Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов»




Скачать 221.59 Kb.
НазваниеТема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов»
страница1/3
Дата публикации24.09.2014
Размер221.59 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > История > Документы
  1   2   3
Занятие 9

Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников – баталистов»

Цели и задачи урока:

образовательные:

  • расширить знания обучающихся о батальном жанре

  • познакомить с историческими фактами, связанными с событиями Отечественной войны 1812 года

  • биографическими данными художников-баталистов

развивающие:

  • дать возможность примерить на себя определенную роль в игре, самостоятельно приготовиться к ее исполнению

  • предоставить возможность для получения опыта публичного выступления

  • развивать навыки самостоятельной деятельности, исследовательские, регулятивные, коммуникативныенавыки

воспитательные:

  • воспитывать ответственное отношение к порученному делу

  • умение работать в команде (выполнение определённой роли в деловой игре)

  • формировать гражданскую позицию обучающихся.






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы присутствуем на занятии, посвящённом определённому событию в истории России. Скажите, каким годом был объявлен 2012 год в России?

2012 год был объявлен Годом российской истории.

2

Актуализация знаний

Как вы понимаете слово государство?

Государство – это …







Россия имеет большую героическую историю, прошла смуты и войны, взлёты и падения, развитие и застой.










Как вы думаете, надо ли изучать историю своего государства?

Да, потому что…







Сегодня вы будете защищать свой проект, много труда вложили вы в него.










Скажите, какие чувства вы испытывали, работая над проектом?

При работе над проектом мы испытывали волнение, интерес, гордость за нашу родину, удовольствие от проделанной работы.







Сейчас я предлагаю приступить к защите проекта.




3

Основной этап

Я приглашаю первую группу рассказать нам о своей работе в проекте «Отечественная война 1812 года глазами художников – баталистов»

Iгруппа – эвристическая беседа

Слайд 1 Проект «Отечественная война 1812 года глазами художников – баталистов»











Слайд 2

Изучая на уроках изобразительного искусства жанры живописи, мы познакомились с батальным жанром. Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности, однако формирование батального жанра относится к XV – XVI вв. В XVII – начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины Антуана Жан Гро, прославляющие Наполеона I.










Нас заинтересовала военная тематика. А на занятии творческого объединения «Радужка» получили задание нарисовать рисунки на тему Отечественной войны 1812 года. В этом году исполняется 200 лет с начала этой войны и мы много говорили об этом на уроках истории, литературы. Когда мы стали рисовать, то столкнулись с проблемой недостатка знаний о событиях войны 1812 года. Нам надо было достоверно показать, какие войска сражались на поле брани, каким оружием они владели, как выглядело их обмундирование, где конкретно проходили сражения. И мы решили найти ответы на вопросы, изучить, а затем изображать их на своих рисунках.










Весь состав творческого объединения был разбит на группы, каждая получила задание составить и записать интересующие нас вопросы:

  • Почему тема войны 1812 года стала центральной в творчестве многих деятелей искусства?

  • В каких видах искусства эта тема нашла отражение?

  • Жизнь и творчество В.В.Верещагина

  • Война 1812 года в произведениях других художников

  • Почему эта тема остаётся актуальной и сегодня и т.д.

Они и определили весь ход нашей работы. В группах были распределены обязанности: по поиску информации, выполнению рисунков, оформлению презентации для защиты проекта, оформлению сборника «Отечественная война 1812 года глазами художников – баталистов».










Слайд 3-6

2012 годобъявлен «Годом российской истории», а вместе с этим отмечается известное историческое событие 200-летие Отечественной войны 1812 года. Эпоха этого времени оказала огромное влияние на развитие русской национальной культуры.

Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории. Участники войны стали настоящими героями для всей России. Подвиг народа, тема Родины вдохновили поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание своих произведений.










Слайд 7

200 лет тому назад, 12 июня 1812 года, границу нашей Родины пересекли войска Наполеона, провозгласившего себя императором Франции. В эту армию вошли солдаты почти всех стран Западной Европы, завоеванных им. Бонапарт смог собрать войско, в котором насчитывалось около 450 тысяч солдат. Четыре дня понадобилось французам, чтобы переправить 220 тысяч солдат под Ковно. Этот день значится в истории как начало войны между Россией и Францией.









^

Антуан Жан Гро. Наполеон на Аркольском мосту 17 ноября 1796 года


«Через пять лет я стану господином мира, - заявил Наполеон за несколько лет до своего похода, - осталась одна Россия, но я раздавлю ее».

Собранная им армия в три раза превосходила русскую по числу солдат. Руководили ею талантливые, испытанные в боях военачальники, да и сам император был, несомненно, одним из величайших полководцев мировой истории.










Слайд 8

В.В. Верещагин «Наполеон I Бонапарт на бородинских высотах»

Самым крупнейшим сражением Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями стало Бородинское сражение. Состоялось оно 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы.










Сообщение обучающихся

Перед сражением был прочитан знаменитый приказ Наполеона:

«Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»










Если мы посмотрим на картину: Наполеон сидит, позади столпились лица свиты, обозревая поле сражения в подзорные трубы, еще дальше почетная гвардия; впечатление от этих великолепных фигур, золотого шитья мундиров, эполет, перевязей, белых лосин и султанов получается такое, как будто дело происходит на параде или на манёврах. Известно, что Наполеон весь день провел на этом пункте, ни разу не сел на лошадь и вообще был очень мало похож на полководца, дающего решительное сражение. Он пребывал в подавленном моральном состоянии в продолжение всего дня великой битвы. Армия не видела великого императора, своего любимого вождя. Во всё продолжение кровопролитнейшего боя император ни разу не показался ей. Возможно это сыграло решительную роль в исходе сражения.










Слайд 9

Ю. Атланов

«Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения»

1982 г.

Чего не скажешь о великом полководце Михаиле Илларионовиче Кутузове. Он лично прошёл перед строем, обратился к солдатам с призывом постоять за матушку Россию.










Слайд 10

Анатолий Павлович Шепелюк

«Михаил Кутузов во время Бородинского сражения»

Государственный музей-заповедник "Бородино", Бородино, Московская область)

Исход сражения при Бородине был нерешительный. Ни та, ни другая армия не считала себя побежденною, и если русская армия отступила с поля битвы, то это входило в расчеты Кутузова. Наполеон часто повторял фразу: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми».







Я приглашаю вторую группу поделиться знаниями, приобретёнными в процессе работы над проектом.

Слайд 11

Вторая группа готовила материал по вопросу «Рода войск и военное обмундирование солдат и генералов».

Российские рода войск, принимавшие участие в Бородинском сражении: русские мушкетёры, гренадёры, егеря, драгуны, кирасиры, гусары, уланы. Их обмундирование отличалось друг от друга, хотя и имело некоторое сходство.

Генералы носили темно-зеленые мундиры со скошенным воротником и обшлагами, белые лосиные (замшевые) или суконные панталоны и ботфорты с пристегнутыми шпорами. С 1809 года для них, а также гвардейских штаб- и обер-офицеров отменили аксельбант и ввели вместо одного два эполета с густой бахромой и полем из сплошной золотой «рогожки». Эполеты были символическим напоминанием защитного доспеха. Нагрудных знаков и кивера генералам не полагалось.










Слайд12

У пехотных генералов на шляпе был плюмаж из черных петушиных перьев, у кавалерийских — из белых, петлица — не из плоского галуна, как у штаб-офицеров, а витая из золотого или серебряного жгута, сетчатый плетеный шарф с кистями и темляк на шпаге из серебряных нитей с примесью черно-оранжевых. Такую форму генералы носили и в походе, и в бою. На больших смотрах и в торжественные дни они надевали мундиры с золотым шитьем в виде дубовых листьев, на придворные балы — бальные панталоны. Вне службы носили вицмундиры, сюртуки, темно-зеленые панталоны и короткие сапоги с прибивными шпорами.










Слайд 12

Россия в 1812 году имела славную плеяду кавалерийских генералов, достойно противостоявших первоклассной французской кавалерии. В рапорте Главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова с представлением списка генералов, отличившихся в Бородинском сражении, читаем: Генерал-майор И. С. Дорохов. «Командовал лично в сей знаменательный день своею бригадою легкой кавалерии, атаковал и преследовал неприятельских кирасир... и после того в тот же день много поражал неприятеля». Генерал-майор К. К. Сиверс. «Командовал корпусом с отличною храбростию и благоразумием 24 и 26 чисел августа в нападениях и атаках неприятельских». Генерал-майор Ф. К. Корф. «Командуя 2-м и 3-м кавалерийскими корпусами, с отменною храбростию, присутствием духа и благоразумием часто опрокидывал неприятельскую конницу... и много способствовал последней кавалерийской атаке, которая положила конец сражению». И так далее. Кавалерийские генералы носили общегенеральский мундир. Плюмаж на шляпе белый, с черными и оранжевыми перьями. Генералам, состоявшим в тяжелой кавалерии, полагались шпаги, в легкой — сабли.










Слайд 13

Лейб-гвардии Гусарский полк был сформирован в 1796 году. В Бородинском сражении гвардейские гусары участвовали в рейде кавалерии Ф. П. Уварова и М. И. Платова. Полк принимал участие в операциях партизанских отрядов, а после изгнания Наполеона из России — в заграничных походах. В апреле 1813 года лейб-гвардии Гусарский полк был награжден Георгиевскими штандартами.
Русские гусары в 1812 году носили доломан (куртка, расшитая шнурами), ментик (куртка, носимая на левом плече и отделанная мехом, в армейских полках белым, в гвардейском — черным), чакчиры (в походе — серые рейтузы) и короткие сапоги с черными шерстяными кисточками. Кивер был общеармейский, но с белым султаном, с репейком и этишкетом приборного металла. Чепраки были с острыми задними углами и с зубчатой выкладкой, отделанной шнуром. На левом боку гусара висела сумка — ташка.










Слайд 14

Канонир — нижний артиллерийский чин — обслуживал только пушки, в отличие от бомбардиров, стрелявших из мортир и гаубиц. Мундиры артиллеристов, как и пехотинцев, были темно-зеленого цвета, с черными воротниками, обшлагами и красной выпушкой, символизирующие дым и огонь. В 1803—1805 годах рядовые, офицеры и генералы артиллерии вместо шляп, неудобных в бою, получили кивера с помпонами. На перевязи канониров на цепочке крепились медный и железный протравники для прочистки запального отверстия в пушке. Холодным оружием была шпага с тесачным клинком.







Приглашаю третью группу, они собирали информацию об оружии того времени и кто были помощниками в сражениях и передвижениях солдат и генералов.

Слайд15

В Армии Кутузова к началу военной кампании с французами на вооружении находились ружья двадцати восьми калибров. Тульскими оружейниками в 1808 году было разработано новое ружье ни в чем, ни уступающее по своим боевым характеристикам зарубежным аналогам и в частности французскому ружью 1777 года. Русская армия получила ружьё калибра 17,8 мм с максимальным весом 6 килограммов. Это ружьё обладало повышенной для того времени начальной скорости пули и меткостью стрельбы. Увеличилась и дальность прицельной стрельбы со сто шагов, больше половины пуль ложились точно в мишень. Увеличена была и максимальная дальность стрельбы до трехсот шагов. У всех ружей стоящих на вооружении в то время применялись бумажные патроны, которые состояли из пули и порохового заряда.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов» iconБиблиографический указатель орел 2012 Отечественная война 1812 года
Отечественная война 1812 года – одно из центральных событий российской и европейской истории 19 века. Она оказала большое влияние...

Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов» iconБ. сказка М. Лермонтов «Парус»
Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»: а Отечественная война 1812 года, б Великая...

Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов» iconВнеклассное мероприятие «Отечественная война 1812 года в истории,...
Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, ли­тературы, изобразительного искусства. Познакомить с именами и произведениями...

Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов» iconТема Героизм вне времени. Отечественная война 1812 года Форма проведения:...
Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории

Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов» iconКвест-игра «Вперёд, в исторический поход найди клад Наполеона!» (...
«Отечественная война 1812 года»: выставка—просмотр, посвященная Отечественной войне 1812 г

Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов» iconРеферат по истории на тему герои Отечественной войны 1812 года Работу
Отечественная война 1812 года, справедливая национально-освободительная война России против напавшей на неё наполеоновской Франции....

Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов» iconЛитературные чтения в честь русских победителей в Отечественной войне 1812 года
«Русь», посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 года. С докладом «Отечественная война 1812 года в фольклоре славянских народов»...

Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов» icon44-я научно-практическая конференция старшеклассников, посвящённая
«Война 1812 года глазами Л. Н. Толстого» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов» iconТема 10. Отечественная война 1812 года
Усиление противоречий между Россией и Францией в свя­зи с нарушением Россией континентальной блокады Англии и усилением Наполеоном...

Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов» iconКонкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая...
I. Специфика и тематика музыкальных произведений, посвященных Отечественной



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница