Для студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика




Скачать 374.93 Kb.
НазваниеДля студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика
страница1/4
Дата публикации05.09.2013
Размер374.93 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > История > Документы
  1   2   3   4
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ИСТОРИЯ

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


для студентов заочной формы обучения

по направлениям: 080100 – Экономика;

081100 – Государственное и муниципальное управление (бакалавр)




















НОВОСИБИРСК 2011




Составители: к. и. н., доцент Шойдина Г.В., Гаврилов Н.К.


Отечественная история: Тематика контрольных работ /Новосиб. гос. аграр. ун-т; Сост.: Г.В. Шойдина, Н.К. Гаврилов. – Новосибирск, 2001. – 32 с.



Темы контрольных работ предназначены для студентов 1-го курса НГАУ заочной формы обучения всех специальностей.
Тематика утверждена методической комиссией юридического факультета.
Рецензент: д-р истор. наук, проф. М.Н. Колоткин
Ответственный за выпуск: доц. Н.К. Гаврилов

^ Правила подготовки контрольных работ
1. Выбор номера темы. Номер темы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Например, если номер зачетной книжки заканчивается цифрой 0, то могут быть выбраны следующие темы: 10, 20, 30, если цифрой 1, то 1, 11, 21, 31.

2. Структура работы. В начале работы должны быть указаны номер и название темы, план. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Во введении следует сформулировать цель и задачи работы, актуальность рассматриваемых проблем, их место в контексте мировой истории. Основное содержание темы раскрывается в соответствии с вопросами плана. В конце каждого вопроса следуют краткие выводы. В заключении подводятся итоги и четко формулируются выводы в целом по теме.

3. Оформление работы. Оформление титульного листа контрольной работы дано в приложении. Все страницы работы должны быть пронумерованы. В тетради должны быть оставлены поля для замечаний преподавателя. На первой странице работы указываются название темы и план с указанием страниц, на которых излагается содержание каждого пункта плана. В конце контрольной работы приводится список использованной литературы. Изученные работы размещаются в списке литературы в следующем порядке: а) источники; б) специальная литература (в алфавитном порядке). Контрольная работа должна быть написана аккуратно, грамотно (большое количество ошибок делает работу неудовлетворительной).

4. Рекомендуемая литература. К каждой теме контрольной работы (№1-43) рекомендуется следующая литература:
Работы дореволюционных историков России

1. Вернадский Г.В. История России: В 5 т.- М., Тверь, 1996.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I-XII. - М., 1988.

3. Ключевский В.О. Курс русской истории: Соч. в 9 т.- М., 1987.

4. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в.- М., 1993.

5. Платонов С.Ф. Учебник русской истории.- М., 1991.

6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М., 1993.

7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 29 т.
После рекомендации преподавателем контрольной работы «К защите» студент обязан пройти собеседование по теме и получить зачет.

Пример

ТЕМА 6. Русские земли в период феодальной раздробленности


Период феодальной раздробленности – это закономерный этап в развитии феодального общества, когда на смену политическому единству приходит раздробление государства. Это прогрессивное явление, в основе которого лежали следующие причины:

1. Развитие крупного феодального землевладения, не только княжеского, но и частного. Возникновение боярских сел. Дружина оседает на землю, князь становится менее подвижен, стремится укрепить свое собственное княжество, а не переходить на новый княжеский стол.

2. Основы экономической мощи - не дань, а эксплуатация феодально-зависимых крестьян внутри боярских вотчин.

3. Рост городов и развитие отдельных земель, что делало их более независимыми от Киева. Вместо одного центра появилось несколько.

Междукняжеские усобицы ведутся не за стол Великого князя Киевского, а за то, чтобы стать Великим князем, оставаясь в своем княжестве, т.е. за то, чтобы перенести стол Великого князя в собственное княжество.

5. Изменился и порядок наследования. Князья Рюриковичи составляли единый род, глава которого – отец – правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями как его наместники.

После смерти отца его место занимал старший сын, которого младшие должны были почитать «в отца место».

В дальнейшем во главе рода поочередно вставали старшие в каждый данный момент князья. Поэтому и Киевский стол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику, то есть восхождение князя к Киеву совершалось постепенно («очередной» порядок престолонаследия). В 1097 г. князья собрались на съезд в Любече. Они провозгласили следующий принцип взаимоотношений: «Каждо да держит отчину свою». Таким образом, Русь распалась на «отчины» – наследственные владения различных ветвей княжеского рода. Закрепившись в одной земле, каждый князь старался, как можно пышнее украсить свою столицу. В обособившихся княжествах успешнее стали развиваться ремесла, строительное дело. Складывались новые центры летописания, так как надо было воспевать деяния своих местных князей. Культура Руси стала богаче, разнообразнее. Количество княжеств постоянно менялось. Во второй половине ХII в. насчитывалось 15 крупных княжеств, в 30-40-е годы ХIII в. около 50, а в ХIV в. – 250. Для каждой из земель были характерны свои отличительные особенности. Все эти государства можно разделить на 3 типа:

1. Раннефеодальная монархия (Киевское и Галицко-Волынское княжества) – сильная княжеская власть, опиралась на дружину и контролировалась городским вече.

2. Феодальная республика (Новгородская) Северо-Запада Руси – выборы на вече князя подобно всем прочим государственным должностям: посадников, тысяцких, епископа, архимандрита;

3. Деспотическая монархия (Владимиро-Суздальское княжество) Северо-Востока Руси – князь – часть административного аппарата. С Андрея Боголюбского заложены основы неограниченной деспотичной власти («Самовластья», по словам летописца Владимировского князя). Андрей Юрьевич принял титул «царя и великого князя», в 1162 г. прогнав 3 своих братьей, 2 племянников, мачеху и отцовскую дружину из Ростово-Суздальской земли (с 1157 г. – он – великий князь Киевский).

Его социальная база – «милостники», т.е. люди, зависимые от милости князя, дворовые «холопы» (лично зависимые) князя. Теперь здесь – князь – господин, а не товарищ.

Далее следует дать характеристику ведущим княжествам этих 3 типов.

ТЕМА 1. Восточные славяне в древности

План


1. Происхождение и расселение восточных славян в VI-VIII вв.

2. Занятия и общественный строй восточных славян в VIII-IX вв.

3. Соседи восточных славян и проблема взаимовлияния.

Литература


1. Гумилев Л.Н. Русь и Великая Степь.- М., 1989.

2. Древняя Русь и славяне.- М., 1978.

3. Кобычев В.П. В поисках природы славян.- М., 1973.

4. Мавродин В.В. Происхождение русского народа.- Л., 1978.

5. Платонов О.А. Русская цивилизация.- М., 1992.

6. Седов В.В. Славяне в древности.- М., 1994.

7. Удальцова З.В., Иванов Я.Н., Гутнова Е.В., Новосельцев А.П. Древняя Русь – зона встречи цивилизаций //Вопросы истории.- 1980.- № 7.

Контрольные вопросы


1. Кто такие индоевропейцы? Как связаны между собой индоевропейцы и славяне?

2. Когда произошло выделение восточных славян из состава славянских народов?

3. Чем родовая община отличается от соседской?

4. Какие вы знаете торговые пути, проходившие по землям восточных славян? Какова их роль в жизни славян?

5. Как влияло на жизнь восточных славян их соседство с кочевниками?

ТЕМА 2. Образование Древнерусского государства

План


1. Предпосылки складывания Древнерусского государства.

2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория и славянская школа. Неонорманизм.

Литература


1. Повесть временных лет (любое издание).

2. Ломоносов М.В. Древняя Российская история. Гл. 7-10./Избр. проза.- М., 1986.

3. Авдусин Д.А. Современный антинорманизм // Вопр. истории.- 1988.- № 7. - С. 24-38.

4. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории.- М., 1992.

5. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.).- М., 1998.

6. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла русская земля. Ч.1./История Отечества: Люди, идеи, решения.- М., 1991.- С. 27-28. (Далее История Отечества.)

7. Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Название «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства IX-X века //Вопросы истории.- 1989.- № 8.- С. 24-38.

8. Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель //Вопросы истории.- 1991.- № 2-3.- С. 3-20.

9. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. Гл. XI.- М., 1998.- С. 236 – 295.

10. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории.- М., 1987.

11. Смирнов А. Как создавалась «История Государства Российского» //Москва.- 1988.- № 1.- С. 82 – 84.

12. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов //Вопросы истории.- 1991.- № 6.- С. 3-15.

Контрольные вопросы


1. Что такое «военная демократия»? Чем она отличается от первобытности и от сложившегося государства?

2. Что в норманнской теории основано на действительных фактах?

3. Какие аргументы, опровергающие норманнскую теорию, можно привести?

4. Что общего в позициях представителей норманнской теории и славянской школы?

ТЕМА 3. Древняя Русь в X-XII вв.

План


1. Социально-экономический строй Древней Руси.

2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси.

Литература


1. Горский А.А. Древнерусская дружина.- М., 1989.

2. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.

3. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории.- М., 1987.

4. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории.- Л., 1974; 1980.

Контрольные вопросы


1. Чем характеризуется феодальный строй?

2. Каковы пути формирования крупной земельной собственности на Руси («окняжение», «кормления», пожалования, вотчины)?

3. Что такое полюдье?

4. Перечислите основные категории населения Руси в XI веке.

5. Какова роль городов Древней Руси?

6. Роль армии в Древней Руси (дружина, ополчение)?

ТЕМА 4. Внешняя политика Древней Руси

План


1. Характер и основные направления внешней политики Древней Руси.

2. Русь и Запад: начало взаимоотношений.

3. Русско-византийские связи.

4. Русь и Степь.

5. Русь и мусульманский мир.

Литература


1. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси.- М., 1980.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории.- М., 1992.

3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь.- М., 1989.

Контрольные вопросы


1. Каковы направления внешней политики Руси в первой половине Х в. Как и насколько успешно они реализовывались?

2. Каковы результаты внешней политики Святослава?

3. Каковы итоги внешней политики Владимира Святославича?

4. Каково было международное положение Руси времен Ярослава Мудрого?

ТЕМА 5. Принятие христианства на Руси

План


1. Верования и обычаи восточных славян.

2. Причины и история принятия христианства на Руси.

3. Последствия крещения Руси.

Литература


1. Введение христианства на Руси.- М., 1987.

2. Как была крещена Русь.- М., 1988.

3. Крещение Руси в трудах русских и советских историков /Сост. А.Г. Кузьмин и др.- М., 1988.

4. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь.- Л., 1988.

5. Рапов О.М. Русская Церковь в IX – первой трети XII вв. Принятие христианства.- М., 1988.

6. Русское православие: вехи истории.- М., 1989.

7. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси.- М., 1986.

Контрольные вопросы


1. Древние славяне были язычниками. Что это означает?

2. Что из верований древних славян сохранилось и сегодня в виде суеверий, обычаев, традиций?

3. Каковы истоки русского христианства?

4. Каковы причины принятия Русью христианства?

5. Каково значение принятия православного христианства на Руси?

ТЕМА 6. Русские земли в период феодальной раздробленности

План


1. Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси.

2. Северо-Восточная Русь в XII в.

3. Юго-Западная Русь в XII- начале XIII в.

4. Новгородская земля.

5. Последствия феодальной раздробленности в истории России.

Литература


1. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII-XV вв.- М., 1986.

2. Ивакин Г.Ю. Киев и киевская земля в XIII-XV вв.- Киев, 1982.

3. Котляр М.Ф. Галицкая Русь XII-XV вв.- Киев, 1971.

4. Кучкин В.А. Формирование территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв.- М., 1984.

5. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв.- М., 1982.

6. Янин В.Л. Новгородская феодальная вотчина.- М., 1981.

Контрольные вопросы


1. Каковы причины феодальной раздробленности?

2. Чем отличаются усобицы периода феодальной раздробленности от феодальных усобиц предшествующего периода?

3. Каковы положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности?

4. Какие наиболее крупные княжества периода феодальной раздробленности вам известны? В чем заключаются их особенности?

ТЕМА 7. Международное положение Русских земель

в XIII-XIV вв.

План


1. Экономические и политические предпосылки экспансии на Русь с Запада и Востока в XIII в.

2. Монголо-татарское нашествие. Ордынское господство на Руси и его последствия.

3. Германо-скандинавская экспансия в Северо-Западной Руси.

Литература


1. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига.- М., 1989.

2. Буганов В.И. Куликовская битва.- М., 1985.

3. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII-XV вв.- М., 1986.

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.- М., 1989.

5. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв.- М., 1985.

6. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь XIII.- М., 1966.

7. Каргалов В.В. Свержение монголо-татарского ига.- М., 1973.

8. Каргалов В.В. Конец ордынского ига.- М., 1984.

9. Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком //Вопр. истории.- 1996.- №11-12.

10. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было?- М., 1991.

11. Лошиц Ю.М. Дмитрий Донской.- М., 1995.

12. Пашуто В.Т. Александр Невский.- М., 1995.

13. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана.- М., 1997.

14. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.- М., 1993.

15. Чингис-хан /Сост. Ю. А. Сандулов.– СПб., 1998.

Контрольные вопросы


1. Назовите не менее 5 причин успешных завоевательных походов татаро-монгольской армии.

2. Каковы причины поражения русских княжеств в борьбе с татаро-монгольским нашествием?

3. Каково содержание понятия «иго»? Чем оно отличается от понятий «господство», «оккупация», «захват», «порабощение»?

4. В чем выражалась власть Золотой Орды над Русью?

5. В чем заключаются причины победы Александра Невского над крестоносцами?

6. Каковы причины победы войск Дмитрия Донского в Куликовской битве и её историческое значение?

7. Какие оценки взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII-XV вв. вам известны?

ТЕМА 8. Формирование Российского централизованного государства

План


1. Причины возвышения Москвы.

2. Образование Российского государства. Социально-экономическое и политическое развитие общества.

3. Иван III – государь всея Руси.

Литература


1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси.- Новосибирск, 1991.

2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России.- М., 1988.

3. Горский А.А. К вопросу о причинах возвышения Москвы //Отечест. история.- 1997.- №1.

4. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII-XV вв.- М., 1986.

5. Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М., 1992.

6. Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI вв.- М., 1980.

7. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.).- М., 1985.

8. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности.- М., 1995.

Контрольные вопросы


1. Какие существовали центры возможного объединения русских земель кроме Москвы? В чем были их слабые и сильные черты?

2. Какова сущность понятий «централизованное государство», «единое государство», «московское царство»? Что в них общего и в чем различие?

3. На каких идейно-религиозных и нравственных традициях сложилось Российское (Московское) государство?

4. Каковы этапы формирования русского централизованного государства?

ТЕМА 9. Россия в первой половине XVI в.

План


1. Царь Иван IV. Реформы Избранной рады.

2. Сословно-представительная монархия в России.

3. Внешняя политика России в XVI в.: цели, направления, результаты.

Литература


1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России.- М., 1988.

2. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного.- М., 1960.

3. Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т.- М., 1992-1993.

4. Кобрин В.Б. Иван Грозный.- М., 1989.

5. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XVI–XVII вв.- М., 1969.

6. Скрынников Р.Г. Иван Грозный.- М., 1975.

7. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси. XIV-XVI вв.- Новосибирск, 1991.

8. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. - М., 1978.

9. Шмидт С.О. Становление российского самодержавия: Исследование социально-политической истории времен Ивана Грозного.- М., 1974.

10. Шмидт С.О. Российское государство в середине XVI столетия.- М., 1984.

Контрольные вопросы


1. Назовите альтернативы реформирования страны к моменту воцарения Ивана Грозного. Какая победила? Почему?

2. Составьте схему структуры власти и управления в Российском государстве в XVI веке.

3. Какие основные черты дворцово-вотчинной и приказной систем управления вы можете назвать?

4. В каком направлении эволюционировала высшая власть в России в XVI веке? Почему?

5. Какие основные внешнеполитические задачи стояли перед Россией в XVI веке? Из чего они вытекали?

6. Чем объясняются внушительные успехи России в присоединении Казани и Астрахани и неудачи в Ливонской войне?

ТЕМА 10. Россия во второй половине XVI в.

План


1. Опричнина Ивана IV: причины, сущность.

2. Последствия и оценки опричнины.

3. Личность Ивана IV. Его место в истории России.

Литература


1. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного.- М., 1964.

2. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времен Ивана Грозного.- М., 1982.

3. Кобрин В.Б. Иван Грозный.- М., 1989.

4. Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? Кн.1.//История Отечества: люди, идеи, решения.- М., 1991.

5. Скрынников Р.Г. Иван Грозный.- М., 1976.

6. Скрынников Р.Г. Царство террора.- СПб., 1992.

Контрольные вопросы


1. Каковы причины перехода власти к опричному террору?

2. Что такое «опричнина»? Что общего и в чем различие в её определениях, представленных в исторической литературе?

3. Каковы последствия опричнины?

ТЕМА 11. Россия в начале Нового времени. XVII в.

План


1. Смута в России: причины, сущность, основные этапы.

2. Общественные движения начала века как особая форма социального протеста.

3. Кризис власти и специфика её организации в 1605 – 1612 гг. Проблема самозванства.

4. Последствия Смуты.

Литература


1. Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии.- М., 1989.

2. Кобрин В.Б. Смутное время: утраченные возможности. Кн.1.//История Отечества: люди, идеи, решения. - М., 1991.

3. Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России.- М., 1975.

4. Павлов А.И. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605).- СПб., 1992.

5. Скрынников Р.Г. Борис Годунов.- М., 1983 .

6. Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в.- Л., 1985.

7. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута.- М., 1988.

8. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев.- Новосибирск, 1990.

Контрольные вопросы


1. Каковы причины Смуты и кризиса власти в начале века?

2. Какие факторы способствовали, а какие препятствовали выходу России из Смуты?

3. Какая существовала альтернатива развития высшей политической власти в начале века? Почему после Смуты эта альтернатива была исчерпана?
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Для студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика iconКонтрольные работы и рабочие программы по английскому языку для студентов...
Рабочая программа по английскому языку для студентов заочной формы обучения по специальности сдм

Для студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности...
Экономика отрасли: методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-50 01 02 “Конструирование и технология...

Для студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика iconМетодические указания по курсовой работы для студентов заочной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Содержат рекомендации по написанию курсовой работы...

Для студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №1 для студентов...
Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на...

Для студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №2 для студентов...
Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на...

Для студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по специальности...

Для студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика iconПрограмма дисциплины Стратегический анализ деятельности предприятия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Для студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика iconПрограмма нис для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис на 2 курсе, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...

Для студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика iconНоменклатуре педагогических специальностей
Факультетов, на которых обучаются более 3 тысяч студентов по 20 специальностям и 5 направлениям (очной, очно-заочной и заочной форм...

Для студентов заочной формы обучения по направлениям: 080100 – Экономика iconМетодические указания и контрольные работы для студентов I ii курсов...
Методические указания предназначены для студентов I и II курсов всех специальностей бнту заочной формы обучения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница