Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер




Скачать 460.69 Kb.
НазваниеН. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер
страница1/4
Дата публикации01.07.2013
Размер460.69 Kb.
ТипРеферат
lit-yaz.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4
Н.Л.Мусхелишвили, Ю.А.Шрейдер


Метапсихологические проблемы

непрямой коммуникации


Введение
С когнитивной точки зрения коммуникация -

это процесс передачи некоего содержания

адресату, воспринимающему это содержание в

рамках своей когнитивной структуры.

Передаваемое содержание кодируется

сигналом, из которого адресат может извлечь

определенную информацию, опираясь на

систему знаний, которыми этот адресат

владеет. В рамках такой схемы можно

говорить как о количестве информации,

которую сигнал несет о передаваемом им

содержании, так и о количестве информации,

которую данный адресат способен извлечь из

данного сигнала. Сигнал может передаваться

в пространстве (через каналы связи) и во

времени (путем хранения в памяти). Сегод-

няшние коммуникационные системы позволяют

комбинировать оба типа передачи -

транслировать содержание баз данных в тре-

буемый момент времени в нужную точку

пространства и, наоборот, передавать

сигналы в данную точку пространства и

хранить их там до востребования в нужный

момент времени.


52
Во всех случаях речь идет о прямой

коммуникации, когда сигнал передает

информацию о происшедших событиях, свой-

ствах определенных объектов или о

характеристиках определенных явлений.

Сигнал о происшедшем событии обычно

предполагается как указание адресату о

необходимом действии или принятии решения.

Если само это событие происходило под

влиянием действий адресата, информация о

нем есть сигнал обратной связи, позволяющий

корректировать дальнейшие действия. Эти

действия адресата могут реализовываться как

кодирование принятого под воздействием

полученного сигнала решения для

формирования сигнала последующему адресату.

Таким образом, могут возникать

коммуникационные цепочки, связывающие

множество адресатов путем передачи сигналов

между ними.

Традиционная теория передачи информации

занимается изучением структуры таких

цепочек в обществе, живых организмах или

технических устройствах, а также логики

перекодирования сигналов в этих цепочках с

учетом возможностей понимания у отдельных

адресатов, составляющих данную цепочку. Эта

теория ограничивается изучением прямой

коммуникации, при которой от сигнала

требуется, чтобы он содержал полную,

непротиворечивую и релевантную информацию,

обеспечивающую адресату однозначный(в

пределах допустимой погрешности) выбор

адекватной реакции. Этим нивелируется

различие между информированием или

собственно коммуникацией и управлением (или

манипулированием). Прямая коммуникация

естественно связана с "компьютерной
53
метафорой", предполагающей, что процессы

коммуникации, включая обработку адресатами

получаемых сигналов, описываются

логическими (компьютерными) моделями,

осуществляющими оптимальное уменьшение

неопределенности выбора в соответствии с

ясно формулируемыми целями.

Концепция прямой коммуникации описывает

тот пласт интеллектуальных действий

человека, который явно им осознается и

потому легко отчуждается в создаваемых

моделях. Однако сам человек не осознает

обыденного состояния сознания. В обычных

ситуациях он не осознает своих установок и

используемых эвристик, как и не осознает

пресуппозиций, используемых при понимании

текстов на естественных языках, а также

используемых им механизмов рефлексии, то

есть мысли о собственных размышлениях или

мышлении собеседника, неявно выражаемой в

поступающих от него сигналах. Отход от

концепции прямой коммуникации начинается в

тот момент, когда принимаемый сигнал

рассматривается не как кодирование

происшедшего события, а как закодированное

сообщение о знаниях некоего лица (эксперта

или наблюдателя) об этих событиях. В этом

случае приходится проводить различие между

событием в реальном мире и кодированным

сигналом об этом событии. Иначе говоря,

возникает различие между объектом

реальности и набором признаков этого

объекта, представляющим последний в системе

коммуникаций.

Характерным феноменом непрямой

коммуникации является рефлексивная

коммуникация или рефлексивное управление.

Этот феномен был описан в работах

54
В.А.Лефевра и его учеников1. Он проявляется

в групповых действиях, когда выбор

оптимальной реакции определяется знанием

действующего лица о том, что известно

другим участникам ситуации (эффект

фокальной точки). Появление экспертных

систем привело к тому, что их пользователь

получает не только прямую рекомендацию о

действиях, но и возможность понять, каким

образом принимает решения

высококвалифицированный эксперт. Более

того, современные экспертные системы все

вбольшей степени используют немонотонные

логики, основанные на использовании

неполного знания о мире, когда

возникновение противоречий заставляет

отказываться от некоторых из выведенных

утверждений, которые до того считались

вполне законными.

Переход к изучению непрямых коммуникаций

акцентирует внимание исследователей на

изучении и моделировании структур и

состояний сознания и выявлении способов

коммуникации, воздействующих на изменение

последних.

Для этого очень важно развитие логических

схем работы с противоречиями. В экспертных

системах они появляются в рамках

немонотонных логик, в лингвистике - при

обнаружении презумпций и интенциональных

характеристик речи, в нейрофизиологии такие

схемы могут оказаться существенными при

выявлении неклассических свойств нейронных

сетей. Важность выявления противоречий и

парадоксов видна из анализа феномена

____________________

1 Лефевр В.А. Конфликтующие структуры.

М., 1973
55
постижения притчи и других ситуаций

непрямой коммуникации, а

метапсихологический подход разрабатывался

нами в связи с изучением феномена сознания,

проявляющего свои особенности именно в

ситуациях непрямой коммуникации2. В

некотором смысле можно утверждать, что этот

феномен не редуцируется ни к какой

логической модели или компьютерной схеме.

Тем не менее из анализа этого феномена

можно получить целый класс математических

моделей, позволяющих существенно продвинуть

изучение особенностей сознания в рамках

метапсихологического подхода.

В качестве основы для таких логических

моделей можно использовать модифицированную

схему рефлексивного компьютера

В.А.Лефевра3, где выделяются три уровня:

непосредственного восприятия мира,

осознания этого восприятия в системе

признаков (семантических

противопоставлений) и, наконец, оценки

этого осознания как правильного или

неправильного, доброго или дурного. В

процессах прямой коммуникации такой

компьютер действует автоматически, и

изменение его состояния идет через два

нижних уровня; в непрямой коммуникации осо-

знание парадоксальности получаемой

информации воздействует на высший уровень,

____________________

2 Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Сознание

как предмет метапсихологии // Системные

исследования. Ежегодник 1989-1990.

М., 1991. С. 190-204.

3 Lefebvre V.A. The Fundamental Structures

of Human Reflexion // The Structure of

Human Reaflexion. N.Y., 1990.

56
меняя зафиксированные в нем оценки сооб-

щений, и тем самым меняет уже не

содержание, но структуру сознания. Развитие

этой и ей подобных моделей может лечь в ос-

нову метапсихологического подхода к

проблеме коммуникаций, синтезирующего

накопленный опыт и открывающего новые пер-

спективы. Подчеркнем, что речь идет не об

изучении психологии адресата, но о

выявлении возможных психологических

структур, лежащих в основе

коммуникационного поведения. Именно поэтому

мы говорим о метапсихологии, а не просто о

психологии.

Метапсихология изучает не психику, но то,

как в материале индивидуальной психики

проявляется феномен сознания. Психика в

данном подходе выступает как материя,

которой сознание придает ту или иную форму.

Возникновение непрямой коммуникации - это

один из важных феноменов внесения сознания

в психическую материю, когда знак, несущий

информацию для адресата, переосмысляется

как символ, перестраивающий структуру

сознания адресата в результате постижения

им этого символа.

Переход от прямой к непрямой коммуникации

мы будем здесь исследовать как

формообразование сознательного в когни-

тивных (психических) структурах,

функционирующих в рамках обыденного

сознания. Противопоставлению прямой и

непрямой коммуникации соответствует

противопоставление понимания и постижения

адресатом передаваемого сообщения.

Поскольку в данном исследовании нас

интересует коммуникационный феномен

реализации сознательного в адресате,
57
основной акцент будет здесь поставлен на

противопоставлении понимания и постижения

как противоположных когнитивных отношений к

сообщению.

В дальнейшем мы будем рассматривать

явления восприятия адресатом текста,

несущего в себе некую идею, а успех

коммуникации - как осуществление этого

восприятия. Возможны различные критерии

этого успеха и тем самым различные уровни

восприятия. Мы начнем с изучения различных

уровней понимания текста, а уж потом

перейдем к характеристике того, что далее

мы называем постижением.

Понимание через текст
Восприятие идеи, выраженной в тексте,

образе или действии, часто проверяется

воспроизведением этой идеи во вновь

создаваемом тексте. В частном случае это

может быть перифраз исходного текста,

демонстрирующий тот или иной уровень

понимания этого текста адресатом.

Вообще говоря, понимание текста нуждается

в использовании контекста и воссоздаваемый

в процессе понимания текст, образующий

текстовую модель прагматики (исходного

текста), вбирает в себя и описание

необходимых элементов контекста, в том

числе, когда это значимо для понимания, и

характеристику автора текста,

воспринимаемую адресатом через текст с

учетом известного контекста.

Нам представляется правомерной гипотеза о

том, что наличие феномена понимания идеи и

его особенности определяются тем, как эта

58
идея стимулирует создание претендующих на

ее воспроизведение текстов. Продуктивность

этой гипотезы подтверждается открываемой ею

возможностью типологизировать уровни

понимания идеи, рассматривая ее отношение к

текстам, воссоздаваемым в акте понимания.

Вопрос заключается не только в эмпирическом

изучении возникающих в акте понимании

текстов, но и в анализе возможностей

появления текстов в том или ином смысле

воссоздающих (моделирующих) данную идею.

Подчеркнем, что в таком рассмотрении акт

понимания направлен не на сам текст, а на

его смысл - на выражаемую им идею, а само

понимание рассматривается как интенция на

воспроизведение этой идеи в порождаемых

самой ситуацией понимания текстах.

Итак, понимание есть восприятие идеи.

Понимающий становится восприемником идеи,

давая ей новую жизнь в собственной

структуре сознания. Текст, суть которого

составляет идея, есть только посредник,

временное обиталище идеи. Временное, потому

что когда исчезнут понимающие через этот

текст, сам он превратится в набор мертвых

значков.

На самых глубинных уровнях понимания,

когда уже не смысл, не идея схватываются

адресатом, но устанавливается нерасторжимая

связь общения с тем, кто создал этот смысл

и нашел для него смещающий текст, феномен

понимания переходит в нечто иное,

заслуживающее иного наименования. Чтобы по-

стичь это иное, нужно последовательно

взойти на пирамиду смыслов, выражаемых

словом "понимание".

Подчеркиваем, что наша задача - не

изучение понимания текста, но исследование
59
понимания (или постижения как более

высокого феномена) через тексты,

выступающие как семиотические посредники

между исходным смыслом и смыслами, порож-

даемыми в процессе постижения (понимания).

Смысл нуждается в артикуляции (вербализации

в тексте или воплощении в образе) для того,

чтобы оказаться внятным адресату, чтобы акт

понимания (постижения) стал возможным. Но и

воспринимающий нуждается в текстах для

артикуляции рождающихся в нем под влиянием

воспринимаемого новых смыслов. Смысл не

вкладывается в текст, как предмет в ящик.

Он возникает в процессе создания текста и

умирает, воплощаясь в тексте.

Преображенный, этот смысл воскресает в

процессе восприятия текста и укладывается в

новые тексты, порождаемые воспринимающим

под воздействием исходного текста.

Необходимость порождения новых текстов при

воссоздании смысла принимаемого текста

вытекает из следующих соображений. Мы

принимаем как исходный, в определенной мере

самоочевидный постулат-представление о том,

что смысл возникает в процессе порождения

текста. (В противном случае нам пришлось бы

признать существование особого языка

"смыслов", в котором они фиксируются до

создания текста. Тогда смысл выражений на

языке смыслов должен существовать в записи

на некоем, еще менее правдоподобном языке

смыслов, а эта конструкция ведет к дурной

бесконечности). Смысл - это не сама

реальность, описываемая или порождаемая

текстом, но особое отношение текста и этой

реальности - то, что текст выражает

относительно этой реальности, способ,

которым он ее описывает. Поэтому он и появ-

60
ляется только вместе с текстом. Точно так

же для того, чтобы он возник в акте

восприятия текста, в этом акте должны

порождаться новые тексты, соотносящиеся с

воспринимаемым общностью смысла. Эти

соотнесения могут быть различных типов: от

самых простых до сложных и парадоксальных.

Именно эти соотнесения передаваемого текста

и текстов им стимулируемых в акте понимания

(и необходимых для адекватного восприятия)

характеризуют прагматику передаваемого

текста. Поэтому речь идет фактически о

типологии текстов в прагматическом аспекте.

Прежде всего, прагматика текста может

быть инструктивной или креативной.

Инструктивная прагматика подразумевает, что

передаваемый текст в данном культурном

окружении допускает строго определенную

интерпретацию, описывая одно из возможных

состояний заранее известной

действительности. Вот это заранее известное

или, точнее, приписываемое действительности

состояние образует культурный контекст

данного текста. Текст с инструктивной

прагматикой несет информацию о недвусмыс-

ленно интерпретируемых данных или является

четко определенной инструкцией. Примером

такого текста может служить описание того,

как найти квартиру знакомого, типовая

сводка данных, приказание, ритуальная

формула и т.п. В этом случае понимание

выражается как способность адресата к

повторению полученного текста (ср.команду:

повторите приказание), которое может

свестись к мысленному проговариванию, -

достаточному, чтобы убедиться в понятности

текста.

61
Более сложный случай инструктивной

прагматики представляет учебный текст,

понимание которого проверяется требованием

пересказа. Отвечая на уроке, ученик

пересказывает прочитанное. Здесь важным

критерием понимания служит способность

ученика выделить в тексте учебника и в

рассказе учителя смысловую структуру и

сохранить ее в пересказе. Контрольные во-

просы учителя "на понимание" ориентируются

на усвоение учеником предвиденной учителем

смысловой структуры и проверяют активность

владения этой структурой. Квалифицированный

читатель научной литературы сам формулирует

нужные вопросы, которые и описывают искомую

семантическую структуру. В данном случае

перечень формулируемых вопросов является

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер iconМусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Понимаю, ибо абсурдно. К эвристике абсурда «Человек», 1998, №6
Для него это было формой так любимого им научного диалога, взаимного обогащения мыслями. А для редактора работа со Шрейдером была...

Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер iconА. Раскина Шрейдер и его стихи
Их написал летом 1961 г студент физфака Юра Чайковский – ныне известный биофизик и теоретик науки Юрий Викторович Чайковский

Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер iconЮ. А. Шрейдер как архитектор информационных потоков
С юлием Анатолиевичем нас познакомил весной 1976 г. Сергей Викторович Мейен. С этого момента начались наши отношения с Ю. А. Шрейдером...

Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер iconЮ. А. Шрейдер Иов-ситуация Иозефа К
Начнем с определения того, что такое Иов-ситуация. Прототипом и одновременно примером Иов-ситуации с позитивным выходом из нее является...

Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер iconШрейдер Ю. А. Лекции по этике: Учебное пособие
Как связаны моральные нормы и практические действия? На эти и многие другие вопросы читатель найдет ответы в публикуемых лекциях....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница