Скачать 108.17 Kb.
|
Бабенко С.Н. Урок истории кубанского казачества. 2 класс Тема: «Традиции семьи». Цели занятия: образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой казаков; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Кубани и историческими корнями; воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре, интерес к прошлому кубанского казачества; развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности. Оборудование: мультимедийное оборудование, нагайка, макитра с вопросами для викторины. Ход урока:
Слайд 1 Я спешу сказать вам «Здравствуйте!», Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам «Благости!», Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам «Радости, Удач, успехов и везения!», Чтоб пожелать вам в этой студии Прекраснейшего настроения! Эпиграф: Кубань, Моя родная сторона, К тебе тянусь я сердцем неизменно, Да будет прошлое твоё нетленно, В трудах своих да будь благословенна, Кубань, Моя родная сторона, - Пусть новые взрастают семена И вечно Житница твоя полна. Какие только теплые слова, объяснения в любви родной Кубани не пишут поэты! В них и нежность, и забота, и гордость за родную сторонушку, за людей, которые здесь живут. Не зря говорил поэт: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
Учитель. Ребята, попробуйте определить, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, посмотрев сценку. Сценка: За обеденным столом сидит казачья семья: отец и мать. Вбегает опоздавший к обеду сын, садится за стол, хватает ложку и первый начинает трапезу. Отец тоже берёт ложку и бьёт ею по лбу сына со словами: «Не лезь поперёд батьки!» ^ . Почему он так сказал? Ученик. По традиции первым начинает трапезу глава семьи. Учитель. Кто догадался, о чём будет наш урок? Ученик. Традиции семьи. Слайд 2
Учитель. Ребята, скажите, а с чего начинается семья? Слайд 3 Ученик. Со свадьбы. Сообщение ученика о свадьбе. Учитель. Всё начинается с любви. Через свою возлюбленную парень (жених) прежде всего, узнаёт, намерены ли её родители выдать дочь замуж. Потом сам или со своим наиболее близким товарищем (дружком) идёт к родителям невесты с просьбой отдать дочь ему в жёны. Родители зовут дочь и спрашивают её, согласна ли она выйти замуж? Но сами говорят жениху: «Нэ з тобою договарюватьця, нэхай прыходять батькы» (родители) и назначают, на какой день. Родители жениха берут с собой ещё кого-нибудь из родных или близких и обязательно с хлебом и горилкой приходят к родителям невесты в назначенное время. Никуда заходить при этом по пути не рекомендуется, так как это считается плохой приметой. Их встречают как сватов. Здесь со сватанья и начинается свадебная пора. Сваты говорят: «У нас есть купэць, а у вас товар, так шо давайтэ договарюватьця». Просят молодых зайти в комнату и спрашивают их согласия на брак – не передумали ли? Получив утвердительный ответ, начинают обговаривать, как провести свадьбу, назначают день. Слайд 4 После этого вечера невеста считается засватанной. Начинается подготовка к свадьбе. Потом пекут шишки и разносят их тем, кого приглашают на свадьбу. По домам жениха и невесты идёт подготовка к свадьбе. У невесты готовится приданое, а семья жениха нанимает гармониста, а также лошадей с подводами, чтобы во время свадьбы перевезти приданое, нанимает кухарок и готовит продукты для свадьбы. Слайд 5 Во время свадьбы всё исполнено для молодых особого смысла и значения. При венчании в церкви жениху и невесте под ноги стелют рушник (полотенце). Когда священник начинал водить молодых вокруг столика, невеста обязательно, сходя с рушника, должна была каблучком потянуть его за собой. Это значило, что дружку её тоже вскоре возьмут замуж. Поэтому та всё напоминала невесте: «Нэ забудь рушнэчок потянуть». Слайд 6 После венчания молодые идут в дом к жениху. Когда они подходят к воротам или калитке, отец встречает их хлебом-солью, а мать обсыпает пшеницей, орехами, хмелем, конфетами и деньгами - мелочью. Все, кто пришёл посмотреть на свадьбу, собирают конфеты и деньги. Слайд 7 После обеда направляются в дом молодой. Со двора на улицу молодых выводит мать за платочек. Один угол платочка держит в руке мать, а за другие углы держатся молодые. Встречают молодых так же, как и у жениха: отец – хлебом-солью, а мать осыпает их. Вся свадьба сопровождается песнями. Поют гости, подружки невесты. Слайд 8 Учитель. Мы пока ещё не знаем всех песен, которые пели наши предки. Но вот одну из них уже выучили. Купчинская Настя и Маслов Коля исполнят сейчас песню «Варэнички». (Ребята исполняют песню). Слайды 9, 10 Вернёмся к свадьбе. Перед тем, как невесту проводить из родного дома в дом жениха, приглашённые на свадьбу выносят приданое, грузят его на подводы, при этом тоже поют. Слайды 11, 12 Гуляли свадьбу три дня. Батьки и матэри ещё целый месяц вспоминали свадьбу. Молодым же супругам их свадьба помнилась всю жизнь. ^
Слайд 13 Учитель. Итак, отгуляли молодые свадьбу, и началась у них семейная жизнь. Шло время, и в семье появлялся первый ребёнок. Рождение ребёнка в семье считалось Божьим даром, являлось желанным событием. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше. Почему? ^ . Сын – продолжатель рода. Учитель. Верно. Но есть еще одна важная причина. Помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Слайд 14 Казачьи семьи были большими (5-10 человек). Через сорок дней после рождения ребенка проходили крестины. Слайд 15 А что такое крестины? Ученики. Это церковный обряд. Сообщение ученика о крестинах. Учитель. В назначенное священником время родители вместе с младенцем, крёстным отцом и матерью, а также близкими родственниками идут в храм. Крещение было обязательным для ребёнка. Крещёного одевали в белую крещальную рубашку как символ его чистоты. На крещёного возлагали нательный крест в знак его веры во Христа и того, что в жизни своей он должен терпеливо исполнять свой человеческий долг. Сначала новорожденному, дарили какое-нибудь оружие. А какое оружие могли подарить казачонку? Ученики. Шашку, кинжал. Учитель. Молодцы. Это могла быть и шашка, и кинжал, и старинный пистолет или ружье. После крестин отец или дед «опоясывают» его шашкой и «примеряют» на коня. Особо знаменательным было появление зуба. В этот день отец везет сына на коне в церковь, где ставит свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу. С трех лет малыша приучают к коню, и он почти ежедневно ездит верхом по двору под присмотром взрослых. К 5-6 годам казачонок уже участвует в конкурсах и скачках. Воспитывали у детей готовность к военной службе и в первую очередь приучали к коню, добиваясь единства коня и седока, развивали в нем отвагу, удаль, презрение к опасности. С 8-9 лет дети шли в школу, где с основами общей грамоты учили историю Отечества, знакомили с военным делом. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства. А каковы ваши домашние обязанности? ^ . Убирать в доме, мыть посуду, помогать в огороде и т.д.
Слайд 16 Учитель. Подрастали дети в кубанских казачьих семьях. Каждому ребёнку в день его рождения родители справляли именины. Девочек и девушек просто задаривали подарками. Причём украшения и другие предметы (например, ложки) дарили только серебряные. Мальчиков подарками не баловали. Считалось, что настоящий казак должен сам заботиться о себе и не ждать подарков от окружающих. Когда девушке исполнялось 13 лет, глава семьи (это был дедушка или отец) брал в руки нагайку. (Показать ребятам нагайку). Слайд 17. Для чего он это делал? А для того, чтобы узнать, какой длины должна быть теперь её юбка. (Показать на девочке, как это делалось).
Слайд 18 Учитель. Ну что ж, шли годы, дети вырастали. Юношам-казакам исполнялось 18 лет, и они ждали повестку на службу в армию. Получив повестку, молодой человек обходил друзей, родню, наречённых крёстных отца и мать, соседей и приглашал их в назначенный день и время на проводы. В назначенное время все приглашённые приходили на проводы. Одаривали призывника, вручая ему то, что по их разумению могло ему пригодиться в дороге: бритву, мыло, рубашку. Общими усилиями собирали «торбу» (чемодан) солдату. Слайд 19 За столом призывник находился между матерью и невестой. Если у парня невесты ещё не было, то приглашалась соседская или просто знакомая девушка, которая была «вместо невесты». Но девушка «провожающая на службу» была обязательно. Слайд 20 Призывник, новобранец на проводах находился в центре всеобщего внимания. Ему уделяли такое же внимание, как невесте в свадебном обряде. Мать перевязывала сына крест-накрест двумя полотенцами, рушниками. При этом произносилось напутствие. Нечто вроде: «Служы – нэ тужы» или «Пэрэвьяжу тэбэ пичальныком, шоб був ты начальныком». Крёстная мать надевала новобранцу на шею крестик. А невеста - цепляла на грудь первый, специально ею подготовленный и вышитый платочек. А правую руку она же перевязывала полотенцем. Затем все приглашённые девушки «уквичалы» парня платочками. Прикрепляя платочки и на фуражку. Слайд 21 Платочков было настолько много, что подчас не было видно одежды призывника. Перевязывая призывника рушниками и прикрепляя ему платочки, участники обряда желали ему доброго пути. Обязательной на проводах, особенно когда провожающие шли к месту сбора призывников, была гармошка. Шествие по станице с песнями провожаемых вместе с новобранцем производило сильное впечатление на всех станичников. Слайд 22, 23 Перед отправлением в дорогу призывник снимал с себя полотенца и платочки. Платочки оставлял у себя, а рушники вручал матери, которая хранила их в укромном месте и отдавала их сыну после возвращения его со службы. Слайд 24 ^ Учитель. А сейчас мы нашим гостям предлагаем поучаствовать в викторине. Нужно из этой макитры вытащить записку с вопросом и попробовать ответить на вопрос. Ребята уже знают ответы. Дома с родителями они ответили на вопросы и если что – помогут гостям. Слайд 25
Учитель. Вот такие традиции были в казачьих семьях. А ещё на Кубани любили православные праздники. Какой ближайший православный праздник? Конечно Рождество! В старину говорили: «Рождество светится!» И было это отовсюду видно и заметно: тысячи переливающихся на морозе блёсток инея каждое утро щедро украшали крыши домов, амбары, заборы. Светился и казак – от удачи: урожайный год выдался! В день Рождества все от мала до велика шли в церковь. «Блескучий» снег резал глаза, и приходилось щуриться, под ногами громко хрустела морозная корочка, тулупы – чёрные да белые – мелькали повсюду, кисти расписных шалей спускались до земли, торжественный звон колоколов доходил до самой крайней станичной хаты. Заканчивалась служба – и начинались праздничные дни. Сколько самоваров чая было выпито! Сколько голов сахара расколото! Слайд 26 ^ Рождество Как красиво в январе, Всё как будто в серебре. Тихо-тихо снег кружится И на улицы ложится. В зимний чудный ясный вечер Мы зажжём на ёлке свечи. Соберёмся всей семьёй У красавицы лесной. Младший брат подарки носит, Он тихонечко нас спросит: «Это что за торжество?» «Нынче праздник – Рождество!» - Я отвечу хором с мамой – «Это праздник лучший самый». Как на улице стемнеет, Мама нас тепло оденет. Выйдем вместе все во двор, Снег искрится голубой. Первой в небе я найду «Вифлеемскую звезду». К брату подойду тихонько И толкну его легонько. Папа маме улыбнётся, Сердце радостней забьётся. Всё же это торжество. Нынче праздник – Рождество!
Учитель. Ребята, на память нашим гостям подарите рождественских ангелов. |
![]() | Какие только теплые слова, объяснения в любви родной Кубани не пишут поэты! В них и нежность, и забота, и гордость за родную сторонушку,... | ![]() | Сегодня мы поговорим о традициях и обычаях кубанского казачества. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними,... |
![]() | Продолжать знакомить с произведениями кубанских писателей и поэтов, из которых дети узнают о жизни кубанского казачества. Совершенствовать... | ![]() | Ступень обучения: дополнительное образование для детей в классе казачьей направленности. Класс 5 |
![]() | Кубани, обобщать и расширять представления о многообразии природы родного края; закрепить знания об истории возникновения кубанского... | ![]() | В 8 классе стержневым понятием курса является понятие литературной традиции. Данный урок органично входит в систему уроков по теме... |
![]() | М. М. «Кубанские казаки»- автор Котова Е. В., пособия сценические костюмы Кубанского казачьего хора, репродукции Атаманов кубанского... | ![]() | ... |
![]() | Сегодня первый урок по изучению хохломской росписи мы посвятим истории возникновения этого промысла и вы научитесь рисовать несколько... | ![]() | Гости и родители дарили подарки малышам. Под звуки первого заливистого звонка ученики 9 класса проводили первоклассников в просторный,... |