Исследовательская работа




Скачать 73.81 Kb.
НазваниеИсследовательская работа
Дата публикации15.09.2013
Размер73.81 Kb.
ТипИсследовательская работа
lit-yaz.ru > История > Исследовательская работа
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26

 

 

Исследовательская работа

 

Тайны нашего рода:

опыт этимологического анализа

фамилий моих одноклассников.

 

 

Автор: Ксения Сырчина,

ученица 8 Б класса

 

Руководитель: Ирина Валентиновна Ломакина,

учитель русского языка и литературы

школы № 26

 

 



Хабаровск, 2012 гг.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

1. Фамилии как объект науки: опыт сравнительного анализа. … ….….….5

2. Происхождение фамилий

2.1 Семантика слова «фамилия»…………………………………… .9

2.2 История появления фамилий в России…………………………10

3. Морфемный анализ русских фамилий …………………………………13

4. Основные способы образования фамилий ……………….……………19

5. Социологический опрос учащихся. Что я знаю о своей фамилии……20

6. Этимологический анализ фамилий моих одноклассников……

Заключение……………………………………………………………...30

Список литературы

Приложение. Анализ социологического опроса учащихся

Что я знаю о своей фамилии.

3

Введение.

^ Актуальность темы исследования. В последние годы заметно возрос интерес людей к родовым корням, истории своей семьи. На наших глазах набирает силу движение, известное как народная генеалогия: в разных регионах создаются все новые

общества, выходит большое количество периодических изданий, авторами которых выступают не только профессионалы, но и любители, делающие первые шаги в познании родовой истории. Открывшиеся при этом возможности изучения родословия создают в стране принципиально новую ситуацию, в которой интерес к истории может возникнуть на качественно новом уровне, благодаря интересу к истории своей семьи.

^ Новизна работы заключается в попытке рассмотреть фамилию рода как историческое явление, которое отражает глубинные процессы развития общества и может быть объектом изучения таких наук, как генеалогия, лингвистика, история, география. Всестороннее изучение фамилии как исторического явления даст возможность проследить родовые корни, позволит по-новому взглянуть на многие события российской и мировой истории, ощутить свою кровную связь с историей Отечества и малой родины - родины предков.

^ Объектом изучения является фамилия как историческое явление,

отражающее объективную потребность общества в установлении

родовых связей между представителями разных поколений одного рода.

^ Предметом исследования служат процессы образования фамилий

и специфика их протекания в различной социальной среде, под влиянием многообразных факторов.

^ Целью исследования является попытка привлечь внимание к основным процессам общества, которые отразились на формировании фамилий. Заинтересовать молодежь, показать основные способы и методы изучения истории своего рода.
4

В соответствии с целью исследования предполагается решить

следующие основные задачи.

1) Показать, что изучение фамилий - сложный и многогранный процесс,

который исследуется многими науками.

2) Познакомить с историей происхождения и основными способами

образования фамилий.

3) Провести социологический опрос учащихся школы№26 для выявления

их знания истории своего рода.

4) Провести практическую часть исследования: предположить,

как произошли и что означают фамилии моих одноклассников.

^ Практическая значимость работы состоит в возможности использования

ее на уроках русского языка, литературы, истории, географии. Привлечение данного материала сделает учебу особенно интересной, так как будет основываться на заинтересованности каждого. Работа может рассматриваться и на классных часах самой разнообразной тематики. Разговор о памятных датах и выдающихся личностях можно закончить рассказом о своих родных, которые были участниками великих событий или сами заслужили почет и уважение в своей стране. Такие беседы позволят ощутить чувство гордости за своих близких, помогут почувствовать неразрывную связь поколений и дадут осмысленность собственность собственной жизни.

Структура исследования.

  1. Введение

  2. Теоретическая часть: история изучения фамилий.

  3. Практическая часть: социологический опрос и этимологический анализ фамилий одноклассников




  1. Заключение

  2. Список изученной литературы

  3. Приложение

Заключение.

Существуют два способа познания: научный и интуитивный. Научный метод – это метод накопления знаний, которые постепенно приобретают тенденции, тенденции постепенно переходят в стадию гипотез, теорий и т. д. Интуитивный метод – это идея, которая постепенно обрастает доказательствами. В своем исследовании я использовала оба способа познания.

Познакомившись с историей появления фамилий, рассмотрев различные способы их образования, я убедилась, что изучение фамилий – процесс сложный, кропотливый, но очень увлекательный. Он требует знаний из различных областей науки. Без творческого подхода тоже не обойтись. Ведь нельзя, «выучив» несколько определённых правил, ждать готовых ответов на все вопросы, что я и продемонстрировала в своей работе.

Однако творчество в научном исследовании совсем не говорит о том, что его методы в какой-то мере произвольны. Напротив, мною было показано, что всякий серьёзный анализ фамилии опирается на те строгие закономерности, которые проявляются в различных областях науки.

Любой вид человеческой деятельности, как и связь человека с окружающей средой, духовная и материальная стороны жизни, взаимоотношения людей в разные эпохи – всё это отражено в фамилиях. Их основы вобрали в себя на пути своего исторического развития самые разнообразные языковые категории. Следовательно, можно сказать, что фамилии могут служить историческому исследованию жизни народа в не меньшей степени, чем другие памятники культуры и быта, литературы и языка. Если по отдельным разрозненным фамилиям трудно определить всю их ценность, то, собранные в значительном количестве и должным образом интерпретированные, они иллюстрируют многие черты русского быта.

Но значение изучения фамилий не исчерпывается констатацией фактов прошлого. Та огромная роль, которую играют фамилии в обществе при идентификации личности, показывает, как важно историческое, социологическое и лингвистическое изучения фамилий. Ведь только тщательное исследование всех элементов именования человека позволяет делать выводы об идентичности имени и фамилии в случае их разнописания. А это свидетельствует о большой общественной значимости анализируемых слов.

Список литературы:

1. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. — М., 1970.

2. Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.

3. Вопросы ономастики – Екатеринбург. 2008, №5

4. Ермолович Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур. — М., 2001.

5. Намитокова Р. Ю., Абрегов А. И. В мире имен собственных. Пособие для учителей школ Адыгеи. — Майкоп, 1998.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1986.

7. Откупщиков Ю.В. Очерки по этимологии. - С.-Петерб. ун-та, 2001.

8. Подольская Н. В. словарь русского ономастической терминологии. — М., 1988.

9. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. — М., 1973.

10. Суперанская А. В. Ваше имя? — М., 2001.

11. Суперанская А. В. Структура имени собственного (фонология и морфология) — М., 1969.

12. Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. — М., 1998.

13. Топорова Т. В. К вопросу об именах собственных как средства идентификации мифологических персонажей.// "Вопросы ономастики". — 2005. — № 2 — С. 45-51.

14. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. – М.,1989.

15. Фомин А. А. Литературная ономастика в России: итоги и перспективы. — Екатеринбург, 2004.

16. Хроленко А. Т. Из наблюдений над природой имени собственного в фольклорном тексте. — Рязань, 1988.

17. Шанский Н.М., Боброва Т.А. - Этимологический словарь русского языка. - М., 1994.

18. Шелепова Л.И. – Русская этимология: теория и практика. – М, 2007.







Рецензия на исследовательскую ученическую работу по русскому языку

по теме:

«Тайны нашего рода: опыт этимологического анализа фамилий

моих одноклассников».
      Работа Сырчиной Ксении может быть квалифицирована как исследовательская. Объектом рассмотрения стали русские фамилии как историческое явление, отражающее объективную потребность общества в установлении родовых связей между представителями разных поколений одного рода. Ученицей представлен всесторонний анализ изучения данного вопроса в различных научных областях. Оригинально показана связь лингвистики с историей, географией, культурологией.

Тема работы выбрана самостоятельно и вызывает интерес Ксении уже давно. Особенно ценны в этом отношении поиски, направленные на изучение собственной фамилии. Ученица представила нам несколько гипотез происхождения собственного родового имени, используя различные научные подходы, демонстрируя компетентность в рассматриваемом вопросе.

Структура работы осмыслена и логична, автор четко формулирует цели и задачи исследования, указывает его практическую значимость и актуальность.

Положительным моментом является возможность привлечения материалов работы на уроках истории, географии, русского языка и литературы. Не менее важен воспитательный потенциал работы, позволяющий ощутить неразрывную связь с предшествующими поколениями, исторической судьбой своей страны.

Кроме того, работа Ксении мотивирует других учащихся на создание собственных

исследований по изучению истории своего рода.

Хорошим дополнением к работе является презентация, позволяющая сделать работу яркой и запоминающейся. Ученица продемонстрировала практические навыки в освоении интерактивных компьютерных технологий.
Рецензент _________________________ Ломакина Ирина Валентиновна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа iconИсследовательская работа по теме: «Музыкально-поэтическая культура...
Проведена исследовательская работа на тему «Праздники славянского календаря в песнях» оформлена временная экспозиция

Исследовательская работа iconИсследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.»
Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.», выполненная в рамках творческой мастерской «Лирика Ахматовой...

Исследовательская работа iconНаучно-исследовательская работа по подготовке документа территориального...
Научно-исследовательская работа по подготовке документа территориального планирования

Исследовательская работа iconМетодические приемы: технология критического мышления; интеграция;...
Немного фантазии и каждый урок может стать интересным, творческим, нестандартным

Исследовательская работа iconИсследовательская работа на городскую научно-практическую конференцию...
...

Исследовательская работа iconИсследовательская работа по литературному краеведению на районную...
Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»

Исследовательская работа iconИсследовательская работа

Исследовательская работа iconИсследовательская работа Подготовила заместитель директора по работе...
Путь к духовности через творчество Любови Николаевны Петуховой. Исследовательская работа/Л. А. Замятина, заместитель директора по...

Исследовательская работа iconИсследовательская работа на тему "Берёза-частица Родины"

Исследовательская работа iconВсероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница