Конкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!»




Скачать 234.23 Kb.
НазваниеКонкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!»
страница1/2
Дата публикации27.08.2014
Размер234.23 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > История > Конкурс
  1   2




Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Лопшеньгская основная общеобразовательная школа

КОНКУРС «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Исследовательская работа

«Лопшеньга! Красавица моя!»

Номинация «Малый уголок Великой России»






Автор работы:

Петрова Галина Николаевна

Сотрудничество:

Федотова Елена Альбертовна учитель математики

Федотова Ольга Сергеевна

учитель биологии

Майзерова Ольга Александровна учитель информатики, физики.

Учащиеся 7,8 классов.



2013 год

Приморский район
Оглавление






Введение …………………………………………………………


2

1.

Где мы живем…………………………………………………….


3

2.

Откуда есть пошла земля Лопшеньгская… ………………….


9

3.

Такие были времена… ………………………………………….


13

4.

День сегодняшний ………………………………………………


18




Заключение………………………………………………


22




Список использованных источников……………………


27


Введение

Все годы работы в школе я по крупицам собирала материал по истории родной деревни, проводила такую работу среди учащихся, они также принимали в этом активное участие: приносили свои находки для школьного музея, фотографии, записывали рассказы своих бабушек-дедушек, родителей. Даже бывшие ученики, выпускники школы, приносили мне свои находки. Активное участие в этой работе принимал и весь педагогический коллектив, за что я всем очень благодарна.

Главной целью такой работы, естественно, является развитие у учащихся и населения интереса к изучению истории родного края, воспитание у молодого поколения гражданственности, патриотизма и бережного отношения к историческому наследию родного края.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. способствовать развитию потребности познания истории родного края, своей семьи;

  2. формировать коммуникативные умения учащихся;

  3. способствовать укреплению духовных ценностей: чувства любви к своей малой Родине, интереса к ее истории и традициям, уважению к живущим рядом людям, ответственности за судьбу своего края, гордости за свою малую Родину.

Насколько актуальна эта работа – всем ясно: в последнее время возрос у молодежи интерес к своим историческим корням, что очень отрадно. А ведь именно с любви к малой Родине начинается любовь к Родине большой.

^ 1. Где мы живем.c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\грамота.jpg

Лопшеньга! Красавица моя!

Морюшко, речушки да поля.

Разбежались домики по берегу,

Где порой сердито бьет волна.

Смотрят домики окошками на море,

А другие смотрят на поля.
Озеро Лопшенское – краса!

Верхотинка – речка шаловлива.

Бросишь взор – кругом луга, леса.

До чего ты, родина, красива!
Разнесла судьба кого куда,

Но кого и где бы ни носило,

Сердце рвется в Лопшеньгу – туда,

Где родная мать меня взрастила.
Где друзья, родня, рыбалка, море,

Дом и школа милая моя.

Там, где детство наше проходило,

Юности стремглав неслась пора.

Это все – твой уголок, Россия,

Лопшеньга – красавица моя!!!




Автор

Петрова Галина Николаевна

Лопшеньга располагается на Онежском полуострове, на Летнем берегу юго-западного побережья Двинской губы Белого моря, примерно в 150 км от областного (и районного) центра – города Архангельска.c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\изображение.jpg Карта Онежского полуострова


Лопшеньга. Вид деревни с угора.
c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\к5.jpg

Наша деревня действительно красавица, она находится на самом берегу моря, так что во время большого шторма волны «гуляют» порой около банек и амбаров, которые находятся около домов, расположенных ближе к морю.

Большинство домов «смотрят» окнами на восток, на море; позади деревни – холмы (угоры, как у нас говорят), когда-то это были поля, которые распахивались и засеивались, а теперь это просто сенокосные угодья.


Река Верхотина
С севера от деревни располагается аэродром, за ним – небольшая речка Тотманга, с юга – река Белая, продолжением которой является река Голодеиха. Река Белая берет свое начало в озере Лопшенском (так у нас произносится хотя на картах и в книгах пишут «Лопшеньгское»), ну а в озеро впадает река Верхняя (Верхотина), на карте и Верхняя и Белая река обозначены как единое целое – река Лопшеньга. Но для нас, местных жителей, такое понятие, как река Лопшеньга не существует; есть река Белая, Верхняя, Голодеиха; есть озеро Лопшенское – мы так привыкли. c:\users\школа\documents\лоп\img_6464.jpgc:\users\школа\documents\лоп\p8230151.jpg


Озеро Лопшенское
Совсем недалеко от деревни еще есть озера Малое Гниденское и Большое Гниденское, на одном из них летом любят купаться и взрослые и дети, а река Белая излюбленное место отдыха ребятишек, здесь и купание и рыбалка.


Лопшеньга. Вид сверху
Места у нас красивейшие, убедитесь сами – вот вид деревни сверху: море, ровные ряды домов, извивается речка Белая. А простор какой! Поморы любят этот простор, душно им в замкнутом пространстве, ведь это веками складывалось и передавалось из поколения в поколение, оно, это ощущение простора – в генах.

Лопшеньга. Виды деревни
f:\лопш\img_3017.jpg c:\users\школа\documents\лоп\новый рисунок (5).png f:\лопш\img_6161.jpg f:\лопш\img_2953.jpg f:\лопш\img_3105.jpg
Без моря своей жизни лопшари не представляют; да вспомнишь свое детство – с чего начиналось утро: в любую погоду, в любое время года ( разве кроме зимы, когда уж очень сильно завалит сугробами) первым делом, проснувшись, бежишь на берег, посмотреть, как там и что там. Недаром приезжие, которые хоть раз побывали у нас, хотят сюда снова вернуться – кого прельщает рыбалка, лес, а кого и просто красота.

Ну а теперь еще раз посмотрим на карту нашего района: все знают, что районный центр у нас находится в городе Архангельске, в свой районный ( и одновременно областной ) центр мы чаще всего только самолетом можем долететь, что стоит довольно-таки дорого. В летнее время есть еще одна возможность, правда, довольно утомительная и иногда долгая по времени – из Архангельска до Северодвинска, а там по онежской дороге, затем до Луды, далее паромом через Унскую губу, а затем до деревни Яреньга и Лопшеньга по грунтовой дороге автобусом, подпрыгивая на ухабах, ну чем не поморский экстрим!

Еще раз обратимся к карте: наши соседи – примерно в 40 км к северу от нас находится деревня Летний Наволок (другое старинное название Дураково), далее к северо-западу ныне многим известная Летняя Золотица, затем Пушлахта; южнее, ближе всех (17-18 км) находится деревня Яреньга, затем через Унскую губу – поселок Пертоминск, а к юго-западу через губу Луда и Уна. Места все древние, старинные, названия чудесные, красивые, но это уже их история, а мы – о нашей истории, истории Лопшеньги.

^ 2. Откуда есть пошла земля Лопшеньгская…

Как, пожалуй, и у любого селения или города у нашей деревни есть своя легенда по поводу ее названия. Всем хорошо известно, что во время своего второго приезда в Архангельск в 1694 г. царь Петр 1 отправился на Соловки и попав в хороший шторм, оказался в Пертоминске, то есть совсем недалеко от нас. Ну как нашим предкам было не воспользоваться этим фактом! Вот и родилась легенда, что будто бы и у нас побывал государь. А было это, якобы, так: зашел царь в одну избу, а там бабка шаньги печет, уже из печи достает их. Государь, указуя на лопату в руках старушки, вопрашает ее: « А это что?» Она отвечает, что, мол, лопата; а Петр, глядя на шанежки, вновь спрашивает, что это; та отвечает, что это – шаньга. Вот тогда государь, якобы произнес такие слова: «Ну зваться вашей деревне Лопшеньга!» И вот как –то прижилась эта легенда и передается из «уст в уста».

Хотя документально не подтверждено пока, что Петр 1 был у нас, но кому же не хочется такой славы, что сам Петр Великий побывал в нашей деревне и так ее нарек! Ну что же, пусть живет легенда, уж больно она хороша!

А на самом деле ученые, оказывается, давно пытаются разгадать смысл названия нашей деревни. Есть несколько мнений по этому поводу. Некоторые считают, что в ее названии заключен этнический корень-лопь. Когда то, вероятно древние племена, заселявшие нашу местность, назывались лопарями (саамами). Вот как об этом писал В.Точилов в статье «Откуда пошли названия?» (газета «Ленинский завет» от 23 августа 1991г.): «При детальном рассмотрении карты Архангельской области, на основе окончаний названий рек, можно выделить районы, ранее населенные племенами прибалтийско-финского и древнепермского происхождения. Так, например, на Летнем берегу Белого моря распространены названия прибалтийско-финские: Яреньга, Лопшеньга. Название Лопшеньга произошло от древнего названия народности саами-лопь. То есть можно перевести как саамская река».

То, что территории нашей деревни и прилегающей к ней местности уже в глубокой древности жили люди, подтверждают археологические изыскания.

Уже в 19 веке, в 90-е годы археологи начали исследовать наши места, а потом было много экспедиций в 20-м и уже в 21-м веке (археологи Рева К.П., Брюсов А.Я., Куратов А.А., Едовин А.) .

Вот, убедитесь сами - это извлечения из книги Куратова А.А. «Археологические памятники Архангельской области».c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\изображение 002.jpg


c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\изображение 001.jpg

Анатолий Александрович сам не раз бывал в Лопшеньге в 70-е годы, что подтвердил в личной беседе, я была тогда студенткой, и он курировал нашу группу.

А наши ученики до сих пор приносят в школу редкие находки, которые помещены на стендах школьного музея, это кремневые наконечники копий и стрел, а так же бронзовое украшение в виде барашка с подвесками-бубенчиками.


Экспонаты школьного музея
Таким образом, подтверждено, что первобытные обитатели заселили эту местность примерно с 5 тысячелетия до нашей эры.



Ученые утверждают, что у поморов были так называемые верхние и нижние поселения; верхнее – это зимние, где они постоянно жили, а нижние – те, куда они поселялись летом, ближе к морю, чтобы там рыбачить и ловить зверя. Так вот у нас есть такое место недалеко от деревни, называется оно Верхняя Лопшеньга, ученые нашли там предметы быта 16-17 века, вероятно, наши предки сначала жили там, а потом уже, где-то в 16 веке, спустились к морю и там обосновались окончательно.

Вот об этом писала в своей статье «О чем рассказали находки ученых» О.Бондаренко (газета «У Белого моря » от 18.01.2007 г.): «Алексей Едовин в 2000-2003 году руководил работой археологов в Лопшеньге, он собрал интересный материал.

- Нам удалось найти комплекс керамики эпохи неолита на реке Люленьге, а в Верхней Лопшеньге обнаружены фрагменты керамики неолита.

… Они (жители) уже в то время вели комплексное охотницко-рыболовческое хозяйство, то есть пользовались не только дарами леса, но и моря. С тех древних времен жизнь на территории нынешней Лопшеньги не прекращалась.

Древние славяне пришли на Летний берег в 12-13 веке. К сожалению пока не найдены места их поселений. До этого на побережье жило одно из финно-угорских племен Севера. А в 14-15 веках древние славяне уже входили в поморскую этническую группу северно-русского населения».

Вот с таких древних времен ведет свой счет лет наша деревня, и как в те далекие времена основным занятием жителей является рыболовство.

Документальные сведения о деревне появляются в 18-19 веках, в том числе свидетельство о Лопшеньгском приходе, которое находится в материалах областного архива «Краткое историческое описание приходов Архангельской епархии» 1897 год.

Так выглядела церковь в Лопшеньге, перестроенная и частично разрушенная в 1937-1938 гг.



^ 3.Такие были времена…

До революционных событий 1917 года жители занимались своим хозяйством: имели коров, лошадей, овец; пахали, сеяли, ловили в море рыбу, занимались зверобойным промыслом.

А сейчас мне хочется поведать историю образования нашего колхоза «Заря», написанную мною к семинару А.А.Куратова в 1979 году. Конечно, ныне изменились некоторые взгляды на то время, но я оставлю все в таком изложении, как было записано тогда от моих односельчан и родных.

Наш колхоз «Заря» включает две бригады: деревни Лопшеньги и деревни Яреньги, которые расположены 18 километрах друг от друга. Центральная усадьба деревня Лопшеньга.

История образования нашего рыболовецкого колхоза интересна и своеобразна. Но мне хочется начать рассказ с повествования старожила нашей деревни о жизни до революции. Рассказывал Семен Михайлович Майзеров: « До Советской власти жить было очень тяжело. Имели коров, лошадей, овец; была и земля. Но содержать скот и обрабатывать землю было очень трудно. Урожаи были невысокие. Хлеба не хватало, чтобы прокормиться. Одежда была из грубого холста, который ткали сами. Электричества не было, сидели с лучиной. Люди были темные, неграмотные. Училось в школе мало детей. Семьи были большие. Работать приходилось с раннего возраста.

Дети постарше водились (нянчились) с малыми».

Но не все люди жили бедно, были и побогаче. Некоторые имели по 8–10 коров в хозяйстве, 2-3 лошади, нанимали рабочую силу, кое-кто торговал, скупали семгу и перепродавали в Архангельске, а в деревне торговали самым необходимым.


Майзерова Агафья Яковлевна с мужем и сыном 1930 год.
А вот как рассказывала моя бабушка Майзерова Агафья Яковлевна о жизни в то время: «Еще до колхоза мужики сидели на тонях (рыбацкая изба) по 2 человека. Сети были свои, ловили рыбу себе. Имели скот, поля, тем и кормились. Сажали картошку, сеяли ячмень, сами молотили приузами (длинная палка, к которой прикреплена кольцом короткая). Сушили снопы на ригаче, а молотили на гумне, расстелят снопы и молотят каждый сам себе. Собирали в лесу грибы, ягоды. Сельский сход наделял «на душу» (мужскую душу) землю; все земли были поделены; а кто и сам раскапывал себе поля. Сенокосная площадь была своя, тоже наделялась «на душу». Зимой мужики возили сено, мох, заготовляли дрова в лесу, вязали сети, били тюленя под весну (в марте – апреле), для этого делали лодки с полозьями, чтобы лучше тащить по льду; женщины пряли коноплю (лён и коноплю привозили из города), кроме того управлялись с хозяйством, а хозяйство было: 1-2 коровы, телёнок, лошадь». c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\изображение1.jpg c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\изображение 004.jpg

В 1918 году в деревню пришла Советская власть. Комитетом партии, который находился в Уне, был послан в Лопшеньгу на пост председателя Сельского Совета Федотов Александр Андреевич. Он стал первым представителем Советской власти, и в 1918 году в деревне образовался Сельский Совет.


Петров Степан Матвеевич
Колхоз образовался в 1931 году, но до колхоза в 1928 – 1929 г.г. была образована рыболовецкая артель из семи семей. Вот как рассказывал об этом Степан Матвеевич Петров, старейший член колхоза, ветеран Великой Отечественной войны: «Объединились в артель где-то в 1928-1929 году, имели общие сети, выходили на глубьевой лов на Мурман, к Кильдину. Сами построили бот «Заря» на 14 тонн, в 1931 году был образован лишь рыболовецкий колхоз, сельское хозяйство ещё не было обобществлено».


Петров Петр Григорьевич
Дополняет рассказ Степана Матвеевича Пётр Григорьевич Петров, долгое время работавший бухгалтером колхоза, тоже ветеран Великой Отечественной войны: «Коллективизация сельского хозяйства началась в апреле 1933 года. К этому времени в рыболовецком колхозе были уже все хозяйства, а вот в сельскохозяйственный вступили лишь где-то 30 семей. Таким образом, с 1933 до 1938 года существовало параллельно как бы два колхоза, два хозяйства совершенно отдельно. К 1938 году оба хозяйства объединились, стал один колхоз, назывался он «Промышленник». Обобществили лошадей, коров не обобществляли, были привезены телята холмогорской породы, сначала они стояли на частном дворе, а потом построили новую колхозную ферму». c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\изображение 005.jpg c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\изображение1.jpg


Федотов Александр Александрович

Памятник погибшим односельчанам д. Лопшеньга

Волокитин Вячеслав Егорович
Первым председателем колхоза был Федотов Александр Александрович (с января 19831 года по февраль 1932 года). Трудностей было много, как и везде, началось раскулачивание зажиточных семей, семьи «кулаков» были высланы из деревни на Печору. Самые трудности колхозной жизни пришлись в председательствование Григория Егоровича Майзерова. До войны были большие промыслы, хороший прибрежный лов сёмги, сельди, пиногора. Колхоз имел свои бота (небольшие рыболовецкие суда); были завезены 70 овец романовской породы, держали свиней, разводили кур, норку, были построены ферма и конюшня. В войну и после войны выращивали капусту, турнепс, морковь. Начисление за труд было раз в год – осенью, в сентябре – октябре. Давали на трудодень ячмень, картошку, редьку, сено, солому. Рыбу ловили и для себя и для колхоза. В Июне – июле сельдь, в августе – сентябре – сёмгу. Зимой в декабре - январе – навагу, подлёдный лов в Унской губе. Постепенно жизнь налаживалась. До войны колхоз был дважды участником ВДНХ в Москве. Представляли на выставку и рыбодобычу и сельское хозяйство. Мирный труд прервала война. Мужчины ушли на фронт, остались работать женщины, дети, старики. Дети с 8-9 лет помогали обрабатывать картофель, пахать, сеять, возили снопы. Вместо ушедших на фронт мужчин рыбачили старики, подростки, женщины и девушки 15 – 16 лет. Как и везде было очень трудно в те годы. После войны положение в колхозе было хуже, не хватало мужской рабочей силы, с войны вернулось мало мужчин. Ушло на фронт из деревни 78 человек, из них не вернулось 49. В память о погибших сначала был возведен обелиск в центре деревни в 60-е годы, а в 80-е установили памятник. Но жизнь постепенно налаживалась в 1959 г. наш колхоз «Промышленник» (Лопшеньга и соседний колхоз «Красная заря» (д.Яреньга) объединились в один колхоз, который стал называться «Заря». В период с 1960 в течение 23 лет председателем колхоза был Волокитин Вячеслав Егорович. Люди работали честно, добросовестно, переживали за колхоз, стремились больше сделать. f:\лопш\img_3376.jpg c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\изображение 001.jpg

Колхоз был одним из лучших в районе. В 60-90-е годы имели хорошие показатели по рыбодобыче: ловили сельдь, семгу, навагу, имели в Мурманске суда, которые рыбачили в Баренцевом море. Жизнь в колхозе кипела, работы было много, с лихвой хватало на всех. c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\изображение 003.jpgc:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\изображение 017.jpg

c:\documents and settings\мария\local settings\temporary internet files\content.word\изображение 002.jpg

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!» iconОб итогах конкурса на лучшее поэтическое произведение и рисунок «Моя...
Ическое произведение и рисунок на тему «Моя Каневская – моя малая Родина, я – ее гражданин!» Конкурсной комиссией подведены итоги...

Конкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!» iconКонспект урока немецкого языка, проведенного в 7 классе по теме «Was nennen wir unsere Heimat?»
«Родина», проектные работы учащихся («Россия Родина моя», «Моя малая Родина»), гимн рф, песни («С чего начинается Родина», «Широка...

Конкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!» iconМетодические рекомендации по организации занятия на тему «Моя малая Родина»
«Моя малая Родина» в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях города Москвы

Конкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!» iconРабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического...
Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе. Для учащихся...

Конкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!» iconПоложение о проведении Всероссийского заочного конкурса «Моя семья моя Родина!» в рамках
В рамках проведения XXI всероссийского фестиваля авторской песни «гринландия – 2013» объявляется Всероссийский заочный конкурс «Моя...

Конкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов объединяет конкурс чтецов и викторину «Моя малая Родина»

Конкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!» iconКонкурс «Моя малая Родина» (посвящается 630-летию г. Кингисеппа)...

Конкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!» iconКонспект занятия «Моя малая родина -село Кунашак» старший дошкольный возраст
Индивидуальная работа: учить Рустама отвечать на вопросы воспитателя полным ответом

Конкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!» iconРоссия родина моя
Как вы думаете, что такое Родина?(моя семья, посёлок, страна, в которой мы живём)

Конкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!» iconДетства (о детях и для детей, любимые игрушки, колыбельная мамы)
В рамках проведения XXI всероссийского фестиваля авторской песни «гринландия – 2013» объявляется Всероссийский заочный конкурс «Моя...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница