Урок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне




Скачать 73.09 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне
Дата публикации26.09.2013
Размер73.09 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > История > Урок

Малышева Л.П., учитель

МОУ «Чихачёвская средняя общеобразовательная школа»


Урок литературы в 6 классе

Тема: Читаем притчу о блудном сыне.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», распечатка Притчи о блудном сыне для каждого ученика, распечатка Словаря урока.

 

Оформление доски: число, тема, эпиграф урока (заповедь 5-ая «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будетъ, и да долголетенъ будеши на земли»).

Оценивание: «Молодец!», «Замечательно!»

Ученики имеют опережающее задание: составить презентацию «Хвала воспитанию», сообщения «Об истории имён», «Фразеология», «Влияние Библии на искусство», подготовить инсценировку сцены возвращения сына в отчий дом.

Цели:

  1. Вызвать интерес к притче, стремление к анализу и творчеству

  2. Воспитывать  умение соотносить христианские образы с современным  поведением детей и родителей.

  3. Вызвать интерес и стремление к анализу и оценке своих поступков, устремлений и мыслей.

  4. Воспитывать любовь к родителям, доброту и сострадание, умение прощать, осознать вину и искренне стремиться к искуплению.

^ План урока.

І. Проверка домашнего задания

ІІ. Слово учителя.

- Ребята, эпиграфом нашего урока сегодня будут слова заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будетъ, и да долголетенъ будеши на земли».

Это неслучайно, потому что мы будем говорить о прощении.

- А что, по вашему, значит слово «прощать»?

(^ Предполагаемые ответы детей: прощать – перестать сердиться; забыть обиды;

сделать всё, чтобы были хорошие отношения с человеком, который огорчил)

- Легко ли прощать?

(Предполагаемые ответы детей: Прощать бывает легко, если огорчили чуть-чуть, иногда ведь и сам в чем-то виноват. Чаще это трудно сделать, но многие люди все же стараются прощать другим и заслужить прощение. А ведь у нас есть праздник Масленица, когда все просят друг у друга прощения, даже если и не ссорились.)

- Да, простить другого – значит перестать обвинять человека в чем-то или перестать на него сердиться. Прощение – это путь, который может нас научить правильно жить.

Дивились на Руси Притчам, но на Востоке жанр Притчи был любим и хорошо известен. Слушая Притчи, люди пытались проникнуть в их тайны, понимали, что не просто так их рассказывает проповедник, искали разгадку, да не всем ее удавалось найти. На Востоке любили говорить полунамеками, загадками, иносказаниями… Слово - семя… Душа человека - почва… Одни слушают Слово - да не слышат его… Другие слушают и слышат, да скоро забывают. У немногих остается в душе Слово и дает плод… Одни слушатели Притчи увидели в ней горестную историю покинутого Отца (как много таких случаев теперь, как много брошенных, одиноких стариков доживают свой век далеко от выращенных ими детей!); другие - историю несчастного сына… Третьи посочувствовали старшему брате… Четвертые - просто порадовались тому, что все так славно закончилось. Но все смотрели на эти события со стороны, надеясь, что с ними никогда такого не случится. Но Спаситель рассказывал не о какой-то конкретной, далекой от нас семье. Он рассказывал о каждом из нас, обо всех на свете. 

Давайте обратимся к библейской притче. История эта называется «Притча о блудном сыне». Эту притчу Иисус рассказал своим ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете. Притча описывается в Евангелии от Луки. Она очень популярна в христианском мире. Во вторую неделю приготовления к Великому посту на Божественной литургии этот отрывок читается во всех храмах. Послушайте притчу, но прежде возьмите рабочие материалы, где будете делать заметки по содержанию. Обратите внимание на Словарь урока – листочки у вас на парте.

ІІІ. Чтение притчи подготовленными учениками. Беседа.

Учитель: Давайте попробуем разобраться в услышанном.

- Какой дурной поступок совершает сын?

(Предполагаемые ответы: сын обижает отца; сын грабит его; покидает его на старости, оставляет одного; сын совершает грех; сын не почитает отца, наносит ему обиду)

- Да, вы правы, ребята. Сын совершает нехороший поступок по отношению к отцу, обижает его, своего старшего брата, совершает большой грех.

- А как вы понимаете слово грех? (Предполагаемые ответы: плохой поступок; смертельная болезнь; ненавидеть друг друга; грех – зло в душе; злые дела, злость на товарища.)

- Всё сказанное вами верно. А самое верное определение греха – это злоба, его злой, бессовестный поступок. И, конечно, оставив отца на старости лет, ограбив, был грешен или виновен перед ним.

- Как же ведёт сын себя вдали от дома?

(Предполагаемые ответы: он ведет распутную жизнь; расточает свое богатство; заводит сомнительных друзей)

- Приведите примеры из текста (спрашивать слабых детей, закрепляя навыки чтения)

(…младший сын пошёл в чужую сторону и там расточил имение своё, живя распутно.)

- Какой на ваш взгляд он совершает грех?

(Он грешен перед отцом, но и перед собой тоже. Он живёт не по совести, поэтому и грешен.)

- А какой была жизнь сына вдали от дома и принесла ли она ему радость?

(Предполагаемые ответы: ему было трудно; он много работал и не получал ничего; был голоден; пас свиней и его мучила совесть; он вспомнил отчий дом и всей душой стремился туда, откуда ушел)

- Подтвердите это текстом притчи. (спрашивать слабых детей, закрепляя навыки чтения)

(…он прожил все, настал великий голод. Сын пристал к одному из жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней.. Он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.)

- Почему пасти свиней, а не другую работу? Потому что по религиозным представлениям древнего еврейского народа свинья - животное оскверняющее, который ни один благочестивый еврей не стал бы пасти. Эту работу выполнять давали только чужестранцам-рабам.

- Как вы думаете, с какой мыслью возвращается сын домой?

(Предполагаемые ответы: сын раскаивается в своем поступке; ему стыдно перед отцом; он осознал свою вину; он хочет просить прощения)

- Приведем примеры из текста (…Придя же сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу и скажу: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою…»)

- Как вы думаете, сын по-настоящему глубоко осознал свою вину?

(Предполагаемые ответы: сын раскаялся в своих поступках; он хочет искупить свою вину, намерен просить у отца прощения.)

- Итак, сын искренне раскаялся, а прощает ли отец сына?

(Предполагаемые ответы: он прощает его.)

- Подтвердите словами текста. («… увидел его отец и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его…»; «…отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите его: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»)

- Отец увидел сына еще издали, сам, первый, бросился ему навстречу. Он не дает договорить сыну страшных слов, не позволяет называть себя рабом, он не может этого слышать. Сын навсегда остается для отца любимым дитя. Отец дает сыну лучшие одежды, он дает ему перстень. В древности перстень был не просто украшением. Это была печать. Тот, кто имел перстень другого человека, приобретал власть над его имуществом, жизнью, и , что самое главное, его честью. Сыну, который всем доказал, что он недостоин ни любви, ни доверия, отец отдает все, вплоть до чести.
- Сын вернулся, и отец простил его, несмотря на подлый поступок сына.

Как вы думаете, чему учит притча?

(Предполагаемые ответы: учит умению прощать обиды; учит осознавать свои ошибки и раскаиваться в них; учит любить друг друга; учит ценить и уважать родителей; учит искренности, не ложному покаянию, а истинному)

- Да, без сына для отца, сколько бы ни было вокруг друзей, любящих и почитающих его людей, мир пуст. Он верит сыну, верит его раскаянию не потому, что тот долго рассказывал о тяготах и лишениях жизни на чужбине, а потому, что тот вернулся. Значит, все понял и может начать новую жизнь.

ІҮ. Заочное путешествие.

- Действительно, притча учит искреннему покаянию и прощению.

Многие художники обращались к библейским сюжетам (об этом мы говорили на прошлых уроках). Сегодня мы увидим одну из них. Это репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Подлинник её хранится в Эрмитаже. Давайте сейчас совершим заочное путешествие в Эрмитаж и послушаем сообщение об этой картине.

(Гиперссылка. Сообщение ученика: «Мы видим репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Детали здесь так условны. В картине все замерло. Отец не сжимает в объятиях сына, а только положил ему руки на спину. Этим прикосновением он как будто успокаивает сына. Прикосновение вместо слов. Но руки художник прорисовывает так, что мы видим многолетнюю тоску отца по сыну и радость обретения. Сколько так они стоят? Минуту, час, вечность? Картина-тишина, картина-раздумье. Мягкий свет падает на отца и сына. А люди рядом - кто они? Фигура в красном - брат? Что скрыто в его взгляде: зависть, осуждение, гнев? Главное даже не это: главное в том, с каким вниманием они переживают эту встречу. Так навечно они и застыли на полотне художника: в размышлении над происходящим, а отец и сын, обретшие друг друга, не могут пошевелиться от тихой радости и любви».)

- Я хочу, чтобы вы еще раз почувствовали тему прощения и поняли, что прощение, как и покаяние, должно быть искренним, идти от души, что это не просто слова. Человек становится счастлив и спокоен, у него легко на душе оттого, что он прощен и простил.

ҮІ. Инсценировка сцены возвращения сына в отчий дом.

- Пока наши артисты готовятся, мы попробуем определить, что для каждого из вас значит прощение.

^ Методика незаконченного предложени

Запишите одним предложением: «Прощение – значит…»

(Предполагаемые ответы: …забыть о том плохом, что сделали другие; …не держать зла на людей)

- Вы посмотрели игру ребят, смогли ли они передать истинность раскаяния и прощения?

ҮІІ. Заключение.

- Я надеюсь, что наш разговор был полезен. Умение прощать обиды, говорит Священное писание, - это признак силы, а не слабости. Когда прощают других, то этим самым они как бы разрывают круг мстительности. Если каждый человек будет прощать другим, то тогда люди освободятся от чувства вины и собственных неудач. Когда люди чувствуют, что их постигла неудача, то им ничего не хочется делать. Когда люди получают прощение других за свои неудачи, то в них растет желание внести свой вклад в общество.

Как эта притча обращена к нам? Можем мы оказаться на месте героев притчи? 

Прежде, чем ответить на этот вопрос, не вслух, а себе, своей душе, послушайте, что говорил в своей проповеди Святейший Патриарх АлексийII: «Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы мир стал чуть-чуть светлее и добрее. Бог открыт каждому. В Новом Завете написано: «Се, стою при дверях и стучу». От человека зависит, откроет он двери своего сердца для Господа или нет… У нашего народа есть крепкая защита против зла – Святое Православие. Выше закона может быть только любовь, выше правды – лишь милость и выше справедливости – лишь прощение».

 Учитесь прощать и прощайте друг друга.

ҮІІІ. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение «Как я однажды…».

Был ли в вашей жизни поступок, который вам стыдно вспоминать. Как вы поступили? Были ли прощены?

Литература:

  1. Мир вашему дому, «Сретенский монастырь», 2007.

  2. Методическая копилка. Кедярова О.А. Разработка урока по программе «Основы православной культуры».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне iconПлан-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков»
Образовательная: на основе самостоятельной работы учащихся, владению ими навыка системного анализа, проследить эволюцию темы притчи...

Урок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне iconРазработка урока по теме: «Контрольное изложение в 7 классе по Притче...
«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель...

Урок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне icon1-11. Оставшиеся без ответа вопросы в притчах 2 Притча о блудном сыне
Притча уподобляется терну в Пр 26 Только безумец может относиться к ней, как пьяный, бесчувственный к боли человек. Притчи не являются...

Урок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне iconИсследовательская работа Шайхлисламовой Татьяны «Притча о Блудном...
Но напечатанная, она вызвала…долгое молчание. «У критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа,...

Урок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне iconУрок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы...
Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»...

Урок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Урок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне iconУрок литературы в 7 классе Тема
За разработку данного урока учительница награждена Дипломом призёра Всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства...

Урок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне iconУрок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения...
Данный урок-урок обучения анализу стихотворения. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся

Урок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему

Урок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне iconУрок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе
Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница