Скачать 196.22 Kb.
|
Библейские принципы прощения ИСТОРИЯ ПРОЩЕНИЯ ИОСИФА Бытие 42-50 главы Вступление Из жизни Иосифа мы особо тщательно будем изучать доктрину прощения. Каждый из нас в жизни переживает несправедливость от близких, горечь обид и даже непрощение, но верующие всегда имеют надежду на исцеление от этих тяжелых ран – «как Христос простил вас, так и вы прощайте друг другу» (Кол.3:13). Церковь, которая научилась прощению, уменьшает число конфликтов, улучшает общение, духовно оздоравливает жизнь церкви и способствует делу распространения Евангелия. Поэтому мы выбрали для вас изучение библейской истории прощения, главным героем которой является Иосиф. Это удивительная история подробно описана в богодухновенном Слове и равной ей нет в других книгах Библии. Автор этого повествования учит нас на примере Иосифа, как прощать людям. Жизнь Иосифа была необычной, но греховная природа у всех одинакова. С юности он испытывал превосходство перед братьями, их зависть, предательство и продажу в рабство Египта. Там Бог духовно формировал Иосифа через ложное обвинение жены Патифара, несправедливое решение самого Патифара, «забывчивость» виночерпия в тюрьме. Во всем этом Иосиф учился доверять Богу. Бог благословил Иосифа во всех трудах и в 30 лет он уже предстал перед фараоном, чтобы стать его ближайшим помощником (41:46). На всей земле случился голод, который не был случайностью, как и все, что происходит в нашей жизни. Это был Божий план. С этого и начинается история прощения Иосифа, которую мы приступаем изучать. ШПИОНСКАЯ ИГРА ИОСИФА (1 часть) 42-43 главы История прощения начинается задолго до того, как Иосиф примиряется с братьями. Бог в течение нескольких лет готовил Иосифа к важной роли – стать вторым после фараона и спасти Израиль от голода. Но насколько великая для него была задача, настолько и великую школу смирения предстояло пройти ему. И хотя спустя многие годы Иосиф обрел достаточно смирения и доверия Богу, не решена была его главная проблема – прощение братьев. Изучая эти главы, обратите внимание на то, как ведет себя Иосиф, что он делает по отношению к братьям, что он при этом чувствует. Вы обязательно должны заметить его боль, горечь обиды, маски отрицания, обвинения и требования вернуть ущерб нанесенный ему когда-то братьями. Однако при всем этом несчастье мы найдем удивительное прощение. Ключом к его исцелению является вера в Бога! 1-5 стихи Изучая эту историю, мы будем смотреть на все происходящее с двух точек зрения. С одной стороны мы будем рассматривать все, что делает и чувствует Иосиф, потому что каждый из нас рано или поздно окажется в его положении, когда нам необходимо кого-то простить. С другой стороны, мы должны смотреть на все исключительно с точки зрения Бога. Именно эту цель ставит автор богодухновенного Писания. Он – Творец и Владыка над всем существующим в мире. Ничего во вселенной не происходит без его участия. Поэтому и обстоятельства, которые побудили Иакова отправить сыновей в Египет были созданы также Богом. ^
![]() 6-9 стихи Вопросы по тексту:
Мы не представляем какую боль пережил Иосиф от своих братьев. Пока не было полного прощения и примирения, Иосиф остается в адском океане воспоминаний и обид. Ему нужно исцеление, но об этом он еще не думает. Вместо того, чтобы признаться, у него созрел план против братьев. Одним из его тайных желаний было вернуть себе любимого младшего брата Вениамина (15, 20 стихи). Тяжесть от прошлого заставила Иосифа играть роль «чужого» перед братьями. Горечь вынудила его быть строгим с братьями. ^
ШПИОНСКАЯ ИГРА ИОСИФА (2 часть) 10-20 стихи Вопросы по тексту:
Непрощение Иосифа делает его не только «чужим» и строгим, но еще и обвиняющим. Это главный симптом непрощения – обвинения. Когда непрощенный обвиняет своих обидчиков, он думает, что имеет на это право. Он не может думать по другому, потому что он считает, что кто-то должен отвечать за боль, которую ему причинили. Обиженный считает себя жертвой и внутренне желает возмещение утраченного. Представьте, если бы также мыслил Бог, ни у кого из нас не было бы шансов на выживание. Однако Он не требует от нас возмещение ущерба, а вместо этого прощает нас. Никакой ад не сможет загладить вину греха и только прощение Иисуса Христа решает эту проблему. Прощенный должен также прощать. «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). Прощение – решение освободить человека от долга, возникшего по причине причиненного вам ущерба. Вопросы для размышления:
21-23 стихи Удивительно, как со временем Бог приводит братьев к покаянию и признанию своего греха против Иосифа. Божия цель для каждого человека – привести к раскаянию за СВОЙ грех. Именно этого он достигает в сердце Иосифа, также как и в его братьях. Без покаяния невозможно прощение. До тех пор, пока каждый оправдывает свои грехи, каждый остается виновным перед Богом. Раскаяние братьев сокрушает Иосифа. Урок, который мы можем извлечь из этого отрывка – нужно обратить внимание не на врага, а на самого себя. ^
Задание: Пользуясь диаграммой «Сердце», оцените свое состояние. Попросите Бога исследовать ваше сердце и открыть, от чего еще нужно избавляться. Между двумя сердцами напишите всякие плотские желания, которые берут верх над вашими действиями. ![]() ![]() Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Пс.50:12 ШПИОНСКАЯ ИГРА ИОСИФА (3 часть) 42:24-43:34 Иосиф отправляет братьев с хлебом домой, чтобы они привели младшего брата. Мы уже отмечали, что это была его давняя мечта - вернуть себе любимого младшего брата Вениамина (15, 20 стихи). Симеон остается в залог. Братья возвращаются домой и рассказывают отцу о произошедшем в Египте. Голод усилился! Отец Иаков отправляет детей с дарами и Вениамином снова в Египет. ^
В этом отрывке мы видим путь Иосифа к прощению. Не смотря на всю горечь, которую он перенес от братьев, он впервые приглашает их за стол. Несомненно, покаяние вело к прощению. Именно раскаяние братьев, а также сокрушение Иосифа побуждало служить им. Более того, он впервые вместо обвинений, утешает их: «Будьте спокойны, не бойтесь» (23 стих). Человек, который прощает готов служить бывшим врагам. «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его» (Рим.12:20). Вопросы для размышления:
44 глава Вопросы по тексту:
Библия не скрывает духовной борьбы в сердце Иосифа. Это последний раз, когда Иосиф находит слова обвинения своим врагам. Возможно, он думает, что это поможет ему как-то освободиться от страшных воспоминаний. Иллюзия освобождения в том, что сколько бы он не обвинял братьев, никакие обвинения не смогут смыть его боль и их вину. Обычно тенденция обиженного человека считать себя жертвой или героем. Таким видел себя Иосиф. С одной стороны, он жалел себя, что с ним так жестоко поступили. С другой стороны, он считал себя героем, придумав несложную комбинацию мести. На самом же деле, Иосиф не был ни жертвой, ни героем, но Сам Бог управлял всеми обстоятельствами. Вопросы для размышления:
^ 45 глава, 1 часть Кульминация истории. Речь Иуды убеждает Иосифа, что братья изменились. Они признают свою вину и грех. Комната освобождается от всех слуг. Премьер-министр плачет, да так громко, что слышит даже прислуга за дверями. ^
Применение:
^ 45 глава, 2 часть Семейное время. Веселие. Добрые воспоминания. Наверное, иногда Иосиф и братья вспоминали старое время, когда вместе играли, работали, шутили друг с другом. Вопросы по тексту:
^ И ПЕРЕЕЗД В ЕГИПЕТ 46 глава ![]() Писание говорит: «ожил дух Иакова», когда он узнал, что Иосиф жив. Вернулась надежда и радость в дом. Скоро будет долгожданная встреча отца и сына! Вопросы по тексту:
У Бога всегда есть лучший план для меня! Верю ли я ему? Однажды пастор сказал друзьям: «Называемся верующими, а живем так, как будто Его и нет». Если Бог живой, то моя жизнь, планы, желания должны быть подчинены Его воле. Это большая революция должна произойти в каждом из нас – отказаться от греха и жизни, где я был сам себе глава и преображаться в Христовый образ, полностью посвятить себя Его Слову. Христианская жизнь – послушание. Вопросы для размышления:
В ![]()
Из этой библейской истории об Израиле мы видим – какое благословение и заботу проявляет Бог о Своем народе. Бог предупреждает нас через пророка Иеремию: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер.17:5). Вполне очевидно, что человекоцентричная философия жизни – это не путь к Божиему благословению. Библейская христианская жизнь помещает Бога в центр! Вера в Бога меняет наши отношения с людьми, к обстоятельствам, к самим себе. Библия не только предостерегает против надежды на человека, которая уводит от Бога, - она также говорит о благословении, которое изливается на тех, кто уповает на Бога: «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь» (Иер.17:7). ^
^ 47 глава ![]() В прошлой главе мы изучали переезд Иакова со всем его большим семейством в Египет. Это был Божий план. Иаков утвердился в этом, когда сделал остановку в Вирсавии, чтобы поклониться Богу и услышал Божие Слово. Иаков уже перед фараоном. Что он скажет ему? Вопросы по тексту:
На первый взгляд бедный странник Иаков благословляет монарха могущественного царства того времени – фараона. Обычно тот, кто старше или богаче благословляет младшего. Но здесь другая картина. Величайший на земле фараон является малым в сравнении с тем, кого благословил сам Всемогущий Бог. Теперь Иаков не просто благословенный, но и благословляющий. ^
_______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ П ![]() В результате:
Вопросы для размышления:
КАК ПАТРИАРХИ УХОДЯТ В ВЕЧНОСТЬ (1 часть) 48 глава ![]() Близко время смерти Иакова. Сейчас он болен и Иосиф пришел со своими сыновьями прощаться с отцом. Что Иаков скажет этим внукам? Какими будут последние слова патриарха? Иаков оставляет духовное наследие своим детям и внукам. Мы видим, что теперь его речь не пессимистична, как это было перед фараоном 17 лет назад. Иаков зрелый и богобоязненный человек. Он говорит детям о Боге. Вопросы по тексту:
Видно, что Иаков говорит о благословениях, которые ждут его потомство в будущем и упоминает о потерях, которые он пережил в прошлом. Этот контраст показывает нам, что жизнь Божиих людей полна потерь и приобретений. Мы не можем ожидать от жизни только хорошее, приятное. Нам нужно быть готовыми к утратам. Вместе с благословениями мы будем переживать ущерб. Сравните это со служением апостолов - 1Кор.4:11-13. Чему мы можем научиться из этого? Вопросы по тексту:
Вопросы для размышления:
Подойдя к концу своей жизни, подобно Иакову апостол Павел оставался благочестивым человеком, продолжающим направлять других к Богу. Он закончил хорошо: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» 2Тим.4:7-8. Как закончиться моя жизнь? Какое наследие я оставлю после себя? КАК ПАТРИАРХИ УХОДЯТ В ВЕЧНОСТЬ (2 часть) 49 глава ![]() В этой главе умирающий Иаков призвал всех своих 12 сыновей, чтобы предсказать будущее двенадцати колен. Он сказал свое слово каждому из сыновей, но среди них был выделен Иуда, прежде всего потому, что он должен стать, прародителем «Примирителя», или Мессии. От рода Иуды произошел Давид, Соломон и Господь Иисус. Израильтян называют иудеями. На кресте Иисуса Христа написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». То, что Иаков сказал об Иуде, относилось к Господу Иисусу Христу. ^ Имя Иуда означает «хвала». Его мать дала ему это имя, когда он родился, и сказала: «Теперь-то Я восхвалю Господа» (Быт. 29:35). Иисус Христос, наш Мессия и Царь, достоин, заслуживает и получает искреннюю хвалу верующих. Нет ничего более далекого от веры, чем ропот (глухое недовольство) и несчастье. «Рука твоя на хребте врагов твоих». Когда человек крепко держит врага за шею, он может задушить и умертвить его. Христос одержит победу над всеми Своими врагами (Евр. 1:13). 1. Господь наш встретился с сатаной и одержал над ним победу.
4. Не существует для Него, Его народа и царства Его врага, который в конце концов не был бы уничтожен. «Поклонятся тебе сыны отца твоего». Действительно, народ Израиля склонился перед властью Давида и Соломона и всех царей Иудейских; данное пророчество трактуется именно так. Но еще большая слава ожидает сына Давида, перед Которым будут преклоняться не только все верующие, но и вся вселенная (Флп. 2:9-11). Это - Господь по Своему божественному происхождению, по замыслу и закону Божию, это -Господь по смерти Своей (Рим. 14:9; 10:9-10). Вопросы для размышления:
С ![]() «С добычи, сын мой, поднимается», Он покинул небеса и пришел на эту землю, чтобы победить врага и принести людям искупление грехов. Он выполнил Свое дело («Совершилось») и вознесся, чтобы быть по правую руку от Бога. «Преклонился он». Было ли когда-нибудь унижение, подобное этому? Он низвел Себя до самого низкого уровня, уровня ничтожного раба. Он покорно пошел на смерть, приняв ее на кресте (Флп. 2:7-8). «Как лев: кто поднимет его?» Он преклонился, победил, восстал, вознесся и сел, исполнив то, что было Ему угодно. Кто побеспокоит Его? Кто будет задавать Ему вопросы? Кто помешает Ему или восстанет против? Кто тронет Его теперь, как старого льва, убившего и сожравшего свою добычу? ^
^ Вот оно, великое и радостное слово! Вот оно, великое пророчество: Мессия приидет через колено Иудино, семейство Иессея и дом Давидов. Откуда Иаков взял имя Примиритель? Бог в нужный момент назвал ему это имя. Вот несколько значений этого слова, которые приводятся разными авторами: 1. Примиритель означает «посланный» (Ин. 9:7). Христос действительно послан: «Отец, пославший меня ... » 2. Примиритель означает «сын» (Ис. 9:6-7). Он истинный Сын Божий, Сын Давида и Сын Человеческий. 3. Примиритель означает «тот, кому принадлежит» (Иез. 21:25-27). Ему принадлежат скипетр, корона, трон и поклонение. Все другие - самозванцы (Кол. 1 :14-18). 4. ^ Говорят, что это слово имеет тоже происхождение, что и «Салим» или «мир» (Евр, 7:2). Господь Иисус – это наш мир и покой (Рим. 5:1). Он принес мир посредством Своей крови на кресте. «… и Ему покорность народов». Цель Его завета, Его креста и прихода на землю заключается в том, чтобы принести искупление грехов, примирение с Богом, и чтобы люди собрались возле Него и навечно остались с Ним. И они придут! Придут в покаянии, вере и любви! (Ин. 6:37-39; 10:14-16; 17:1-10). ^
^ 50 глава ![]() Иосиф с особой скорбью хоронит отца в Израиле (1-14 стихи). Это заключительная глава истории прощения Иосифа и она содержит ключевые доктрины прощения. Мы обратим особое внимание на то, что произошло по возвращении в Египет. Особенно тщательно изучим диалог между Иосифом и братьями. Что волнует теперь братьев? Как Иосиф поступит с ними? ^
(19 стих) (20 стих) (21 стих) Вопросы для размышления:
Иосиф проживет в Египте до глубокой старости и умрет в возрасте 110 лет. Перед смертью он напомнит об обещании Бога – «исходе сынов Израилевых» из Египта (22-26 стихи). Это было свидетельство его веры Богу: «Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих» (Евр.11:22). Событие это произошло спустя 350 лет! Иосиф навсегда останется в истории Библии прообразом Иисуса Христа, особенно в той незаслуженной ненависти, которую он испытал от самых дорогих ему людей и в милосердном прощении, которое он оказал своим братьям. Чтобы простить, Иосиф должен был постоянно от чего-то отказываться и к чему-то стремиться. В этой самой большой истории примирения во всем Священном Писании мы отметили ключевые признаки библейского прощения:
|
![]() | Помочь ребятам осознать важность, пользу прощения и то, к чему приводит неумение прощать | ![]() | |
![]() | ![]() | История человека – это история всего человечества. История народов складывается тысячелетиями, некоторых – веками. История мира знает... | |
![]() | Честный разговор об иллюзиях, прошлых жизнях, религии, сексе, политике и чуде прощения | ![]() | Я хочу лежать в твоих ногах, послушным псом тереться о коленки и скулить, выпрашивая прощения |
![]() | ... | ![]() | Мальчик сидит на сцене и играет в кораблик, фоном звучит стихотворение Иосифа Бродского (все стихи звучат под музыку) |
![]() | Работа выполнена на кафедре русской литературы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения | ![]() | Текст – один из сложнейших объектов лингвистического исследования. К признакам, присущим всем текстам, можно отнести следующие |