Конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!»




Скачать 194.74 Kb.
НазваниеКонкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!»
Дата публикации25.06.2013
Размер194.74 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > История > Конкурс


Всероссийский творческий конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!»


Лаврская Киновия –

прошлое и настоящее




Автор:

Кудрина Карина,

учащаяся 7 класса

ГБОУ школы № 347 Невского района Санкт-Петербурга


Руководители:

Бушуева Татьяна Юрьевна,

педагог ГБОУ школы № 347,

руководитель исторического клуба «КЛИО»




Санкт-Петербург

2013



Оглавление






Страница

Ведение………………………………………………………………………

2

Правый берег в «допетровскую эпоху»……………………………………

3

Правобережье в XVIII веке…………………………………………………

4

Столетняя история Киновии……………………………………………….

5

Киновия в годы Советской власти…………………………………………

8

Заключение. Лаврская Киновия – современное состояние………………

9

Список использованной литературы……………………………………….

10

Приложение…………………………………………………………………..

11


Введение
В прошлом учебном году я принимала участие в конкурсе ИМЦ Невского района «Году российской истории посвящается» в номинации «Семь чудес за Невской Заставой», посвященном 95-летию Невского района. Я знакомилась с историческим материалом о многообразии храмов нашего Невского района. История храмов вобрала в себя лучшие страницы биографии тысяч людей. В их сооружении принимали посильное участие все слои населения, все группы общества.

Я узнала, что большинство храмов было построено в XVIII-XIX веках на территории левого берега Невы, в основном при промышленных предприятиях. А на правом берегу существовало всего несколько церквей. Мой преподаватель истории Татьяна Юрьевна Бушуева познакомила меня с книгой «Храмы Невской Заставы, утраченные и сохраненные», историко-краеведческим очерком, подготовленным сотрудниками краеведческого музея Невская Застава к 300-летию Санкт-Петербурга. Мне захотелось как можно больше узнать об историческом наследии района Веселого Поселка, где я живу. Поэтому мы вместе с Татьяной Юрьевной отправились в музей Невская Застава. Предварительно мы договорились с главным хранителем Татьяной Ивановной Соковой о том, что она постарается подобрать для нас старинные фотографии несохранившихся храмовых построек правого берега. К сожалению, немногочисленные фотографии сохранили облик церквей левого берега, а по правому найти ничего не удалось.

Сотрудники музея оказали нам неоценимую помощь в подборе материалов. Много интересной информации мы узнали в залах музея из представленных на экспозиции экспонатов, а также из рассказов научных сотрудников. Валерий Иванович Римша провел для нас индивидуальную экскурсию и предложил заняться сбором материала только про один архитектурный памятник – Лаврскую Киновию. Так я окончательно определилась с выбором темы.

Следующие несколько дней я провела в Центральной библиотеке Невского района имени Леонида Соболева за поиском материала.

Конечно, вся история Невского района давно и подробно описана в книге Д.Ю. Шериха «Невская застава. Берег левый, берег правый», и крайне трудно отыскать что-нибудь новое и неизвестное. Но у меня была задача - собрать весь известный материал по интересующему меня историко-архитектурному комплексу. Поэтому я изучила все издания на эту тему, где хотя бы упоминалась Киновия. Больше всего для меня оказалась полезной энциклопедия «Исторические кладбища Петербурга» под редакцией Кобак А.В. и Пирютко Ю.М., где содержалась самая подробная информация о Киновии, основанная на источниках XIX – начала XX века. Автором статьи о Киновиевском кладбище был В.В. Валдин. Я поняла, что все другие издания основаны на его исследовании. Кроме того, я использовала иллюстративный материал из книг, которые воспроизводили сохранившиеся фотографии, оригиналы которых хранятся в архиве кинофонофотодокументов и для меня являются недоступными.

Цель моей работы - собрать краеведческий материал об историко-архитектурном комплексе – Лаврской Киновии.

Для этого мне предстояло решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу об утраченных и сохранившихся храмах правого берега Невского района.

  2. Постараться найти оригинальные изображения утраченных памятников архитектуры на территории Киновии и сравнить их с сохранившимися постройками.

  3. Ознакомиться с современным состоянием территории бывшей Киновии.

  4. Узнать возможные перспективы реставрации и восстановления памятника-Некрополя.

Может быть я и не сделала значительного открытия, но для себя я, безусловно, узнала много нового и интересного. Работа оказалась увлекательной и перспективной.


^ Правый берег Невы в «допетровскую эпоху»
Правый берег Невы был обитаемым задолго до основания Петербурга. Здесь располагались небольшие деревушки в два-три двора, жителям которых Нева была и дорогой и кормилицей. Не осталось незамеченным и самое высокое на протяжении десятка километров место на берегу реки. Переписная книга 1500 года сообщает, что в те давние времена примерно на территории современного Киновиевского кладбища находилась деревня Рог, при которой была рыбная тоня1.

В шведскую эпоху в этих краях появились несколько деревень. Среди них была Таммикко, или Дубок. Финский историк Сауло Кепсу, исследователь «допетровского Петербурга», отмечает, что деревня получила свое название от находившейся неподалеку дубовой рощи. В 1500 году здесь было пять православных дворов, а после войны, в середине XVII века, население сменилось на финское2.
^ Правобережье в XVIII веке
Дальнейшая история Правого берега Невы связана с победой в Северной войне над Швецией и возвращении этих земель России. В 1710 году царь Петр повелел поставить на Московской стороне, в устье Черной речки, монастырь во имя Александра Невского, куда планировалось перенести из города Владимира священную реликвию – мощи канонизированного в 1545 году князя Александра Невского. 30 августа 1724 года Петербург обрел священную реликвию. Мощи поместили в Благовещенскую церковь будущей Александро-Невской лавры3.

Летопись же самой Киновии стоит начать с петровских времен. Петр Великий, положивший начало Александро - Невскому монастырю, решил обеспечить его и солидными загородными имениями.

В 1714 году земли на Правом берегу были подарены Александро-Невской лавре. Приказ Петра осени 1714 года гласил: «под кирпичные и гонтовые заводы и сараи, под склады дров и для выработки глины для строения… а также на корм 10 лошадям и под селитьбу мастеровым людям и 2 подмастерьям и для огородов – в Санкт-петербургском уезде, на Выборгской стороне, подле Невы, на свободной земле, оставшейся за дачей разных чинов людям, 141 десятина». В петровские времена правобережье Невы называлось Выборгская сторона4.

Став владельцем угодий, монастырь возобновил промысел, брошенный ушедшими завоевателями, и вновь начал выработку кирпича в старых помещениях шведского кирпичного завода. Однако, энтузиазм монахов скоро иссяк. Дело в том, что на левом берегу Невы тоже удалось открыть месторождение глины. Куда удобнее производить кирпич у себя под боком! Поэтому правобережные заводы монастыря пришли в упадок и вскоре просто закрылись. К 1732 году на месте оставались лишь сараи, где производились работы. Наибольшую выгоду для монахов к этому времени приносила лишь рыболовецкая тоня, которую монахи сдавали в аренду местным крестьянам. Остальные территории пустовали и зарастали сорняками и бурьяном5.


^ Столетняя история Киновии
Вновь лаврское руководство обратило внимание на правобережные земли почти сто лет спустя. Причиной тому было желание крестьян деревни Клочки, находившейся чуть севернее, включить пустующие земли в свое хозяйство. Чтобы показать, кто же здесь хозяин, в 1810 году было «расчищено для сенокоса 13 десятин». Спустя еще 10 лет правый берег посетил лаврский наместник Товия и признал эту землю годной к сенокосу и хлебопашеству, если «поселить на ней некоторое число штатных лаврских служителей из крестьян, знающих сельскую работу»6.

Однако, решающим в судьбе правобережных лаврских владений оказалось предложение петербургского митрополита Михаила (Десницкого) – выдающегося проповедника из маленького села Топорково, сумевшего подняться до вершин церковной иерархии7.

Живописное, высокое, уединенное место навело его на мысль об устройстве здесь летней дачи – загородного архиерейского дома. Митрополит Михаил засчитывал отпроситься у императора на пенсию и провести в этом доме остаток жизни.

Другой его инициативой было устройство в будущем загородном архиерейском доме каменной церкви, часовни и небольшого числа келий для больных и престарелых монахов. Как это не удивительно, ног у Лавры в те времена еще не было своей лечебницы, и заболевших «с великою трудностию и прискорбием отправляли на излечение в другие монастыри епархии»8.

Распоряжение о закупке материалов для строительства было сделано в апреле 1820 года. Тем временем лаврские архитекторы В.П.Петров и А Прокофьев заканчивали подготовку проекта. В июне того же года был заключен контракт с местным крестьянином-плотником Харламом Яковлевым. К концу лета «Деревянное домовое строение для временного приезда митрополита с часовнею и службами с предложением устроить в том доме церковь во имя Всех Святых было произведено, вчерне окончено и покрыто с окрашением крыши краскою»9.

К сожалению, Десницкому не довелось увидеть результаты строительства. В 1821 году он скончался. Стройка оказалась без средств. Поэтому вместо планировавшейся каменной была построена деревянная церковь во имя Всех Святых. Простой и строгий иконостас в стиле ампир был окрашен в белый цвет. Иконы для него создал художник Александр Антонов, роспись интерьера выполнил Марк Набоков10.

Освящение состоялось 29 января 1821 года. Полностью строительство трех небольших зданий было завершено летом 1822 года. Землю у новых построек распахали под яровой посев, устроили сад, выходивший к Неве. И окружили постройки забором. Так началось вековое существование Киновии.

Новый комплекс получил название Киновия от греческих слов «Кинос» - общий и «Биос» - жизнь. Киновия – особый тип монастырей, братия которых жила общиной, находилась на полном обеспечении и была обязана « отдавать свой труд на общую потребу». Обязанности настоятеля выполнял в Лаврской киновии смотритель архиерейского дома, который избирался братией и утверждался Синодом. Кроме того, сохранялось предназначение Киновии как келий для больных и престарелых монахов11.

Начало каменного строительства Лаврской Киновии связано с именем Федора Федоровича Набилкова – московского купца, который много тратил на благотворительность, и не только в Петербурге. Первой была построена в 1840 году каменная надвратная шатровая колокольня при въезде, решенная в классических формах, сооруженная по проекту архитектора Алексея Комарова. Купец Ф.Ф. Набилков пожертвовал для нее колокол весом в 192 пуда12.

Наместник лавры архимандрит Аарон писал: « Сия обитель чрез воздвижение здесь колокольни получила гораздо лучший вид и большую привлекательность; теперь каждый, проходя мимо ея по берегу или плывущий по Неве, уже невольно обращает взоры свои на жилище немногих старцев»13.

Издревле на Руси церкви ставили по берегам рек. Не был исключением и Петербург. Большинство его храмов отражались в зеркале рек и каналов. Колокольня Киновии создавалась таким образом, чтобы перекликаться с основными постройками лавры, расположенной несколько ниже по течению на противоположном берегу Невы. Этот своеобразный «диалог» двух берегов был нарушен постройкой в 1911-1913 годах постройкой Финляндского железнодорожного моста. Его металлические арки закрыли ранее хорошо просматривающееся пространство между Лаврой и Киновией.

Сохранившиеся до наших дней два симметричных двухэтажных каменных корпуса келий были построены в 1845-1847 годах по проекту известного зодчего Александра Гемилиана. Средства опять были пожертвованы Ф. Набилковым. В октябре 1847 года в северном корпусе освятили домовую церковь во имя Архистратига Михаила (Современный адрес – Октябрьская набережная дом 16).

Ф.Ф.Набилков скончался в 1849 году, завещав Киновии тридцать тысяч рублей на постройку храма Пресвятой Троицы14.
В 1848 году при Киновии было основано кладбище, которое стало именоваться Киновиевским. Здесь хоронили не только монахов, но и жителей окрестных сел. На это кладбище и перенесли в 1861 году деревянную церковь Всех Святых. Обветшалую постройку заменили другой, тоже деревянной, созданной по проекту К.И.Брандта. Это была небольшая одноглавая церковь. Она была теплой, и даже зимой в ней совершались богослужения. Сохранилась только старинная фотография с ее изображением (приложение).

Главным праздником в Киновии оставался праздник Всех Святых, отмечавшийся в середине июня. В этот день в Киновию приезжал митрополит и совершал литургию и крестный ход вокруг монастыря и кладбища. В этот день местность приобретала оживленный вид. К окончанию службы купцы разворачивали ярмарочные палатки, от которых на следующий день не оставалось и следа15.
На освободившемся месте в центре Киновии стали строить каменный собор Святой Троицы по проекту епархиального архитектора Григория Ивановича Карпова.

Храм был заложен 17 июня 1862 года. В ходе строительства стало ясно, что средств, оставленным Ф.Набилковым, недостаточно. Зная об этом, Василий Федорович Набилков (брат Федора) перед смертью в 1865 году дал наказ своему сыну закончить постройку и оставил для этого еще 30 тысяч рублей. Николай Васильевич Набилков выполнил отцовское завещание, и в июле 1868 года храм был торжественно освящен.

Сохранилась старинная фотография с изображением интерьера храма (приложение), над созданием которого трудилась целая плеяда талантливых русских мастеров.

Иконостас был вырезан по эскизу зодчего охтинским резчиком И.Е. Амбросиевым. Под резьбу была положена малиновая фольга. Образа были написаны академиком церковной живописи И.А.Тюриным. Росписи сводов храма выполнил И.Ф. Михайлов. Церковную утварь готовила фабрика И.Н.Алексеева. Паникадило были выполнены на известной бронзолитейной фабрике Шопена. Святыней храма считался образ Божией Матери всех скорбящих Радости XVII века, по преданию, привезенный с Афона16.
Основная архитектурная конструкция церкви Пресвятой Троицы Лаврской Киновии сохранилась до наших дней (приложение). Современный адрес постройки – Октябрьская набережная дом 18. Крайне трудно в этом обветшалом сооружении увидеть признаки былого величия, которым так восхищались современники!

Поднятый высоко над окрестностью, строгий пятиглавый храм производил величественное впечатление. Он был художественной вариацией облика русских церквей XVII века, переплетением форм византийского и древнерусского стилей: романский портал сочетался с завершением центрального купола. Главный вход, обращенный к берегу Невы, имел роскошную по размерам лестницу в восемь ступеней (они сохранились до наших дней).

Поражала современников роскошь и изящество внутренней отделки. Окна, поднятые на значительную высоту от пола, были украшены железными переплетами. Пол покрывала мозаика из цветных фрагментов мрамора. Своды поддерживались колоннами в византийском стиле. Конструктивной особенностью Троицкого храма было отсутствие клиросов17.

Певчие располагались на хорах против главного предела. Пение сверху и посередине храма воспринималось гораздо отчетливее и эффектнее18.

В современном интерьере храма даже трудно угадать признаки былого величия!

Много интересной неизвестной для меня информации я узнала в краеведческом музее Невская застава от научного сотрудника Римши Валерия Ивановича. Он рассказал мне о том, дорога по правому берегу Невы существовала с незапамятных времен. Вниз по течению Невы сплавлялись груженые баржи, а в обратную сторону бечевики (так прозвали бурлаков местные жители) тащили лодку на небольшом от берега расстоянии по специальной дороге. Простым людям запрещалось по ней ходить. Эта дорога с 1860-х годов становится одним из самых больных вопросов правобережья. После прекращения бечевого судоходства она постепенно размывалась вместе с берегом. Лавра неоднократно за свой счет производила ее укрепление и подсыпку. Городские власти справедливо полагали, что прекратить разрушение правого, наиболее подверженного размыву берега Невы, поможет устройство набережной. Однако только в 1913 году были отпущены средства на подсыпку береговой линии песком, обдернование и мощение. К лету 1914 года против Киновии появились первые 262 квадратные сажени булыжной мостовой19.

Рядом с деревней Клочки на территории Малой Архиерейской слободы помещалась брандвахта – своего рода внутренняя таможня. Ее называли « заставой водных сообщений»20.

Еще одной достопримечательностью местности была деревянная пристань на Киновии, сооруженная еще при ее основании. Мы можем видеть ее на сохранившихся фотографиях на фоне величественного Троицкого храма21.

Во второй половине XIX века был организован пароходный перевоз на другой берег Невы, на котором долгое время трудился небольшой пароход «Киновия». На эту пристань прибывал митрополит при посещении Киновии.
В 1914 году началась война. В 1916 году отголоски военных действий коснулись и Киновии: по распоряжению окружных военных властей в деревянном доме по соседству с южным корпусом келий была размещена 10-я воздухобойная батарея Петроградской крепостной артиллерии. Батарея перешла на сторону Советской власти в 1917 году и находилась в Киновии до 1919 года22.

^ Киновия в годы Советской власти
Печальные годы начались с 1918 года. Летом часть монастырской земли была сдана трудовому товариществу «Рабочий-огородник». Вместе с возделыванием земли рабочие в качестве арендной платы взялись за охрану монастыря и кладбища.

Киновия была фактически ликвидирована 9 июня 1923 года. Решением Петрогубисполкома домовая церковь Архистратига Михаила в северном корпусе была закрыта и уничтожена, здания переданы в ведение Губоткомхоза., церкви Всех Святых и Святой Троицы – вновь образованному Киновиевскому церковному совету. К этому времени в бывшем подворье Лавры ещё оставались несколько монахов, занимавшихся различными кустарными промыслами.

Киновиевское кладбище было закрыто в период с 1920 по 1928 годы и вновь открыто для захоронений в связи с закрытием левобережного кладбища Фарфорового завода.

8 апреля 1929 года ВЦИК принимает постановление о том, что одно религиозное объединение может владеть только одним культовым зданием. Этот документ стал приговором для многих храмов по всей стране. Не исключением стали и храмы Лаврской Киновии.

27 ноября 1930 года строительная комиссия Невского химкомбината в связи с возведением «дома-коммуны» (нынешний адрес Октябрьская набережная 26, копр.1) решила, что деревянная церковь Всех Святых будет мешать строительству. 8 июля 1931 года районный инспектор по культу А.И.Леопольдова сообщает: «Церковь ликвидирована. Здание передано Невхимкомбинату под общежитие рабочих»23.

Деревянное здание церкви простояло чуть более десяти лет. Блокадной зимой 1942 года его разобрали на дрова.

В 1933 году большинство церквей по всей стране лишились колоколов. Н ночь с 20 на 21 ноября настал час и киновиевской колокольни: семь колоколов, с которых предварительно сняли «языки», были сброшены на землю, уже разбитые погружены в кузова грузовиков и увезены на переплавку.

В 1935 году в Троицкий храм приехала комиссия по вопросам культа и постановила, что здание требует ремонта. «Ввиду того, что требуемый капремонт произвести не в силах, церковь закрыть, а помещение использовать под мастерские Промкомбината Володарского района». Закрытый в июне 1937 (решение ВЦИК от 23.VI.1937) храм сохранился, но в перестроенном виде.

В 1937 году была взорвана колокольня – как «не представляющая исторической ценности и мешающая движению». Под таким предлогом были снесены в те времена многие сооружения религиозного характера.

Прилегающая к Троицкому храму территория была расчищена бульдозером для производственных целей – без перенесения захоронений! Старинная часть кладбища – некрополь - перестала существовать24.


Заключение

Лаврская Киновия – современное состояние
Очень хотелось начать эту главу со слова Возрождение! Приятно осознавать, что в условиях развернувшейся сплошной застройки Петербурга возрастает градообразующая роль церковных сооружений. Различные по стилям, масштабам и пропорциям они облагораживают облик жилых кварталов, вносят индивидуальные черты, прерывая куполами и шпилями однообразную городскую застройку. Наряду со строительством новых церквей и храмов проводится реконструкция, восстановление и возрождение старых, по счастью сохранившихся для потомков.

К сожалению, судьба бывшей Лаврской Киновии пока остается нерешенной с точки зрения сохранения культурного наследия нашего города.

В 1992 году местной православной общине в ней выделили помещение для молитвы. В день Святой Троицы 1993 года здесь состоялся первый молебен.В 2001 году здание Свято-Троицкого собора было передано Иоанно-Богословскому Череменецкому мужскому монастырю для создания подворья. В июне 2002 года, в праздник Святой Троицы, состоялось освящение храма25. В настоящее время в храме проводятся богослужения по расписанию26.

Собирая материал о Киновии, я не могла не побывать на территории монастырского комплекса. Современное состояние Троицкого собора произвело на меня удручающее впечатление. Фасад здания имеет явные следы разрушений и перестроек. Особенно это заметно, если обойти его вокруг. На апсидах восточной части храма пробиты окна, что разрушает стилистическое и смысловое единство. Пятиглавие давно утрачено и здание выглядит непропорционально. Вместо куполов над собором возвышается нелепая ржавая труба. Со стороны Невы сохранилась некогда величественная восьмиступенчатая лестница, ведущая к главному порталу храма, выполненному в романском стиле. После передачи храма подворью Череменецкого монастыря он имеет название – собор во имя Пресвятой Живоначальной Троицы27.

По некоторым признакам мне удалось догадаться, что в здании ведутся ремонтные работы.

В следующий раз мы пришли в Киновию вместе с Татьяной Юрьевной Бушуевой специально во время службы, чтобы попасть внутрь и увидеть, сохранилось ли что-нибудь от убранства храма. Мы увидели, что внутренние помещения застроены перегородками. Мы открыли одну из многочисленных дверей и увидели служебные коридоры, построенные прежними владельцами здания. Странные лестниц двумя маршами вели на третий этаж28. Только по небольшим иконам можно было догадаться, что мы находимся в церкви. Наконец, поднявшись наверх, мы увидели помещение для богослужений: довольно просторное под самым барабаном купола. Стены зала покрыты белой штукатуркой. Помещение украшено станковыми иконами, скромный иконостас состоит из современных икон. Над головой в барабане купола мы увидели крайне плохо сохранившиеся фрагменты оригинальной росписи храма почти черного цвета с признаками копоти после пожара. К сожалению, нам не удалось сфотографировать интерьер храма, так как шла служба, и мы не решились мешать прихожанам.

Мы побеседовали с Батюшкой, который проводил обряд исповедания для прихожан, и поинтересовались у него вопросами возможной реставрации. Он подтвердил наши предположения об отсутствии денежных средств для масштабных работ по восстановлению храма. Скромный ремонт проводится на деньги прихода.

Я думаю, что одной из центральных проблем сохранения культурного наследия нашего города, является сохранность полуразрушенных и частично утраченных памятников старины культового назначения. Ведь наш город исторически неразрывно связан с православными святынями. Возрождение страниц истории – культурная память народа.
^ Список использованной литературы


  1. Антонов В.В., Кобак А.В. Киновия Александро-Невской Лавры // Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб.: Издательство Черныщева, 1994.




  1. Валдин В.В. Киновиевское кладбище // Кобак А.В. Пирютко Ю.М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. – М.: Центрополиграф, 2009.




  1. Глезеров С.Е. Исторические окраины Санкт-Петербурга.- СПб.:Глагол, 2000.- 224 с.: ил.




  1. Длужневская Г.В. Утраченные храмы Петербурга. СПб.: Литера, 2003.- 272 с.: ил.




  1. Ожегов С.И. Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд-е 4-е, дополненное.- М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.




  1. Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913, Спб-1913, 1200 стр. (электронная версия)// http://www.razym.ru/spravochniki/146644-aleksandro-nevskaya-lavra-1713-1913.html




  1. Шерих Д.Ю. Невская Застава. Берег левый, берег правый. М.: Центрполиграф , 2007 год. 456 с.; с ил.




  1. Храмы Невской Заставы, утраченные и сохраненные. Историко-краеведчский очерк / Под ред. Л.И.Агаповой.- СПб.: Серебряный век, 2003.- 84 с.:ил.


Приложение.


Киновия. Пристань. ^ Фото из книги С.Г. Рункевича.


Церковь Всех Святых в Киновии. Интерьеры.

Фото из книги С.Г. Рункевича.





Церковь Пресвятой Троицы в Киновии.

^ Фото из книги С.Г. Рункевича.




План Киновиевского кладбища.



Из книги Кобак А.В. Пирютко Ю.М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга


Свято-Троицкий собор. ^ Фотографии автора 2013 г






Плита собора Пресвятой Троицы.

Фотография 2013 г.






Внутреннее состояние собора

Пресвятой Троицы.

Фотографии 2013 г.


Музей «Невская застава».





В ЦРБ имени Леонида Соболева.


В музее «Невская застава».






Музей «Невская застава».

Главный хранитель музея – Сокова Т.И.




1 Участок водоема, специально оборудованный для ловли рыбы закидным неводом, а также часть берега, прилегающая к этому участку. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник -1999 - С. 803.

2 Глезеров С.Е. Исторические окраины С-Петербурга. СПб.:Глагол, 2000 – С.17

3 Дружневская Г.В. Утраченные храмы Петербурга. СПб:Литера, 2003. - С.9.

4 Шерих Д.Ю. Невская застава. Берег левый, берег правый. – М.: Центрполиграф, 2007-. С 435.

5 Валдин В.В. Киновиевское кладбище // Кобак А.В. Пирютко Ю.М. Исторические кладбища С-Петербурга. М.: Центрполиграф 2009. С.472.

6 Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913 СПб.:1913 С.110.

7 Шерих Д.Ю. Указ соч. С 436.

8 Валдин В.В. Указ соч. С.472.

9 Там же.

10 Храмы Невской заставы, утраченные и сохраненные. СПб., Серебряный век , 2003 . с 27.

11 Шерих Д.Ю. Указ. соч. С. 436.

12 Там же.

13 Там же.

14 Валдин В.В. Указ.соч. С.473.

15 Там же.

16 Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. СПб,1908 С.19.

17 Клирос – место для певчих на возвышении по обеим сторонам над алтарем. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М,1999. С. 277.

18 Храмы Невской заставы, утраченные и сохраненные. С 30-31

19 Валдин В.В. Указ соч. С.475.

20 Шерих Д.Ю. Указ соч. С. 444.

21 См. приложение.

22 Валдин В.В. Указ. соч. С.476.

23 Там же.

24 См. приложение. Схема кладбища.

25 Длужневская Г.В. Указ соч. С.286.

26 См. Приложение.

27 См. Приложение.

28 См. Приложение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!» iconКонкурс для детей и юношества «Звезда Удачи»
Список использованной литературы

Конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!» iconКонкурс для детей и юношества «Звезда Удачи»
Становление православных монастырей как фактор развития Российской государственности (XII – XXI вв.)

Конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!» iconКонкурс компьютерных работ среди детей, юношества и студенческой молодежи "Цифровой ветер 2007"
...

Конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!» icon«Формирование фондов для детей и юношества: комплексный подход»
Вопросы и практические задания к Модулю 2 «Традиции и инновации формирования фондов для детей и юношества» по теме «Формирование...

Конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!» iconСценарий праздника для уч-ся 1-7 кл
Сказочница 1-я Звезда 2-я Звезда 3-я Звезда Елочка Медведь Белочка Зайчик Волк Ангел Дед Мороз

Конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!» iconВсероссийский творческий конкурс для детей и юношества
Евстафьев Б. Н. Современная школьная форма в корпоративной этике школы [Текст] / Б. Н. Евстафьев // Психологическое здоровье школьников...

Конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!» iconПравила проведения общероссийского творческого конкурса для детей...
Организатор конкурса «Арктика – притягательная загадка» (далее – Конкурс) – Всероссийская общественная организация «Русское географическое...

Конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!» iconЛитература для детей и юношества для студентов 4 курса заочного отделения...
Творчество Л. Н. Толстого для детей. Художественные особенности рассказов Л. Н. Толстого

Конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!» iconПоложение о IX международном литературно-художественном конкурсе...
Конкурс посвящен победам народов России, 70-летию Сталинградской битвы, 70-летию Курской битвы, cражениям Первой мировой войны и...

Конкурс для детей и юношества «Звезда Удачи!» iconУ детей/юношества экологическую культуру; -формировать позитивное...
Окружной конкурс детского и юношеского творчества «Зеленая Югра – здоровая планета – 2008» (далее Конкурс) проводится в рамках реализации...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница