Скачать 82.82 Kb.
|
Содержание Ход урокаВступительная часть Беседа с учащимися о знакомых им произведениях Тема урока Физкультминутка «Мартышки» Продолжение темы урока Подведение итогов урока |
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса Тема урока: «Путешествие в страну Чукоккола» Составитель: учитель начальных классов Дзюбина А.С. Цель урока: познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского. Задачи урока: формировать у учащихся навыки осознанного, грамотного и выразительного чтения; совершенствовать различные виды речевой деятельности; воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора. Оборудование: литература К.И. Чуковского: стихи автора, иллюстрация к одному из них («ковер – самолет»); картинки с изображениями животных; портрет писателя; презентация с фотографиями дома – музея К.И. Чуковского; карта сказочной страны; аудиозаписи стихотворения «Радость», шум ветра; выставка с книгами автора. ^
Учитель: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Корнея Ивановича Чуковского. Послушайте аудиозапись».
Учитель включает аудиозапись стихотворения «Радость», не объявляя название. Учитель: «Что вызвало у вас улыбку при прослушивании?» Ответы учащихся. Учитель: «Как бы вы озаглавили это стихотворение?» Учащиеся: «Веселье», «Шутка», «Улыбка», «Смешинка». Учитель: «Сейчас я еще раз прочитаю Вам стихотворение, а Вы скажете, какое слово часто повторяется в этом стихотворении?» Учитель читает еще раз. Учащиеся: «Рады».
На доске портрет К.И. Чуковского и даты его жизни (1882 – 1969 гг.) Учитель: «Это стихотворение называется «Радость», а написал его известный писатель Корней Иванович Чуковский. Презентация с фотографиями Подмосковья и поселком Переделкино с музыкальным оформлением». Учитель: «В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил человек, которого знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители Москвы, и всей нашей обширной страны, и за ее рубежами… Каким он казался им великаном, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громкоголосный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем Чукоша».
Учитель: «Ребята, перед Вами книги с произведениями автора. Назовите их, пожалуйста». Дети называют знакомые произведения. Учитель предлагает учащимся проверить свои знания, читая им отрывки из произведений автора. Учитель: «Вдруг из маминой из спальни Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой». Учащиеся: «Мойдодыр». Учитель: «Молодцы. Ох, и трудная эта работа – Из болота тащить бегемота». Учащиеся: «Телефон». Учитель: «Правильно. Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!» Учащиеся: «Муха – Цокотуха». Учитель: «Совершенно верно. Милый, милый людоед, Смилуйся над нами. Мы дадим тебе конфет, Чаю с сухарями». Учащиеся: «Бармалей». Учитель: «Молодцы».
Учитель: «Вы много знаете произведений К.И. Чуковского. Сегодня мы с вами отправимся в страну Чукоккола, где познакомимся с другими произведениями автора. А сейчас немного отдохнем.
Мы – веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем ко лбу. И друг другу даже Язычки покажем. Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри.
Учитель: «Продолжаем наш урок. Итак, продолжаем наше путешествие. А поможет нам в этом сказочный транспорт. Ребята, какие виды сказочного транспорта вы знаете? Учащиеся: «Ковер – самолет, сапоги – скороходы, летучий корабль». Учитель: «Перед вами ковер – самолет. Ребята, все садитесь на ковер – самолет. Стоит нам сказать: « Ковер – самолет, возьми нас в полет!» - как мы сразу же взлетим. Давайте произнесем». Дети повторяют эти слова, слышен шум ветра (запись ветра). Учитель: «Быстро летит наш ковер – самолет. Итак, приземлились мы в необычной стране Чукоккола. Но, как в любой другой стране, здесь есть много городов со своими названиями. Этот город называется Загадайка. А как вы думаете, почему? Учащиеся: «Наверное, здесь будут загадывать загадки». Учитель: «К.И. Чуковский писал не только стихи, сказки, но и загадки». Выходят учащиеся и по очереди загадывают авторские загадки К.И. Чуковского, выученные заранее. Учащийся 1: «Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят». Учащиеся: «Еж». Учащийся 2: «Хожу – брожу не по лесам, А по усам, по волосам. И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей». Учащиеся: «Расческа, гребешок». Учащийся 3: «Мудрец в нем видел мудреца, Глупец – глупца, баран – барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя увидел неряху лохматого». Учащиеся: «Зеркало». Учащийся 4: «Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня!» Учащиеся: «Крапива». Учащийся 5: «В ясный день сидим мы дома. Дождь идет – у нас работа: Топать – шлепать по болотам». Учащиеся: «Галоши». Учащийся 6: «Из горячего колодца Через нос водица льется». Учащиеся: «Чайник». Учащийся 7: «В деревянном домике Проживают гномики, Уж такие добряки – Раздают всем огоньки». Учащиеся: «Спички». Учитель: «Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь садимся на ковер – самолет и отправляемся в город Чистюль. В каких произведениях автор призывает быть чистоплотным, аккуратным, опрятным?» Учащиеся: «Мойдодыр». Учитель: «Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Федорино горе». Учащиеся открывают текст. Учитель начинает читать, учащиеся продолжают читать по «цепочке»1. Учитель: «Почему взбунтовалась посуда?» Учащиеся: «Федора ее не мыла». Учитель: «Прочитайте отрывок о кочерге. Почему она не идет, а скачет?» Учащиеся: «Она хочет побыстрее ускакать от Федоры». Учитель: «Какие слова – действия (глаголы) показывают движение посуды?» Учащиеся: «скачут, помчалися, бегут, несутся». Учитель: «Почему эта история закончилась для Федоры благополучно?» Учащиеся: «Она поняла, что нельзя так поступать, и попросила у посуды прощение». Учитель: «Мы летим дальше, наш путь лежит в город Шиворот – Навыворот. В каких произведениях можно встретить ситуации, где все наоборот?» Учащиеся: «Путаница», «Чудо – дерево». Далее дети работают по вопросам, которые составлены в документе Microsoft Word и размещены на интерактивной доске:
Учитель: «Следующая остановка в городе Пугалка. Чуковский веселил детей не только путаницей, но и «страшными» историями. Какие «страшные» истории К.И. Чуковского вы знаете?» Учащиеся: «Тараканище», «Бармалей», «Крокодил». Учитель зачитывает «страшные» отрывки, по реакции детей задает вопросы. Учитель: «Почему «страшные» истории вызывают у вас улыбку?» Ответы учащихся. Учитель: «Так какие же это истории: страшные или смешные?» Учащиеся: «Скорее смешные». Учитель: «Наш путь лежит в город Айболития». У детей книги с произведением «Айболит». Учитель: Назовите животных, которые помогали Айболиту». Учащиеся: «Обезьяна, слон…». Учитель: «А теперь причитайте отрывки, подтверждающие ваши ответы». Выборочное чтение.
Учитель: «Что нового Вы узнали на уроке? Какие произведения К.И. Чуковского мы сегодня изучали? Что, кроме сказок, писал автор? Ответы учащихся. Учитель: «Надеюсь, что урок Вам понравился. И Вы дома еще раз перечитаете любое произведения автора. Урок окончен. Спасибо за внимание». Список используемой литературы
Приложение 1 ![]() Приложение 2 ![]() Чуковский Корней Иванович (19 марта 1882 год – 28 октября 1969 год) Приложение 3 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 1 Поочередное чтение каждым учащимся. |
![]() | Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения богандинской средней общеобразовательной школы №1 | ![]() | Формировать у детей навык выразительного чтения, новые способы действий: работа в группах |
![]() | «Развитие ключевых компетенций учащихся на основе использования межпредметных связей» | ![]() | Предметные: знают изобразительные средства выразительности (олицетворение, эпитет, метафора); определяют средства создания пейзажа... |
![]() | Республика Татарстан, город Набережные Челны, посёлок гэс, ул. М. Джалиля, дом 70 кв. 73 | ![]() | Предлагаемая на конкурс методическая разработка является одним из уроков в системе уроков творчества, проводимых в 5 – 6 классах |
![]() | Цель урока: сформировать у детей интерес к книгам и чтению, познакомить с правилами обращения с книгой | ![]() | ... |
![]() | Учебная хрестоматия «Литературное чтение. 3 класс, часть1» (авт. Л. А ефросинина), 2012 год | ![]() | Место работы: мбоу «сош с. Сасыколи им. Г. Г. Коноплева»,Харабалинского района,Астраханской области |