Скачать 0.58 Mb.
|
Содержание
Пичугина Елена Викторовна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом цель современного образования определяется как воспитание компетентного выпускника. И формирование ключевых компетенций современного, деятельного, коммуникативного гражданина является актуальным на настоящий момент. Основной идеей своего опыта я считаю формирование ключевых компетенций школьников на уроках истории и обществознания. Под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем. Компетентностный подход предполагает не усвоение учениками отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Поэтому я в своей работе использую элементы разнообразных технологий, которые вы видите на слайде: - здоровьесберегающая - личностно-ориентированная - ИКТ-технология - технология критического мышления - развивающего обучения. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету. Чтобы избежать этого и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках я применяю различные виды ИКТ-технологии.
Таким образом, использование ИКТ делает урок по-настоящему современным и привлекательным. Применение средств ИКТ на уроках – эффективный метод организации познавательной деятельности школьников. Задания творческого характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении истории и являются дополнительным мотивирующим фактором. Применение ИКТ дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением» и любой предмет имеет равные шансы стать любимым детьми. Технология критического мышления («Понятийное колесо», таблица «З-Х-У» и тд.) Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал») Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 ![]() 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто». ![]() Далее учитель направляет деятельность учащихся. Начинается стадия осмысления. Класс получает задание для работы в группах. Необходимо, используя свой отрывок текста учебника или документ, найти ответ на вопрос и заполнить третью колонку таблицы. Учащиеся погружаются в «активное» чтение. С карандашами в руках они делают в тексте пометки (ИНСЕРТ). После такой работы представитель от каждой группы отчитывается в результатах поиска и, совместно с учителем обсуждается представленный материал. На доске заполняется третья колонка таблицы.Кто не успел заполнить таблицу полностью, может сделать это дома. Чтобы задействовать и разум и чувства ребят, учитель предлагает в качестве домашнего задания написать синквейн.
С ![]() В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, ключевой вопрос, который рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. Учащиеся самостоятельно читают текст учебника. В «голове» записывают тему урока. В процессе чтения записывают причины исторического явления, события над верхними косточками; факты - около нижних косточек. Свой вывод по изучаемому вопросу – в «хвосте». Таким образом, технология критического мышления способствует развитию: - Базовых качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность; -Стимулирование самостоятельной творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации; -Развитие критического, аналитического мышления; -осознание учеником деятельности Для того, чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Технология проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. В своей педагогической деятельности работу по проектной технологии я начала год назад. Виды представления проекта: Эссе Реферат Письменное обращение Газета Плакат Проектная технология позволяет сформировать у учащихся ряд компетенций: - мыслительные: выдвижение идеи (мозговой штурм), обоснование выбора способа и метода, пути деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. - презентационные: выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядной агитации. - коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. - поисковые находить информацию, проводить поиск в Интернете, формулировать ключевые слова. -информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, упорядоченное хранение и поиск. - формируются способности самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Важным вопросом в процессе образования является сохранение здоровья учителя и учеников. В решении этого нам помогает здоровьесберегающая технология. «Прописными истинами» здоровьесбережения являются: рациональная организация урока, использование активных методов и форм обучения, снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке. Использование интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к целому ряду последствий: 1. Повысился уровень использования наглядности на уроке, 2. Повысилась производительность урока. 3. Активнее устанавливаются межпредметные связи. 4. Появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя. 5. Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. Они начали видеть в преподавателе «родственную душу». 6. Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность. 7. Повысилось качество знаний по истории и обществознанию во всех классах. 8. Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности. Применение описанных приемов позволило учащимся успешно участвовать в конкурсах и конференциях различного уровня. Результативность опыта. ^ Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Создаются условия для развития гражданского и патриотического сознания у школьников Зимичева Марина Петровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Личностно-ориентированное направление в реализации педагогических технологий Вы загляните в детские глаза. Вам истина откроется простая: Нельзя учить, души не отдавая, И в этом смысла жизни красота!" Моё педагогическое кредо: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Цель деятельности определена основными нормативно-правовыми документами в сфере образования, где обозначено, что главенствующая роль принадлежит воспитанию учащихся: «Развитие коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенции для формирования духовно-нравственной личности». Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях, когда произошла переориентация образования со знаниевого на компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. Ц ![]() На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании русского языка и литературы. Поэтому, на мой взгляд, школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографическими навыками и умениями. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся. Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Мною применяются следующие технологии: -Технология здоровьсбережения, -технология критического мышления путём чтения и письма; -технология дифферинцированного обучения; -технология разноуровнего обучения; - информационные технологии. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках приводят к обогащению словарного запаса учащихся, закреплению орфографических и пунктационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, провожу эмоциональную разрядку: слушание музыки, просмотр видеоклипов, отрывки из видеофильмов. Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся. Дифференцированные задания являются важным средством обучения и воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета. Дифференциация заданий в технологии уровневой дифференциации позволяет следить за усвоением знаний каждым учеником. Система работы по уровневой дифференциации способствует саморазвитию не только личности ученика, но и педагога. Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков. Обучение русскому языку в школе - именно та область, где использование информационных и коммуникационных технологий может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты. Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Программа комментирует действия ученика, выдает подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. В режиме зачета учащиеся выполняют экзаменационные задания на время. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием информационных и коммуникационных технологий повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. На уроках русского языка с помощью информационных и коммуникационных технологий я организую выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию я выделяю: для привлечения внимания учащихся к неправильно написанной или вставленной букве используется «мигалка»; в таблицах и правилах нужную букву делаю большего размера, чем остальные. Использование упражнений на зрительное восприятие очень эффективно на этапе первоначального знакомства с новым правилом. Именно на этом этапе важно с методической точки зрения, чтобы учащиеся видели орфографически правильно написанные слова на изучаемое правило и умели сравнивать и классифицировать различные слова, имеющие нечто общее в написании, чтобы выбор правила был осознанным. Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий. Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предмета, формировать общее мировоззрение на современном научном уровне. Дети относятся к компьютеру с точки зрения интереса, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение в школе. Считаю, что успех работы учителя во многом зависит от постоянной работы над собой. |
![]() | А у нас в классе урок математики. На предыдущем уроке мы составили таблицу сложения на Как вы думаете, какая сегодня цель нашего... | ![]() | Урок математики в 3-м классе составлен по программе “Математика” автор А. Л. Чекин проект “Перспективная начальная школа” руководитель... |
![]() | Учебная литература: «Математика» Морро, 1часть, «Родная речь» Климанова, 1 часть, «Русский язык», 1часть | ![]() | Название работы: Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» |
![]() | ![]() | Разработала Тарасова М. А., учитель начальных классов мобу сош №1 г. Новокубанска | |
![]() | Формирование умений и навыков по применению формул при возведении в квадрат двучлена | ![]() | ... |
![]() | Новые знания нам будет очень сложно осваивать без умения и быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета,... | ![]() | Повторение изученных чисел. Счёт в “прямом” и “обратном” направлении. Слайд №2,3 |