Внеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина»




Скачать 328.08 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина»
страница1/3
Дата публикации07.01.2014
Размер328.08 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
lit-yaz.ru > История > Внеклассное мероприятие
  1   2   3
Республика Татарстан

Алькеевский муниципальный район

МБОУ «Чувашско-Бурнаевская средняя общеобразовательная школа»




Внеклассное мероприятие:
литературно - музыкальная композиция

«Моя малая родина»

(с использованием личного исследовательско- краеведческого материала)
Разработка учительницы

первой категории

русского языка и литературы

Еликовой Марии Геннадьевны



Введение.

Важнейшей особенностью нравственного воспитания в школе является обогащение знаний учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Работа по изучению учащимися истории родного края, ее связи с великой Родиной помогает уяснить неразрывную связь, единство истории села, аула, города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, стать достойным наследником лучших традиций родного народа и Родины.

Каждый из нас свои истоки берет в стране своего детства – отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого.

Неоценимое значение для изучения истории своего края имеют труды К. Д. Ушинского, в которых он обосновывает необходимость введения в учебные программы основы по «истории своей ближайшей родины».

Изучение родного края как направление нашло свое отражение методических статьях ряда методистов – историков (Н. Родзевич, П. Покотило и т. д.)

Определенный интерес представляют статьи В. Я. Уланова, опубликованные в «Практической школьной энциклопедии», в которых идет речь о знании материалов местной истории в школьном обучении и необходимости «давать их» учащимся в связи с историей России. Необходимо воспитывать в подрастающем поколении чувство уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. Большое педагогическое, государственное и научное значение имеет приобщение учащихся и учителей к познанию прошлого и настоящего родного края.

В представленной работе я собрала материал по истории, развитии и становлении села Чувашское Бурнаево на разных этапах жизни деревни. При исследовательской работе в селе использовала вопросники, памятники, таблицы, подворные карточки, магнитофон, фотоаппарат и т. д. Особое внимание уделяла воспоминаниям старожилов, старым фотографиям, письмам и записям… Большой материал после их обработки передала в краеведческий музей школы. Кроме этого, данный материал используется учителями-предметниками на своих уроках, внеклассных мероприятиях и классных часах.

Приобщение подрастающего поколения к изучению родного края, к национальной культуре, обычаям и традициям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания в школе.

В представленной работе использовала стихотворения русских крестьянских поэтов конца 19 и начала 20 веков, татарского поэта Г. Тукая и собственные стихи, фотографии и размышления.

^ Историческая справка

В разное время учеными были выдвинуты различные теории происхождения чуваш в Республике Татарстан в местностях, прилегающих к старинному поселению Сувар, Болгар – от хазар ( А. Ф. Риттих, П. Хунфальфи), то от буртасов ( А. Ф. Риттих, В. А. Сбоев), то от гуннов (В. В. Бартольд), то от волжских булгар( В. Н. Татищев, Н. И. Ашмарин, З. И Гомбоц).

Некоторыми казанскими исследователями ведутся поиски доказательств гипотезы о начале формирования чувашского этноса на основе тюрко – язычных племен, проникавших в регион якобы еще во 2 – 3 в.в. н. э. Этническая дифференциация чувашей, татар, башкир – то есть тех народов, которые своей историей тесно связаны с волжскими булгарами, - самостоятельная народности завершилось относительно поздно, лишь в 13-14 в.в.

Более близкой этнической общностью, из которой вышли древние болгары, исследователи считают огуро – оногуров, в составе которых были, возможно, племена билу (пулу), бугу (бугур), чеши и пулей, обитавшие по северным склонам отрогов Тянь-Шань и верховьях Иртыша. Область формирования суваров (савиров) лежало даже в районах верховий Иртыша. Чуваши имеют ряд устойчивых этнографических и языковых параллелей с тюркскими народами Алтая и Южной Сибири, в частности с хакасами, уйгурами, шорцами, тувинцами. Это проявляется в общности элементов жилища, утвари, пищи, одежды, орнамента, вышивок и украшений, а также языческих религиозных верований, мифологии и фольклора.

В конце 3 века до нашей эры началось движение гуннских племен на запад, на территорию Средней Азии и современного Казахстана. Во 2 веке нашей эры оногуры вторгаются в Семиречье и получают здесь от местных земледельцев этноим «савир» (восходит к древнеиранск. «савар», значит «наездник»). Их основным занятием, как свидетельствуют исторические источники, было отгонное скотоводство, которое требовало сезонных перекочевок в меридиональном направлении. Многочисленные исторические и этнографические данные явственно указывают на активное участие оногуро – савирских племен в этнокультурных процессах Средней Азии и Казахстана.

В конце 3-4 в.в. оногуро-болгарские племена начинают расселяться по берегам Волги. Историки отмечают, что название «болгары» впервые появляется среди оногуро – савирских племен в 5 веке. По данным исследователей, у оногуро – савирских племен именно в этом веке начался переход от кочевого образа жизни к оседлости, зародились раннефеодальные отношения, возникают первые государственные образования. В 70-х г.г. болгары, савиры и хазары попадают под власть Западнотюркского каганата. В борьбе против каганата в 30-40 г.г. 7 в. образовалось военно-политическое объединение во главе с ханом Курбатом, известное в истории как «Волжская Болгария». Болгарская этническая общность, не имевшая прочных внутренних экономических связей, после смерти хана Курбата в 50-х г.г. подчинила савиров и басилов.

После смерти Курбата власть в Великой Болгарии поделили его сыновья: Аспарух пошел на запад, на Балканы, где основывал Дунайскую Болгарию. Часть болгарских племен во главе с Батаем осталась на старом месте и подчинилась хазарам. Третья группа осталась под покровительством Котрага и Батбая. Под натиском хазар Аспарух в 675 г. вместе с частью болгар ушел с насиженных мест и в 670-е годы переселился в Северное Поволжье. Господствующее положение болгаро-савир историки объясняют тем, что они были сравнительно многочисленными, но и тем, что стояли на более высокой ступени общественного развития – на стадии раннего феодализма с элементами рабства. Имели высокую военную организацию и владели военным искусством. Развитие феодализма закономерно вело к тому, что кочевники оседали, срастались земледельческими общинами, составляя у них социальную верхушку. В различных регионах Болгарского государства возникает и укрепляются городские поселения: столица государства Болгар на левом берегу Волги, Сувар -на реке Утке, Ошель -на правобережье Волги, Нохрат -на реке Актае, Биляр... Волжская Болгария образовалась в условиях господства хазарского каганата. В письме хазарского царя Иосифа в 961 году в числе племен, плативших дань хазарам, называются буртасы, савиры, черемисы и др.

По мере укреплений Болгарского государства все более сближаются и взаимоассимилируются различные болгарские племена: болгары, савиры, эсегели, темтюзи, берсула и т.д. Таким образом, еще до золотоордынский период завершается этнополитическая консолидация различных болгарских племен в единую народность. Болгары-савиры приобретали навыки оседлости, способы ведения земледельческого хозяйства, навыки строительства деревянного сруба и других построек.

Волжская Болгария занимала значительную территорию, на которой разместилась Самарская и Ульяновская области, Татарстан, Чувашская и Марийская, Удмурдская республики, западные районы Башкирии.

Как полагают исследователи, болгары-савиры в дозолотоордынский период пользовались письменностью, о чем свидетельствуют археологические находки с руническими письменами, обнаруженные в Суваре, Биляре и т.д.

В первой половине 13 века дальнейшее развитие Волжско-Булгарской цивилизации, процессы этнической интеграции привели племен в единую болгарскую народность и были прерваны разгромом Сувара, Болгара 1236 году полчищами монголо-татар.

^ Сценарий внеклассного мероприятия.



(слайд 1)
Два чувства дивно близки нам –

В них обретают сердца пищу –

Любовь к родному пепелищу.

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня,

Земля была б без них мертва…

А.С. Пушкин.
Звучит мелодия песни М. Исаковского « С чего начинается Родина».
Учительница: Малая родина»… Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как ее измерить и рассказать о ней?

По-моему, малая родина – это окоем нашего детства. Эта та округа под чашею лазурного неба, которую способно разглядеть мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась, возликовала от охватившего счастья на земле.

И где огорчались, обронили первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.

Тихая деревенская улица, отчий дом под неохватной ивой. Белокаменный магазин посередине села, манящие пропахший мятными пряниками, ременной сбруей и бочковой селедкой.

Неприхотливая восьмилетняя школа под сенью берез, куда еще только предстояло ходить первоклашкой. И акации с желтыми капельками – цветиками и свистульками; и сирени, вкусно пахнущие и дурманящие голову…

А за околицей машинный двор, куда всегда тянет мальчишек пробраться, тайком посидеть в кабине трактора, потрогать рычаги, блаженно повздыхать еще теплый запах наработавшего трактора.

И речка, всегда манящая детвору. Бывало, за день 12 раз искупаешься, и день кажется длинным – длинным. Поистине, «и дальше века длился день…».


(слайд 2)

Чтец 1:

Сторона эта лесная вечно в памяти жива.

Бархатистым одеялом расстилается трава.

Здесь ни холода, ни зноя никогда не знал народ.

В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пройдет.

От малины, земляники все в лесу пестрым – пестро,

Набираешь в миг единый ягод полное ведро!

Точно воины стояли сосны, липы и дубы,

Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось.

И от них благоуханье в сладком воздухе лилось.

Улетали, прилетали и садились мотыльки,

Будто с ними в спор вступали и мирились лепестки.

Птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине,

И пронзительным весельем наполняли душу мне.

(Г.Тукай)
Ученица 8 класса:

Здесь среди солнечных лесов, тихих рек и летнего разноцветья издавна вместе с другими народами живет мой народ - чуваши. «Откуда мы? Кто мы?» - извечный вопрос поколений…

Недалеко от нашей деревни в 15 километрах около реки Утка располагался один из самых крупных городов Болгарии – Сувар. В 10 веке он даже соперничал с Булгаром. С трех сторон он был опоясан земляными валами и рвами. Здесь была и пятничная мечеть, работали медресе. Изготовленные в Суваре монеты были найдены археологами в Рязани, Пскове, Пензе и даже Дании. Здесь, кроме богатых феодалов, жили торговцы, ремесленники и даже ученые. Наиболее знаменитым среди них был Сулейман, сын Дауда. Его труды известны не только на родине, но и в Бухаре, Герате и на территории Турции.

Из исследований историков В.Д. Дмитриева, А.Х.Халикова известно, что в 1296 году Сувар был разгромлен полчищами монголо-татар. Остатки суварского населения массами переселяются за Каму, в Приуралье. Одно из племен, под названием «савиры» двинулось на восток. Как говорят историки, «к большой реке».

Первая группа в наибольшем количестве ушла за Каму по нашей земле. От второй группы, по словам стариков, отстало несколько семей, заплутало, как говорится по-чувашски: «паранса кайна» или старейшего данного рода звали «Парнай», но так или иначе: Парнай – Бурнай – Бурнаево – вот вам и название нашей деревни.



(слайд 3)

Чтец 2:

Под голубым шатром

Много солнца видел я на свете,

Много посетил далеких стран,

Но нигде милей весны не встретил,

Чем в краю, что в отрочестве дан…

Все зовет, зовет меня куда-то

Белоснежный яблоневый цвет,

Лепестковым осыпает златом

Голубой пророчит мне беду…

Промелькнула тройка в светлой сбруе-

Счастье не воротится назад:

Но за все тебя благодарю я

Село мое и благоуханный сад!

(Пимен Карпов).


(слайд 4)

Ученица 8 класса:

Как вы думаете, где было начало нашей деревни?( см. на фото выше: место начала деревни Чувашское Бурнаево)

Место для постройки первых изб было выбрано удачно: на солнечной стороне широкий пригорок, недалеко речка, с правой стороны бьет чистый родник. Сразу же за речкой начинался густой лес. Здесь водились кабаны, рыси, волки, белки…

На другой стороне реки до сих пор сохранилось место совершения общественных жертвоприношений и молений - это «киремет карти». Невысокий холм был обнесен оградой в рост человека, имел три входа, устроенные в середине восточной, северной и западной части ограды. Когда приносили в жертву быка или барана, зажигали большие костры и готовили жертвенную пищу. У северной калитки стоял стол, на котором расставлялись принесенные для жертвоприношения лепешки и другие съестные припасы. Рядом с оградой стояло священное дерево. Сюда вешали снятые с принесенных в жертву лошадей шкуры, оставляя при них гривы, хвосты и копыта.

Деревня росла. Если раньше дома ставили к востоку, то теперь уже некоторые осмелились перейти через Глубокий овраг. Правда, ходить за речку за водой им было далековато. С той поры начали различать «анаткас» и «тукас» (нижняя и верхняя улицы).

В 16 веке князь Курбский писал о том, что здесь «родятся куны дорогие, белки и прочие звери ко одеждам и ко ядению потребные…» Даже спустя два века исследователи хозяйства и быта чувашей, в частности И.Г.Георги, отмечали, что «к звериной ловле они крайне пристрастны», «они очень хорошие стрелки, употребляют теперь ружья, нежели лук и стрелы».


(слайд 5)

Ученик 9 класса:

У наших предков бытовали оба направления: мясное и пушное. Охотники добывали пушного зверя (бобров, лисиц, белок) для оплаты подати, сдавали меха в казну в обмен на оружие, порох. Хищных зверей ловили с целью защиты домашнего скота, пчельников.

Пахали деревянной сохой. Она представляла с собой ствол дерева, который служил припрягом, а сук царапал землю. В августе сеяли рожь. Семена рассеивали из лукошка (пурак), подвешенного через плечо, разбрасывая зерно горстью. После пахоты и сева для заделки семян поле боронили. Яровое поле начинали пахать в конце апреля. Первым из яровых высеивали овес (селе) и горох (парса), затем ячмень (урба), пшеницу (тула).

Во время сева были свои обряды: обряд выноса семян в поле, обряд вымаливания хорошего урожая, праздник акатуй по завершению сева. На каждого участника сева варили яйца в крутую (яйца назывались семенными – варлах самартисем). В поле яйца клали вместе с семенами в землю с молением и словами: «Хамаш пек хамалне пар, самарта пек тешшине пар» ( «Дай, Бог, величиной с камыш стебель, величиной яйца – зерна»). Сев начинали в «легкий день» (не в среду и пятницу). По окончании сева совершали акатуй с обрядовой кашей (ака патти) и пивом.

Почву удобряли навозом. Зерновые культуры убирали серпом (сурла). С конца 18 века наши предки начали использовать косы – стойки (литовки). Сжатый хлеб вязали в снопы (келте). Их раскладывали зигзагом (карда) или в пяток (тем) из 4-5 снопов. После перевозки на ток (йетем) снопы ржи складывали в круглые скирды (кабан), вмещавшие полтора-два десятка возов. Уборка хлеба начиналась и завершалась обрядовыми действиями – это зажин (сурла хывни), дожинки (сурла сыхни) почин жатве делали обычно самые удачливые в труде, легкие на руку жнец или жница. Этот человек должен был помыться в бане, надеть чистую одежду, помолиться и отправиться вместе с другими членами семьи в поле начинать жатву.

Первые сжатые колосья затыкали за пояс, при жатве и по ее завершении читали молитвы. С завершением жатвы на загоне оставлялась полоска несжатой ржи. Оставшиеся колосья скручивали и завязывали узлом с петлей по ходу солнца, затем вместе с кусками хлеба, сыра и солью закапывали в землю. Последний оставшийся несжатый пучок срезал старший в семье, собрав серпы. Он связывал все серпы этим пучком до следующего года.

Молотьбу в хорошую погоду производили на открытых токах (аван карти), которые располагались на окраине деревни. На хорошую утрамбованную землю снопы укладывали в два ряда колосьями друг к другу и затем несколько человек, встав по обе стороны ряда, молотили цепями. Пройдя один раз, снопы переворачивали, снова молотили.

После обмолота солому убирали, зерна собирали в кучу, бросая вверх лопатой, зерна просеивали, затем пропускали через решето для очистки зерна. Очищенное зерно хранилось в сусеках (пульме) амбаров и клетей. При засыпке зерна в сусеки измерялось его количество. Для этого пользовались кадушкой – пудовка (паттавка).

Огороды, хотя и велись исстари, не были большими. Часто огородные культуры выращивали около водоемов на лугах. На лесных полянах высеивали репу. Огороды располагались позади усадьбы вдоль оврагов. Выращивали капусту (купаста), лук (сухан), огурцы (хаяр), редьку (йус кашман). Разводили также табак, хмель, немного мака. С середины 19 века стали возделывать картофель (паранка).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина» iconВнеклассное мероприятие в 6-м классе по теме: "Здравствуй, осень золотая!"
Форма проведения: Литературно-музыкальная композиция с использованием информационных технологий

Внеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина» iconВнеклассное мероприятие Литературно-музыкальная композиция, посвящённая...
Воспитывать эстетический вкус и гражданскую идейно-нравственную позицию учащихся

Внеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина» iconОб итогах конкурса на лучшее поэтическое произведение и рисунок «Моя...
Ическое произведение и рисунок на тему «Моя Каневская – моя малая Родина, я – ее гражданин!» Конкурсной комиссией подведены итоги...

Внеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина» iconМетодические рекомендации по организации занятия на тему «Моя малая Родина»
«Моя малая Родина» в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях города Москвы

Внеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина» iconКонспект урока немецкого языка, проведенного в 7 классе по теме «Was nennen wir unsere Heimat?»
«Родина», проектные работы учащихся («Россия Родина моя», «Моя малая Родина»), гимн рф, песни («С чего начинается Родина», «Широка...

Внеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов объединяет конкурс чтецов и викторину «Моя малая Родина»

Внеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина» iconВнеклассное мероприятие (литературно-музыкальная композиция), посвященная...
Цель: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания подрастающего поколения через расширение зоны познания истории...

Внеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина» iconРабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического...
Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе. Для учащихся...

Внеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина» iconЛитературно- музыкальная композиция «Моя любовь моя Россия»
Здравствуйте, уважаемые педагоги и наши гости! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поделиться друг с другом чувствами любви к...

Внеклассное мероприятие: литературно музыкальная композиция «Моя малая родина» icon«Всё это – Родина моя, земля моя родная…» Литературно-музыкальная композиция
Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Но у каждой реки есть исток, маленький...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница