Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝




Скачать 96.29 Kb.
НазваниеТема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝
Дата публикации13.06.2014
Размер96.29 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > История > Документы
- 1-

Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝.

(Интегрированный урок: литература, история)

Задачи:

  1. Воспитание патриотических чувств.

  2. Обновление духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

  3. Сохранение исторической памяти и преемственности поколений, передача молодёжи культурного опыта предыдущих поколений.

Оформление: плакаты, воспроизводящие зарешеченные окна; тонкие восковые свечи; портреты репрессированных или гонимых поэтов; живые цветы.

^ Музыкальное и звуковое сопровождение: ˝Реквием˝ Моцарта; ˝Я не люблю˝ В. Высоцкого; ˝Обэриуты˝ В. Долиной; ˝Анафема˝ А. Розенбаума; отрывки из поэмы в чтении А. Ахматовой.


  1. ^ Тихо звучит ˝Реквием˝. Зажигается свеча, она будет гореть весь урок.

Учитель:

Чисты их имена,

И горек голос лир,

И дух высок, и словно осиянно…
На вечны времена:

Владимир, Велимир,

Марина, и Борис,

И Александр, и Анна.

Е. Благинина
Музыка умолкает, и в полной тишине идёт перекличка из разных концов зала.

Ахматова Анна. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали.

- 2 -

Клюев Николай. В 1934 году выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в ˝кулацкой агитации˝. Умер в Томской тюрьме.

Мандельштам Осип. Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован.

Цветаева Марина. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.

Баркова Анна. Поэтесса. Отбывала заключение по необоснованным обвинениям.

Василенко Виктор. Поэт, искусствовед. 1 1947 по 1956год отбывал заключение по необоснованным обвинениям.

Андреев Даниил. С 1947 по 1956 год отбывал заключение во Владимирской тюрьме по необоснованным обвинениям.

Терентьева Мария, Шаламов Варлам, Домбровский Юрий, Ручьёв Борис и другие отбывали заключение по необоснованным обвинениям.

Ученик:

Который год мне не даёт покоя

Всё то же неотступное виденье.

В тот миг, когда державные часы

На Спасской башне отбивают полночь,

Когда еще не смолк, не отзвучал

Тяжёлый звон –

С двенадцатым ударом

Они на площадь красную вступают

И начинают шествие своё –

За рядом ряд, колонна за колонной,

И, как штандарты воинских частей,

Плывут над ними стяги, на которых,

Как номера дивизий и полков,

Стоят (голоса с мест) – 29-й, 30-й,

И 33-й, и 37-й и все другие годы остальные.

- 3 -

Учитель:

Эти убили, а эти ославили.

Кто ж наши Каины?

Кто ж наши Авели?

Даже могил никаких не оставили,

Горько в родимой земле им лежать.

Нашим убитым,

Нашим замученным

Мы даже памятник не поставили.

Стыдно и не за что нас уважать.

Ю. Левитанский
Пусть наша встреча будет памятником всем репрессированным поэтам России.
2.
- Знаете ли вы, в чём обвинили поэта Гумилева?

- Он не донёс органам Советской власти, что ему предлагали вступить в ряды заговорщиков. Поэт категорически отказался от предложения. Но доносить не пошёл, мешало понятие чести.

- Что такое честь?

- По словарю В. Даля, это ˝внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть˝.

- Поэтому отправили на Лубянку тех, кто стремился сохранить в чистоте свою совесть.

Но непогрешимыми считали себя те, кто вершил свой неправый суд.

До сих пор политические репрессии 30-х – 50-х годов являются одними из самых трагических и нераскрытых страниц советской истории. В те страшные годы, когда в стране царило полное беззаконие и диктатура вождя, судьба взрослых и детей зависела от воли Сталина и его окружения.

- 4 -

Региональным отделением НКВД устанавливались планы:

в день арестовывать по несколько сотен «врагов народа».

В связи с огромным наплывом арестованных в стране создавались все новые и новые лагеря. Цель лагеря не скрывалась: каторжан предстояло умертвить. Это была душегубка, но растянутая во времени, чтобы заключенные перед смертью могли еще поработать. Каторжан били все кому не лень, а по пути в зону их могли обстрелять. В таких условиях человек не мог прожить долго. Через систему сталинских лагерей прошли миллионы людей. Большинство из них осталось там навсегда.

Ученица:

Вы думаете, павшие молчат!

Конечно, да – вы скажете

Наверно! Они кричат,

Пока ещё стучат сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь, а в нас

За нас кричат, особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

Егор Исаев

Зиновьев приказал всем бывшим офицерам царской армии зарегистрироваться якобы для получения хлебных карточек. Все были расстреляны.

Михаил Фрунзе, красный командир, обращается к белогвардейцам с просьбой не уходить с Врангелем за рубеж. Десятки офицеров, нижних чинов, рядовых остались. Их, безоружных, с привязанными к ногам камнями бросили в море.

К 1919 году были уничтожены 320 тысяч священнослужителей.

Уничтожалась интеллигенция. Умер Александр Блок за день до получения разрешения властей выехать на лечение за границу.

Крестьянину- доносчику обещано 25 % от конфискованного зерна.

- 5 -

58- я статья содержала специальный 12-й пункт о недонесении. Наказание - вплоть до расстрела.

Можно ли оправдать такое?

(После ответов учащихся включается запись песни А. Розенбаума «Анафема»)

Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха порою даже родными?

Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек. А репрессировано было 2000.

Почему? За что?

Вспомните судьбу русских поэтов 19 века. Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Кюхельбекера. «Горька судьба поэтов всех времен // Тяжелее всех судьба казнит Россию»

Ученик:

Темен жребий русского поэта :

Неисповедимый рок ведет

Пушкина под дуло пистолета,

Достоевского на эшафот.

Может быть, такой же жребий выну,

Горькая детоубийца – Русь.

И на дне твоих подвалов сгину

Иль в кровавой луже поскользнусь,

Но твоей Голгофы не покину,

От твоих могил не отрекусь.

Доконает голод или злоба,

Но судьбы не изберу иной.

Умирать, так умирать с тобой

И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.

Учитель:

Поэт серебряного века Максимилиан Волошин посвятил эти стихи памяти Блока и Гумилева.
- 6 -

Не покинула Россию Анна Ахматова. Она не была в тюрьме, но 17 месяцев ничего не знала о единственном сыне, 300 дней и ночей провела в очереди в тюрьму.
Ученица:
Показать бы тебе насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей-

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И слезою своею горячею

Новогодний лед прожигать.

Там тюремный тополь качается

И ни звука,- а сколько там

Неповинных жизней кончается…

( С последними словами стихотворения включается пластинка с записью голоса Анны Ахматовой. Звучат «Вместо предисловия», «Посвящение»).
Учитель: Высшее напряжение всех духовных и нравственных сил воплощено в «Реквиеме» (1935- 1940).Записан в 1962 году. Опубликован в 1987 году. В 1966 году- год кончины Анны Андреевны композитор Тищенко написал музыку к этому произведению. В нем слышен голос «измученного» «стомильонного» народа, голос самой России.

Ученица:

Звёзды смерти стояли над нами

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных марусь.
Стихи ˝Реквием˝ нельзя было записать на бумагу. Они складывались в уме. Одиннадцать человек хранили их в памяти 27 лет.
- 7 -

Ученица:

Из-под каких развалин говорю,

Из-под какого я кричу обвала,

Я в негашеной извести горю,

Под сводами зловонного подвала

Пусть назовут безмолвною зимой

И вечные навек захлопнут двери,

Но всё-таки услышат голос мой

И всё-таки ему опять поверят.

Сын Ахматовой и Гумилёва был по сути дела мальчиком. Очень часто утренний вывоз арестантов на отправку начинался под быстрый стук детских шагов по кафельному полу тюрьмы.

Страна умилялась « Колыбельной » из кинофильма «Цирк»: «сто путей, сто дорог для тебя открыты». А в Часовой башне Бутырской тюрьме не пела, а шептала своему сыну поэтесса Мария Терентьева, жена репрессированного поэта Ивана Катаева.

Ученица:
Утром рано на рассвете

Корпусной придет,

На проверку встанут дети,

Солнышко блеснет…

( Во время чтения звучит «Аве, Мария!»).
Учитель: Две тысячи репрессированных поэтов… Это только членов Союза писателей, а многие такого членства еще и не имели. Но они не в чем не изменили себе. Они не хотели расставаться с поэзией даже в тюрьме. Однако Николаю Гумилеву на вопрос: можно ли ему писать стихи, - быстро ответили: прозу можно, стихи нет.

Правдивого поэтического слова страшились, а за найденные стихи могли отправить в карцер или даже дать новый срок.


- 8 -

Поэту Сергею Поделкову после лагеря задали вопрос: «Что были для вас в лагере стихи ?» Он ответил, на задумываясь: «Жизнь».

Часто не на бумаге, а в памяти сохранялись многие стихотворные строки. Или свои стихи выдавались за стихи незапрещенных Блока или Твардовского (об этом вспоминает А. Солженицын). Дмитрий Мережковский раньше других увидел смертельную опасность идей Сталина. Действительно, Сталин как никто другой сделал всё, чтобы идея, которая ˝была только в уме˝, стала господствующей в политике, экономике, идеологии, культуре, в повседневной жизни. Он не чувствовал себя спокойным, если не слышал, не ощущал конвульсий жертв этой идеи.

Униженные, но не сломленные, поэты пытались найти ответ на вопрос «За что?» Многие свято верили в непогрешимость Сталина и власти, они писали полные недоумения и веры строки.

Ученик:
За что? Пусть Господь разберет.

И движется длинный – предлинный

Наш, к гибели нашей черёд.


Но, брат мой, вмурованный в камень,

Пойми, мы недаром легли,

Мы то, чем крепится фундамент

Всей будущей жизни земли.
Учитель: Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков, Павел Васильев – это новая волна репрессированных поэтов.

Какова цена сталинского единовластия? Каково количество его жертв?С 1929 по 1953 годы жертвами сталинских репрессий стали 22 миллиона советских граждан

- 9 -

(исключая годы войны) Из них не менее трети были приговорены к смертной казни или погибли в лагерях и ссылках. Пожалуй, это самый страшный и чудовищный пир насилия в истории, который когда-либо удавалось справлять на Земле диктаторам.

( Звучит песня Вероники Долиной «Обэриуты»)

Смерть Сталина в 1953 году не остановила лавину репрессий и предательств.
Ученик: Пусть мне говорят: «Успокойся» -

спокойным быть я не сумею,

Покуда наследники Сталина

живы еще на земле,

Мне будет казаться,

Что Сталин еще в Мавзолее.

Е. Евтушенко
Учитель: Кандидат наук Васильев поздравил писателя Солженицына с пятидесятилетием. Вызвали в КГБ. Писатель Черных открыто выразил беспокойство по поводу того, что создается новый культ – культ Брежнева. Перестали печатать. Среди тех, кого, «не одобряли» власти, был Владимир Высоцкий.

(Звучит песня В. Высоцкого «Я не люблю»).

Многие, слишком многие не дожили до реабилитации. Многих ещё предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего боялись забыть лагерную жизнь. ˝Забвение пережитого – смерть души˝, - говорил Шаламов. Нельзя забыть предательства, нельзя забыть свои муки.
Ученица:

И кровь лилась, большая кровь лилась

И расступалась твердь,

В свои объятья принимая павших, –

И тех безумцев, разносивших смерть

И тех героев, смертью смерть поправших,

- 10 -

Всех возрастов, в крестах и орденах,

Рождённых жить и сеять жизнь рожденных.

А сколько их покоится в холмах!

Их миллионы, целая страна

Ушла ко дну, в дымы ушла, в коренья.

Егор Исаев

В зале наступает тишина, идет перекличка поэтов.

Тагер Елена, поэтесса, десять лет провела на Колыме.

Плужников Евгений, уже больным туберкулезом был отправлен на Соловки. Там вскоре и умер.

Васильева Елизавета (она же легендарная Черубина де Габриак); хромую, ее отправили по этапу на Урал.

Учитель: Простите нас, не названные нами. Мы слышим ваши голоса.

( ^ Диалог с залом. Чтение стихов или короткие рассказы о поэтах, подготовленные заранее. .

Ученица:

- Мы к вам идем,

В сегодняшний день,

И в завтрашний ваш день, и в день грядущий,

- Мы к вам идем –

Куда ж нам друг без друга,

Мы память, что жестока и горька,

И мы ее горчайшая строка,

Но в памяти – грядущему порука.

Цена ж забвенья слишком высока.

( Гасится свеча)

Учитель: Наша встреча подошла к концу. Нет границ у

Памяти, но есть предел забвению. Мы вспомнили – и они

снова как будто с нами, все, кого мы назвали и о ком

подумали. Давайте почтим их память минутой молчания.
- 11 -

Литература.

1. О. В. Орлова. Репрессии 30 - х гг. Санкт – Петербург, 2003г.

2. Р. Г. Пихоя. Советский Союз – история власти. М.,2007г.

3. Стихи А. Ахматовой, Е. Исаева, Е. Благининой, Ю.Левитанского, М. Волошина, Е. Евтушенко.

4. Реквием. Сборник русских и советских поэтов (Сост. Б.Романова, М., 1989 г.)

5. Возвращение (Сост. Е. Осетров, О. Салынский М., 1991г.)

6. А. П. Черников. Поэзия и проза серебряного века. Калуга, 1994г.

7. Школьная энциклопедия. История России 20 века. М., «ОЛМА – ПРЕСС Образование», 2003

8. Д. Волкогонов. Триумф и трагедия. Роман – газета, 18, 1991г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝ iconАвтор: учитель русского языка и литературы Дудка Оксана Викторовна...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 9 мая «вспомним всех поимённо»

Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝ icon«Вспомним всех поимённо» Папаценко Елизавета Георгиевна учитель...
Специализированная школа c углубленным изучением новогреческого языка I-ІІІ ступеней №8 г. Мариуполя

Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝ iconПомним всех поимённо…
Тысячи военнослужащих Советского Союза и России погибли в других. «горячих точках». Кровавыми ранами отозвались Нагорный Карабах,...

Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝ iconЗавтра я начну говорить о проблеме, которую я уже обозначил: о связи...
Затем, как я уже говорил, мне хотелось бы указать на то, что в смысле пятого послеатлантического периода мог бы назвать кармой профессий...

Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝ iconМожете ли вы назвать себя психологически сильной личностью?
Конечно, каждый хотел бы обладать всем этим набором качеств. Более того, мы всегда, вольно или невольно, оцениваем людей по этим...

Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝ iconЗвучит фонограмма песни А. Розенбаума “Чёрный тюльпан”. На сцене...
Перед сценой установлены стенды с фотографиями воинов-земляков, погибших в “горячих точках” (перед каждой фотографией – зажженная...

Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝ iconРеферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат)
Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,...

Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝ iconПрактическая работа по теме 1: "Построение графиков и поверхностей"
...

Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝ iconЕсли вы заинтересовались Боби Чичерило, вот его контактные данные:...
Он собирает журналы, у него есть очень ценные журналы, выпущенные еще в начале века. У боба имеется большая коллекция вещей, которые...

Тема: ˝Хотелось бы всех поимённо назвать…˝ iconЧто же должен знать и уметь ребёнок к началу школьного обучения?
Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница