Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук»




НазваниеПрограмма внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук»
страница1/7
Дата публикации30.06.2014
Размер1 Mb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Управление образования администрации Беловского района

МБОУ «Информационно-методический центр в системе ДПО (ПК)

Беловского муниципального района»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

для обучающихся 10-11 классов

.

Старопестерево 2014
Авторы-составители
Л. В. Арлашева, Почетный работник общего образования, директор школы, учитель химии;

^ Е. В. Голубева, учитель физики;

Р.В. Забуга, учитель истории и обществознания;

Т.Д. Зернаева, учитель технологии;

Е. В. Кузнецова, учитель биологии;

Л.В.Кузнецова, учитель английского языка;

О.В.Митин, учитель географии;

А.Н. Петякшева, студентка 5 курса ФФ и Ж КемГУ

М.Г. Петякшева, Почетный работник общего образования, заместитель директора по УВР, учитель истории;

^ Е. Н. Шеметова, учитель русского языка и литературы.


Научное руководство

Н.Э. Касаткиной, доктора педагогических наук, профессора, академика МАН ВШ и АПСН, заведующей межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, заслуженного работника высшей школы РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования


Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» рассчитана на 10-11 классы, является продолжением одноименной программы для 1-4, 5-9 классов. Предусматривает межпредметную интеграцию, системно-деятельностный подход, развитие исследовательских и творческих навыков школьников.

Адресована коллективам педагогов школ, работающим в условиях введения ФГОС среднего (полного) общего образования.
^ Малая академия наук [Текст]: программа внеурочной деятельности / авторы-сост.: Л.В.Арлашева, Е.В.Голубева, Р.В.Забуга, Е.В.Кузнецова, Л.В.Кузнецова О.В.Митин, А.Н.Петякшева, М.Г.Петякшева, Е.Н.Шеметова; научное руководство Н.Э.Касаткиной. – Старопестерево, 2014.
8-384(52)53-3-45, pestery@mail.ru


Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………..4

^ Планируемые результаты освоения программы обучающимися…………………12

Учено-тематический план на каждый учебный год…………………………………16

Содержание программы…………………………………………………………………21

Список литературы для учителя………………………………………………………30

^ Список литературы для обучающихся………………………………………………..32

Приложение 1 Сценарий исторической гостиной «Личность и ее роль в

истории Отечества XXв.»……………………………………………….33
Приложение 2 Сценарий литературной гостиной «Пушкин и его лицейские

Друзья»…………………………………………………………………...45
Приложение 3 Сценарий игры «Сегодня у вас стирка»………………………….......61

Приложение 4 Сценарий практического занятия «Химчистка дома»……………….76


^ Пояснительная записка
Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, 
мы крадём у наших детей завтра. 
Джон Дьюи

Современный идеал образованности понимается как жизнеспособная личность. Одним из параметров жизнеспособности личности специалисты ЮНЕСКО называют обладание достаточно развитым интеллектом, интеллектуальной активностью и интеллектуальной инициативой.

В силу своей сложности интеллект неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений. Общим для всех определений является понимание интеллекта как глобальной способности действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. По мнению Кэттела, у каждого уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе способности к мышлению. Примерно к 20 годам интеллект достигает наибольшего расцвета, поэтому развитие интеллекта становится приоритетной задачей современного образования, особенно в условиях реализации ФГОС.

Программа внеурочной деятельности «Малая академия наук» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 10-11 классов, срок реализации программы 2013-2015 уч.г. Данная программа является логическим продолжением программы, реализуемой в МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» в рамках ФГОС НОО, ООО. Составители программы - педагогический коллектив образовательного учреждения, научный руководитель Касаткина Н.Э, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, академик МАПиСН, зав. межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики.

Актуальность программы объясняется тем, что интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются основой социально-экономического прогресса любого общества, повышают эффективность общественных реформ, выступают в качестве одного из решающих факторов экономического развития. Невнимательное отношение к развитию интеллектуальной одаренности подрастающего поколения оборачивается для государства значительными моральными, материальными, политическими потерями.

^ Цель программы: развитие самостоятельного, творческого, оригинально мыслящего, интеллектуально развитого и активного старшеклассника.

Задачи программы:

  1. Развивать уровень обобщающего, понятийного мышления старшеклассников, навыки причинно-следственного объяснения явлений, умения аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать выводы, связывать изучаемый материал в систему.

  2. Развивать критичность мышления.

  3. Поддерживать интересы старшеклассников к изучаемым учебным предметам, стимулировать мотивацию к исследовательской деятельности, выполнению проектов.

  4. Совершенствовать навык работы с вариативными источниками информации, выполнения работ с использованием ИКТ-технологий.

  5. Воспитывать инициативность и ответственность при выполнении индивидуальных и групповых проектов.

  6. Совершенствовать рефлексивные навыки, способствовать формированию адекватной самооценки.

^ Новизна программы состоит в том, что она нацелена на поддержку интересов старшеклассников к изучению отдельных предметов, предметных циклов, различным способам деятельности через выполнение проектных, исследовательских работ и творческих работ в соответствии с требованиями ФГОС. Программа учитывает профильную направленность обучающихся, предоставляет возможность выбора кафедр и форм участия и предлагает индивидуальный образовательный маршрут для двух групп профилей - социально-гуманитарного или социально-экономического, поддерживающих интерес к изучению истории, литературы, обществознания, экономики и права; естественнонаучного, направленного на расширение и углубление знаний и метапредметных умений по физике, химии, биологии.

^ Педагогическая целесообразность заключается в оптимальной интеграции урочной и внеурочной деятельности, значительном расширении предметных и межпредметных знаний, совершенствовании УУД и создании условий как для развития интеллектуальных способностей, так и творчества, а также результативной подготовки к ЕГЭ.

^ Особенности реализации программы:

  1. Реализуется комплексно педагогами, работающими в 10-11 классах, что обеспечивает единство требований и общую ответственность за полученные результаты.

  2. Продолжает принцип предметной интеграции по циклам, что позволяет выстраивать единую картину мира и умение интегрировать знания.

  3. Учитывает профиль обучения и дает возможность выбора.

  4. Основана на выполнении исследовательских работ, интеллектуальных и творческих индивидуальных и групповых проектов.

  5. Реализуется в рамках программы работы с одаренными детьми, так как поддерживает интересы и склонности старшеклассников.

  6. Предусматривает психолого-педагогическое сопровождение.

  7. Совершенствует ИКТ-компетентность старшеклассников.

  8. Дает возможность для самореализации.

Реализация связи с урочной деятельностью:

  1. Расширяет и углубляет предметные знания, позволяет рассмотреть материал в практико-ориентированном ракурсе.

  2. Дает возможность более детально изучить аспекты отдельных заданий формата ЕГЭ повышенного уровня.

  3. Повышает мотивацию и интерес к изучению предметов.

  4. Единые направления деятельности и технологии по развитию универсальных учебных действий как в урочной, так и внеурочной деятельности.

^ Возможность распространения и использования программ ничем не ограничена; размещение программы на сайте ОУ позволит всем заинтересованным педагогам использовать либо программу в целом, либо отдельные блоки, либо заимствовать идею или некоторые материалы. Возможно сотрудничество.

Диагностичность

При исследовании интеллекта предполагается использование следующих методов:

  • тестирование (система тестовых диагностик, отслеживаение динамики интеллектуального развития обучающихся по мере реализации программы);

  • контент-анализ (метод систематизированной количественной оценки содержания тестов);

  • метод математической статистики (процентом вовлеченности обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, результаты участия обучающихся в ученических конференциях разного уровня; динамика участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах);

  • метод «Портфолио» (фиксирование всех результатов в портфолио обучающихся)

Также мы предлагаем методику для диагностики уровня интеллекта «ШТУР». Это школьный тест умственного развития. Он разработан учеными Научно– исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает шесть наборов заданий (субтестов): «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды»; методика «Эрудит»; тест Айзенка, тест технического мышления Беннета, тесты Стенфорд-Бинэ (bine-test.ru), тест Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС)

^ Реалистичность реализации программ внеурочной деятельности

Реалистичность программы объясняется тем, что она выстроена в большей мере на основе имеющегося опыта ОУ в развитии интеллектуальных способностей обучающихся; в наличии имеется материальная база, необходимая для реализации; удовлетворяются вариативные запросы обучающихся; педагоги заинтересованы в реализации программы, так как это дает возможность организации работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к познавательной деятельности.

^ Использование технологи

Среди технологий, методов и приемов развития УУД в старшей школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены как на предметном содержании, так и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в старшей школе может быть представлена такими, как:

  • ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

  • ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа ее решения);

  • ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить свое адекватное решение;

  • ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по их решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития универсальных учебных действий в старшей школе, возможно использовать следующие типы задач.

Личностные универсальные учебные действия:

  • задачи на личностное самоопределение;

  • задачи на Я – концепции;

  • задачи на смыслообразование;

  • задачи на мотивацию;

  • задачи на нравственно-этическое оценивание.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • задачи на учет позиции партнера;

  • задачи на организацию и осуществление сотрудничества;

  • задачи на передачу информации и отображению предметного содержания;

  • тренинги коммуникативных навыков;

  • ролевые игры;

  • групповые игры.


Познавательные универсальные учебные действия:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

  • задачи на смысловое чтение.


Регулятивные универсальные учебные действия:

  • задачи на планирование;

  • задачи на рефлексию;

  • задачи на ориентировку в ситуации;

  • задачи на прогнозирование;

  • задачи на целеполагание;

  • задачи на оценивание;

  • задачи на принятие решения;

  • задачи на самоконтроль;

  • задачи на коррекцию.

Планируется использование современных образовательных технологий: ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетенции), ТРКМ (технология развития критического мышления на основе чтения и письма), КТД (коллективная творческая деятельность), проектной технологии, групповых технологий. Кафедры будут проводить занятия в следующих формах: исследовательская (экспериментальная) лаборатория, НОШ (научное общество школьников), литературные и исторические гостиные. Итогом работы будет неделя защиты проектов. ИКТ-сопровождение представляет собой обучение программам, размещение материалов в интернет-сообществах, школьном сайте.
^ Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

^ 1-2 уровень

10 класс

3 уровень

11 класс

Учащиеся приобретают знания, у них формируется положительное отношение к базовым общественным ценностям, которое проявится в разных видах деятельности:

  • конкретизируют знания о разных видах исследовательских работ, требованиях к их выполнению и защите;

  • под руководством учителя определяют тематику проектов;

  • учатся работать в команде, нести ответственность за свою и коллективную работу;

  • совершенствуют навыки публичной защиты проекта;

  • учатся давать объективную оценку промежуточных и конечных результатов работы;

  • положительно относятся к базовым общественным ценностям, проявляют инициативность и ответственность;

  • проявляют способность вариативно мыслить, предлагать пути решения проблем.

Учащиеся, приобретя опыт, самостоятельно:

  • определяют темы, проблемы проектных и исследовательских работ;

  • инициируют идеи;

  • владеют навыками поиска и обработки вариативных источников информации;

  • самостоятельно работают над содержанием своего проекта, получая консультативную помощь;

  • готовят материал к публичной защите;

  • вступают в дискуссию, аргументируют свои выводы;

  • умеют работать как индивидуально, так и в команде;

  • инициативны и способны шефствовать над обучающимися 1-2 ступеней обучения при выполнении ими проектных и исследовательских работ.



^ Формируемые УУД
В результате внеурочной деятельности у выпускников средней (полной) общей школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.


Класс

Личностные УУД

Познавательные УУД

^ Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

10

класс

В условиях психолого-педагогического сопровождения

-могут простраивать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 

-понять связи между целью деятельности и ее мотивом; 
-осуществлять моральный выбор, давать нравственные оценки, исходя из социальных и личностных ценностей.


Могут совместно с учителем или самостоятельно:

-сформулировать познавательные цели;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

-переводить информацию в другие системы, моделировать;

-структурировать знания; 

- в устной и письменной речи выражать свои мысли;

-искать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; 
-осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; выбирать критерии;

-работать с разными по стилю текстами;

-создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-осуществлять анализ

для сравнения, сериации, классификации объектов; 

-устанавливать причинно-следственные связи;
- постраивать логические цепи рассуждений,
 
доказательство; 
- выдвигать гипотезы и их обоснование;
 
-осуществлять поиск путей ее решения.


Могут:

-слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-планировать сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 
-проявлять инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации; 
- разрешать конфликты;

-управлять своим поведением;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 



Могут в условиях сотрудничества с учителем:

- определять цели;

-планировать деятельность с учетом промежуточных и конечных результатов;

- прогнозировать;

-осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 
- корректировать;


- давать оценку;

-проявлять волевые усилия.

11 класс

Могут самостоятельно:

- простраивать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 

- понять и осознать связи между целью деятельности и ее мотивом; определить личные мотивы; 
- осуществлять моральный выбор, давать нравственные оценки, исходя из социальных и личностных ценностей и личной позиции;


-работать в коллективе, выполнять разные роли, нести ответственность.

Могут самостоятельно:

-сформулировать познавательные цели;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации; работать с вариативными источниками информации, используя Интернет ресурсы;

-переводить информацию в другие системы, считывать и анализировать информацию в схемах, таблицах, диаграммах;

-моделировать;

-структурировать знания; 

- в устной и письменной речи выражать свои мысли;

-искать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; 
-осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и синтез материала; выбирать критерии при контроле учителя; 
- работать с разными по
стилю текстами;

- создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-осуществлять анализ для сравнения, сери, синтез ации, классификации объектов; 
-устанавливать причинно-следственные связи;
- постраивать логические цепи рассуждений,
 
доказательства; 
- выдвигать гипотезы и их обоснование.
 
-самостоятельно создавать способов решения проблем творческого и поискового характера.


Могут:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, инициировать общение и взаимодействие;

-планировать сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 
- проявлять инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации; 
- разрешать конфликты и избегать конфликты;

-управлять своим поведением и поведением одноклассников;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 



Могут самостоятельно:

- определять цели;

-планировать деятельность с учетом промежуточных и конечных результатов;

- прогнозировать;

-осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 
- корректировать;


- давать оценку;

-проявлять волевую саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

-преодолевать препятствия.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» iconПрограмма внеурочной деятельности «Школьная Риторика»
России от 17. 12. 2010 №1897 "Федерельный государственный образовательный стандарт основного общего образования на основе авторской...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» iconРабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического...
Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе. Для учащихся...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности научно-познавательного...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос начального общего образования (второго поколения), согласно базисному учебному...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению моя малая Родина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №50

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» iconПрограмма внеурочной деятельности «мой мир»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» iconПрограмма Курса внеурочной деятельности Направление: Название : «Мир техники»
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный английский»
Программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса моу сош №1
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Художественное слово»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг»
Сборника программ внеурочной деятельности «Н. Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница