Тема урока «Колокольные звоны России»




Скачать 92.41 Kb.
НазваниеТема урока «Колокольные звоны России»
Дата публикации22.02.2014
Размер92.41 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > История > Урок
Педагог Погожева Оксана Валерьевна

Предмет: музыка Класс:4

Тема урока «Колокольные звоны России»

Конспект урока музыки в 4 классе.
Изучаемый раздел: «О России петь, что стремиться в храм»

Тема урока: «Колокольные звоны России»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Жанр урока: тематический

Вид урока: урок-исследование

Ведущий метод: проблемно-поисковый

Элементы содержания: видео фрагмент «Колокольный звон»,запись: колокольный звон-набат, благовест; Великий колокольный звон из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов ; С.Рахманинов «Светлый праздник» из Сюиты №2 для двух фортепиано; «Вечерний звон» песня на стихи Козлова.; репродукция картины «Вечерний звон Левитана; песня «Рождество» В. Шемтюка.

^ Цель: научить узнавать имитацию колокольного звона на основе сформированных знаний о роли колоколов на Руси.

Задачи:

-информационная: познакомить с историей возникновений колоколов и их роли в жизни человека;

-слушательская: научить узнавать имитацию колокольного звона в авторской музыке;

-творческая: сформировать умение использовать различные ритмические модели в музицировании.

Образовательные:

  • Систематизировать знания о колоколах и истории их возникновения на Руси

  • познакомить с разнообразием колокольных звонов

  • установить присутствие «колокольной тематики» в литературе, живописи и музыке, обратить внимание на элементы выразительности, присущие тому или иному колокольному звону

  • сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах

  • закрепить полученные знания о колокольных звонах в композиторской музыке

  • научить узнавать имитацию колокольного звона в авторском произведении.

Воспитательные:

  • способствовать патриотическому воспитанию ребёнка

  • воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа, почитающего колокол, как символ русской земли

  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства

  • пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины

Развивающие:

  • развить умение анализировать, сравнивать, обобщать

  • развить творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма, вокально-хоровые навыки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку, аудиокассеты музыка 4 класс, 3 колокольчика разных размеров, чаша.




^ Этапы работы

Содержание этапа


1.

ПРОЛОГ

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: настроиться на продуктивную работу в течение урока.

^ Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу.

Методы: музицирования, словесный.


Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Введение детей в определенное эмоциональное состояние.



2.

^ ЗАВЯЗКА

Изложение темы

Задача - настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой

Метод:погружения.

В центре данного фрагмента тайна, которая задает проблемную ситуацию. Проблемная ситуация создается через поиск незнакомого в знакомом.
У: Я хочу начать наш урок с тайны. Слушаем ее внимательно и отгадываем.

Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни. Издавна считалось, что они «глохнут», т.е. не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. А ещё известны случаи, когда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. Можно вспомнить легенду о затонувшем граде Китеже, который якобы находился на берегу озера Светлояр, что в Нижегородской области? До сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания древнерусского города и услышать из-под воды их серебряные голоса. Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о колоколах).

3.

^ РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ

Изучение нового учебного материала.

Задача: через слушание музыки, понять её содержательное наполнение, собрать информацию о колоколах как о музыкальном инструменте: история возникновения, разнообразие колокольного звона и его роль в жизни человека, сделать записи в тетради.
Данный этап предполагает:

- решение проблемной ситуации обучающимися, посредством самостоятельной работы и опорных знаний.

- обеспечение мотивации и побуждения, обучающихся к самостоятельной творческой деятельности по добыванию новой информации.

Метод: побуждающий от проблемной ситуации, учебной дискуссии, стимулирования, наглядный метод(демонстрации и иллюстрации),контрастного сопоставления, сравнения, имитационно – стилевого постижения музыки и художественного движения.

Приемы музыкальной деятельности: активное слушание, анализ конкретной ситуации, прием визуализации, имитационного исполнения, музицирования.

Прием учителя-рассказ, учебная задача.

Прием ученика- анализ сравнение, сопоставление.

Форма работы–индивидуальная, групповая, коллективная.


На данном этапе дети под управлением учителя участвуют в моделировании учебно-познавательного процесса. За каждым элементом знаний, понятий закрепляется определенное действие. Обучающиеся осваивают новые музыкальные фрагменты и новые приемы. Результатом всего этого становиться формирование новых знаний и умений.
Тема сегодняшнего урока – «Колокольные звоны России» (запись в тетради).

Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да)

-А почему? (Потому что когда звонят колокола, то можно услышать в их звоне мелодию)

-Правильно.

-Как вы думаете, колокольный звон- это новое явление или нет? (Нет. Это было придумано давно).

-Если придумано давно, то должны были остаться доказательства.

Наша задача сегодня исследовать, в какие моменты жизни использовали колокол, и какое место он занимает в душах русских людей, можно ли его звучание заменить другим инструментом.

-Как вы думаете, когда люди придумали колокол?

На этот вопрос нашел ответ ваш одноклассник (сообщение учащегося)

-Так, когда же колокола появились на Руси? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки (запись в тетради колокол – круг – чаша)

-Одинаковые звуки издают колокола или они разные? (Разные)

-У каждого колокола особый, неповторимый голос. Посмотрите видео фрагмент и послушайте голос колоколов (смотрим, слушаем фрагмент записи).

Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара)

Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола.

-А давайте проверим правы ли мы(демонстрация учащимися колокольного звона).

-Правы мы оказались?(Да)

-О значении колокола в повседневной жизни расскажет нам Алина? (сообщение)

-Так для чего нужны были колокола?

В православном храме колокола делятся на три вида: большие, средние, малые.

Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают.

Послушайте фрагмент колокольного звона, о чем он вам расскажет? (фрагмент колокольного звона слушаем - набат)

-О чем рассказал вам колокольный звон? -о празднике или о несчастье(о несчастье)

Как вы это поняли? (музыка тревожная)

Сейчас мы слушали набат(запись в тетрадь).

Набат – сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги.

Послушайте, пожалуйста, еще один фрагмент колокольного звона, о чем он нам говорит?

(слушаем благовест, перезвон)

-Этот звон похож на предыдущий? (Нет)

-О каком событии рассказали нам колокола, о радостном или печальном?(о радостном)

Этот звон несет радость, благую весть, поэтому и называется как? (Благовест)

Обычно благовест переходит в праздничный перезвон, и они звучат как одно целое произведение (Благовест - запись в тетрадь)

Колокола в храме находятся в специальном помещении. Как оно называется?( колокольня, звонница)

Почему колокольня? А почему звонница? (потому что оттуда лился колокольный звон)

А как называли человека, который звонил в колокола? (Звонарь) (запись в тетрадь).

Хотите попробовать себя в роли звонарей?

Я предлагаю вам ритмическую игру «Праздничный перезвон».(^ 3 группы детей, наслоение ритмов)

4.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Задача – узнавать имитацию колокольного звона в авторском произведении на основе полученных знаний.

^ Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться узнавать и выделять имитацию колокольного звона в произведениях.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию навыка узнавания элементов музыки, умению выделять нужное из ряда похожего на примере музыкальных произведений.
Метод: наблюдения, сопереживания, контрастного сопоставления.

Прием учителя: творческая задача, объяснение.

Прием ученика: вслушивание, диалог.

Форма работы: коллективная, индивидуальная.


В результате знакомства с новыми музыкальными произведениями, у обучающихся возникают эмоциональные переживания, что дает качественное изменение в учебно - познавательной деятельности, расширяет его интерес и интеллектуальный кругозор и влечет к духовному богатству.
Одни люди любили звонить. А другие любили слушать, и среди слушателей находились сочинители музыки-композиторы, которые включали звон колоколов в свои произведения.

Слушание фрагмента из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» «Великий колокольный звон». (запись в тетрадь)

Какой колокольный звон мы слышали?

А можно ли заменить колокола другим инструментом?

Давайте проверим свою версию и послушаем произведение русского композитора С.Рахманинова «Светлый праздник» из Сюиты №2 для двух фортепиано (запись)

Какой инструмент исполнял произведение?

Слышали звон колокола?

В этом произведении вы слышали имитацию торжественного перезвона колоколов на фортепиано.

Имитация-значит изображение, подражание. (запись). Очень часто композиторы пользовались этим приемом в различных произведениях.

А послушайте, как ещё можно заменить колокола (Слушаем фрагмент песни Козлова «Вечерний звон»).(запись)

Чем заменили колокола в песне на стихи Козлова «Вечерний звон» (голосом)
Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Поэтому о них рассказывает и музыка и живопись и литература. Послушайте, как о колоколах сказано в стихах поэтессы Голуб.
Колокола!

Ваш звучный звон-

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Клич и стон,

Как отголосок

Жизни бывшей.

Колокола!

Руси венец,

Червонным золотом

Горящий,

Ваш звон-

Связующая нить

Меж будущим

И настоящим.

Какими словами поэтесса охарактеризовала колокольный звон?(ответы детей)

5.

ЭПИЛОГ

^ Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Получить информацию о результатах своей деятельности на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Завершить исследовательскую работу и оценить работу учащихся на протяженииурока.


Данный этап является обрамляющим элементом, помогает завершить творческий процесс и поддержать положительные эмоции

В заключение урока предлагаю вспомнить и исполнить песню о колокольном звоне. Который предвещает какой праздник?-Рождество.

Исполнение песни «Рождество» хором с солистом.
Оценочная характеристика работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: текстпесни выучить наизусть и нарисовать рисунки к понравившемуся виду колокольного звона.



Данный урок насыщен содержанием и разнообразными творческими заданиями.

Дети слушают музыкальные фрагменты, анализируют, сравнивают, сопоставляют их, делают записи в тетради, музицируют, вступают в диалог, исполняют произведение, готовят сообщения.

К началу урока дети имеют первичные представления о колоколах, умеют осмысленно определять настроение музыки.

Результатом урока является: формирования понятия о значении колоколов в жизни, о «колокольности» в искусстве, узнают имитацию колокольного звона в русской музыке.

Процесс обучения реализуется в контексте с реальностью колокольного звона в жизни человека.

Организующим началом является тайна. Источником становиться то психическое состояние, которое испытывает человек, в реальной жизни слыша звон колоколов.

Урок проектировался с учетом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальное приветствие, двигательное уподобление музыки, имитационное исполнение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока «Колокольные звоны России» iconУрок музыки в 5 классе. Тема: Колокольные звоны России
Образовательные: показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона, виды колокольного звона

Тема урока «Колокольные звоны России» iconУрока: Образовательные
Путем исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русской классической музыке

Тема урока «Колокольные звоны России» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Колокольни Ивана Великого, звон-ниц Новгородского кремля и Ростова Великого, Москвы»: сцена из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов»,...

Тема урока «Колокольные звоны России» iconПрограмма экскурсионных автобусных туров июнь 2013
Евфимиев монастырь (территория, Спасо-Преображенский собор с фресками XVII века Гурия Никитина, колокольные звоны). Архитектурный...

Тема урока «Колокольные звоны России» iconУрока ««Колокола на Руси» Цель урока
Цель урока: познакомить учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования определить,...

Тема урока «Колокольные звоны России» iconКонспект урока музыки, 6 класс
Цель урока: познакомить учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования определить,...

Тема урока «Колокольные звоны России» iconУрок №53. Тема урока «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы»....
Знать природные уникумы Урала, экологические проблемы данного региона; неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования...

Тема урока «Колокольные звоны России» iconТема урока: ««Озёра России»
Цель урока : Формировать практические умения и навыки при изучении темы «Озёра России»

Тема урока «Колокольные звоны России» iconТема урока: Конституция Российской Федерации Цели
Я думаю, что вы понимаете, как наша судьба не отделима от судьбы России, в которой мы все живем, как важна тема урока «Конституция...

Тема урока «Колокольные звоны России» iconТема: Внешняя политика России в 1801-1812 гг
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница