Группа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная




Скачать 152.96 Kb.
НазваниеГруппа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная
Дата публикации08.12.2014
Размер152.96 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Информатика > Урок
Тема проекта. Шумят деревья родного края. Наша липа.

Волошенко В.В. КУ «СОШ І-ІІІ ст. №5», г.Лисичанск, Луганской области

Цель проекта: учить самостоятельно мыслить, ориентироваться в информации, формировать жизненную компетентность школьников – умение исследовать различную литературу, создать необходимые условия для наблюдений, развивать умение детей работать самостоятельно и в группах, воспитывать любовь к природе, стремление старательно и качественно работать в группе.

Объект познания: липа

Задание проекта: приобщить учеников и их родителей к поиску информации о липе.

^ Способы реализации заданий: сбор информации в библиотеке, через Интернет,

Образовательные технологии: проектная технология, индивидуальная работа, информационные и коммуникативные технологии, игровые, интерактивные, здоровьесберегающие технологии.

^ Тип проекта – творческо-информационный, индивидуально - групповой.

Этапы работы над проектом.

  1. Организационный этап.

Определение темы, цели, вида проекта.

  1. Подготовительный этап.

  • Определение источников информации.

  • Формирование групп для проведения исследования.

1 группа – «Творчество»

2 группа – «Ботаники»

3 группа – «Исследователи»

4 группа - «Медуницы»

3 . Реализация проекта.

  • Определение задания.

  • Рекомендации учителя.

  • Самостоятельная исследовательская работа учеников.

1 группа «Творческая» - исследовали образ липы в искусстве, в устном народном творчестве;

2 группа «Ботаники» – исследовали пословицу «А орешки- то, оказываются, и на липе растут», определяли условия роста дерева.

3 группа «Исследователи» - исследовали прозвища липы «Лубяное дерево», «Лыковое дерево».

4 группа «Медуницы» - исследовали прозвища липы «Царица лета», «Медовое дерево».

^ Результаты исследовательской работы.

Участники 1 группы создали фото - выставку картин о липе известных художников, выставку детских рисунков липы, календарь – 2014 детского творчества.

Участники 2 группы замочили орешки - плоды липы, подобрали картинки, определяющие условия прорастания и роста липы, подготовили инсценировку сказки «Липа».

Участники 3 группы создали стенгазету «Использование древесины липы», организовали выставку деревянной посуды.

Участники 4 группы принесли мёд и липовый цвет.

^ Индивидуальная работа: создание подборки рисунков липы, выполненные в разной технике.

Урок – презентация проекту.

Тема. Шумят деревья родного края. Наша липа.

Цель: знакомить ребят с лиственным деревом – липа,
уточнить знания ребят о роли липы в жизни человека,
расширить кругозор,
создать атмосферу заинтересованности в работе класса,
развивать инициативу и самостоятельность.

Оборудование: презентация о рождении проекта; фотогалерея картин известных художников, посвященных липе; выставка детских рисунков и аппликаций; календарь -2014 детского творчества; выставка деревянной посуды, расписанной хохломой; липовый цвет, орешки-плоды липы, липовый мёд.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. ^ Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас ответственный урок, к которому мы очень старательно готовились, даже привлекли своих родителей.

Сегодня мы с вами поговорим об удивительном дереве. Название у него одно – липа, а вот прозвищ множество:

Медовое дерево

Царица лета

Лыковое дерево

Лубяное дерево

Дерево спокойствия и счастья

и все они заслужены липой. Но давайте разберёмся по порядку.

  1. ^ Защита презентаций.

Презентация о рождении проекта «Наша липа»

В 2 011 году мы переступили порог нашей школы. Нам казалось, что в школе очень длинный коридор, большой класс. Это потому, что мы были ещё очень маленькими. (слайд)

А потом мы узнали, что школа стоит на фундаменте усадьбы Александра Насветевич.(Слайд) Это было так давно. Многое не понятно. Железная дорога, станция Насветевич (слайд), любовь к Родине Анастасии Манштейн-Ширинской (слайд), липовая аллея…(слайд)

И вот мы посадили свою маленькую липку в большой, новой, школьной аллее (слайд). Мы её поливали, вырывали вокруг сорняки, обкладывали камушками (слайд). Липа долго болела. Ухаживая за липой, вы впервые задумались. А что мы знаем о липе? Так родился проект « Наша липа»(слайд)

Греческое название липы, обозначает «дерево, любимое пчёлами» или «дерево, привлекающее пчелиные рои» (слайд). А ботаническое название липы происходит от греческого слова «крыло» по крыловидному прицветковому листу, прикреплённому к соцветию (слайд). Липа распространена на всех континентах земного шара. К роду липа относится до 45 видов лип. На Украине можно встретить липы европейскую, крупнолистую, войлочную (слайд). Липа – весьма долговечное дерево, доживающее как правило до 400-600 лет. Но есть и долгожители. Так на территории Киево-Печерской лавры растёт липа, которой уже 800 лет (слайд). Липа зацветает в конце июня – начале июля, продолжительность цветения 12-14 дней. Цвести липа начинает с 20-25 лет. Липа считается дымоустойчивой породой. Она не плохо переносит загрязнение воздуха газами. Поэтому липу высаживают на городских бульварах и в парках. (слайд)

^ Испытания липы

  1. задание липы.

Липа чародейка просто так не пустит в своё царство. Она приготовила нам задания, чтобы проверить результаты ваших исследований.

^ Игра «Найди листочек липы»

Липа с нетерпением ждет презентации ваших исследований. Но в свой сказочный мир она вас пропустит, если вы найдёте её листочек.

(Дети находят на карточке листок липы.)

- На что похож листочек липы?

- Правильно на сердечко.

^ Презентация группы « Ботаники»

  1. Инсценировка сказки «Липа»

1 пчела. Ж-ж-ж

- Куда это ты полетела, подружка? Ж-ж-ж

2 пчела .ж-ж-ж Разве ты не чувствуешь чудесного аромата? Ж-ж-ж

Это липа зацвела и я лечу нектар собирать. Ж-ж-ж

1 пчела .ж-ж-ж Возьми меня с собой, пожалуйста. Ж-ж-ж

2 пчела .ж-ж-ж Пожалуйста, полетели, вдвоём веселее работать. Ж-ж-ж.

Автор. Липа была покрыта золотистыми, пахнущими мёдом цветками.

Несколько цветков у неё крепятся к одному стебельку, а над ними отогнуто небольшое бледное крылышко - предцветковый лист.

^ 1 пчела ж-ж-ж Ах, как они сладко пахнут

Так бы сидела и сидела ж-ж-ж

2 пчела ж-ж-ж Ты лучше нектар скорее собирай. Мёда нам надо запасти много, чтобы деток покормить, самим поесть, да и впрок ж-ж-ж оставить.

^ 1 пчела . ж-ж-ж Хорошо бы липа цвела целое лето.

Автор. Пролетал мимо шмель, услыхал о чём пчёлки беседуют, подлетел поближе.

Шмель.- Э нет ж-ж-ж подружка так не бывает ж-ж-ж . Скоро она отцветёт и вместо цветов появятся плоды ж-ж-ж маленькие круглые орешки. Ж- ж-ж А ещё я узнал из разговора птиц, что поздней осенью ж-ж-ж, когда дерево сбросит свои листья, орешки начнут падать ж-ж-ж .Чаще всего они падают в снег. ж-ж-ж Ветер разносит и гонит их подальше от липы, где плод остановится там и вырастит новое дерево.

-1 пчела. Ж-ж-ж Какой же ты умный, какой же ты учёный шмель! ж-ж-ж

^ 2 пчела. Ж-ж-ж Всё- то ты знаешь! Ж-ж-ж

1 ученик:

Существует пословица: «А орехи-то, оказывается и на липе растут».

Нас удивило. Почему орехи и почему на липе? Но оказывается, в конце лета у лип вместо беловатых душистых цветов зреют плоды-орешки. Каждый орешек для летучести снабжён крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадёт орешек в хорошее место, то прорастёт. Что же нужно нашей липке для жизни, без чего она не сможет жить? Мы вспомнили, что липа – относится к живой природе.

2 ученик : Значит для того, чтобы орешек превратился в дерево, необходим солнечный свет и солнечное тепло. Дерево не может жить без света. Свет, как художник, разрисовывает листочки в зелёный цвет. Свет в экологии называют ещё «сигнальным фактором». Когда осенью день становится коротким, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

(Вешает на доску картинку солнышка )

3 ученик : Необходима вода. Деревья пьют воду, как и люди. Воду деревья получают с дождём, с талой водой, «пьют» её из земли.

Необходим и воздух. Деревья, как и люди, дышат. Они дышат через маленькие отверстия на листочках, которые не видны простым глазом. Деревья очищают воздух, делают его пригодным для дыхания людей и животных.

(Вешает на доску рисунки дождя, ветра).

4 ученик : Нужны птицы. Они съедают большое количество насекомых и переносят семена. Необходимы и пчёлы. Они пьют сок-нектар с цветов лип и опыляют их. И без дождевых червей никак. Они «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, разрыхляют почву, делают её плодородной и пригодной для роста липы.

(Вешает на доску рисунки птиц, пчел, дождевых червей.)

  1. ученик. А еще мы собрали орешки-плоды липы и решили замочить их, чтобы проверить прорастут они или нет. Мы в ёмкость положили бинт, орешки и всё залили водой. Часть орешков замочили в скорлупе, а часть очистили, а теперь наблюдаем прорастут семена или нет.

^ Презентация группы «Исследователи».

Исследовали прозвища «Лыковое дерево», «Лубяное дерево».

(Презентуют стенгазету, выставку деревянной посуды: простой и расписанной хохломой)

1 ученик: Нашей группе надо было исследовать и объяснить, почему липа имеет прозвища «Лыковое дерево» и «Лубяное дерево». Оказывается, эти прозвища связаны с древесиной липы.

С давних времён используют люди древесину липы. Древесина у неё мягкая, податливая, из неё легко делать изделия. Из липы делают кадки, ульи, корыта, ковши, черпаки, разные игрушки: липовые медведи, козлики, матрёшки.

(Работает со стенгазетой)

  1. Ученик. Из липовой древесины делают как простую деревянную посуду(чашки, ложки, блюдца), так и посуду со знаменитой "золотой" хохломской росписью.

Древесина липы излюбленный материал для скульптур и резьбы по дереву.

(Работает с выставкой деревянной посуды)

3 ученик. Внутренняя часть коры называется луб. Он идёт на изготовление рогожек, циновок, мочалок и различных плетёных изделий.Отсюда и прозвище «лубяное дерево».

Кора молодых липовых стволов называется лыком. В старину из лыка плели лапти, потому что тогда это была основная обувь простых людей. Каждый человек умел, есле не плести, так хоть ремонтировать их. Вот вам и объяснение прозвища «Лыковое дерево»

4 ученик: Липа применяется также для изготовления мебели. Она прекрасно подходят для отделки бани и сауны, потому что доска имеет приятный запах и белый цвет.

Древесина липы применяют при изготовлении музыкальных инструментов.

^ 2 задание липы.

Липе очень понравилась презентация группы «Исследователи».

Она дарит вам знаменитую игрушку, изготовленную из древесины липы, матрёшку. Но вам надо потрудиться и расписать матрёшку росписью «хохлома»

^ Презентация группы « Медуницы»

Ребята исследовали прозвища «Царица лета», «Медовое дерево».

1 ученик. Цветут липы поздно. Даже примета такая есть: «Зацвела липа – началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета».

Не спеша нянчит липа каждый цветочек. И неспроста: пока всё вокруг цвело, пчелы заняты были. А теперь пчелы посвободнее, всё внимание липе уделяют. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают. Пчеловоды утверждают, что с одного гектара липового леса пчелы собирают до 1000 килограммов нектара.

Физкультминутка. Танец пчёл.

^ З задание липы.

( Стук в двери. Пришла телеграмма из Африки от львенка.Он просит помочь ему. Просмотр мультфильма «Золотая липа» )

- Действительно ли липа лекарственное растение? Сможем ли мы вылечить обезьянку.

Ученик. Мы можем ответить словами стихотворением

«Липа» Ирины Козленко.

Посмотрите дети –

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принёс в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал:

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет-

Вот какой кудесник

Этот липов цвет.

2 ученик. Липа как лесная аптека. Она лечит от многих болезней. При простуде пьют липовый чай.Чтобы получить его надо заварить липовые цветы. Липовый цвет собирают во время цветения, высушивают его, а потом всю зиму можно пить ароматный чай. Липовый чай обладает сильным потогонным и жаропонижающим действием. В Древней Руси считали, что вместе с потом при этом из организма «выходит» болезнь, а «вселяется» здоровье.

(Показывает липовый цвет).

Ученик. Лечит от простуды и липовый мёд. Лечит лучше многих лекарств. Недаром про липу есть такая загадка:

Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается;
А цветок - на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.

(Демонстрирует липовый мёд).

Ученик. Цветы липы действуют успокаивающе на нервную систему. Так что гулять в липовых аллеях очень полезно для здоровья. В народной косметологии липовый чай считается омолаживающим средством. У тех, кто вместо воды по утрам умывается липовым настоем, кожа до старости остаётся упругой и бархатистой.

^ 4 задание липы.

Отгадывание загадок.

Отгадать загадки вы сможите, если внимательно слушали презентации ребят.

(Старинная загадка)

Дерево лапотное да медовое -

Всю Россию обувает.

(Липа)

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер

(Лапоть)

Пуля летит, жужжит.

Я в бок – она за мной,

Я в другой – она за мной.

Я - хвать, а она - кусать.

(Пчела)

Красота всего парка,

Людям - тень, если жарко.

Даёт резную посуду,

И лечит простуду.

(Липа)

Откуда мочало берёт начало?

(Мочало - из лубяного слоя липовой коры)

Висит крылатка,

А в крылатке – сладко.

(Крылатый прицветник липовых цветков)

Летает, а не птичка;

В скорлупе, а не яичко.

(Плод липы – орешек с крылатым придатком)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают.

(Липа)

(Загадки напечатаны на листочках липы)

Презентация группы «Творчество»

Ученик. Липа считалась древом Богородицы. Христиане верили, что, когда Богородица спускается с небес на землю, она отдыхает именно на липе. Одна из христианских легенд гласит, что липа стала убежищем для Богородицы, когда она с маленьким сыном бежала в Египет.( Демонстрирует иконку)

Славянская легенда о Липе гласит, что давным-давно жила необычайно добрая, участливая и отзывчивая девушка по имени Липа. Когда она состарилась, Бог превратил ее в дерево Липу, которое до сих пор щедро и бескорыстно одевает, согревает и кормит людей и животных.

Ученик. В русской литературе о ней писали Пушкин, Тургенев, А. Толстой и Ахматова. В народных песнях её называли ласково «Липонька», «Липушка». Действительно, сколько любви и душевной доброты вложено в эти слова! И это не случайно. Ведь липа - это символ женственности, мягкости и нежности. (Демонстрирует образ девушки Липы)

У древних славян липа была священным деревом. В старину у наших предков ни одно празднество не обходилось без обрядовых сцен возле лип. Под липами они водили хороводы, которые непременно посвящались липовому цвету, липовому аромату и липовому мёду.

Липа всегда привлекала внимание людей творчества.

Мы создали картинную галерею. В ней находятся картины известных художников: Николай Крымов «Когда цветут липы», Иван Шишкин «Старые липы», Сергей Масалыгин « Осенний пейзаж с вековой липой», Василий Гурин «Липы», Сергей Чаплыгин « Липовая аллея». А рядом и картинная галерея наших рисунков. На них мы нарисовали липу. А еще мы сделали календарь -2014 детского творчества.

Ученик. Липу использовали и как особый оберег. Считалось, что в липу не бьёт молния, поэтому её сажали у домов и не боялись скрываться под ней во время грозы. Листья липы по форме напоминают сердце, поэтому липа считается символом сердечности и доброжелательности.

^ 5 задание липы.

Вы послушали легенды, приметы о липе, отгадали загадки о липе.

Пришла очередь пословицам и следующему заданию липы.

Работа в группах.

Игра «Собери пословицу».

Цветы – пчёлкам, а мёд – деткам.

Пчёлка далеко за капелькой летит.

Один с мёдом лапоть съел.

Сладок мёд - да ковшом его в рот!

  1. ^ Итог урока.

Обращение липы к ребятам.

Самуил Маршак

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой.

Не ломай меня!

Медоносным цветом

Зацвету я летом.

Береги меня.

В полдень подо мною

Спрячешься от зноя.

Вырасти меня.

Я тебя листвою

От дождя укрою.

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый,

Наберёмся силы.

Ты люби меня

А дождёшься срока,

Выйдешь в мир широкий

Не забудь меня!

- О чем просит нас липка?

^ Технология «Микрофон».

- Чем интересна липа?

- Можно ли липу назвать чудесницей?

Приложение.

Картинки для презентации группы «Ботаники»,
Что необходимо для роста липы.





Игра «Найди листочек»



Картинки для стенгазеты «Чудеса древесины»





мочалокороб

Луб Короб из луба

Игра « Роспись хохломой».

Раскрашивание матрёшек.

http://cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/a4/f5/a4f5fb25bec6683df4e21099bee216ab.jpg

Картинная галерея.

http://dcbs-nvkz.narod.ru/produkt/skazki/skazki/images/lipa-k12.jpg http://dcbs-nvkz.narod.ru/produkt/skazki/skazki/images/lipa-k13.jpg

Чаплыгин Н. Липовая аллея. Гурин Н. Липы

http://dcbs-nvkz.narod.ru/produkt/skazki/skazki/images/lipa-k14.jpg http://dcbs-nvkz.narod.ru/produkt/skazki/skazki/images/lipa-k15.jpg

Масалыгин С. Осенний пейзаж с вековой липой Крымов Н. П. Когда цветут липы. 1947



И. Шишкин. Старые липы.

Фото.

c:\users\валентина\desktop\урок фото 3 декабря\img_0285.jpg c:\users\валентина\desktop\урок фото 3 декабря\img_0288.jpg

c:\users\валентина\desktop\урок фото 3 декабря\img_0287.jpg c:\users\валентина\desktop\урок фото 3 декабря\img_0289.jpg

c:\users\валентина\desktop\урок фото 3 декабря\img_0291.jpg c:\users\валентина\desktop\урок фото 3 декабря\img_0293.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Группа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная iconМетодические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный
Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента...

Группа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная iconЛучшее учение- чтение
Творческая группа проекта: учителя начальных классов Жукова Н. В., Сидорова Н. В., Латий Е. Н евтихеева И. А., библиотекарь Кравчук...

Группа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная iconПедагогический паспорт проекта «Олимпийское образование в доу»
Реализация проекта осуществляется в три этапа и в трех модальностях: работа с педагогами, с детьми и их родителями

Группа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная iconМетодические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты»
Аннотация проекта (краткое содержание проекта, его история осуществления, общее количество участников проекта (география участников...

Группа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная iconРекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию...
Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Группа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная iconТема урока Кол-во часов
Самостоятельная работа по теме: “Определение стартового уровня знаний и навыков учащихся”

Группа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта Н. Новгород
Детали машин и основы конструирования: Энергетический и кинематический расчеты приводов. Методические рекомендации по выполнению...

Группа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная iconТемы вашего учебного проекта
Работа над проектом поможет обучающимся раскрыть свои творческие способности, научиться сочинять хокку, передавать свои мысли кратко,...

Группа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...

Группа «Медуницы» Реализация проекта. Определение задания. Рекомендации учителя. Самостоятельная iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница