Скачать 61.87 Kb.
|
Содержание Из жития святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии |
План-конспект урока музыки по теме «Вечная тема – мать и дитя» Учитель музыки Высшей категории МОУ «Таутовская СОШ» Аликовского района Михайлова О.М. Цель урока:
Эпиграф к уроку: «Мама – первое слово,главное слово В каждой судьбе, Мама – жизнь подарила, мир подарила Мне и тебе» (Слова песни из к/ф «Мама») Сегодня на уроке мы рассмотрим самую актуальную тему на земле – это тема «Мать и дитя». И назовём тему урока «Вечная тема – мать и дитя». Наша главная цель - рассмотреть, как эта тема раскрывается в духовной музыке. Давайте сначала разберёмся, что мы вкладываем в понятие «духовная музыка». (Ответы ребят) Учитель: - Духовная музыка – это музыка религиозного содержания, исполняемая, звучащая в храме или в быту. То есть музыка, сопровождающая церковное богослужение. Но существует и другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. И если через него ощущается живой огонь, что возносит душу, если сердце начинает согреваться от любви и восторга, то это произведение духовно. Если музыка помогает человеку раскрыться, проснуться, приобщиться к духовно-нравственным ценностям – она и будет для него духовной. Композиторы, художники, поэты всех времен и народов обращались к теме «Мать и дитя». (Можно вспомнить фрагменты из мультфильмов «Про медвежонка Умку – Мама - Медведица поет ему ласковую колыбельную. Про мамонтенка, который искал свою маму, прижимался ко всем и как хотел ласки и тепла. Про колыбельную Мамы – Козы из оперы «Семеро козлят»). Почему же эта тема «Мать и дитя» является вечной? (Ответы ребят) Звучит тихая нежная музыка. На фоне музыки учитель читает стихотворение С. Островского с музыкальным названием «Песня о женщине»: Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках. Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках. От любой напасти заклиная Ей- то уж добра не занимать, Нет, не Богоматерь, а земная, Гордая, возвышенная мать. Свет любви издревле ей завещан, Так вот и стоит она в веках, Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках. Сколько б ты ни вышагал путей, Все на свете метится следами, Яблоня украшена плодами, Женщина – судьбой своих детей. Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках, Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках! (Во время чтения стихотворения на экране идет показ слайдов: Владимирская богоматерь, Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», Петров-Водкин «Петроградская мадонна», Лукас Кранах «Мадонна с младенцем», «Прекрасная садовница» и «Сикстинская мадонна» Рафаэля). Внимание детей обращаем на последний слайд «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти итальянского художника 15 века. Учитель: - Знакома ли вам эта картина? - Кто изображён на этой картине? - Какой может быть музыка, выражающая чувства художника? Учитель: - На картине изображена Дева Мария с младенцам Иисусом на руках, а перед ними склонились Святые Иоанна и Святой Иоаков. Обратите внимание на взгляд Марии и Младенца. Почему они не встречаются и не пересекаются, не сливаются и не единятся? (Ответы ребят) Учитель: - Это одна из важнейших тайн иконы. Икона всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство. И в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение. - Что вы можете сказать о настроении картины? (Ответы ребят) (Настроение в картине грустное, Дева Мария знает, что она должна отдать Иисуса людям и он будет распят за людские грехи.) А сейчас в классе прозвучит очень красивая музыка, песня – молитва «Аве Мария» австрийского композитора Ф. Шуберта на текст шотландского писателя Вальтера Скотта в исполнении итальянского мальчика – певца Робертино Лоретти (дискант). (Слушание «Аве Мария» Ф.Шуберта) Вопросы: -Какое сопровождение? -Какой характер, настроение музыки? -Какие чувства вызвала у вас музыка? -Что общего в этих двух произведениях: картине и песне? (Ответы ребят) Учитель: - Песня «Аве Мария» - это торжественный и вместе с тем проникновенный гимн женской красоте, доброте и благородству. Музыка задумчивая, ласковая, напевная, созвучная возвышенному и чистому образу Мадонны – Матери Иисуса Христа. Ведь композитор Ф.Шуберт тоже был когда-то ребёнком и на всю жизнь сохранил в себе то зернышко материнской ласки, которое потом проросло в его творчестве. Удивительное сочетание простаты и величия в этих двух произведениях искусства – мягкие линии, чистые светлые краски, ощущение одухотворенности. Учитель: - Зачем мать приносит в мир свое дитя? - Что испытывают матери, когда теряют своих детей? (Ответы ребят) Учитель: - Сейчас я хочу поведать вам одну очень грустную историю о святых мученицах Вере, Надежде и Любови и их матери Софии. ^ Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София (София означает «премудрость»), была благочестивой вдовой – христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей (ибо что христианская мудрость может произвести, как ни веру во Христа, надежду на Христа и любовь ко Христу), София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу. Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. В то время гонение на христиан свирепствовало: тираны не щадили ни рода, ни пола, ни возраста. По малейшему подозрению в вере во Христа схватывали каждого, и жребий узников решался всегда одинаково: должно было или поклониться идолам, или умереть в лютых мучениях. ![]() Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 г. покоятся в Эльзасе (Ныне Франция). Сюжет этой истории послужил для создания песни «Вера, Надежда, Любовь». (Исполнение песни учителем) Вера, Надежда, Любовь Слова неизвестного автора Музыка протопопа И.Лепешинского 1. Ярко лампада горит Дети притихли и вновь Бабушка добрая им говорит Про Веру, Надежду, Любовь. 2. В возрасте отроковиц Приняли муки они Кто не видал этих ангельских лиц--- Веры, Надежды, Любви. 3. Где только силы брались Пытки, угрозы и кровь Только от Господа не отреклись Вера, Надежда, Любовь. 4. И на могиле детей Слышался матери зов Встретиться с вами спешу я скорей Вера, Надежда, Любовь. 5. Ветры одежды сорвут Юркнув под тёплый покров Но никогда, никогда не умрут Вера, Надежда, Любовь. 6. Надо нам грешным взывать Господи благослови! Чтоб никогда, никогда не терять Веры, Надежды, Любви. ![]() (Разучивание песни.) Подведение итогов урока. В конце урока можно прочитать молитву Великого князя Константина Константиновича Романова: Научи меня, Боже, любить Всем умом своим, всем помышленьем, Чтоб и душу тебе посвятить, И всю жизнь с каждым сердца биеньем. Научи ты меня соблюдать Лишь твою милосердную волю, Научи никогда не роптать На свою многотрудную долю. Всех, которых пришёл искупить Ты Своею Пречистою Кровью, Бескорыстной, глубокой любовью Научи меня, Боже, любить! Или можно спеть припев известной всем песни «Мама – первое слово». |
![]() | Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,... | ![]() | Тема и номер урока в теме: «Слова, к которым нельзя задать вопрос», 1 урок в теме |
![]() | ... | ![]() | Цель урока: Формирование коммуникативной компетенции обучающихся по теме «Учёба в школе» |
![]() | Ланцова Виктория Валерьевна, учитель музыки и мхк, высшей категории, моу сош №47, г. Тверь | ![]() | План конспект урока по теме «стихотворение в. А. Жуковского «вечер» как этапное в становлении русского романтизма» |
![]() | Цель урока: Формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки | ![]() | Задачи урока: Закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме, учить строить монологические высказывания, беседовать в диалоге,... |
![]() | Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной... | ![]() | «Пейзажная лирика А. С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро», номер урока в теме 4 |