Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств)




Скачать 309.27 Kb.
НазваниеСказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств)
страница1/2
Дата публикации28.04.2014
Размер309.27 Kb.
ТипАвтореферат
lit-yaz.ru > История > Автореферат
  1   2
На правах рукописи


МАРКЕЛОВА Елена Евгеньевна

СКАЗОЧНЫЕ СФЕРЫ РУССКОГО МОДЕРНА

(НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВ)

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата искусствоведения

17.00.09 – Теория и история искусства

Саратов 2013

Работа выполнена на кафедре гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова



Научный руководитель:

кандидат искусствоведения, доцент Хачаянц Анжела Григорьевна







Официальные оппоненты:

доктор пед. наук, профессор




^ Сухова Лариса Георгиевна










кандидат искусствоведения




^ Серова Наталья Сергеевна







Ведущая организация:

Российская академия музыки им. Гнесиных


Защита состоится 26 декабря 2013 года в 17.30 на заседании диссертационного совета ДМ 210.032.01 при Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова по адресу: 410012, Саратов, пр. Кирова, С.М., д. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова


Автореферат разослан 25 ноября 2013 года


^ Учёный секретарь







диссертационного совета







кандидат искусствоведения, доцент




А.Л. Хохлова



^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Стиль модерн – притягательное для исследователя явление в истории культуры последних десятилетий XIX – начала XX века. Он стал своеобразной художественной проекцией противоречивого духа времени рубежа XIX–XX веков и воспринял его философско-эстетические установки. Образцы искусства этого времени демонстрируют роскошь и истончение художественной материи, знаменуя зенит и замыкание целой эпохи на пороге Новейшей истории.

При исследовании феномена модерна с любых позиций в качестве первоочередной возникает проблема границ самой дефиниции «модерн» в пространстве иных художественных вершин и устремлений своего времени, в частности, символизма.

Связь между модерном и символизмом подвижная, гибкая. Установки символизма во многом предопределяли пути стиля модерн – особенно в изобразительных искусствах1. Он не просто перенимал способ конструирования художественного целого с помощью образов-символов, но и «питался» его философской сущностью.

Символизация как установка философствования и художественного высказывания повлекла за собой возникновение в произведениях «нового» стиля определённой тематической общности, пристрастие к общим сюжетам и мотивам, в результате чего образовалась собственная иконография, среди которой существеннейшую часть занимает «малый миф модерна»2сказка.

К ней обращались многие композиторы и художники рубежа веков. По-видимому, магия сказки была созвучна магии рубежного времени. В современном отечественном искусствознании вопрос воплощения сказочного жанра в стиле модерн мало изучен. Частично этой проблемы касались В. Логинова, Л. Михайленко, Д. Сарабьянов, И. Скворцова, Ю. Финкельштейн и другие авторы, однако эта тема не стала объектом всестороннего специального изучения, что и определяет актуальность данного исследования.

В связи с этим, основной проблематикой данной работы стала сфера сказки в искусстве русского модерна. В кругу исследования – произведения-сказки А. Лядова, «позднего» Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, Н. Черепнина, композиторов, творчество которых отчётливо репрезентирует новые стилистические закономерности, что позволяет в той или иной мере причислить их к стилю модерн. Живописный модерн в исследовании в большей степени представлен «сказочными» полотнами М. Врубеля – одного из ярких представителей «нового» стиля.

Объект исследования – жанр сказки в искусстве русского модерна.

Предметом исследования избрана специфика воплощения сказочных сюжетов в произведениях стиля модерн.

Цель работы – показать созвучность модели сказки мировоззрению эпохи рубежа XIX–XX веков и эстетике стиля модерн.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

  • конкретизировать сущностные категории русского модерна;

  • выяснить причины актуализации сказки в сюжетах русского искусства конца XIX – начала XX веков;

  • выявить резонирующие со стилем атрибуты сказочного жанра;

  • выявить модификацию типологических черт волшебной сказки в искусстве русского модерна;

  • проанализировать образную семантику «сказочных» произведений М. Врубеля, А. Лядова, Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, Н. Черепнина.

В качестве материала исследования избираются произведения, в которых сказочная сфера обретает различную степень конкретизации и различные масштабы:


  • как основа либретто сказка представлена в операх Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902) и «Золотой петушок» (1908);

  • в балетах И. Стравинского «Жар-птица» (1910), Н. Черепнина «Марья Моревна» (1913); «Сказка о царевне Улыбе и Соловье разбойнике» (1916), «Зачарованная птица» (1923) авторы объединяют мотивы нескольких сказок, создавая, тем самым, новое сказочное произведение;

  • в качестве программы сказка используется Н. Черепниным в Эскизе для оркестра «Зачарованное царство» (1904), в произведении Шесть музыкальных иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» A. Пушкина (1912) (впоследствии – балет «Золотая рыбка»);

  • отдельные сказочные образы представлены в произведениях А. Лядова («Баба-Яга», 1904, «Волшебное озеро», 1908; «Кикимора», 1909); Н. Черепнина («Баба-Яга» из Фортепианного цикла «Четырнадцать эскизов к “Русской азбуке в картинках” А. Бенуа», 1910); в работах М. Врубеля (станковые полотна – «Прощание царя Морского с царевной Волховой»,1898; «Царевна Волхова», 1898; «Богатырь», 1898; «Пан», 1899; «Царевна-Лебедь», 1900; «Снегурочка», 1900; «Тридцать три богатыря», 1901; «Жемчужина», 1904; майоликаСкульптурная сюита по мотивам оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (Берендей, Лель, Мизгирь, Купава, Весна), 1899–1900; Садко, Морская царевна, Царевна Волхова (по мотивам оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»), 1899-1900; эскиз блюда «Садко», 1899).

Факультативно затрагивается ряд иных произведений:

  • Корещенко А. Балет «Волшебное зеркало» (1903).

  • Черепнин Н. Вокальный цикл «Фейные сказки» (1913).

  • Васнецов В. Станковая картина «Сирин и Алконост» (1896).

  • Бенуа А. Азбука в картинках («Баба-Яга») (1904).

  • Билибин И. «Райская птица Сирин» (1905).

Основу исследуемых музыкальных и живописных произведений составляют сказочные сюжеты, заимствованные авторами как из фольклорных (волшебных), так и из литературных сказок. Однако художники и композиторы не делают принципиальных различий между этими двумя жанрами, выдвигая на первый план объединяющий их аспект волшебства.

В качестве дополнительного материала привлекается литературное и эпистолярное наследие композиторов и художников.

Методологическая основа диссертации базируется на междисциплинарном подходе. В ряду задействованных исследовательских методов – историко-культурологический, музыкально-аналитический, сравнительный.

Исследование опирается на фундаментальные труды по русской и зарубежной философии (Вл. Соловьёв, П. Флоренский, Н. Бердяев, Н. Фёдоров, Г. Башляр и др.); мифологии (А. Лосев, Е. Мелетинский, М. Стеблин-Каменский, Л. Леви-Брюль, Э. Тейлор, Б. Малиновский, М. Элиаде); культурологии (Б. Вышеславцев, И. Азизян, М. Воскресенская, Е. Неёлов и др.); фольклористике (А. Афанасьев, В. Пропп, Е. Аничков и др.); искусствоведению (Д. Сарабьянов, Г. Стернин, Е. Борисова, Т. Володина, Е. Кириченко и др.); изобразительному искусству (С. Яремич, Н. Дмитриева, Н. Тарабукин, Д. Коган, М. Нащокина, П. Суздалев и др.); музыкальному искусству (Б. Асафьев, И. Вершинина, Т. Левая, М. Михайлов М. Рахманова, Б. Ярустовский и др.); литературоведению (У. Перси и др.), а также на наследие русских поэтов и теоретиков символизма (А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов и др.).

Степень изученности проблемы.

1. Стиль модерн затрагивается широким кругом научной литературы. В основном это труды, в которых рассматривается проблематика стиля, его разработанность в разных видах искусства и воплощение в индивидуальном творчестве художников.

Основные эстетические принципы западноевропейского модерна сформулированы в теоретических работах У. Морриса, Дж. Рёскина, А. Ван де Вельде, О. Вагнера, М. Клингера.

В советском искусствознании изучение русского варианта стиля модерн началось в 20-е годы XX века с исследовательских трудов А. Фёдорова-Давыдова и А. Бакушинского, в которых была предпринята попытка проследить проявления «нового» стиля в архитектуре, живописи, прикладных искусствах, скульптуре и графике. До 1970-х годов русский Ар Нуво редко становился предметом искусствоведческого интереса. Среди единичных исследований в период с 1930-х до 1970-х годов можно выделить лишь статью Г. Недошивина.

Для более полного и глубокого анализа содержания и художественных особенностей стиля модерн важное значение имеет изучение наследия русских поэтов и теоретиков символизма (А. Белого, А. Блока, В. Брюсова, Вяч. Иванова), а также литературы эссеистического характера, статей писателей, художников, критиков (А. Бенуа, М. Волошина, С. Дягилева, С. Маковского).

Интерес к модерну возвращается лишь в последней четверти XX века, в статьях, а затем и в монографиях А. Берсеневой, Т. Володиной, Л. Гуровой, Л. Монаховой, Д. Сарабьянова, В. Турчина. В этих исследованиях затрагиваются как общие проблемы «нового» стиля в его западноевропейском варианте, так и национальные проявления.

Особое внимание следует обратить на ряд монографических работ Е. Кириченко. Автор анализирует принципы пространственного построения композиционной системы стиля. Среди других историков архитектуры, внёсших немалый вклад в изучение «нового» стиля, следует назвать Е. Борисову, Т. Каждан, В. Кириллова и М. Нащокину. В труде Е. Борисовой и Г. Стернина рассматриваются художественные процессы, протекавшие в русском искусстве на рубеже XIX–XX веков, представлен аналитический и иллюстративный материал, демонстрирующий особенности архитектуры и прикладного творчества. Здесь же – попытки найти ответ на вопрос, каким образом живопись входила в образно-содержательную систему русского модерна.

Особый круг научных исследований составляют искусствоведческие труды, в которых рассматриваются вопросы «нового» стиля в изобразительном искусстве. Это, прежде всего, работы Н. Дмитриевой, А. Русаковой, Д. Сарабьянова, Г. Стернина, О. Юхниной.

В отечественном музыкознании теория стиля модерн еще окончательно не сложилась. Однако необходимо отметить авторов, исследования которых наглядно показывают, что «новый» стиль занял в реестре общепризнанных музыкальных стилей равноправное, столь же важное и существенное место, как и его предшественники. В отечественном музыкознании первенство введения понятия «стиль модерн» в музыковедческий обиход принадлежит Т. Левой (А. Скрябин); также можно отметить Б. Егорову (С. Рахманинов), А. Коробову (В. Ребиков), С. Савенко (И. Стравинский), Л. Серебрякову (И. Стравинский), В. Чинаева (А. Скрябин и С. Рахманинов).

В настоящее время интерес к музыкальному модерну проявляется в появлении новых диссертаций: Л. Михайленко («Стиль модерн и русские композиторы начала XX века», 1997) и И. Скворцовой («Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX–XX веков», 2010). Проблемы литературного и театрального модерна рассматриваются в работах О. Ковалёвой, И. Корецкой, Н. Осиповой, У. Перси и др.

^ 2. Являя собой огромное пространство для исследования, сказка становится объектом изучения многих наук.

Типологические черты жанра волшебной сказки были описаны В. Проппом в его дилогии «Морфология “волшебной” сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Автор полагает, что волшебные сказки определяются не по обобщённому признаку «фантастичности, волшебности», а по характерным особенностям композиции, которые отсутствуют в других сказочных жанрах.

Иной ракурс исследования русской волшебной сказки избирает Е. Неёлов. В работе «Натурфилософия русской волшебной сказки» дана общая характеристика стихийной крестьянской «философии природы», которая спроецирована на анализ натурфилософского содержания конкретного волшебно-сказочного сюжета (на примере сказки «Царевна Лягушка»).

В философской мысли проблеме сказки уделяется внимание в немногочисленных работах Б. Вышеславцева, И. Ильина, Е. Трубецкого.

Общими позициями указанных работ стало понимание сказки как первой дорелигиозной философии народа, в которой зафиксированы «неумирающие ценности человеческой жизни» (Е. Трубецкой). Прежде всего, это поиск «иного царства», достигнуть которого можно было только путём восхождения.

Класс волшебных сказок исследован в трудах С. Адоньевой, А. Афанасьева, А. Веселовского, Р. Волкова, В. Иванова, Е. Мелетинского, В. Топорова и других.

Обобщение музыковедческих трудов (В. Егоровой, О. Комарницкой, Т. Левой, Н. Михальянц) показывает, что анализ сказочной специфики в русской музыке связан с определением общих и типичных средств музыкальной выразительности в сфере сказки; условных семантических единиц в контексте сказки; композиционного строения сказочного произведения; жанровых черт, опирающихся на закономерности эпической драматургии; соотношения музыки и словесного источника.

Литературной сказке стиля модерн посвящены диссертационные исследования М. Гецевичюте «Прозаическая сказка в творчестве символистов: 1895–1917», Е. Куприяновой «Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа “Портрет Дориана Грея”», И. Даниловой «Литературная сказка А.М. Ремизова: 1900–1920-е годы».

3. Несмотря на достаточно обширную исследовательскую литературу о стиле модерн и фольклорной сказке, вопрос воплощения сказки в произведениях русского модерна в искусствоведении изучен достаточно слабо.

В диссертации И. Поповой «Константные элементы волшебной музыкальной сказки: на примере несценических произведений русских композиторов рубежа XIX–XX веков» музыкальный материал представлен композициями, хронологически совпадающими со временем модерна; однако ракурс исследования направлен на выявление инвариантных, структурообразующих элементов музыкальной сказки, при этом черты стиля совершенно не затрагиваются.

В ряде работ сказочные сюжеты в творчестве композиторов «нового» стиля задействованы в качестве исследовательского материала, но сама сказка не является объектом исследования (вышеназванные работы Л. Михайленко и И. Скворцовой, а также диссертации В. Логиновой «О музыкальной композиции XX века», Ю. Финкельштейн «Балетное творчество Н. Черепнина в контексте идей эпохи», А. Садуовой «Импрессионизм в русской музыке рубежа XIX–XX веков: истоки, тенденции, стилевые особенности»).

«Сказочное» творчество М. Врубеля – яркого представителя русского Ар Нуво – частично затрагивается в монографии П. Суздалева «Врубель. Музыка. Театр». В книге анализируется роль музыки и театра в жизни и творчестве художника, его отношение к Н. Римскому-Корсакову, раскрывается взаимообогащение искусства двух великих творцов, а также характеризуются произведения-сказки М. Врубеля, созданные под впечатлением музыки Н. Римского-Корсакова.

Таким образом, несмотря на обширную литературу относительно отдельных аспектов рассматриваемого явления, в предлагаемой работе впервые предпринята попытка локализовать исследовательский взгляд на художественное воплощение сказки в контексте искусства модерн, что и определяет её научную новизну.

На защиту выносятся следующие положения:

1. «Тридевятое царство» русской волшебной сказки явилось моделью идеального Универсума в представлениях художников стиля модерн.

2. Сказка в художественном творчестве модерна имеет особую специфику воплощения (переакцентирование женского и мужского сказочных образов в произведениях «нового» стиля по сравнению с архетипом русской волшебной сказки, модификация семантики образов-символов сна, острова и др.).

3. В отличие от солнечно-золотистой атрибутики сказки в сказочных произведениях русского Ар Нуво доминирующим аспектом является символика Луны.

4. Воплощая в своих произведениях сказочные сюжеты, композиторы находили различные приёмы музыкального «декорирования», среди которых условно можно выделить три вида «декоративной техники»: колористичность (звуковая краска), иллюстративность (звуковая «визуализация» образа), орнаментальность (звуковой рисунок).

5. Орнаментальность становится одним из ведущих приёмов символизации художественной материи в сказочной иконографии произведений русского модерна.

Теоретическая значимость исследования определяется следующим:

  • его результаты способствуют расширению научно-исследовательской информации о роли сказочного жанра в искусстве русского модерна, раскрывают особенности воплощения сказки в творчестве композиторов и художников рубежа XIX–XX веков;

  • методы анализа, обозначившиеся в работе, могут быть экстраполированы на исследования «сказочного» творчества других композиторов.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно может послужить:

  • в качестве лекционного материала по курсу «Мировая художественная культура», «История русской музыки», «История искусства»;

  • в качестве основы для дальнейшего теоретического и исторического осмысления художественных процессов в русском искусстве рубежа XIX–XX веков.

  • в качестве источниковедческой базы для исследований, связанных с изучением изобразительного и музыкального искусства стиля модерн.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова, а также на Всероссийских научно-практических конференциях «Слово молодых учёных» (г. Саратов 2010, 2011, 2012), IV Международной научно-практической конференции «Культура. Духовность. Общество» (г. Новосибирск, 2013) и отражены в ряде публикаций, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК.

Структура диссертации. Диссертация включает в себя: Введение, три главы, Заключение, Список литературы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств) iconКонспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная...
Урок 29. Тема: «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель»

Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств) iconКонспект занятия по рисованию «Сказочные «жители»
...

Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств) iconВ эпоху модерна
В статье на примере сонетного творчества Г. фон Гофмансталя и С. Георге, А. Вильдганса, К. Вайса и др рассматриваются трансформации...

Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств) iconУчитель русского языка и литературы
Музея изящных искусств (ныне – Московский музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина). Мать, Мария Александровна Мейн,...

Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств) iconПоложение о проведении открытого областного детско-юношеского фестиваля...
Рсфср а. Н. Либерову (далее – Фестиваль) проводится в целях развития детско-юношеского художественного творчества, привлечения внимания...

Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств) iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Средства художественной выразительности в произведениях словесного и изобразительного искусств

Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств) icon"Музыкальная культура стран Востока. Япония "
Цель урока: Продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке. На...

Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств) iconПоложение
Это положение определяет порядок предоставления грантов областного совета для создания и реализации творческих проектов в жанрах...

Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств) icon«сказочные» задачи по генетике
Хоть задачи и сказочные, все в них подчиняется известным генетическим законам. Решать такие задачи интереснее, чем обычные о горохе...

Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств) iconМалая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Отрадинская детская школа искусств им. В. и В. Калинниковых»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница