Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс)




Скачать 151.05 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс)
Дата публикации27.11.2014
Размер151.05 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Информатика > Урок
МБОУ Заветинская средняя общеобразовательная школа №1

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику

О.Т.Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс)

УМК «Гармония»

Тема: «Как Московская Русь стала Российской империей. Пётр Великий»

Составила: Л.Н. Кравцова – учитель начальных классов высшей кваликафикационной категории.
Тема: Как Московская Русь стала Российской империей. Пётр Великий.

Цели урока:

1. Сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях

2. Дать определение и выделить признаки присущие понятию «империя».

3. Выяснить, почему Московская Русь стала носить название Российской империи.
Задачи:

Образовательные: ввести детей в новую тему;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества

формировать толерантность в отношениях учащихся в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

Развивающие:

Регулятивные:

развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.

Коммуникативные: Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Оборудование:

1. Карточки с символическими изображениями «методов исследования»

2. Дополнительная литература по темам возможных детских исследований: Толковый словарь В. Ожегова, Детская энциклопедия «Что такое Кто такой», литература о Петре Великом, портрет Петра I.

3. Небольшие листочки для фиксации детьми полученной в ходе исследования информации.

4. Карта «Российская империя в 1 пол. XVIII в.»

5. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы и формы обучения

1.Организационный момент


Настроить детей на деятельность, плодотворную работу

Слайд 1

Добрый день, ребята!

Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Проверьте свою посадку

- Руки?

- На месте!

- Ноги?

- На месте!

- Локти?

- У края!

- Спина?

- Прямая!

Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в путешествие по ленте времени и продолжим, знакомимся с важнейшими событиями в истории Отечества.

Наглядные, словесные

2.Актуализация знаний


Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний

А сейчас проверим, что вы запомнили из наших прошлых путешествий.

Блиц-опрос:

^ Слайд 2

1. В каком веке образовалось Древнерусское государство - Киевская Русь? (конец 9 века 862 год)

Слайд 3

2.Какое событие ознаменовало освобождение Руси от гнета монголо- татарского ига? (Куликовская битва 1380)

Слайд 4

3. Кто был первым царем Руси? (Иван Грозный четвертый 1547)

Слайд 5

4. Кто возглавил народное ополчение против польско-литовских и шведских интервентов (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский).


Наглядные, словесные

3.Поствновка проблемы (темы урока))

Уяснить цель и структуру работы на уроке

Продолжим наше путешествие по страницам истории нашего Отечества.

(на экране фотография памятника Петру 1 в г. Санкт-Петербург)

Слайд 6.

Пилить, строгать любил. Тем паче,

Любил пальбу и тарарам.

Он даже тешился иначе,

Чем было принято царям.

Он строил новую обитель

Из обветшалого двора.

Он был единственный правитель,

Кто ведал тяжесть топора.

(Павел Великжанин)

Ребята, догадались, о ком шла речь в стихотворении? (О Петре 1)

Кто-нибудь из вас раньше встречался с именем Петра 1? (книги, музеи, фильмы)

На доске:



Выше ленты времени: Князь Олег, Иван IV, Петр 1.

Ниже карточки с названиями нашего государства в разное время (Киевская Русь, Московское государство, Российская империя).

Задание ученикам: Соотнести правителя, название государства и время правления на ленте времени (Киевская Русь – Князь Олег, Московское государство – Иван IV). Какие возникают затруднения при выполнении задания? Почему вы не можете выполнить задание полностью? (Мы не знаем, в какое время правил Петр 1 и называлось ли наше государство в это время Российской империей).

Догадались, какая тема нашего урока? (Как Московская Русь стала Российской империей. Петр Великий).

Слайд 7

А какая наша главная задача на уроке? ( Выяснить как Московская Русь стала Российской империей. Петр Великий).


Подводящий диалог


4.Открытие новых знаний.


Сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях, об основании нового города - Санкт – Петербурга – столице Российской империи.


Совершенно верно, нам с вами сегодня предстоит выяснить, кто такой Петр 1 и как Московская Русь стала Российской империей. Для этого нам с вами предстоит провести исследование. Исследование мы будем проводить в группах: 1 группа, 2, 3. У каждой группы свои инструменты исследования - учебник, исторические источники, ресурсы Интернет, исторические документы. Я буду консультантом и координатором ваших действий. В каждой группе у меня есть помощник, который будет контролировать ход выполнения задания. Работа в группе осуществляется по определённому плану. Образец плана лежит у вас на столах. Обратите внимание, что в образце плана каждой группы указана тема исследования. Для первой группы: «Личность Петра 1», для второй группы: «Что такое империя?», для третьей: «Что изменилось в России за время правления Петра». После проведения исследования каждая группа выступает с представлением результатов. Регламент для проведения исследования 7 мин., для презентации результатов 3 мин.

^ Выступление первой группы:>

Слайд 8

Нашей группе было предложено провести исследование на тему «Личность Петра 1». Для этого нам было необходимо ответить на несколько проблемных вопросов: 1. Каким был Петр 1 и почему его называли царем-плотником?

2. Что отличало Петра от других царей?

Цель нашего исследования: Из различных источников узнать факты о личности Петра 1.

Для достижения поставленной цели нам следовало решить следующие задачи:

-узнать каким было детство Петра;

-когда он стал царем;

-чем Петр отличался от других царей.

На доске представлены методы, которые мы использовали в исследовании.

В начале исследования мы предположили, что Петр был трудолюбивым, и возможно владел профессией резьбы по дереву, поэтому его прозвали царем-плотником.

Скорее всего, он был честным, строгим и целеустремленным.

После этого, нам с помощью различных источников следовало проверить нашу гипотезу. В результате исследования мы выяснили следующие факты:

1. В конце XVII века российским царём стал внук Михаила Романова Пётр в это время ему было10 лет.

2. Петра с детства отличала тяга к знаниям. Особенно он увлекался «воинскими забавами». Много времени он проводил со своими полками - Преображенским и Семеновским, строил потешный флот. Впоследствии эти полки станут, основой регулярной армии Российской империи.

3.Он не переставал учиться новому всю свою жизнь, освоил несколько профессий, говорил на многих языках. За умения, не свой­ственные знатным особам, а тем более государям, прозвали Петра I царём-работником. Сам Пётр участвовал в строительстве больших кораблей - фрегатов, исполняя мужицкую работу, за что и называли его царём-плотником.

4.Чтобы узнать о достижениях европейцев и набраться знаний, Пётр побывал в Германии, Голландии, Англии. Убедился он в том, что Россия сильно отстала от других государств Европы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, решив основные задачи, ответив на проблемные вопросы и проверив и подтвердив нашу гипотезу, мы достигли главной цели исследования: Из различных источников узнать факты о личности Петра 1.
Выступление второй группы.

Слайд 9

Тема нашего исследования: «Что такое империя?».

Проблемные вопросы:

1. Что такое империя?

2. Кто такой император?

3. Какие особенности имеет империя?

Целью нашего исследования является: Из различных источников узнать, что такое империя и какие особенности она имеет.

Основные задачи:

-из словаря узнать значения слов: «империя», «император».

-выделить основные особенности империи.

-выяснить имела ли Россия при Петре 1 признаки империи.

Методы исследования вы видите на доске.

Гипотеза: Скорее всего, империя – это крупное государство, которое имеет сильную армию, сильного царя, который именуется императором.

Для проверки нашей гипотезы мы пользовались различными источниками и выяснили что:

^ Империя (от лат. imperium — власть) — форма организации крупнейшего государства.

Император (от латинского «начальник», «властитель») — титул главы государства (империи).

Основные особенности империи:

- наличие сильной армии;

- большое влияние на другие государства;

- жесткая, как правило, единоличная, власть;

- активная внешняя политика;

- стремление к мировому господству;

Из учебника нам стало известно: При Петре I в долгой войне со Швецией были отвоёваны для России земли на берегах Балтийского моря. Желая на века укрепиться на них, Пётр начал строительство нескольких крепостей и городов. В 1703 году в устье Невы была основана Петропавловская крепость. Рядом с ней был построен новый большой город, названный в честь его основателя Санкт-Петербургом (святым градом Петра). В 1713 году Пётр I объявил Санкт-Петербург новой столицей Российского государства. С 1721 года Российское государство становится империей, а Пётр Вели­кий — её первым императором.

В заключение можно сказать, что в ходе исследования, наша гипотеза подтвердилась, В 1721 году Российское государство стало называться Российской империей. У страны был сильный единоличный правитель – император, который стремился к влиянию на другие страны и завоеванию новых территорий, была мощная армия и флот. В результате исследования была достигнута главная цель: Из различных источников узнать, что такое империя и какие особенности она имеет.

Ребята, в своем сообщении вы упоминали, что в годы правления Петра 1, был построен новый город Санкт-Петербург. А кто из вас был в этом городе? Давайте сейчас отправимся в видеоэкскурсию по этому прекрасному городу. (Видеоролик о Санкт-Петербурге).

Физкультминутка.
Закройте глаза и представьте что, вы потешные полки Петра I


( выполняют под музыку марша Преображенского полка)

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

И направо, и еще

Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Слайд 10

Из выступления второй группы мы узнали, что 1721 года Российское государство становится империей. У каждого государства есть государственные символы. Какие? (герб, флаг, гимн) Вы их видите на экране.
Возникают предпосылки и для создания особого, российского Государственного Гимна. Уже в это время как своеобразный музыкальный символ могущества России стал восприниматься знаменитый "Марш Преображенского полка". Под музыку, этого марша мы выполняли физкультминутку. Позже Сергей Никифорович Марин напишет стихи на эту музыку и так возникнет Гимн Российской империи, но это уже будет, позже правления Петра I..
^ Выступление третьей группы.

Слайд 11

Тема нашего исследования: Что изменилось за время правления Петра 1.

Проблемные вопросы:

1. Какие изменения произошли при Петре 1 в России?

2. Почему Петра Первого назвали Великим?

3. Откуда пошло выражение, что «прорубил окно в Европу»?

Цель нашего исследования: Узнать из различных источников какие изменения произошли за время правления Петра1.

Задачи исследования:

1. Выяснить какие реформы провел Петр 1 и как они повлияли на страну.

2. Выяснить, почему его назвали Великим.

3. Прочитать и подумать, что значит выражение «Прорубил окно в Европу».

Методы исследования представлены на доске.

Мы предположили, что преобразования Петра затронули все стороны жизни страны. Они были направлены на улучшение жизни страны и ее жителей.

В результате нашего исследования нам стало известно, что:

Петр проводил свои преобразования в разных направлениях. Все преобразования мы разделили на 3 группы: преобразования в общественной жизни, в армии и в науке.

По его указу дворяне, дьяки, чиновники стали отдавать детей от 10 до 15 лет в школы. Учили в них греческой, латинской и славянской грамматике, «цифирным наукам» арифметике и геометрии. Лучших учеников для продолжения учёбы отправляли за границу.

По указу Петра открыли в крупных городах аптеки. До него в России была только одна аптека в Москве — для царской семьи.

Со времён Петра существуют в России сахарные заводы. До него сахар привозили из-за границы, он был доступен немногим. При Петре I перемены произошли и в управлении государством, и в жизни богатых и бедных.

Оснащение армии и флота потребовало стро­ительства новых рудников, заводов и фабрик. В стране стало больше добываться руды, выплав­ляться металлов, производиться тканей для шитья парусов и одежды солдатам.

Вывод: Правление Петра I привело к росту могущества и славы России. Несомненно, мы можем назвать его Великим, потому что он не хотел жить, как жили его предки, он жаждал перемен и создал могучее государство. Из-за того, что он наладил торговые и политические отношения с другими европейскими странами, стали говорить, что он прорубил окно в Европу. Таким образом, проведя исследование, поставленная нами цель была достигнута.

Словесные,

Самостоятельная. работа с учебником, другими источниками

Частично поисковый, исследовательский метод.

5. Вторичное закрепление

Систематизировать сформированность знаний о Петре I – первом императоре и его преобразованиях, об основании нового города - Санкт – Петербурга, о становлении Российской империи.


Слайд 12

Карта открытий на доске.

Итак, мы прослушали выступления трех исследовательских групп. Давайте еще раз вернемся к теме нашего урока: «Как Московская Русь стала Российской империей. Петр Великий». Теперь давайте обобщим полученные знания. Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое империя и какими признаками она обладает, кроме того, мы познакомились с Петром Великим и его преобразованиях в стране. Остался последний вопрос. Как же Московская Русь стала Российской Империей. Для того, чтобы на него ответить, обратимся к карте открытий. Перед нами карта Российской Империи во время правления Петра 1. Сейчас мы еще раз перечислим, какие же преобразования произошли в стране и нанесем их на карту, а затем сравним их с результатами работы 2 группы и выясним, стало ли государство обладать признакам империи.

Что же в результате у нас получилось? (Страна стала обладать всеми признаками империи, а значит, по праву стала называться «Российской империей».

Беседа,

Творческое задание

6. Итог занятия



Обобщение знаний по теме

Рефлексия

-Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока? ( Выяснить, как Московская Русь стала Российской империей)

-Как мы работали?

(В группах)

-Каким путем шли к разрешению проблемы?

(с помощью исследования различных источников)

- Что нового, необычного было на занятии?

- Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз.

А теперь давайте оценим работу каждой из групп.

(Работу групп оценивают оппоненты – дети из других групп)

Оценки за урок.

А теперь настало время обратить внимание на цветограммы.

Предложено было 3 цвета:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите красную карточку.

2. Если иногда были трудности, сомнения – желтую карточку.

3. Если не разобрались в теме – синюю карточку.

(Дети показывают карточки.)




7. Домашнее задание.

Объяснить суть и нацелить детей на выполнение домашнего задания.

Слайд 13

Домашнее задание:

1. Стр. 72- 77 вопросы – учебник.

Домашнее задание по выбору:

2. Узнайте из различных источников и приготовьте рассказ о том, как Пётр строил Санкт – Петербург от его лица.

3. Подготовить тест по теме: «Как Московская Русь стала Российской империей. Пётр Великий».






Приложения
Приложение 1. «Примерный план исследования».
Примерный план исследования

Этап № 1. «Постановка проблемы исследования».

Проблемные вопросы:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________
Этап № 2. «Выбор темы исследования».

Тема исследования:_________________________________________________

__________________________________________________________________
Этап № 3. «Постановка цели исследования».

Цель исследования:_________________________________________________

__________________________________________________________________

Этап № 4. «Постановка задач исследования».

Задача 1__________________________________________________________

Задача 2__________________________________________________________

Задача 3__________________________________________________________
Этап № 5. «Выбор методов исследования».

Методы исследования (нужные методы подчеркнуть).


  1. Прочитать в учебнике, словаре, энциклопедии, справочнике, сети Интернет;

  2. Спросить у специалиста, учителя, у старших;

  3. Понаблюдать;

  4. Посмотреть учебный фильм;

  5. Найти наглядный материал;

  6. Поставить эксперимент;

  7. Проанализировать;

  8. Обобщить.


Этап № 6. «Формулирование гипотезы».

Гипотеза – предположение, которое подтверждается или опровергается в процессе исследования.
Выберите наиболее подходящий вам вариант формулировки гипотезы.

1. Я думаю, что ____________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Возможно _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Скорее всего_____________________________________________________

__________________________________________________________________

Этап №7 «Процесс исследования».

Систематизация материала, проверка гипотезы, поиск ответов на проблемные вопросы.
^ Этап № 8. «Основные выводы исследования».

Оценка результатов исследования: найдены ли ответы на проблемные вопросы, подтверждена ли гипотеза, достигнута ли основная цель исследования.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Этап № 10. «Презентация результатов исследования».

Что включает?

Представление своего исследования публике.

Основные правила презентации результатов исследования.

1. Время выступления не более трех минут.

2. Во время презентации озвучивается: тема, цель, гипотеза, основные выводы.

3. В конце выступления делается вывод о том, была ли подтверждена гипотеза, достигли ли вы поставленной цели.

Приложение 2. «Лента времени».



Приложение 3. «Карта открытий».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс) iconРабочая программа по окружающему миру в 3 классе Бабурина Н. В
Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. –...

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс) iconРабочая программа По окружающему миру 2класс умк «Перспектива»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс) iconУчебник «Окружающий мир 4 класс часть 1»автор О. Т. Поглазова, рабочая...
Формировать понятие о глобусе как модели Земли, об условных точках и линиях глобуса

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс) iconУрока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему: «Мои...
Конспект открытого урока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс) iconУрок проектной задачи по окружающему миру в 1 классе по теме «Хвойные деревья»
Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир». 1 класс. Учебник. – изд. 3-е, дораб. – М.: «Вентана-Граф», 2009

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс) iconМодель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе...
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс) iconМодель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе...
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс) iconПримерная программа по «Окружающему миру» создана на основе федерального...
Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. Просвещение», 2004

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс) iconУрок- квн в 4 -ых классах по Окружающему миру. Тема: «Я и Окружающий мир»
Цель: ознакомить учащихся с основными государственными символами современной России

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс по учебнику О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» (интегрированный курс) iconГараева Зульфия Набилевна Регистрационный номер: №01. 135. 10 Интегрированный...
Цели: сформировать у обучающихся понятие о роли воды в природе и её значении в жизни живых существ



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница