«Ой, там, на Кубани»




Скачать 62.44 Kb.
Название«Ой, там, на Кубани»
Дата публикации28.08.2014
Размер62.44 Kb.
ТипСценарий
lit-yaz.ru > История > Сценарий
«Ой, там, на Кубани»

Сценарий фольклорного праздника для 2 класса

Лазарева И.И,

учитель начальных классов,

высшая категория

Цели:
* познакомить с традициями и обычаями кубанского народа; дать представление об устройстве дома, об истории кубанского костюма, о правилах поведения за столом, о правилах гигиены;
* развивать творческие способности учащихся, умение объяснять ход выполнения работы, умение анализировать услышанное;
* воспитывать интерес к истории и кубанскому творчеству, бережное отношение к традициям кубанского народа.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Встреча гостей с хлебом солью. Ведущий зазывает гостей:

(Входят родители учащихся и казаки - наставники)

Казачата:

Ой, вы гости дорогие,
Вы пожалуйте сюда.
Приходите поскорее
Занимайте здесь места.

Проходите, не стесняйтесь
Место выбрано для вас,
Чтобы видно и удобно
Вы смотрели все на нас.

Интерес в вас разжигаем,
Караваем завлекаем.

II. Вступление

Звучит музыка

Учитель: Мы рады видеть вас. Мы живём в интересное и удивительное время. Нас окружает большой мир, наполненный событиями, происходящими в разных местах нашей планеты. Но мы живём на Кубани. Каждый день приносит что-то новое. Мы постоянно думаем о будущем, мечтаем о счастье и благополучии. А ведь всё начиналось в древности. Клубок поколений продолжает своё движение. И сегодня, мы попытаемся разобраться, откуда тянется эта нить поколений.

Ведущий: Где, как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается.

(ученики исполняют песню: « У нас на Кубани»).

III. Основная часть

Ведущий.

Это наш край! Это наша Кубань! Краснодарский край – жемчужина нашей любимой Родины – России. Наш край – хлеборобный край. Жители нашего края могут и любят трудиться. А ещё они бережно хранят традиции наших предков. Помнят и поют прекрасные казачьи песни, частушки. И мы с вами сегодня поговорим о славных традициях родной земли, о задушевных казачьих песнях.

Девочки – казачки исполняют частушки

Казачок1.

Эй, девчушки – хохотушки,
Заведите-ка частушки,
запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
(Девочки по очереди исполняют куплеты частушек).

Караул! Караул!

Казак Миша утонул!

Не в болоте, не в реке –

Просто в кислом молоке!

Я сидела на окошке,

Ехал казачок на кошке!

Стал к окошку подъезжать,

Не смог кошку удержать!

Казаченьки-казаки,

Удалы головушки!

Долго будете стоять

Вы от нас в сторонушке?

.                                  

Игра «Колокольчик»  Девочка звонит в колокольчик, мальчики с завязанными глазами ловят девочек.

После игры – танец « Кубанская пляска»

Казачата читают стихи

1-й уч-ся:

Кубань – России уголок,
Здесь каждый кустик дорог!
Ты обойди хоть сто дорог,
Пройди село и город,
Но не найдешь прекрасней мест
И красоты прекрасней здесь!

2-й уч-ся:

Велика и необъятна
Вся кубанская земля
Урожаями богаты
Наши нивы и поля.
Широки её озера,
Бесконечна даль степей,
И стоят, как стражи, горы
Над просторами полей.

3-й уч-ся:

Трудом и дружбой край богат,
Богат казачьей славой.
Здесь песни вольные звучат
Над полем, над дубравой.

Исполнение песни:

На Кубани мы живем.

Инсценировка «Путешествие в 19 век»
На сцену выходят 2 ученицы
^ Сцена первая.
1.ученица:
- Да, интересно, почему тебя назвали Екатерина?
2 ученица:
- Мне рассказали мама и папа, что назвали они меня в честь моей прапрабабушки. Она жила в конце 19 века .
2 ученица:
- Очень интересно было бы узнать, как жили люди в стародавние времена.
Было бы здорово произнести волшебные слова и оказаться в том времени. Например, вот так:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели!
Вели, чтобы мы оказались в давних временах!
Девочка отрывает лепесток у ромашки и подбрасывает его
.

Звучит музыка. (Девочки попали в 19 век)
^ Сцена вторая «В казачьей хате»

Убранство казачьей хаты.
На сцене стоит деревянный стол. На столе глиняный кувшин, глиняные миски, деревянные ложки, каравай серого хлеба. Возле стола 2 лавки, покрытые самоткаными накидками. На полу самотканые же половики.
У стены на скамейке стоит глиняный кувшин с водой, на стене висит вышитый рушник.
У стола девочка в костюме казачки накрывает стол.
На одной из лавок сидят две девушки и вышивают.
На скамейке сидит дедушка и плетёт корзину. Возле него сидит внук и внимательно смотрит на то, как дед работает. Слышен стук. Мальчик подбегает к двери и открывает её.
Мальчик:
- Мамо! Тут якись дивчата прийшлы!
Казачка:
- Сыночку, прыглашай их в хату.
1 ученица:
- Здравствуйте, люди добрые! Оказались мы в ваших краях случайно. Разрешите нам отдохнуть у вас.
Казачка:
- Милости просим гости дорогие! Проходите, присаживайтесь. Доню, Дарья, слей на руки дивчатам. Присаживайтесь к столу. Как вас звать-величать?
- Екатерина.
- Алена.
Казачка:
- Ну, а мы Игнатенки. Не слыхали? Мой свёкор Павел Григорьевич. Сын его, мой муж и отец моих детей Григорий Павлович на ратной службе на кордоне. Я – Надежда. Это мои дочери – старшая Екатерина, младшая Мария, сынок Иванко, и ещё один сынок Николай в люльке, он мал ещё.
2 ученица( шепотом своей подруге):
- Это же фамилия моей прапрабабушки! Мы в гостях у моих предков! Вот это да! Помог нам цветик-семицветик!
2 ученица:
- Какой красивый рушник! Он самотканый, обшит с двух концов кружевами и вышит крестом и гладью. Вышивка проходит по краю полотенца. Здесь можно увидеть растительный орнамент, цветы, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Кто же такая рукодельница?
1 девушка:
- Что же здесь особенного? Каждая молодая девушка должна уметь прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева. Иначе её не возьмут замуж. Ведь вся одежда изготавливается нами самостоятельно. Сначала надо изготовить домотканый конопляный холст. Материалом для его изготовления служит конопля, реже – шерсть. Потом полотно отбеливается в специальных долблёных бочках-буках подсолнечной или древесной золой. И постельное бельё, и полотенца, и одежда: рубахи, подзоры, юбки, - всё выполняется из домотканого полотна.
2 ученица:
- Как интересно вы нам рассказали! А почему ваша одежда выглядит по-разному?
2 девушка:
- Видать дивчата, вы не нашенские, раз не знаете этого!
Ну так, слушайте.
По нашей одежде, по её деталям можно определить к какому войску, станице или казачьему роду принадлежит казачка. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у женщины детей – это определяется по одежде.
Обычно наша одежда это «парочка» - приталенная блузка или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывается нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.
Юбки шили из ситца, шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ на вздёрнутом шнуре – учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками. Нижние юбки – холщовые.
Наша мама носит на голове кружевной платок, или наколки, токи, файшонки. Она никогда не выйдет на улицу без наколки или файшонки. А мы, молодые девушки, всегда покрываем голову и заплетаем косу с лентой. Мама носит более тёмную одежду, как и все женщины после 35 лет.
1 ученица:
- Очень красивый наряд. А удобно ли вам работать в такой одежде?
Казачка:
- Конечно, девоньки. И телу приятно, и движения не стесняет. Как у нас говорят: «Казака и под рогожкой видать», «На казаке и рогожа пригожа».

^ Сцена третья «Прощание»
Все в сборе.
Екатерина:
- Спасибо за то, что дали нам возможность отдохнуть.
Алена:
- Вы нам рассказали много интересного. Пора и честь знать. Спасибо за приют.
Старик:
- Храни вас господь, девчата. С богом!
Все: ^ Прощайте! Счастливо!
Хозяева дают в дорогу угощение: пироги.

Сцена четвертая «Возвращение в 21 век»

Занавес закрывается. Девочки отрывают лепесток и говорят:
- Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы мы оказались в своём времени!
Звучит музыка, девочки в настоящем времени.
2 девочка:
- Вот я и увидела как жили мои предки. Было очень интересно!
1 девочка:
- Ты обратила внимание, как нас встретили, хотя мы им были совсем незнакомы. Это, недаром. Ведь на Кубани безмерно уважали гостя потому, что он считался посланцем Бога. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе, опеке. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение трёх суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.
2 девочка:
- Как много ёще можно узнать о своей Родине!
(звучит мелодия)
В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она –
Вишня у окна.
Прямо у дверей
Золото полей,
Дума вековая стройных тополей….

Видно, так и быть,
Здесь мне век прожить,
До конца дружить,
До конца любить,
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья,
Большего не скажешь –
Здесь земля моя.
Звучит песня: « Кубанские синие ночи»

Учитель: Дорогие ребята! Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудится на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

В заключение казачата читают стихи:
1. Цвети, Кубань,

От края и до края

С далёких лет ты в сердце у меня

Казачья песня, слава трудовая

Кубань, Кубань

Бескрайние поля.

Кубань, Кубань-

Степная дочь России

Краса полей

В цвету хлебов густых.

В мою судьбу

Светло и негасимо

Идёшь в венке

Колосьев золотых.
3. Люблю тебя, мой край пшеничный,

Люблю тебя казачья стать.

Ты жаворонок над станицей,

Ты мой кумир и моя мать.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Ой, там, на Кубани» iconУрок по теме по теме: Символика Кубани
Краснодарском крае, о родном городе; познакомить с символикой Кубани, Новороссийска: флагом, гербом, гимном

«Ой, там, на Кубани» iconСценарий «Ты, Кубань, ты – наша Родина!», посвященный Дню образования Краснодарского края
В зале звучит музыка: Кубанского казачьего хора о Кубани, гимн молодежи Кубани, на протяжении всего мероприятия демонстрируется презентация...

«Ой, там, на Кубани» iconВ рамках сотрудничества
Епистинии Степановой, ребята узнали, что на Кубани 21 ноября по юлианскому календарю отмечают праздник «День матери – казачки». Праздник...

«Ой, там, на Кубани» iconЕдиный Всекубанский классный час «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»
Цель урока: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование...

«Ой, там, на Кубани» iconКонспект беседы в старшей группе
Кубань, довести до их понимания, что живут они на кубанской земле; рассказать, кто живет на Кубани; дать понятия «казаки» и «казачки»;...

«Ой, там, на Кубани» iconА. И. Нарбутова директор школы №36
Высвечивается на фоне звездного неба фигура М. Ломоносова. Он читает «открылась бездна звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна....

«Ой, там, на Кубани» icon«Библионочь-2013 на Кубани»
И. Ф. Вараввы приняла участие в социально-культурной акции «Библионочь-2013 на Кубани». Площадки перед зданием и помещения библиотеки...

«Ой, там, на Кубани» iconТема: «Хочу все знать о Кубани»
Кубани, обобщать и расширять представления о многообразии природы родного края; закрепить знания об истории возникновения кубанского...

«Ой, там, на Кубани» iconПервой аптеке на Кубани 210 лет!
Оказывается, есть такая дата 3 апреля 1801 года по предложению Государственной медицинской коллегии было решено в Черноморском казачьем...

«Ой, там, на Кубани» iconУрок на тему: «Краю-75: помним, гордимся,наследуем!» Посвящённый...
Цель классного часа : воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий, явлений современной жизни края, формирование...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница