Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать?




Скачать 127.18 Kb.
НазваниеКакой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать?
Дата публикации20.01.2014
Размер127.18 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > История > Вопрос
Не читайте нотации, читайте книги
Мы предлагаем вашему вниманию советы, благодаря которым книга станет лучшим другом вам и вашим детям.
Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать?
Небольшой по размеру текст с крупными буквами и большими картинками. Маленький ребенок не в состоянии заниматься или выполнять монотонную работу длительное время. Для малыша чтение – очень трудный процесс, который требует напряжения многих систем организма. В возрасте 4-5 лет занятия для детей не должны превышать 20 минут. А чтение и того меньше. Непрерывное чтение должно быть не больше 10 максимум 15 минут. Исходя из этого, размер текста, который читает ребенок, должен быть около 4-8 строк. Это или небольшое стихотворение или очень короткий рассказ. Надо подбирать такие тексты, чтобы ребенок смог прочитать его за один раз.

В тексте не должно быть трудных для чтения и длинных слов. Легче всего дети понимают и читают слова-предметы и слова-действия. Вот поэтому они любят и легко запоминают небольшие стихи. Как правило, стихи для малышей очень яркие и динамичные, потому что содержат много глаголов и существительных
^ Самостоятельное чтение ребёнком
Что же читать ребенку в 4-5 лет? Не забудьте, что мы говорим о самостоятельном чтении ребенка, который только учится читать.
Существует много самых разных произведений для детей и среди всего этого богатства надо выбрать именно то, что сможет прочесть и понять ребенок-дошкольник. Для этого надо обратить внимание на очень важные элементы. Небольшие по размеру простые предложения, состоящие из 4-6 слов. Когда ребенок учится читать, то он выполняет одновременно множество трудных для него мыслительных операций. Очень часто дети, дойдя до 3-4 слова в предложении, забывают, что было в начале. В таком случае они просто не понимают смысл предложения или понимают его частично. Но ведь нам надо, чтобы ребенок не просто механически соединил буквы в слово и прочитал, а понял смысл предложения. Именно поэтому предложения должны быть короткими и простыми.

В тексте не должно быть трудных для чтения и длинных слов. Легче всего дети понимают и читают слова-предметы и слова-действия. Вот поэтому они любят и легко запоминают небольшие стихи. Как правило, стихи для малышей очень яркие и динамичные, потому что содержат много глаголов и существительных. Вспомните
Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу.

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду.
Очень простые конструкции предложений и большое содержание глаголов помогает ребенку легко понять смысл стихотворения и запомнить его.

Вот эти три несложных правила помогут Вам определить, подходит ли книга для самостоятельного чтения 4-5 летнему ребенку.

Трудно перечислить все произведения, которые можно и нужно читать ребенку- дошкольнику. Что же надо читать ребенку, чтобы ему было интересно и легко? Конечно, это классика детской литературы:
Чуковский, только не Айболит в прозе, а его стихи и сказки в стихах (Федорино горе, Тараканище, Краденое солнце и др.) Правда, сказки великоваты для малышей, поэтому лучше читать их вместе – 4 строки ребенок, 8 – взрослый. Так малышу будет интереснее и не устанет.

Стихи С. Маршака, А. Барто, В. Орлова, И. Токмаковой, Э. Мошковская, Ю. Мориц, Я. Аким, В. Берестова, З. Александровой, Е. Благининой, Б. Заходера, В. Степанова, А. Усачева…

Русские и украинские народные сказки.

Сказки В. Сутеева. Они обычно идет в очень хорошем оформлении, где мало текста и много картинок. Читаются очень легко и понятны даже малышам.

Короткие рассказы Л.Толстого, Е Чарушина.

Конечно, это далеко не все произведения, которые можно давать ребенку читать самостоятельно. Но в любом случае, надо исходить из возможностей ребенка не только прочитать, но и понять смысл прочитанного, а не загружать его тем, что слишком трудно для его понимания.
А что Вы думаем по этому поводу? Что Вы давали читать ребенку для первого самостоятельного чтения?
Есть этап технического чтения, что называется «голый» навык и есть этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать – ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все- таки прочитал.

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше конечно, придумать свой.
^ Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный
^ Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится…, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.
^ Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу).
^ Чтобы ребенок любил читать. Советы библиотекаря.
Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.

И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе – лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это –не прерогатива школы, а абсолютно «семейное» дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему?» Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.

«Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.), – говорит ваш ребенок именно вам, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст – самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению. Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.

Для начала ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.
^ Когда читать?

- как только ребенок родится;

- выделять несколько минут, но каждый день;

- выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;

- приучать ребенка «ждать» время для чтения;

- читать в любом месте;

- утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.
^ Как читать?

- выбирать удобное и уютное место;

- читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;

- находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;

- рассматривать книжки и картинки;

- читать с «выражением»;

- давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу;

- перечитывать любимые книги.
А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.
^ 1.РАЗГОВАРИВАЙТЕ, ПОЙТЕ И ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ.

Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете. Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр. Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: «Моем ручки», «садимся на стул», описывайте то, что видите – так вы готовите внимательного слушателя.
^ 2. ВЫДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться – перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.
^ 3. ВЫБИРАЙТЕ КНИГИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ.

Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.

Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома – это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе. Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. «Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому». Так появляется стимул к чтению.
^ 4. ОКРУЖИТЕ РЕБЕНКА МАТЕРИАЛАМИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.

Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его «собственных» книг всем членам семьи.
^ 5. МЕДЛЕННО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами, (вспомните о нереализованных мечтах стать « Звездой экрана»!) Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными, паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, «переварить» прочитанное, понять события и характеры героев.

Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием! Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.
^ 6. ЧИТАЙТЕ СНОВА И СНОВА

Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом. Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да- да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги. Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать «Машеньку и медведя»? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку «читает». Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.
^ 7. ЧИТАЙТЕ ВЕЗДЕ И ВСЕГДА

Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.

Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок,
^ 8. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ

Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет – оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки – путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.
^ 9. ПОКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ СВОЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ЕГО ЧТЕНИИ

Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.

Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста – не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН, преисполненный важности, читает ВАМ. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже.

Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или проверяя задание. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журнала, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас. Нет лучшего способа поощрить чтение! Обсудите прочитанное, удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним.

Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то, незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И это обязательно приведет его к успеху!
Знакомя детей с книгой приобщая их к чтению, родители сами должны помнить, что к книгам нужно относиться бережно и с любовью, уважая труд авторов и людей, которые их создали. Книги сохраняют культуру страны, передают знания и опыт от поколения к поколению. Они полезны и необходимы человеку. Книги нужно беречь, чтобы большее количество людей смогли ими воспользоваться.
Правила пользования книгой


  1. Берите книгу чистыми руками.

  2. Не перегибайте страницы - от этого выпадают страницы.

  3. Не кладите в книгу карандаши, ручки. От этого рвется переплет.

  4. Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.

  5. Не пиши и не рисуй в книгах и учебниках.

  6. Не читай книгу во время еды.

  7. Чтобы книга и учебник долго служили - обверни их.


В мире есть много книг, из которых можно познавать мир. По своему содержанию книги можно разделить на познавательные - учебники, энциклопедии, справочники и книги, выражающие чувства, эмоции, впечатления людей - это художественная литература. Книга - самое ценное богатство человека. В старину книга стоила очень дорого, потому что она писалась от руки. Книги хранили в самых лучших и сухих помещениях. Их украшали золотом и драгоценными камнями. Сейчас книги доступны всем, и иногда по отношению человека к книгам можно судить о том, как он воспитан. Берегите книги не только, как источник знаний. Картон и бумагу делают из дерева. Если мы будем беречь книги, то сохраним экологию.

Вместе с детьми можно познакомиться с пословицами и поговорками о книгах и чтении.



  • Книга - друг человека.

  • Кто много читает, тот много знает.

  • Книга мала, а ума придала

  • Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

  • Книги не говорят, а правду сказывают.

  • Книги читать - скуки не знать.

  • Не красна книга письмом, а красна умом.

  • Книги читать - не в ладушки играть.

  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  • Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

  • Одна книга тысячу людей учит.

  • Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

  • Испокон века книга растит человека.

  • Книга - лучший подарок.

  • С книгою жить – век не тужить.

  • Дом без книги – день без солнца.


Материал подготовлен

Шмаковой Екатериной Андреевной

воспитатель первой квалификационной категории

Бабуриной Ольгой Викторовной

воспитатель первой квалификационной категории






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать? iconСказка» Консультация для воспитателей на тему: «Развивающие функции художественной литературы»
Эта цитата B. C. Высоцкого как нельзя лучше определяет, какой должна быть настоящая детская книга

Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать? iconЧто необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу
У ребенка должна быть развита координация движений, крупная и мелкая моторика. Особенно большое значение имеет развитие рук. Организм...

Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать? iconРебенок и книга
Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок...

Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать? iconДолжна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для...
Воодушевляющая речь(агитационная; говорящий аппелирует к чувствам(проповедь, предвыборное выступление)

Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать? iconДолжна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, Н. Авдеевой, О. Князевой и включает содержательные разработки по шести...

Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать? icon«Внешний вид детей на музыкальных занятиях»
Для того, чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего,...

Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать? icon"Развитие связной речи ребенка в семье"
Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать...

Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать? iconРебенок- это маленький росток
Дорогие мамы и бабушки, милые женщины, мы поздравляем вас с праздником весны, с женским днем 8 марта. Хотим вам сказать, что очень,...

Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать? iconСценарий последнего звонка Ведущая
Ведущая: Четыре с половиной тысячи звонков вместили в себя 11 школьных лет. Ни один из них не был похож на другой. Какой-то торопил...

Какой должна быть книга, что бы маленький ребёнок хотел её почитать? iconГарольд Пинтер Старые времена дили кэт анна всем немного за сорок....
Дили: Как ты думаешь, какой он? За какого человека она могла выйти? Ведь она же твоя лучшая единственная подруга. Ты должна иметь...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница