Скачать 169.73 Kb.
|
Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории» Программа элективного курса «История религий» Программа составлена учителем истории первой квалификационной категории МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района РТ Чебановой Людмилой Александровной Чистополь 2010 г. Пояснительная записка Курс «История религий» носит общеобразовательный, светский характер. Его введение обусловлено признанием поликультурности и поликонфессиональности в качестве важнейших ценностей российского общества, возросшим интересом к религии, становлением религиозных общин как современных структур гражданского общества и активной ролью религиозных организаций в общественной жизни. Элективный курс составлен на основании рекомендательного письма МО и Н РТ от 25.06.2010 г. № 5378/10 «О преподавании предмета «История религий»». В связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость) только на территории Республики Татарстан в настоящее время функционируют множество конфессий. Подросток должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач предмета – уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект. Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. При изучении курса реализуется связь с такими предметами, как география, история, обществознание, социология, культурология, правоведение. Изучение курса «История религий» базируется на следующих концептуальных позициях: - религия - социокультурный феномен, важная составляющая мировой, национальных культур; - знание истории религии проживающих рядом народов, их духовно-нравственного наследия - основа формирования межнациональной, межконфессиональной толерантности, средство профилактики религиозного экстремизма, фанатизма, ксенофобии, консолидации российского общества; - изучение истории религий - фактор осознанного мировоззренческого и ценностного выбора, позитивного отношения к культурному многообразию. ^ расширить кругозор учащихся, способствовать формированию толерантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонациональном обществе. ^ 1) развитие умений и навыков комплексной работы с различными типами исторических источников; 2) развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко – социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям исторической действительности; 3) развитие гражданственности, патриотизма, толерантности у обучающихся; 4) развитие исторического мышления обучающихся на базе материала курса; 5) создание условий для закрепления и развития у обучающихся интереса к прошлому историческому опыту; 6) отражение в содержании учебного материала новых для учащихся знаний; Изучение школьниками элективного курса «История религий» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности. ^ - способность адекватно понимать общественно – научные термины; - учебно – логические умения и навыки: установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления; - учебно – управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности. ^ - умение поиска и нахождения необходимой информации, ее обработка; - умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов. ^ - умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей; - умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах; - умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям; - способность к самоидентификации. ^ - способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий; - способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем; ^ - лекции с последующими дискуссиями; - эвристические беседы; - защита проектов (презентаций); - мультимедийные презентации. Применение ИКТ создает условия для формирования образовательной среды, обусловливающей активизацию образовательной деятельности учащихся. Это позволяет сделать процесс обучения компромиссным по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися и гибким по отношению к их индивидуальным способам и темпам обучения, а также к их интересам. Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно – предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к обучению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний. ^ - тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, тесты); - творческие работы (презентации, эссе); - выступления во время дискуссий, лекций; Итогом изучения элективного курса является защита мини – проекта (реферата, презентации) подготовленного учеником по одной из изученных тем. ^ Содержание программы представлено в виде тематического и календарно – тематического планов, что указывает на способ развертывания учебного материала, содержательную структуру программы, а также распределение учебного времени на изучение тем. ^
^ Введение.Возникновение религии. Элементы и структура религии. Понятие вероучения. Религиозный культ. Специфика религиозно-культурной практики. Проблема классификации религий. Критерии и модели классификации. Современная типология: родоплеменные, национально-государственные, мировые, их специфические черты и особенности. Понятие государственной религии.^Возникновение религиозных представлений у первобытных людей. Роль археологии, этнографии, антропологии, палеонтологии в решении вопроса о возникновении религии. Общие закономерности религиозного мышления на стадии родоплеменного строя. Основные характеристики и формы родоплеменного типа: фетишизм, тотемизм, анимизма, магия, культ предков, культ вождей, культ природы, жертвоприношение, магия, гадание, шаманство, камлание. ^ . Основные черты и особенности древнеегипетской религии. Историческое развитие древнеегипетской религии. Культ живой и неживой природы. Культ фараона. Обожествление реки Нил. Главные божества Древнего Египта. Религиозная реформа Эхнатона и концепция единого божества. Культ предков и учение о загробном воздаянии. Идея страшного суда. Суд Осириса. Ритуально-магическая практика мумификации. Роль жречества в древнеегипетском обществе. Древнеегипетские храмы. ^ Своеобразие религиозной культуры античности. Древнегреческая религия. Религиозные представления Классическая религия Древней Греции. Космогонические мифы. Мифологема судьбы в древнегреческом культе. Культ героев. Полисные культы. Роль жрецов в древнегреческих полисах. Общегреческие святыни. Общегреческие игры и их связь с религией. Древнегреческие храмы. ^ Происхождение религиозных представлений у древних римлян. Верования этрусков. Складывание традиционного пантеона. Становление культа императора. Римская религия эпохи первых веков империи. Жрецы в Древнем Риме. Обрядность, общественные зрелища и религия. Влияние древнегреческой религии на римскую. Восточные культы в Римской державе. «Римский миф» и его роль в идеологии эпохи империи. Римские храмы ^ Индуизм. Формирование индуизма. Индуистская религиозная литература. Основные боги, формы их почитания. Учение об аватарах. Ритуально-обрядовая практика индуизма. Храмовое строительство. Индуизм и буддизм. Философские школы индуизма. Современный индуизм. Синтоизм. Синто – традиционная религия Японии. Происхождение и основные догматы синтоизма. Священный синтоистские тексты – «Кодзики», «Нихонги». Культ Аматэрасу. Почитание предков. Эволюция синто. Культ императора. Праздники синто. Храмовый и домашний синтоизм. Синтоизм и буддизм. Синтоизм в современной Японии. Конфуцианство. Особенности системы верований и культов в древнем Китае. Философско-этическое учение Конфуция. Почитание неба. Культ императора, семьи. Система образования и воспитания. Социальный идеал. Специфика обрядности. Культ Конфуция. Роль традиций в жизни общества. Храмы в конфуцианстве. Конфуцианство в современном Китае. ^ Буддизм. Возникновение буддизма: история и предание. Личность Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. «Трипитака» – свод священных текстов буддизма. Четыре «благородные истины» - основы буддийского вероучения. Восьмеричный путь спасения. Пять заповедей. Понятие нирваны. Этика буддизма. Основные направления в буддизме: хинаяна и махаяна, их особенности. Буддизм в современном мире. Иудаизм. Источники по изучению иудаизма. Возникновение древнееврейских верований и трансформация иудаизма из политеистической в монотеистическую религию. Основные этапы развития иудаизма. Иудаизм в период израильско-иудейского царства. Мессианство. Комплекс священных книг. Особенности вероучения и культа. Современные религиозные течения в иудаизме. Христианство. Источники по истории раннего христианства: нехристианские и христианские письменные источники. Библия как источник христианского вероучения. Священное писание. Общественно-исторические причины возникновения и идейные предпосылки христианства. Личность Иисуса Христа: мифологическая и историческая школы. Христианство и предшествующие религиозные традиции. Раннее христианство и иудаизм. Первые христианские общины. Формы культа. Начало церковной организации, первые репрессии против христиан. Формирование христианской церкви. Духовенство и миряне. Иерархия духовенства (высшие и низшие чины). Разработка христианского учения. Деятельность Вселенских соборов. Никейский символ веры. Понятие Священного предания. Христианский культ и таинства, посты и праздники. Этика христианства. Смысл и идеал жизни христианина. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Синтез в христианстве религиозных и общечеловеческих норм нравственности. Раскол христианства 1054 г. Православие как восточная ветвь христианства. Организация православия. Автокефалии и автономии. Основы православного вероучения и культа. Монашество. Праздники и посты. Современное состояние православия. Христианизация Руси. Церковь в древнерусский период. Становление Русской православной церкви. Основные исторические этапы её развития. Католицизм как западная ветвь христианства. Структура и организация католической церкви. Ватикан. Особенности вероучения и культа. Монашеские ордена. Инквизиция. Контрреформация. Католицизм в современном мире. Протестантизм. Социально-исторические условия возникновения протестантизма. Реформационное движение в Европе XVI в. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина. Основополагающие принципы протестантизма. Пуританизм. Ислам. Исторические условия и предпосылки возникновения ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда. Халифы и Халифат. Источники и основы вероучения ислама. Коран – «книга книг» мусульман. Сунна – священное предание ислама. Обряды и предписания мусульман. Шариат. Праздники и посты. Основные направление ислама и их особенности. Ислам в современном мире. Исламские государства. ^ Христианизация восточных славян. Религия и церковь России в советский период. Религиозное возрождение в постсоветский период. Конфессиональная структура современной России. ^ Новые религиозные объединения. Феномен новых религиозных объединений – неокультов. Причины и условия возникновения. Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические признаки. Молодёжь и неокульты. Меры предупреждения деструктивного влияния неокультов. Наука и религия. Теории происхождения мира. ^ Место религии в обществе. Глобальные проблемы человечества и духовный кризис современного общества. Выработка эффективных путей решения актуальных проблем развития общества – главная цель диалога. Государство и религиозные объединения, верующие и неверующие – субъекты диалога. Реализация права свободы совести как необходимое юридическое условие обеспечения равноправия сторон диалога. Конструктивное сотрудничество верующих и неверующих в решении общезначимых проблем – одна из главных предпосылок гражданского согласия и возрождения России. ^ Очаги конфликтов, география, причины. Объединение мирового сообщества в борьбе с терроризмом. Учебно-тематическое планирование курса
^ - основные категории и понятия курса; - иметь целостное пpедставление о pелигии, фоpмах pелигии, истоpии и хаpактеpных чеpтах pазличных конфессий; - современную религиозную обстановку в мире, России, Республики Татарстан. ^ - использовать полученные знания о религии в современной социокультурной ситуации, принимать соответствующие решения; - правильно, в первую очередь, толерантно, относиться к представителям других религиозных конфессий; - Рекомендуемая литература для учителя 1. Григулевич И.Р. История инквизиции: XIII-XX века. – М.: Наука, 1970. 2. История религии./А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков. – М.: Центр «Руник», 1991 3. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997 4. Конституция Российской Федерации. 5. Конституция Республики Татарстан. 6. О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения: Казань: РИЦ «Школа», 2000 7. Сальникова. И.В. «Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010 8. Харисова Л.А. Религия мира и добра: школьникам об исламе: Учеб. пособие для факультативных занятий. – Казань: Магариф, 1999 9. Федоренко Ф. И. Секты, их вера и дела. – М., Политиздат, 1965. 360 с. Рекомендуемая литература для учащихся 1. Библия. Синодальный перевод (Любое издание). 2. Брилёв Д.В. Религии мира. Ислам. М., ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2006. 3. Булгаков С.Н. Православие. М., 1991. 4. Быт и история в античности /Отв. ред. Г. С. Кнабе. М., Наука, 1988. 5. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия. Вавилон. Персия. Первые сверхдержавы. М., Изд-во Эксмо, 2005. 6. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., Церковь, 1995. 7. Ислам: Словарь. М., 1991. 8. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997 9. Коран. Пер. И. Ю. Крачковского (Любое издание). 10. Конституция Российской Федерации. Конституция Республики Татарстан. 11. Керрам К. Боги, гробницы, ученые. / Пер. с нем. А. С. Варшавского. М., Наука, 1986. 12. Кравченко А. И. Обществознание 9 класс. Учебник для 9 класса. Ч.II.- М.: «Русское слово», 2009 г. 13. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. (Мыслители ХХ века). М., Политиздат, 1991. 14. Лэнгли Миртл. Религия. Пер. с англ. Лондон, М., Дорлинг Киндерсли, 1998. Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001. 15. Мертлик Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. М., Республика, 1992. 16. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., (разные годы издания). Наглядно о религиях /Пер. с анг. Минск, ООО «Поппури», 2000. 17. Основы религиоведения /Под ред. И. Н. Яблокова. М., 1994. 18. Православие: словарь школьника/Священник Ярослав Шипов. М., ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. 19. Пилкингтон С.М. Иудаизм / Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001. 19. Рожков В.Н. Очерки по истории римско-католической церкви. М., Терра, 1996 . 20. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М., Изд-во Московского ун-та, 1984. 21. Пушнова Ю.Б. История мировых религий. М., Владос, 2005. Религии мира. Энциклопедия для детей в 2-х т. М., Аванта+, 1996. 22. Религии мира. Пособие для учителя /Под ред. Я.Н.Щапова. М., Просвещение, 1994. 23. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. М., Политиздат, 1994. 24. Священная история для детей / Изложено кн. М.А.Львовой. Репринтн. изд. М., 1991. 25. Смирнов Е.И. История христианской церкви. М., Изд-во Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1996. 26. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. 27. Синова И.В. Мировые религии в России. Справочник школьника. СПб., Издательский дом «Литера», 2007. 28. Сальникова. И.В. «Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010 29. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 3-е изд., испр. и доп. М., Политиздат, 1986. 30. Флоренский П. Вопросы религиозного самосознания. М., «Издательство АТ», 2004. 31. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., Изд-во полит. лит., 1990. 32. Харисова Л.А. Религия мира и добра: школьникам об исламе: Учеб. пособие для факультативных занятий. – Казань: Магариф, 1999 33. Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси. М., 1989. 34. Эррикер К. Буддизм / Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001. |
![]() | Разработка урока по Истории Древнего мира «Повторение и обобщение изученного материала. Чудеса света» | ![]() | Цель медиамероприятия: способствовать расширению представлений об истории Великой Отечественной войны, о подвиге нашего народа |
![]() | Курской битвы, Прохоровского танкового сражения; показать роль солдат, полководцев в победе над фашистской Германией | ![]() | Ивана Грозного, обстоятельствах и причинах учреждения опричнины, о некоторых личных качествах самодержца, содержание поэмы, элементы... |
![]() | Региональный конкурс методических разработок педагогов образовательных учреждений | ![]() | Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории |
![]() | Районный конкурс методических разработок уроков-экскурсий по истории 2008-2009 учебный год | ![]() | Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения республиканского конкурса методических разработок учителей начальной... |
![]() | Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов «Лучшее творческое занятие» | ![]() | Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам рядовых солдат Победы, тружеников... |