочного цветка (по воображению)

^ Уметь использовать художественные материалы (гуашь).
Уметь понимать «язык» украшений.
Продуктивный (ЛС, СП)

Развитие навыков рисования по воображению.
^ Продуктивный (ЛС)

Умение участвовать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Игра-ассоциация «Какого цвета слово?»*

3–4

Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях

Объяснительно-иллюстративная,
частично-поисковая

Рассказ, бе- седа, наг- лядные пособия

Индивидуальная,
украшение крыльев бабочки

Умение видеть прекрасное.
^ Продуктивный (ЛС)

Знать понятие о симметрии.
Уметь использовать художественные материалы для графического изображения (гелевая ручка);
создавать творческие работы на основе собственного замысла.
^ Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге,

выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Стихи и загадки о бабочках

^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5–6

Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы

Объяснительно-иллюстративная,
частично-поисковая

Рассказ, бе-седа, упражнения, наглядные пособия

Индивидуальная,
украшение рыбки узорами чешуи

^ Уметь использовать художественные материалы (гуашь).
Умение видеть красоту разнообразных поверхностей продуктивный (ЛС, СП)

Уметь строить композицию; использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры),  применять технику монотипии.
^ Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные выразительные средства




7–8

Красоту надо уметь замечать: украшение птиц

Репродуктивная,
объяснительно-иллюстративная

Рассказ
беседа, наглядные пособия,
демонстрация

Индивидуальная,

изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации

Уметь использовать художественные материалы (бумага разной фактуры), работать с ножницами, развивать декоративное чувство при рассматривании цвета и фактуры материала.
^ Продуктивный (ЛС)




Умение участвовать в диалоге




9–10

Узоры, которые создали люди

Продуктивная,
объяснительно-иллюстративная,
игровая

Рассказ,
беседа,
наглядные пособия, игра

Индивидуальная,
изображение орнамента по воображению

Уметь использовать художественные материалы (гуашь).
Продуктивный (ЛС)

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Знать понятие орнамент.
Творческий (СП)


Умение участвовать в диалоге

Игра-упражнение «Из гусеницы в бабочку»*


^ Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11–12

Как украшает себя человек

Продуктивная,
объяснительно-иллюстративная

Рассказ,
беседа,
наглядные пособия

Индивидуальная,
изображение любимых сказочных героев
и их украшений

^ Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в рисунке на заданную тему (по воображению).
^ Творческий (ЛС, СП)

Умение построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла.
Творческий (СП)

Умение участво-
вать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Фрагменты сказок с описанием внешнего вида героя, песенки сказочных героев

13–16

Мастер украшения помогает сделать праздник

Репродуктивная

Беседа,
наглядный материал, демонстрация

Индивидуальная,
конструирование праздничного украшения для новогодней елки, карнавальных масок

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, работать с ножницами.
^ Продуктивный (ЛС)

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.
Творческий (СП)

Умение участвовать в диалоге

Стихи о Новом годе

^ Раздел программы «Ты строишь. Знакомство с Мастером постройки» (22 часа)

Цель: ознакомить с конструктивной художественной деятельностью.




п/п

Система
уроков

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-
методическое
обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационно-коммуникативная

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1–4

Постройки в нашей жизни

Объяснительно-иллюстративная,
поисковая, игровая

Беседа,
наглядный материал,
демонстрация, игра

Индивидуальная,
изображение сказочного дома для себя и своих товарищей по воображению (1–2); изображение дома с помощью печаток по воображению (3–4)

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению) и технику изображения с помощью печаток.

Продуктивный (ЛС, К)

Уметь создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (мелки).
Развивать композиционное мышление и воображение.
^ Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Игра-ассоциация «Кто в теремочке живет?»*

5–6

Домики, которые построила Природа

Репродуктивная,
игровая

Рассказ,
беседа,
наглядный материал,
демонстрация, игра

Индивидуальная,

лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов

Уметь использовать художественные материалы (пластилин).

Уметь применять приемы лепки с приставными деталями. Продуктивный (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

Игра-упражнение «Пластилиновый трансформер»*

^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7–10

Дом снаружи и внутри

Объяснительно-иллюстративная,
поисковая

Рассказ
наглядный материал

Индивидуальная,
изображение дома в виде буквы алфавита
(7–8);

изображение сказочного домика в виде любого предмета (9–10)

Уметь использовать художественные материалы (цветные карандаши); применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению) и приемы изображения цветными карандашами по акварельному фону.

^ Творческий (ЛС, СП)

Уметь использовать художественные материалы (фломастеры), строить композию.
Развивать композиционновать мышление и воображение.
^ Творческий (ЛС,СП)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Описание сказочного города из сказки «Незнайка в Солнечном городе»
Н. Носова

11–12

Строим город

Репродуктивная,
игровая

Рассказ

наглядный материал,

демонстрация, игра

Индивидуально-коллективная,

конструирование домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра; постройка городка из бумажных домиков

^ Знать понятия: архитектор, архитектура.

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, рассматривать здания реальных форм.

^ Творческий (ЛС , К, СП)

Развивать художественное объемно-пространственное мышление, формировать представление о пространственной композиции.

^ Творческий (ЛС, СП)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Ролевая игра «Архитекторы»

13–14

Все имеет свое строение

Репродуктивная

Беседа,
упражнения, наглядный материал

Индивидуальная,
создание из простых геометрических форм изображения разных зверей
в технике аппликации

Уметь видеть конструкцию – построение предмета;
использовать художественные материалы (бумага); применять навыки изображения в технике аппликации из простых геометрических форм.

^ Продуктивный (ЛС, СП)

Уметь создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Творческий (ЛС, СП)

Умение участвовать в диалоге





^ Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15–18

Постройка предметов (упаковок)

Репродуктивная,
объяснительно-иллюстративная

Рассказ,
наглядный материал,
демонстрация, технологические карты

Индивидуальная,
конструирование из бумаги и украшение упаковок (15–16); сумок (17–18)

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.

^ Продуктивный (ЛС)

Уметь моделировать предметы бытового окружения человека.

Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Стихи о веселых трудолюбивых мастерах

19–22

Город, в котором мы живем

Продуктивная

Беседа,
наглядный материал, прогулка-экскурсия

Коллективная,
создание панно «Город, в котором мы живем»

^ Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж.
Уметь использовать художественные материалы
(гуашь).

Продуктивный (ЛС)

Иметь представление о пространственной композиции.

Уметь воспринимать окружающий мир. ^ Творческий (ЛС, СП)

Умение участвовать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Стихи и песни о родном городе, видеофильм об архитектуре родного города (села)

^ Раздел программы «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (12 часов)

Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.



п/п

Система
уроков

Дидактическая модель обучения

Педагоги-ческие
средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-
методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационно-коммуникативная

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1–2

Совместная работа трех братьев
Мастеров

Игровая

Беседа,

ролевая игра

Фронтальная,

выставка работ за весь предыдущий период

^ Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика,
живопись, декоративно-прикладное искусство).
^ Исследовательский (ЛС, СП)




Умение участвовать в диалоге




3–4

«Сказочная страна». Создание панно

Продуктивная

Беседа,
наглядность,
сказка

^ Коллективная работа, создание панно

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. Творческий (К, ЛС, Р)

Формировать представление о пространственной композиции.
Уметь сформулировать замысел. ^ Творческий (ЛС, СП)

Умение участвовать в диалоге




Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5–8

«Праздник весны». Конструирование из бумаги

Репродуктивная,
объяснительно-иллюстративная

Беседа,
наглядность,

демонстрация

^ Индивидуальная (5–6), коллективная работа (7–8) конструирование и украшение птиц (5–6); божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек (7–8)

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах, применить навыки бумагопластики. Творческий (К, ЛС, СП)

Уметь выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. ^ Творческий (ЛС, СП)

Умение участвовать в диалоге

Пособие по бумагопластике, Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

9–10

Урок любования. Умение видеть

Продуктивная

Беседа, демонстрация

Фронтальная,
экскурсия в природу, зарисовки

Уметь использовать художественные материалы (цветные карандаши), применять основные средства художественной выразительности в рисунке (с натуры). Исследовательский (ЛС, СП)

Уметь применить навыки зарисовок с натуры.
^ Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге




11–12

«Здравствуй, лето!»

Продуктивная

Беседа,
наглядный материал

Индивидуальная,
создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы

^ Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж.
Уметь использовать художественные материалы (гуашь) применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти), воспринимать окружающий мир и произведения искусства.

Развивать зрительские навыки. Творческий (ЛС, Р)

Развивать композиционное мышление и воображение.
Уметь создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе. Творческий (ЛС, СП)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского) iconПояснительная записка к тематическому планированию по английскому языку для 7 класса
Предметное содержание устной и письменной речи, предлагаемое в авторской программе, полностью включает темы, предусмотренные стандартом...

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского) iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс
Ведущая практическая задача в 3 классе — развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского) iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Тематическое планирование разработано на основе авторской программы Л. А. Ефросининой

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского) iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному...
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского) iconПояснительная записка к тематическому планированию по обучению грамоте
Программа предусматривает использование современных умк, форм и методов обучения

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского) iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
План предусматривает обучение в 3 классе в объеме 136 часов, по 4 урока в неделю

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского) iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета Изобразительное...
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского) iconПояснительная записка. Настоящая программа по «Изобразительному искусству»

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского) iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
...

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству (по программе Б. М. Неменского) iconПояснительная записка к тематическому планированию по английскому языку для 10-11 классов
Учебник «Английский язык» для 10 и 11 кл под ред. В. П. Кузовлева и др. – Обнинск: Титул, 2006



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница