Методическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда»




Скачать 134.1 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда»
Дата публикации04.10.2014
Размер134.1 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > История > Урок
 

 

Методическая разработка урока истории

на тему

«Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда»

 

  

Автор разработки: 

Бахарева Анастасия Петровна,

учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 22» г. Чебоксары


 

 

Чебоксары – 2013

Тема урока: «Огненная курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда»

Цель урока: ознакомление с основными событиями Курской битвы.

^ Задачи урока:

  1. создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления (дидактическая);

  2. сформировать знания о завершении коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомить с основными событиями Курской битвы, показать военное искусство советского командования, героизм солдат. Определить значение Курской битвы (образовательная);

  3. формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать, работать с источником (развивающая);

  4. воспитывать чувства патриотизма, гордость за свой народ и уважительного отношения к историческому прошлому страны (воспитательная).

Оборудование:

  1. учебник

  2. компьютер

  3. презентация, мультимедиа ресурсы

  4. раздаточный материал (копия исторического документа)

  5. иллюстрированный материал (портреты Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева)

Тип урока: комбинированный (с применением технологии критического мышления и ИКТ).

^ Формы работы учеников: групповая, в парах, индивидуальная. 

Учебно-методический комплекс:

1. История России. XX — начало XXI века. 9 класс.  Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. Глава IV. Великая Отечественная война. 1941 —1945 гг., Просвещение, 2013., пар. 32. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, с. 229

2. В. Замулин «Прохоровское поле – вчера и сегодня» // «Истоки» №36, 1998 г.
3. А. Жариков «В июле сорок третьего» // «Истоки» №35, 1998 г.

Интернет ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/

  2. http://battle-kursk.narod.ru/

  3. http://www.youtube.com/watch/

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Вызов

  3. Осмысление содержания

  4. Рефлексия

  5. Домашнее задание

Ход  урока:

Организационный момент. (30 секунд)

Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь на свои места.

Ученики: Садятся за парты.

  1. I  стадия (фаза) – Вызов

Задачи фазы вызова:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;

  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

1.1. Переход к изучению новой темы - актуализация имеющихся знаний, с использованием метода систематизации материала (2 минуты)

Учитель: Прошу вас внимательно посмотреть на экран. (слайд 2) Перед вами представлены две очень важные даты и изображения двух значимых событий, ваша задача соотнести правильно события с датами и определить о каком сражении мы поговорим сегодня.

Ученики: Отвечают на вопросы, совместно, хором: «курская битва».

^ 1.2. Постановка новой темы урока - пробуждение интереса к получению новой информации, используя наглядный план урока. (3 минуты)

Учитель: Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному перелому в ходе войны. Сегодня мы будем говорить о величайшей из битв Великой Отечественной войны. О значении победы в ней И.В. Сталин сказал «Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой»

Ученики: Слушают учителя, рассматривают план урока на экране. (Слайд 3)

^ 2. II стадия - Осмысление содержания

Задачи фазы реализации смысла:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

^ 2.1. Изучение новой темы , используя метод работы с историческим документом. ( 5 минут)

Учитель: После Сталинграда Гитлер решил взять реванш, была проведена “тотальная” мобилизация, на Восточный фронт были переброшены немецкие дивизии из стран Европы, (всего 50 дивизий). Разработан план наступления. Сейчас перед вами на партах лежит текс исторического документа, давайте прочитаем его и попробуем устно ответить на вопросы.

(работа с документом), ( слайд 4)

^ 2.2. Изучение новой темы, используя метод заполнения сравнительной таблицы . (7 минут)

Учитель: А сейчас ребята нам помогут узнать о некоторых моментах связанных с данным сражением. На фоне (слайд 5,6)

Ученики: подготовив домашнее сообщение, делятся на 2 группы (по 2 человека).

Группы работают под девизом «Стратегические планы сторон»:

1 группа: Представляет стратегический план Германии (Приложение 1)
2 группа: Представляет стратегический план Советского Союза (Приложение 2).
Ученики: заполняют таблицу в тетради по мере осмысления новой информации.

Германия

Советский Союз








2^ .3. Получение и осмысление новой информации, используя метод составления хронологического дневниа. Работа ведется в группах. Учащиеся получают раздаточный материал, состоящий из основных дат и событий Курской битвы, в разрезанном виде. Задача состоит в том, чтобы скрепить их в верном хронологическом порядке. ( 7 минут)

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поделимся на 3 группы, каждая, из которой получит определенное количество карточек. Вы должны суметь правильно восстановить события, которые вошли в историю под названием Курская битва.

Ученики: Работают в группах. Первая, справившаяся с заданием группа, зачитывает полученный результат.

^ 2.3. Получение и осмысление новой информации, используя просмотр видеоролика «Битва под Прохоровкой». (3 минуты).

Учитель: А сейчас давайте посмотрим на экран, вашему вниманию представлен видеоролик, при его просмотре попробуйте предположить, что из услышанного вами является основной мыслью нашего урока

Ученики: Смотрят видеоролик и высказывают свои предположения

^ 2.4. Получение новой информации - корректировка учеником поставленных целей обучения. На этом этапе урока используется прием ИНСЕРТ (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления). ( 7 минут)

учащиеся индивидуально заполняют таблицу, используя маркировочные значки:

V

+

-

?

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу узнать об этом больше

Учитель: Вы только что посмотрели видеоролик, в котором в красках представлены фрагменты важнейшего сражения в Курской битве, на основе увиденного вами, попробуйте заполнить таблицу, используя маркировочные значки.

Ученики: Индивидуально заполняют таблицу.

^ 2.5. Обобщение учителем полученной информации. (4 минуты)

Учитель: Давайте мы, теперь вместе обсудим то, что у вас получилось.

Ученики: Зачитывают результаты, получившиеся в таблице

3 стадия – рефлексия.

Задачи фазы рефлексии:

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

  • Помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала.

^ 3.1. Обобщение изученного материала с использованием приема синквейн. (7 минут) На фоне (слайд 7)

Учитель: Судьбы разных людей все в единую слиты,
Слава Курской дуги нас и ныне роднит,
Этот подвиг народа не будет забытым,
И Россия нас в сердце своем сохранит!
                                                     Н. Чуев

- А вы, ребята, можете написать свое стихотворение о курской битве.

Ученики: Парами составляют синквейн по алгоритму( Приложение ):

3.2. Поощрение за работу на уроке. (3 минуты)

Учитель: Вы все успешно справились с заданием и теперь давайте заслушаем то что у вас получилось. Ставит оценки за урок наиболее активным ученикам.

Ученики: Желающие получить оценку зачитывают свои синквейны.

^ 4. Домашнее задание ( 1 минута)

Учитель: Дома вы попробуете написать эссе на тему нашего сегодняшнего урока «Огненная курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда»

Ученики: Записывают домашнее задание в дневник

Приложение 1

^ Стратегический план Германии

Операция «Цитадель», одобренная Гитлером 15 апреля 1943 года, планировалась как массированный удар с двух направлений с целью окружения войск Центрального и Воронежского фронтов, с дальнейшим наращиванием успеха и выходом в тыл нашему Юго-Западному фронту.
Предусматривалась и возможность, после победы под Курском, развития удара в северо-восточном направлении с целью прорыва в тыл центральной группировке советских войск и создания новой угрозы Москве.
Гитлеровские штабисты стремились вновь захватить стратегическую инициативу, создать перелом в ходе военных действий, реабилитировать себя в глазах Германии за поражение под Сталинградом, восстановить пошатнувшийся престиж в глазах союзников - прежде всего Италии и Японии.
«Победа под Курском должна стать факелом для всего мира», - декларировал Гитлер в своем приказе. «Немецкая родина – ваши жены, дочери, сыновья, самоотверженно сплотившись, неутомимо трудятся во имя победы, они взирают с горячей надеждой на вас, мои солдаты!» (Из обращения Гитлера к солдатам накануне операции «Цитадель»). Для осуществления операции «Цитадель» были привлечены наиболее боеспособные соединения – 50 отборных дивизий (в том числе 16 танковых и моторизованных), насчитывающих до 900 тысяч человек, около 10 тысяч орудий и минометов, 2700 танков и штурмовых орудий. С воздуха осуществлялась поддержка силами авиации, общим числом более 2000 самолетов.

Приложение 2

Стратегический план Советского Союза

Советские стратеги предугадали замысел противника. Причем были основания полагать, что немецкое наступление развернется в летние месяцы. 12 апреля 1943 года на заседании Ставки Верховного Главнокомандования был принят вариант, предусматривающий переход на Курском выступе к преднамеренной обороне – с целью изматыванию врага в оборонительных боях, и дальнейшее развитие крупномасштабного контрнаступления.
В течение апреля-июня 1943 года на Курском выступе развернулись широкие работы по созданию мощной обороны. Было создано восемь рубежей, на глубину 300 километров, и четыре особо укрепленных линии на направлениях наиболее вероятных ударов. Особое внимание уделялось противотанковой и противовоздушной обороне. В создании укреплений наравне с войсками принимали участие сотни тысяч местных жителей. Общая длина окопов и ходов сообщений на линиях обороны составила примерно 10 тысяч километров. Южный и юго-восточный участки Курской дуги обороняли войска Воронежского фронта. В них насчитывалось 626 тысяч человек, 9 тысяч орудий и минометов, 1700 танков и САУ.
Начало наступления гитлеровцев неоднократно переносилось, и окончательным сроком стало раннее утро 5 июля. Точное время немецкого удара стало известно нашему командованию. Было решено упредить врага. В 2 часа 20 минут наши войска провели массированную артиллерийскую подготовку. Удар артиллерии оказал не только физическое, но и моральное воздействие на войска противника. Внезапность была сорвана. Враг был вынужден начать наступление с опозданием от двух с половиной до трех часов.

Приложение 3

Из оперативного приказа фюрера №6
о проведении операции “Цитадель”
15 апреля 1943 г.


Я решил: как только позволят погодные условия, провести в качестве наступательного удара этого года операцию “Цитадель”.

Посему данному наступлению придается особое значение. Необходимо осуществить его быстро и с большой пробивной силой. Оно должно передать инициативу на весну и лето в наши руки.

В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира.

Для этого приказываю:

1. Цель наступления – посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее Орла окружить находящиеся в районе Курска силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их….

2. Необходимо:

а) как можно надежнее обеспечить внезапность и, прежде всего, оставить противника в неведении относительно дня наступления.

б) как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы использовать превосходство в отдельных пунктах всех наступательных средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых минометов и т.д.) и одним ударом, до соединения обеих наступающих армий, прорвать фронт противника и окружить его….

в) провести наступление столь быстро, чтобы противник не смог ни уйти от окружения, ни подтянуть свои резервы с других фронтов…

Вопросы.

  1. Почему немецкое командование придавало этой операции решающее значение?

2. На какие факторы при разработке этой операции были сделаны ставки?

Приложение 4

Хронологический дневник

Фронтовые разведки сообщили: фашистские войска перейдут в наступление  5 июля в 3 часа утра. Было принято решение - упредить врага и провести артиллерийскую контр подготовку. Тридцать минут продолжался огневой накат. Он застал врасплох гитлеровские войска. Враг понес большие потери. Моральное состояние немецких солдат и офицеров было подавленным: стало ясно, что план решающего наступления раскрыт, а момент внезапности использовать не удастся.
В 2часа 20минут 5 июля был отдан приказ о начале контрподготовки. Все кругом закружилось, завертелось, раздался страшный грохот - началась величайшее сражение в районе Курской дуги. В этой адской «симфонии»  звуков, словно воедино слились удары тяжелой артиллерии,  разрывы авиационных бомб, реактивных снарядов 2катюш».

7 июля. Утром гитлеровцы возобновили атаки на станцию Поныри. Танки приблизились на 250-200м. В этот момент артиллерийский расчет открыл огонь. От первого же выстрела головной танк вздрогнул и, объятый пламенем застыл на месте. Следом загорелся второй. Жестокий бой лился несколько часов. Восемь танков и до сотни автоматчиков уничтожило в этом бою орудие только одного бойца К.С.Седова.
- - - - - -- - - - - - - - -- - - - - - -- - - - - - -- - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
8 июля. Утром около300 фашистских танков с автоматчиками атаковали северо-западнее Ольховатки боевые позиции 3-й истребительной противотанковой артиллерийской бригады. Удар фашистов обрушился на батарею капитана Г.И.Игнашева. Артиллеристы открыли огонь. На поле боя запылали танки. На нашей батарее, уничтожившей уже 17 танков, осталось одно орудие, а в живых- 3 человека, но они продолжали сражаться. Потеряв еще 2 тяжелых танка, гитлеровцы отступили. 
         Одновременно с напряженными танковыми сражениями на Курской дуге развернулись ожесточенные воздушные бои. Многие наши летчики проявили в этих боях настоящее мужество. Среди них был летчик- истребитель гвардии старший лейтенант А.К.Горовец.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - -

10 июля. К этому дню врагу удалось вклиниться в нашу оборону на глубину 8-10 км на севере и на 35 км на юге.
12 июля. Утром началось ожесточенное танковое сражение, ставшее в ходе Второй мировой войны. На поле под Прохоровкой сошлись 1200 танков и самоходных орудий. Фашисты бросили в бой свои отборные танковые дивизии: «Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер». Им противостояли танковая армия генерала П.А. Ротмистрова и армия генерала А.С. Жадова. Боевые порядки перемешались. «Тигры» в ближнем бою не смогли использовать свое преимущество, их с коротких дистанций поражали маневренные танки Т-34.Появление большого количества советских танков явилось для врага неожиданностью. Бой кипел. Земля горела, воздух вспыхивал, металл плавился… Кругом огонь и грохот. На 1 квадратный метр земли приходилось 3 мины. На раскалившихся стволах орудий горела краска, металл не выдерживал…Советские люди сражались за свою землю и свободу.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

13 июля. Сражение продолжалось. Противник бросил в бой 200 новых танков. Но успеха не имел и вынужден был перейти к обороне. Вскоре под ударами наших войск он начал отходить назад. Прохоровское танковое сражение выиграли наши войска. Гитлеровский план операции «Цитадель»  потерпел полное крушение.
- - - - - - - - - - - - - - --- - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
23 июля. К этому дню завершилось оборонительное сражение на Воронежском фронте. Теперь можно было переходить в наступление.
 5 августа. Советские войска освободили Орел и Белгород. В честь освобождения этих городов в Москве впервые был произведен артиллерийский салют. 

Приложение 5

Алгоритм составления синквейна:

  1. Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)

  2. Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

  3. Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

  4. Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).

  5. Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда» iconУрок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая...
...

Методическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда» iconМетодическая разработка классного часа Тема: Навеки перед нами подвиг твой
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне

Методическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда» iconМетодическая разработка урока по литературному чтению на тему : «Л. Воронкова «Катин подарок»
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему : «Л. Воронкова «Катин подарок». Ю. Коринец «Март»

Методическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда» iconМетодическая разработка урока истории Тема
Формирование чувства уважения и гордости к истории России путем акцентирования внимания на событиях 1812 года

Методическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда» iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5

Методическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда» iconМетодическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья надежда и опора»
Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора»

Методическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»
Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского...

Методическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда» iconВнеклассное мероприятие «урок мужества» Тема: «патриотизм на все времена»
Провести выставку художественных работ на тему «Давайте люди никогда об этом не забудем»

Методическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда» iconМетодическая разработка урока по истории России XX века (11 класс)
Способствовать осознанию учащимися необходимости задуматься над проблемами исторических корней, нравственных ценностей, выбора и...

Методическая разработка урока истории на тему «Огненная Курская дуга, мы подвиг этот не забудем никогда» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница