Проекта




Скачать 283.78 Kb.
НазваниеПроекта
страница1/3
Дата публикации08.12.2014
Размер283.78 Kb.
ТипРеферат
lit-yaz.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3
Муниципальное образование город Ноябрьск

Департамент образования Администрации города Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

муниципального образования г. Ноябрьск

ПРОЕКТ

Создание модели интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы.

тема проекта

2010-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки реализации проекта

Утеева Айгуль Серикпаевна

СОДЕРЖАНИЕ




Паспорт проекта

стр.1-7


1.

Введение

стр. 8-11

1.1. Обоснование актуальности




1.2. Основные цели и задачи проекта




2.

Реферативная часть

стр.12-18

^ 2.1 Теоретическое обоснование проекта

2.2 Описание системы педагогических фактов и условий, влияющих на достижение цели.

^ 2.3 Система новизны: новые формы совершенствования, имеющихся технологий и методики.

3.

Проектная часть

стр.19-20

^ 3.1 Построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта на основе деятельностного подхода к обучению.

3.2 Разработка критериев и уровневых характеристик оценки эффективности педагогического взаимодействия.

4.

Заключение

стр.20

^ 4.1 Этапы реализация проекта.

4.2. Условия реализации проекта

4.3. Материально-техническая обеспеченность реализации проекта

^ 4.4. Предполагаемые результаты реализации проекта и их распространение.

5.

Список литературы

стр.21

Паспорт инновационного проекта


п/п

Пункт программы

Содержание

1.

Тема проекта

Создание модели интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы.

2.

Актуальность темы

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать и делать логические выводы.

Установлено, что возможности дошкольного возраста огромны и задействованы лишь в очень малой степени, однако их рациональное использование представляет очень сложную задачу (Л.А.Венгер).

Но известно, что нельзя форсировать развитие дошкольников используя школьные методы обучения, так как это негативно отражается на их психическом, физическом здоровье и развитии (В.Т. Кудрявцев). Игнорирование этого обстоятельства привело к тому, что в настоящее время не более 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми (Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Н.А.Короткова, М.А.Рунова, Е.В. Соловьева, С.Г.Якобсон).

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения воспринимает их именно как игру. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредствам шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы прежде всего учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.).

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Исходя из этого, вытекает актуальность использования игры в шахматы в детских дошкольных учреждениях, как эффективного средства интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

3.

Идея проекта

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Игра в шахматы, представляется как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических шахматных заданий, включающих элементы других интеллектуальных игр.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

4.

Основная цель проекта

Создание педагогических условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игры в шахматы.

5.

Основные задачи проекта

  1. Создание системы постепенно усложняющихся дидактических шахматных заданий.

  2. Внедрение в процесс обучения игру в шахматы, направленную на повышение уровня интеллектуального развития детей.

  3. Проведение мониторинга успешности внедрения игры в шахматы в педагогический процесс для детей старшего дошкольного возраста.

  4. Развитие личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств.

6.

Гипотеза

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста может быть осуществлена более успешно, при внедрении в воспитательно-образовательный процесс модифицированной программы спортивно-технической направленности «Юный шахматист».

7.

Критерии оценки ожидаемых результатов

В качестве критериев оценки ожидаемых результатов можно выделить:

  1. Увеличение количества детей с высоким уровнем интеллектуально развития.

  2. Проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

  3. Создание повышенной заинтересованности родительской общественности в обучении ребенка игре в шахматы, как эффективного средства интеллектуального развития ребенка.

8.

Этапы внедрения проекта

  1. этап (2010-2011 учебный год) – подготовительный. Изучение литературы по теме, установление степени разработанности проблемы, анализ и обобщение собранного материала.

  2. этап (2011 – 2013 учебные года) – основной. Реализация работы кружка «Юный шахматист». Внедрение системы дидактических шахматных заданий.

  3. этап (2013 – 2014 учебный год) – завершающий. Анализ, обобщение результатов, оформление теоретических и практических материалов.

9.

Прогноз возможных негативных последствий

Игра в шахматы, как правило, не может обеспечить мотивацию 100% детей к этой деятельности. Далеко не все дошкольники сразу же способны оценить красоту игры в шахматы, так как эта красота носит скрытый от непосвященного взгляда характер и что самое главное требует определенных умственных затрат.

10.

Состав участников, реализующих проект

Дети старшего дошкольного возраста, педагог, родители.

11.

База проекта

Внедрение работы кружка «Юный шахматист» осуществляется на базе МБДОУ «Аленький цветочек» г. Ноябрьск.

Необходимые условия реализации проекта:

-наличие в ДОУ подготовленных специалистов, педагогов;

- наличие специального помещения (комплекты шахмат на каждого ребенка; демонстрационный материал);

- тесное взаимодействие с родителями;

- техническое обеспечение: компьютер, соответствующий требованиям СанПиН;

-материалы и программы: подборка специальной литературы (применение дидактических шахматных загадок, сказок и викторин, шахматных стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок, анаграмм, головоломок, загадок-обманок, наобороток); развивающие компьютерные программы (подборка диафильмов и электронных презентаций);.

Финансовое обеспечение предусматривается из муниципального бюджета и внебюджетных источников, в установленном законом порядке. В качестве внебюджетных источников предполагается привлечение спонсорской помощи промышленных предприятий и коммерческих структур города.

12.

Научно-методическая обеспеченность реализации проекта

Содержание деятельности учреждения по внедрению инновационного проекта «Создание модели интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы» на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» предполагает реализацию следующих мероприятий:

- разработка нормативно-правовых документов: наличие модифицированной программы, рабочей программы;

- кадровое обеспечение образовательного процесса: создание внутренних и внешних мотивационных условий для привлечения педагогов к инновационным методам работы;

- применение современных информационных технологий:

- проведение диагностики для выявления уровня обучаемости детей.

13.

Форма представления результатов внедрения проекта

Инновационный проект «Создание модели интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы» может быть представлен в виде обобщения и трансляции опыта работы на городских конференциях, семинарах (методические рекомендации, доклады, отчет о проделанной работе), через использование информационных технологий (презентация, сайт), печатной продукции (статьи, авторская программа).




  1. Введение.

^ 1.1. Обоснование актуальности.

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3–4 года.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Невольно возникает вопрос: за счет чего возможно столь быстрое усвоение обширнейшей программы?

В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей в 2–3 года, 5- летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сензитивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых же дней учебы первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами – без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.

Итак, ребенок должен, должен, должен... Но система воспитания и обучения, культивируемая в детских садах, не в полной мере справляется с поставленными задачами. И здесь, словно волшебная палочка, на помощь могут прийти шахматы, как бы специально созданные для подготовки детей к школе. Ведь игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка. Л.Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой. Так с какого же минимального возраста можно приобщать маленького человека к игре деревянных королей? Попробуем определить и сензитивный период для обучения шахматной игре. Поможет нам в этом остроумный опыт английского психолога Ф.Гудинафа. Он писал: "Постарайтесь возможно более ясно представить себе новорожденного младенца... что тот умеет, а чего не умеет делать... А теперь подумайте о взрослом человеке... Рассмотрите подробно, что он способен делать, в особенности из того, что принято считать признаками интеллекта... А теперь вернемся к отправному пункту, к новорожденному... Пройдитесь медленно по возрастной шкале и на каждой ступени спрашивайте себя: на кого больше похож типичный ребенок этого возраста тем, что он способен делать, – на взрослого или на новорожденного? Продолжайте это занятие до тех пор, пока вы не найдете возраст, в котором, по вашему мнению, сходства и различия так точно уравновешивают друг друга, что трудно отдать предпочтение тем или другим".

Обучение игре в шахматы с самого раннего дошкольного возраста важно с гораздо больших точек зрения, чем принято думать. Оно поможет повысить интеллектуальный уровень детей как развитых стран, так и в не меньшей степени слаборазвитых стран и народов, поможет не отстать в психическом развитии миллионам детей, живущим в сельских регионах.

Разрабатывая методику обучения дошкольников основам древней игры, надо ясно представлять себе, что, для того чтобы подготовить их к творчеству на уровне современного развития знаний, нужно в само усвоение знаний ввести элементы творчества детей. Ведь дошкольник обучается по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошкольникам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, если для ребенка от года до трех ведущей деятельностью является предметная деятельность, то с 3-летнего возраста ведущей деятельностью становится игра. Игра  – учеба, труд,  игра для него - серьезная форма воспитания. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра способствует умственному развитию дошкольника
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проекта iconМетодические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты»
Аннотация проекта (краткое содержание проекта, его история осуществления, общее количество участников проекта (география участников...

Проекта iconЗадачи проекта Проектная гипотеза Участники проекта Характеристика...
Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением...

Проекта iconАвтор проекта: Мурашова Н. В., старший воспитатель. Участники проекта:...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»

Проекта iconКраткое описание проекта Авторы проекта, руководители
Авторы проекта, руководители: Никишина Светлана Викторовна, учитель музыки, Рогозникова Ольга Владимировна, учитель русского языка...

Проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...

Проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...

Проекта iconИсследовательская работа класса Тема проекта: Наш «Пчелиный» город в спектре разных наук
«пчела». Участники проекта знакомятся информацией, анализируют ее и обобщают факты. Конечным результатом работы являются субъективно...

Проекта iconПодводя промежуточные итоги проекта «Хочу кино на русском»
В ходе общественных обсуждений с речью перед собравшимися выступил куратор проекта «Хочу на русском» Даниил Павленко. Активист Движения...

Проекта iconПроекта
...

Проекта iconТемы вашего учебного проекта
Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках вашего предмета/предметов, описание основных учебных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница