Скачать 43.9 Kb.
|
Открытий урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения» Цель урока: 1. Рассмотреть историческую основу стихотворения. 2. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свое Отечество; воспитывать уважение к великому прошлому России, гордость за свой русский народ. Оборудование: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», рисунки учащихся, портреты героев- военачальников, репродукции о войне 1812 года; компьютер, интерактивная доска; план-задание, костюмы для инсценировки. ^ I. Вступительное слово учителя (целеполагание) (2 минуты) II. Погружение в историю через рисунки, репродукции, через фильм (4 минуты) III. Инсценировка из произведения «Бородино» (2 минуты) ^ Работа в группах (7 +8= 15 минут) V. Метапредметное задание(2 минуты) VI. Итоги работы (рефлексия) (2 минуты) VII. Чтение стихотворения старшеклассниками (видеоролик) (2 минуты) VIII. Домашнее задание (1-2 минуты) Ход урока: I. Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжаем работать по творчеству М.Ю.Лермонтова, по стихотворению «Бородино». Тема урока звучит так: Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения. Как вы понимаете тему урока? Значения всех слов вам понятны? Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, и своему народу; Патриот - человек, проникнутый патриотизмом; ^ – воодушевленный, подъем, энтузиазм. (Читает Тараненко Анна, материал из толкового словаря) Целеполагание -Какие цели каждый из вас ставит сегодня на уроке? - С чем вы должны уйти с урока? ^ Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок – путешествие. Мы с вами отправимся в 19 век. Как вы себе представляете это время? ( Дома, дворцы, красивые дамы, кавалеры, фонари на улицах, балы). Совершенно верно, какое трагическое для нашей страны событие произошло в 19 веке? (Отечественная война 1812 года). Наши временные рамки сузим до этого времени. Теперь отправимся в путешествие в это время, это позволит нам сделать ваши рисунки, репродукции, фрагмент бородинского сражения из фильма «Война и мир». Внимательно посмотрите этот фрагмент, обратите внимание на лица героев, на одежду, на военное снаряжение. Вопросы после просмотра фрагмента. - Какие новые ощущения вы испытали? - Какие чувства вас переполняют? -Какие –то мысли может появились? ^ Вернуться к сюжету стихотворения «Бородино» нам поможет инсценировка этого стихотворения. (Старый солдат – Калдыбаев Ильяз, молодой солдат – Алиев Али). ^ I группа. (творческая, на учащихся галстуки зеленого цвета). Наточий Валерия. Цель группы: опираясь на стихотворение «Бородино», на опорные слова, на схему в тетрадях, создайте образ старого воина. Свяжите этот образ с темой урока. Речь героя – Внешний вид солдата – Настроение – Отношение к происходящему – (Характеристика. Скромный, в нем есть гордость за воинское братство, готовность сложить голову на поле брани, мужество, смелость) Вывод: Старый солдат – патриот своей страны, тяжело переживает случившиеся события, гордится прошлым своего отечества). Через патриотизм простого русского солдата мы ощущаем патриотический пафос в произведении. ^ II группа. (теоретики, на учащихся галстуки синего цвета). Муйдинова Шахноза. Цель группы: схематично (знаково) представить образ главного героя; показать через какие признаки определили характер героя. Связать с темой урока. речь молодой солдат поступки Образ воспоминания Главный герой с сослуживцами отношение к другим с командиром участникам событий Один участник группы представляет схему на интерактивной доске. Вывод: Схема помогает четче представить взаимоотношение героя с другими участниками событий, помогает глубже охарактеризовать персонаж; выявит в характере патриотичность. Физминутка III группа (историки, на учащихся галстуки желтого цвета) Алиев Али ^ опираясь на текст, доказать, что данное произведение отражает реально произошедшие события, подтвердить свои мысли цитатами. ( можно все представить схематично (знаково). Связать с темой урока.
Москва Бородино Историческое событие французское войско русское войско Вывод: Реальные географические названия (Москва, Бородино), присутствие русских и французских солдат, устаревшие слова ( драгун, улан, кивер, картечь) помогают нам понять, что события имели место быть и отражают баталию 1812 года. Вопрос Калдыбаева Ильяза. Является ли старый воин историческим лицом? ^ Цель группы: Выписать из стихотворения «Бородино» эмоционально - выразительные средства, заполнить таблицу. Какую роль эти слова играют в тексте? Свяжите с темой урока.
Вывод: Все эти слова ярче, образнее помогают представить события тех лет. Самоанализ. Оценка работы в группах. ^ Мы увидели отношение старого солдата к военным событиям. Как вы думаете, что бы обо всем этом сказал старый солдат французской армии? ( Война приносит страдания, война это плохо, воин не должно быть) ^ - Реализованы ли цели, поставленные в начале урока? - Что вам дал этот урок? -С каким чувством уходите с урока? VII. Видеоролик. Чтение стихотворение ученицей гуманитарного класса Тригубенко Дарьи, в исполнении ученика 11 класса Кеня Евгения. ( О вашем отношении к этому произведению поговорим на следующем уроке) VIII. Домашнее задание. Подготовить электронную презентацию (2-3 слайда) к стихотворению «Бородино», подобрать к иллюстрациям цитаты из теста. IX. Дайте оценку своей деятельности. ( при помощи цветных квадратиков) |
![]() | Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения» | ![]() | Цель: ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии «Бородино», ставшим образцом для многих писателей,обращавшихся... |
![]() | Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев» | ![]() | М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников... |
![]() | Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,... | ![]() | России годом истории. 200 лет назад произошло одно из самых тяжелых сражений – Бородинская битва |
![]() | М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения | ![]() | Познакомить детей с историческим событием 1812 года и проанализировать текст Лермонтова «Бородино», посвященный этому событию |
![]() | Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока... | ![]() | Выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении |