Правила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста




Скачать 77.42 Kb.
НазваниеПравила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста
Дата публикации04.06.2014
Размер77.42 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > История > Документы
Правила композиционного оформления сочинения

  1. И вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста.

  2. Вступление и заключение должны соответствовать друг другу по типу.

  3. Во вступлении и заключении не должно быть смысловых повторов. Выводы заключения не должны повторять выводов основной части.

  4. Вступление и заключение должны быть оптимальными по объёму.
    вступление + заключение = 1/3 общего объёма
    вступление = заключение
    ( Общий объём сочинения приблизительно 600-650 слов – 5-7 страниц).

  5. Во вступлении должны обязательно быть повторены все слова формулировки темы.

( В приведённых ниже вступлениях эти слова подчёркнуты и выделены курсивом.)

^ Типы вступлений

  1. Историческое:

Собственно историческое – краткая характеристика исторической эпохи, или эпохи создания произведения, или эпохи, изображённой в произведении. Если в формулировке темы содержится указание на факты, события, явления исторического характера. Например, «Базаров – тип нового человека в общественной жизни середины 19 века», «Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова».

Пример:

Тема: «Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума»

Вступление:
А.С.Грибоедов начал писать комедию «Горе от ума» спустя два года после окончания Отечественной войны с французами и закончил в 1824 году – за год до восстания декабристов. События военных лет послужили толчком к появлению в русском обществе людей, размышляющих о судьбах России, о путях обновления и переустройства её жизни. Мысли этих людей шли вразрез с социальным укладом , жизненными устоями и моралью, господствовавшей в то время в обществе. Именно такой человек, открыто противопоставляющий свою новую идеологию устоявшимся, традиционным взглядам окружающих, стал главным героем комедии Грибоедова. Чацкий, человек нового времени, появляясь в гостиной московского дома Фамусова, где всё пропитано духом консерватизма, вступает в конфликт со всеми, утверждая неизбежность столкновения «века нынешнего» и «века минувшего».

Историко-литературное – место конкретного произведения. В формулировке темы есть понятие, имеющее историко-литературный смысл. Например, « Традиции и новаторство в драме А.С. Грибоедова «Горе от ума».
^ Историко - биографическое – события из жизни автора и факты творческой биографии. Формулировка темы имеет прямое отношение к автору произведения. Например, « Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Философская лирика Ф.И.Тютчева»

Пример:

Тема: «Стихотворение «Вновь я посетил…» Восприятие, истолкование, оценка»
Вступление:

Стихотворение «Вновь я посетил…», одна из вершин пушкинской лирики, завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. А накануне, 25 сентября, Пушкин писал писал жене: « В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия , молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть…» Принято считать, что эти строки легли в основу стихотворения, и, конечно, это так – в этом убеждает почти дословное совпадение фрагментов письма и стихотворных строк. Но как изменилась тональность восприятия жизни. Как творчески переосмыслил поэт жизненные впечатления в тексте стихотворения!

  1. Аналитическое

Отражает понимание понятий, входящих в формулировку заглавия темы. Формулировка темы включает: 1) литературоведческое понятие; 2)нравственно-философское понятие; 3) проблему, требующую от автора сочинения понимания и конкретизации. Например, «Тема маленького человека в русской литературе», «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф.М.Достоевский).

Пример:
Тема: «Тема маленького человека в русской литературе»

Вступление:

Несмотря на то, что литература как вид искусства представляет собой единое целое, всё же русская литература сильно отличается от западной. На мой взгляд, особенностью нашей литературы является глубина поднимаемых проблем и важность нравственных категорий для понимания сути того или иного произведения. Тема «маленького человека» является традиционным для всей литературы, но если на Западе «маленький человек» - понятие скорее социальное, то в русской литературе это состояние души, психология, место в жизни. Русский «маленький человек», боясь внешних внешнего мира, создаёт свой внутренний, уходит в него как в некий футляр, который способен сохранить и спасти от той боли, которую причиняет «маленькому человеку» окружающий мир. Если в западной литературе бедность является определяющим качеством и основной причиной этого явления, то в русской литературе все причины и истоки такого состояния таятся в душе самого человека, который не может стать свободным и сам ограничивает свой мир до размера футляра.

  1. Лирическое

Личностно окрашенные размышления о том, с чем для вас лично связано творчество автора, отдельное произведения, проблемы, заявленные в формулировке темы. Тема сочинения ориентирована на выражение вашей читательской позиции. Например, «Моё любимое произведение А.С.Пушкина».

Пример:
Тема: «Моё любимое произведение русской классики»

Вступление:
Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет. Но и сейчас, открывая наудачу давно знакомую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, читаешь, словно впервые.
Мне нравятся многие стихи Александра Сергеевича, его поэмы, но в большей степени меня привлекает Пушкин- прозаик. Я зачитывал до дыр «Повести Белкина», восхищался Дубровским, но «Капитанская дочка» отрясла моё воображение и осталась любимым произведением.

^ Выбор типа вступления определяется несколькими факторами:
1) Тип темы (об этой связи сказано выше)
2) Уровень знаний историко- литературного и биографического материала.
3) Индивидуальность пишущего (его стиль). Сухой рационалист, склонный к аналитическому изложению, никогда не воспользуется лирическим введением, так же как введение аналитического типа может показаться слишком сухим и скучным человеку эмоциональному.

!!! Выбирая тип вступления, в любом случае полезно обдумать несколько вариантов и остановиться на том, который позволит начать сочинение наиболее интересно.

^ Типы заключений

1. Заключение-вывод. Это классический тип заключения, встречающийся наиболее часто, поскольку подобная композиция сочинения соответствует общим правилам построения текста- рассуждения. При написании такого заключения важно помнить, что вывод, который мы делаем в заключении, должен быть глубоким и обобщённым.

2. Заключение-следствие. Это заключение, которое «раздвигает рамки темы». Оно может связывать анализируемый материал с опытом пишущего или содержать оценки творчества данного автора деятелями культуры, критиками, литературоведами.

а) ^ Заключение «об актуальности». В таком заключении утверждается, что данное произведение имеет не только историческую ценность, что оно интересно и современному читателю, актуально и в наше время. Понятно, что данный тип вступления логично использовать с историческим вступлением, хотя оно может соотноситься и с другими типами вступления.

б) ^ Историко-литературное заключение. Соотносится с историко-литературным вступлением. Если во вступлении говорится о новаторском характере произведения, то в заключении – о тех литературных традициях, которые были заложены данным произведением, об их развитии в истории литературы.

3. Лирическое заключение. Как и лирическое вступление связывает анализируемый материал с личным опытом. В этом случае в заключении возвращаются к тому, с чего текст начинался.

4. Заключение- цитата. Эффектный тип заключения, который может использоваться и вне связей с подобным типом вступления. Основное требование - смысловая связь цитаты с главной идеей сочинения.

Заключение – финальный аккорд сочинения. Именно оно формирует окончательное впечатление от работы. Хорошо написанное заключение может сгладить некоторые шероховатости основной части и увеличить шансы на успех. И напротив, даже хорошие в целом работы оцениваются ниже, если заключение написано плохо.

Пример:
Тема: «Изображение фамусовского общества в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Вступление и заключение носят историко-литературный характер.

Вступление:
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» занимает особое место в истории русской литературы. В этом произведении впревые соединились элементы классицизма, романтизма и нового для первой половины 19 века художественного метода – реализма. Как известно, одно из требований к реалистическому произведению – правдивое изображение исторически конкретного общества. И, безусловно, в комедии Грибоедова, в толичие от комедий Фонвизина и Капниста, не отдельные пороки, а общество в целом подвергается осмеянию и беспощадному анализу. Как же изображает автор московское общество 20-х годов 19 века?

Основная часть…

Заключение:
Изображение фамусовского общества в комедии «Горе от ума» оставило свой след в истории русской литературы. Грибоедов положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, наметив почти все типы, которые впоследствии будут неоднократно возникать на страницах других произведений.

Грибоедовская Москва невольно вспоминается, когда читаешь пушкинские строки:

Но в них не видно перемены,
Всё в них на старый образец…

Как не вспомнить грибоедовскую Москву, когда попадаешь в гостиную Ростовых. Всё то же: и Английский клуб, и девушки-невесты, и своенравные старухи, и сплетни… Поистине, «что нового покажет нам Москва?»

А собирательный образ города найдёт своё воплощение и в гоголевском «Ревизоре», и в пьесах Островского, и в романах Достоевского…

Пожалуй, нельзя не согласиться с Гончаровым, считавшим, « что русская литература никогда не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым».

^ Основная часть

В основной части сочинения раскрывается тема, развивается основная идея работы, содержится система доказательств избранного тезиса.
Основная часть должна строиться в соответствии с требованиями логики развития мысли. Это означает, что переходы от одной смысловой части к другой должны быть обоснованны.
Каждая смысловая часть представляет собой одно из доказательств основного тезиса работы. Последовательность таких доказательств (аргументов) и даёт нам возможность сделать выводы в конце сочинения.
Оптимальное число смысловых частей основной части работы – 4. Каждый из них, более или менее значительный по объёму, может быть разделён на части (абзацы). Поэтому можно сказать, что каждая смысловая часть – это текст в миниатюре.


Типичные ошибки при построении основной части:


1) Отсутствие развития мысли, постоянные возвращения к уже высказанным положениям.
2) Нелогичное расположение смысловых фрагментов, неясные смысловые переходы от одной части к другой.
3) Несоизмеримость частей по объёму (одни части более развёрнутые, другие сжатые, микротемы лишь намечены, но не развиты).
4) Неверное деление текста на абзацы, противоречащее смысловому членению текста.

Избежать указанных выше ошибок в построении основной части сочинения помогает план сочинения.

^ Основные правила составления плана сочинения

1. План – это последовательность заголовков смысловых частей текста.

Он должен отражать содержание текста сочинения, способ раскрытия темы, логику развития главной мысли. ( Не случайно, взяв в руки новую книгу, мы, прежде всего, просматриваем оглавление- это и есть план текста.)

^ 2. Составление плана - способ подготовки к сочинению.
Формулировки пунктов плана должны быть максимально конкретными, только в этом случае план помогает писать сочинение.

Проанализируем план к теме «Свет и тени натуры Обломова».

1. Вступление. Обломов - сложный человек.
2. Основная часть. Положительные и отрицательные черты в характере героя .
1) Тени натуры Обломова:
а) барин-ленивец;
б) раб самому себе;
в) Обломов и Захар.
2) Пустые мечтания.
3) Светлые стороны натуры Обломова:
а) доброта души;
б) любовь к детям;
в) любовь к Ольге.
4) Обломов – поэт в душе.
3. Заключение. Обломов – живой, реальный человек.

Данный план построен в соответствии со всеми основными правилами. Можно отметить только не слишком конкретную формулировку подпункта в) в 1 пункте плана. Также обратите внимание, как в плане выражается отношение автора сочинения к Обломову. Если бы последовательность пунктов была другой, например, 3-4-1-2, то и вывод в заключении был бы совсем иным.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста iconОтчет должны содержать следующие: заголовок или титульный лист, введение,...
Спешу вам сообщить, что мы чуть не упустили такую замечательную вещь как курсовая работа

Правила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста iconПравила подготовки рукописи к изданию самара
Самарском государственном техническом университете. Дана характеристика видов вузовских изданий. Представлены порядок прохождения...

Правила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста iconФилолого-математический брейн-ринг для учащихся 5 – 7 классов по теме
«превращая» слово «литература» в «математика» или наоборот (подобранные слова либо должны соответствовать единой теме, либо быть...

Правила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста iconАвтореферат Дипломная работа
Структура работы: введение, основная часть (3 раздела), заключение, список использованных источников

Правила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста iconРаскрыта полностью, отступлений от темы нет
Структура работы соответствует требованиям (введение, основная часть, заключение)

Правила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста iconПравила подготовки и защиты диссертации
В пособии изложены методика написания и правила оформления рукописи диссертации, рассмотрен порядок ее защиты. В приложении представлены...

Правила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста iconРечеведческий разбор текста
Свое небольшое вступление о теме (рассказа, повествования, рассуждения, размышления), ее актуальности, важности

Правила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста iconИспользование элементов образовательной технологии "Дебаты" в подготовке...
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать такие нормы построения текста, как логичность, последовательность,...

Правила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста iconПлан. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской...
Достижения более высокого, нежели дореволюционный, уровня выпуска продукции. (Примеры)

Правила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная часть, и заключение должны соответствовать теме текста iconОбщие правила оформления презентации Дизайн
Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница