Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)




Скачать 108.19 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)
Дата публикации26.10.2014
Размер108.19 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > История > Конкурс
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013-2014 учебный год)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование.

Название работы: Изделия из муки. Бородинский хлеб.

Авторы: Григорьева Наталья Юрьевна, Ашурметова Елена Асильматовна.

Место выполнения работы: ГБОУ СПО «Суровикинский агропромышленный техникум» города Суровикина Волгоградской области

Интегрированный урок

Цели урока:

1.Ознакомиться с видами муки. Изучить сортность муки.

2.Дать определение муки.

3.Составить классификацию из муки.

4.Практическая работа по определению качества муки.

Учебно-познавательные и воспитательные задачи.

  1. Образовательные задачи

1.1. Знать определение, что такое мука.

1.2. Ознакомиться с сортами муки.

1.3. Изучить классификации изделий из муки.

2. Развивающие задачи.

2.1. Развивать умение изучать, сравнивать, анализировать результаты своей деятельности.

2.2. Способствовать развитию мыслительной деятельности.

2.3. Способствовать проявлению творческой инициативы, активности.

3. Воспитательные задачи.

3.1. Воспитывать патриотические чувства.

3.2. Воспитывать навыки работы в коллективе.

3.3. Воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

Тип урока: комбинированный; изучение новой темы; практическая работа.

Межпредметные связи

1.Биология «Строение зерна», физика «Состояние вещества», товароведение продовольственных товаров, деловая культура.

Материальное обеспечение урока.

1. Материально - техническая база:

Компьютер, различные виды и сорта муки, продукты и изделия из муки.

2. Дидактическое обеспечение.

  • Презентация «Мука». Изделия из муки»

  • Макет и строение зерна

Методы работы

  • Проблемный диалог

  • Наглядный метод

  • Игровой

  • Репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: исследование, демонстрационные примеры, работы с презентацией, закрепление пройденного материала, практическая работа.

^ ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент:

Проверка присутствующих, объявление темы и целей урока.

  1. Изучение нового материала по вопросам.

1.Что такое мука? (Мука – это порошкообразный продукт, получаемый в результате разлома зерен пшеницы, ржи, кукурузы)

2.Сортность муки (высший сорт, первый сорт, второй сорт)

3. Область применения муки: (макаронные изделия, хлебобулочные изделия, кондитерская выпечка)

III. Интеграция с уроком литературы

  • Календарь знаменательных дат.

  • 200 -летие Бородинского сражения.

  • 200- летие начала Отечественной войны 1812 года.

  1. Контроль знаний. Рефлексия.

  2. Практическая работа.

  3. Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание.

^ ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие мастера производственного обучения и воспитанниц.

Начинаем урок. Проверим по журналу явку обучающихся (отметить отсутствующих). Проведем осмотр внешнего вида обучающихся, соответствие одежды безопасным условиям работы и требования эстетики труда и распишемся по технике безопасности в журнале.

Звучит музыка «Поле - русское поле» на экране Шишкин И.И. «Рожь»

^ II.Изучение нового материала.

1-й этап частично поисковый.

Распределение на две команды («Стебелек», «Колосок») и работа в группах. Для установления взаимосвязи между темой урока и картиной И.И. Шишкина «Рожь», можно воспользоваться подсказками «Выбери правильный ответ»

1.Продолжи фразу: «Рожь это…»

а) сорняк, б)культурное растение

2.Что значит культурное растение?

а)человек выращивает его для употребление в пищу, б)растение красиво и культурно растет.

3.Вспомним сказку Толстого «Вершки да корешки» и расскажи, какая часть этого растения используется в пищу.

а)стебли, б)колоски, в)корешки

4.Какое ещё растение имеет полезный для человека колосок? (ромашка, подорожник, овес, крапива)

5.Можно ли использовать для производства муки такие растения как гречиха, кукуруза, рис?

а)можно, б)нельзя

Рассматриваем гербарий «Виды злаковых культур». Плод таких растений, как рожь, пшеница, овес, называется «зерновка». Путем размола зерен пшеницы, ржи, овса получается мука. Также для производства муки может использоваться кукуруза, рис, гречиха (вывод делают воспитанницы «Соответственно, мука бывает пшеничная, ржаная, овсяная, кукурузная, рисовая, гречневая).

Рассматриваем различные образцы муки.

  • Пшеничная первого сорта

  • Пшеничная второго сорта

  • Ржаная

  • Гречневая

  • Гороховая

При ответе на вопрос «Как охарактеризовать состояние муки?» используем межпредметные связи (физика) «Твердое состояние вещества».

Вместе пытаемся дать определение муки: Порошкообразный продукт, получаемый в результате разлома зерен пшеницы, ржи, кукурузы, овса, гречихи» овсяную муку называют толокном.

Толокно - овсяная мука, которую получали в основном толчением овсяных хлопьев (отсюда и название «толокно»). В настоящее время толокно используется чаще всего в качестве диетического (лечебного) средства. Толокно рекомендуют при болезнях желудочно-кишечного тракта, нервном переутомлении. В дореволюционной России толокно вырабатывали ручным способом. Мешок овса на сутки опускали в воду. Затем разбухшее зерно рассыпали на решето, чтобы стекла вода. Сушили в не сильно горячей печи, так, чтобы оно зарумянилось. После того как зерно высохло и приобрело коричневатый оттенок, его толкли в деревянной ступе, просеивали через сито. То, что оставалось, снова толкли, и так до пяти раз. Получалась ароматная «пушистая» мука, которую и называли «толокно». Такая мука отличается большей питательностью, поскольку в ней сохраняется все фракции зерна. (Читает Соловьева Елена)

^ 2-й этап – исследовательский

Рассмотрим различные виды помола муки:

  • мука белая, без посторонних фракций (образец №1)

  • мука с примесями отрубей (образец №2)

-Изучаем макет «Строение зерна» (биология) и делаем вывод, что такое отруби: это оболочки зерна, оставшиеся от помола муки.

Чем меньше отрубей, тем выше сорт муки.

Сортность муки распределяется следующим образом

  • высший сорт (без отрубей);

  • первый сорт (2-3% отрубей);

  • второй сорт (10-12% отрубей);

  • обойная (цельнозерновая) мука.

3-й этап частично-поисковый. (Презентация 30 секунд и карточки)

Перед вами «Изделия из муки» представлен ассортимент изделий из муки:

  • макаронные изделия

  • хлебобулочные изделия

  • кондитерская выпечка

Кроме муки, для получения тех или иных изделий необходимо иметь другие продукты. Перед вами (на слайде с картинками изображение вода, молоко, яйца, тмин, кориандр, дрожжи, сода, сливочное масло). Смешивая различные компоненты, получают тесто для булочек, хлеба, пряников.

^ ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ:

1-й вариант: подобрать компоненты для производства макаронный изделий,

2-й вариант: подобрать компоненты для производства хлебобулочных изделий,

3-й вариант: подобрать компонент для производства кондитерских изделий.
^ Ш. Интеграция с уроков литературы.

Цель урока:

Героизм русских солдат. История возникновения Бородинского хлеба.

Ход урока:

Эпиграф

«Вам все вершины были малы и мягок самый черствый хлеб…»

М.Цветаева

«И взрыв муку и тмин перемешал»

А.Симонов
^ Вступительное слово учителя:

-Сегодня у нас необычный урок. Мы говорим о хлебобулочных изделиях. На столе у нас черный Бородинский хлеб. А кто-нибудь из вас знает историю возникновения этого хлеба? На ваш объективный суд будут предоставлены две версии его происхождения. Это будет поединок двух историй.

А) звучит романс на стихи М.Цветаевой «Генералам 12 года».

Учитель: Этот романс на стихи М.Цветаевой. Она написала их в 1913 году почти через 100 лет после Бородинского сражения, увидев портрет Александра Тучкова.

Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я встретила, Тучков – четвертый,

Ваш нежный лик.

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена.

Ученица: Александр Тучков был одним из людей того высокого уровня долга и чести, на к/х держалась русская армия.

Александр Тучков и Маргарита прожили вместе год в его имении, а в 1807 году мужу надо было отбыть в расположение части и Маргарита отправилась вслед за мужем в полк, где познала все тяготы походной жизни. В 1811 году на свет появился сын Николенька. Ещё они оставались вместе год. Только в мае 1812 году Александр силой отправил жену в Москву. А в июне полчища Наполеона вторглись в Россию, 26 августа настал день Бородина.

(показ видео ролика) Пьер Безухов на Бородинском сражении из к/ф «Война и мир»

Судьба Александра была страшной: французская бомба - начиненная порохом, чугунный шар - попал в носилки, и от его тела ничего не осталось - оно исчезло.

Ученица: Современница Тучкова, так рассказывает о первом посещении вдовой Бородинского поля: «Уже наступила вторая половина октября, когда её дорожная карета остановилась у скромной усадьбы. Путешественница, не давши себе времени отдохнуть, послала в Лужицкий монастырь просить священников прийти немедленно на место битвы, чтобы отслужить панихиду в память павших на Бородинском поле. Затем Тучкова поднялась с колен и спросила, кто сможет ее сопровождать в поисках мужа. Вызвался старый монах-отшельник.

И вот вдвоем с ним Тучкова всю ночь бродила по полю около деревни Семеновское, нагибалась едва ли не к каждому трупу, стараясь узнать дорогие ей черты. Старик – монах вполголоса молился и кропил святой водой убитых.

Можно только представить, каких и физических, и душевных сил потребовало от Маргариты Михайловны многочасовое хождение среди тысяч трупов с целью найти и с тайной надеждой (может быть, все-таки жив) не найти тело мужа. Удивительное и пережитое тогда прошло сквозь ее исстрадавшееся сердце.

Несколько дней от рассвета да заката ходила она по глубокой грязи, среди трупов, словно не чувствуя смрада разложения, собственными руками переворачивала окостеневшие тела, заглядывала в лица… Но найти смогла только правую руку мужа – узнала её по рубиновому перстню. Рубиновый перстень мужа Маргарита Тучкова носила да самой смерти.

Ученица: Маргарита пережила мужа на сорок лет. Она оставила о себе не только потрясающую историю любви, не только храм и монастырь. Она открыла секрет особого хлеба к/м было принято поминать усопших. Сейчас этот хлеб называют Бородинским.

Учитель: Вот он Бородинский хлеб. Что первое бросается в глаза? (Хлеб необычно насыщенного –черного цвета) да хлеб черного цвета, как земля и скорбь Маргариты.

Учитель: Нам предоставлена история невероятной отваги и настоящей любви. Настало время услышать другую историю о происхождении Бородинского хлеба.

(Чтение стихотворения «Легенда о Бородинском хлебе»)

Ученица: Легенда о Бородинском хлебе

На Бородинском поле шло сраженье,

Картечи визг, как по стеклу ножом,

И вот французов лёгкою мишенью

Стал наш обоз с мукой и фуражом.

То ли ядро шальное, то ли мина,

То ли снаряд в фургон с мукой попал,

А следом шёл фургон с корицей, тмином,

И взрыв муку и тмин перемешал.

Ну а солдат кормить-то чем-то надо?

Негоже продовольствие бросать!

Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…

Так стали “Бородинский” выпекать.

И говорят, что даже сам Кутузов,

А может быть, и сам Багратион,

Нахваливали меткость тех французов,

Что так удачно вмазали в фургон.

Вот так из века, ставшего былинным,

Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.

Как хорошо, что был фургон тот с тмином,

А не с фасолью или с чесноком!

Сейчас настало время и нам попробовать Бородинский хлеб и определять победителя нашего поединка! Каждый возьмет кусочек Бородинского у того, чья версия вам больше понравилась (подсчитать количество голосов).

^ IV. Закрепление материала. Контроль знаний, рефлексия.

Ответы на вопросы

  1. Назвать растения, из которых можно получить муку.(рожь, пшеница, овес, кукуруза, гречиха, рис)

2. Дать определение, что такое мука. (Порошкообразный продукт, получаемый в результате разлома зерен пшеницы, ржи, кукурузы, овса, гречихи)

  1. Назвать виды муки. (пшеничная, ржаная, ячменная, овсяная, рисовая, гороховая, гречневая, соевая, кукурузная)

  2. На какие группы можно разделить изделия из муки. (макаронные изделия, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, печенья, пряники)

  3. Назвать возможные компоненты теста. (вода, яйца, тмин, молоко, кориандр, дрожжи, сода, сливочное масло и др.)

  4. В России 19 веке хлеб пекли в печах и он круглой формы, почему Бородинский всегда кирпичиком? (это формовой хлеб, выпекается в форме так пекли в массовом количестве для армии)

  5. Вам были предоставлены две версии о происхождении Бородинского хлеба, что общего в них? (связаны с Бородинским сражением)

  6. Какой он – Бородинский хлеб? (пряный, черный с тмином, цвета нашей русской земли).

Учитель: Подводя итоги, с сожалением надо признать, что ни одна из версий документально не подтверждается. Название Бородинский впервые встречается с начала 30-х годов, только уже 20 века. Тем не менее, похожая рецептура упоминается в литературе о хлебопечении 19 века.

  1. Практическая работа:

Определите органолептическое качество муки 1-2 образцов по стандартам.

  1. Сравните образец с характеристикой, данной в стандарте (определение цвета)

  2. Согрейте образец дыханием или зажмите его в ладони и понюхайте (определение запаха)

  3. Разжуйте небольшое количество муки, при этом обратите внимание на наличие хруста на зубах (определение вкуса).

  4. Полученные данные занесите в таблицу

Вид и сорт муки

Показатели качества

Заключение о качестве

цвет

запах

вкус

хруст





















  1. Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание.

1.Изучите вид и сорт ржаной и пшеничной муки по образцам и стандартам.

2. Составить текст по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) iconКонкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества...
Конкурс: Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) iconНоминация конкурса
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013- 2014 учебный год)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница