Скачать 139.89 Kb.
|
Содержание Картотека докомплектованияКартотека читательских интересов |
Вопросы и практические задания к Модулю 2 «Традиции и инновации формирования фондов для детей и юношества» по теме «Формирование фондов для детей и юношества: комплексный подход»Данилова Татьяна Владимировна,редактор отдела комплектования и обработки литературы Клявлинской ЦБС При формировании фондов для детей и юношества библиотекарь-комплектатор должен стремиться создать такой универсальный библиотечный фонд, который по содержанию, структуре, отраслевому, видовому, типологическому, языковому, хронологическому составу обеспечивал бы одаренным детям возможность активно развиваться, а "отстающим" - восполнить в индивидуальном порядке багаж знаний, не воспринятый в процессе коллективного обучения, а также создать такой фонд, который был бы необходим как для делового, так и для "свободного" чтения детей и юношества, а также удовлетворяющий вкусам и потребностям в информации всех возрастных групп читателей-детей и способствующий гармоничному развитию личности ребенка.
а) учет БФ - регистрация произведений печати и др. документов в целях отражения в государственной статистике, контроля за их сохранностью, прогнозирования развития фонда. Учет имеет две стороны: прием вновь поступивших изданий и исключение выбывших; б) обработка фонда - процесс подготовки произведений печати к выдаче читателям, обеспечивающий возможность их поиска, хранения и использования. Он позволяет отличить обществен- ную , книгу от книги, принадлежащей частному лицу, определить, какой именно библиотеке она принадлежит, к какой части фонда относится, где ее место на полке, в какие каталоги должны быть включены библиографические записи на нее. в) размещение и расстановка БФ - порядок расположения произведений печати в библиотеке, обеспечивающий их хранение и поиск; г) хранение БФ - содержание фонда в специально-оборудован- ных помещениях в условиях оптимального физико-химичес- кого и биологического режима; воспитание у читателей и библиотекарей навыков бережного обращения с книгами как общенародной собственностью, правильное оформление выдачи книг и контроль за своевременность их возврата; д) проверка БФ - процесс, обеспечивающий контроль за сохранностью фонда, правильностью его учета, оформления выдачи документов и контроля за своевременностью их возврата, а также организацией воспитательной работы среди читателей.
Другой расчет: объем фонда для детей и подростков при обязательном его соответствии задачам библиотеки и читательским интересам должен быть в 8-12 раз больше количества читателей-детей. Читателей-детей в нашей ЦБС 3149 человек. Следовательно, минимальное количество книг для них должно быть 25192 экз., а максимально - 37 788 экз.
обслуживания нет специализированной детской библиотеки, литература для жителей в возрасте до 15 лет должна составлять от 30% до 50% фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п.
детей и юношества является соответствие состава фондов возрастным группам читателей. Еще Н.К.Крупская обращала внимание на необходимость учета возрастных особенностей детей, когда даже год-два существенно влияют на уровень мировосприятия детей. "Если мы не будем знать того, что интересует ребят в том или ином возрасте, как они воспринимают окружающее, - писала она, - то не сможем добиться успехов в работе".
Фонд для детей и юношества должен представлять собой перечень различных типов изданий: научно-популярные, познавательные, учебные, справочные и энциклопедические. Т.е. в детско-юношеском фонде должны присутствовать универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, различные справочники, а также атласы, карты и т.д. При этом справочные материалы должны составлять не менее 10% к общему фонду. Детско-юношеский фонд должен располагать широким видовым диапазоном документов, как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях информации:
Картотека текущего комплектования
20 экз.
^ Естественные науки
3.Техника
63 Исторические науки
85 Искусство
Художественная литература
"Источники комплектования" Справочная картотека "Азбука" 119048 Россия г. Москва ул. Усачева д. 62, стр. 1, оф. 14 АСТ - изд-во 129085 г.Москва Звездный бульвар, 21 Тел. : (495) 615-01-01; 615-51-10 E-mail: aspub @ aha.ru http: /www. ast. ru Герцев Андрей ООО."Белый город" Россия 111399 г.Москва ул. Металлургов, д.56/2 Тел.: (495) 672-91-04; 672-68-09 Чеченев К.В. - директор "Бибком" Россия 115193 г. Москва ул. Петра Романова д.12 Центральный коллектор библиотек "Бибком" Факс (495) 600-94-90 М.В.Дегтярев "ИНФРА-М" - изд.дом 127282 г.Москва ул.Полярная, 31В, стр. 1 Мегабиблиотека России Тел. (495) 363-42-60 доб. 378 Тунякина Регина - менеджер "Карапуз" г. Москва Измайловское шоссе, 48а Тел.: +7 (495)918-28-10 Метида - книготорговая компания 443105 г.Самара пр. Юных пионеров, 146 Тел./факс: (846) 269-17-27; 269-17-17; 959-39-22 Моб. Тел. 89276922184 Мнацаканян Наира Александровна "Мир книги" Тел.: (495) 670-2144; 974-2975 Commerce@mirknigi/ru www.mirknigi.org Мордовское кн. изд-во Россия Мордовская республика Г. Саранск, ул. Ботевградская, 18 Директор: Келин И.И. "Новая книга" 443099 г.Самара ул. Куйбышева, 95 Тел.: (846) 340-11-00; факс (846) 332-75-84 Кузьмина Ольга Алексеевна - зам. директора Мобил. Тел. 8-9277-139-408 "Пашков дом" Россия 119019 г.Москва ул.Воздвиженка, д.3/5 Тел.: 8 (095) 291-1201 ООО "Пиквик" - книготорговая фирма 443099 г.Самара ул.Куйбышева Д.95 Ерин Александр Александрович Тел.: (846) 264-00-86 Похвистневский почтамп Самарская обл. Г. Похвистнево ул. Революционная, 141 Тел. Отдела подписки: 8 (846) 56 2-34-99 Ведущий специалист Алтынбаева З.А. "Просвещение- Самара" 443099 г.Самара ул. Венцека, 60 Тел./факс: (846) 279-18-79; 279-18-89 РИПОЛ классик 109147 г. Москва ул. Б.Андроньевская, д.23 отдел распространения: +7 (495) 775-88-85 руководитель: Сергей Тишков E-mail: tishkov @ ripol. Ru "Росмэн" - изд-во Россия 127018 г. Москва ул. Октябрьская, д.4, строение 2 Тел.: +7(495) 933-7130; 933-7070 "Русское эхо" 443001 г. Самара ул. Самарская, 179 Тел.: (846) 333-48-01 Самарский Дом печати 443080 г.Самара пр. Карла Маркса , 201 Тел..: (846) 200-31-08 СОУНБ 443110 г.Самара пр. Ленина, 14А отдел депозитарного комплектования Тел.: 335-16-66 Кузьминова Г.П. Татарское кн. изд-во 420111 РТ г.Казань ул. Баумана, 19 Тел.: (843) 519-45-22 Факс: (8432) 923933 Эл. Почта: Tki@ books. Kazan.ru Интернет-узел: http /www. tatarstan. Ru.books Директор: Шакиров Дамир Сабирзянович Федоров - издат.дом 443099 г.Самара а/я 116 тел.: (846) 310-24-50; 310-24-70 факс: (846) 310-24-72 E-mail: uchlit@ rambler/ru www.zankov.ru "Чакона" - книготорговая фирма г.Самара ул. Московское шоссе Д.15 3-й этаж тел. 331-22-232 менеджеры Чувашское кн. изд-во 428000 Россия Чувашская республика Г.Чебоксары, пр.Ленина, 12Б Тел./Ф: (8352) 62-06-34 Тимофеев Иван Дмитриевич Чувашское кн. изд-во 428000 Россия Чувашская республика г.Чебоксары , пр.Ленина, 4 Тел./ф.: (8352) 62-33-04 E-mail: chovbook @ chuvashia.com Директор: Комиссаров Валерий "Эксмо" ООО "РДЦ-Самара" 443052 г. Самара пр. Кирова д.75/1 литера Е Тел.: (846) 269-66-70 (71…74) Вандышева Елена Николаевна ^ В ОкиО каждый год даются сведения о количестве детей-читателей по возрастам или по классам. В нашей картотеке эти сведения собираются за центральным разделителем "Читатели - дети". На лицевой стороне карточки пишем наименование читательской группы: Дошкольники Младший возраст Средний возраст Старший возраст Юношество На оборотной стороне карточки напротив сиглы структурного подразделения указываем количество детей-читателей. Саму картотеку читательских интересов наши библиотекари не ведут. Запрашиваемую тему заносят в Тетрадь отказов, сведения из которой каждый квартал передают в ОкиО, где они заносятся в картотеку докомплектования. Вестись она, я думаю, должна так: на разделителе указывается тема, например, Аквариум За ним стоят карточки с данными читателей-детей, например, Волков Дима - 8 б кл. СОШ № 2 Дом. Адрес: ул. Первомайская 67-14 Тел.: 2-23-75 На обороте карточки можно учитывать книги, которые были прочитаны В картотеке ОкиО интересы читателей указаны следующим образом: Аквариум Для детей Ф.: 1, 3, 12, 13, 20 Взрослые - В, 16 Аппликация : Ф.: 2д, 13д Военное дело Военная техника - Д Рода войск, воинские знания - 9д, Д Современная армия - 9д Вышивка Крестом - Ф. 1д гладь - ф. 2д, 19д Вязание Крючок - 2д,8д,,Д Спицы - 2д,5д,6д,8д,13д,15д,17д,20 (что значит 2д, 5д, 6д и т.д.) Макраме - 3 Домашние птицы Попугаи - ф.: 20д, Д Канарейки ф.: Д, 12д Дрессировка собак Ф.: 1д, Д История России 2-4 кл. Ф.: 7,8,9 декабристы - ф. 9д ф.: 1д, 3д, 6д, 7д, 8д , 11д, 16д история праздников - 5д, 6д, 13д, 19д, Д Рыбалка Ф.: 1,8,12, 13,14,20 Самоделки своими руками Начальные классы - Ф. 21 Поделки из спичек - ф. 1,2 Поделки из бумаги - ф. - 2, 13 Ф.: 1, 20 Спорт Футбол - 6, 9 Баскетбол - 2.6,9,20 Хоккей - 1, 9,17 Запросы детей в настоящее время ограничиваются рамками школьной программы. Очень мало кто читает по интересам. В основном все интересы сосредотачиваются девочки - сказки, приключения, кто постарше - любовный роман, домашние питомцы, рукоделие; мальчики - детектив, дрессировка собак, аквариум, компьютер, домашние питомцы. У Вас очень хорошо выполнены все задания, есть только несколько замечаний: 1. В справочной картотеке «Источники комплектования» не всегда указан тип учреждения, т.е. книготорговая фирма, бибколлектор, издательство, подписное агентство и т.д. Также данную картотеку следует постоянно редактировать на предмет устаревшей информации или появившейся новой. 2. В дополнение к картотекам читательских интересов и «Читатели-дети» можно создать специальную картотеку, куда собрать информацию о дошкольных учреждениях, школах, различного рода внешкольных учреждений, об их количестве и специфике, и также по филиалам. |
![]() | Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования | ![]() | Проект «Комплексный подход к организации летнего отдыха и оздоровлению детей дошкольного возраста в рамках «Федеральные государственные... |
![]() | В данной статье рассматривается проблема неготовности к обучению в массовой школе детей с задержкой психического развития. Авторами... | ![]() | ... |
![]() | Осуществлять комплексный подход к идейно-политическому, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию, физическому развитию... | ![]() | «Комплексный подход в профилактике зависимого поведения у подростков «группы риска» |
![]() | Творчество Л. Н. Толстого для детей. Художественные особенности рассказов Л. Н. Толстого | ![]() | Как бы стремительно ни развивались информационные технологии в области библиотечного дела, как бы интенсивно ни менялся типовидовой... |
![]() | Факультативный курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет такую возможность | ![]() | Список использованной литературы |