Скачать 80.84 Kb.
|
МБОУ ВМР «Присухонская оош» Вологодский район Вологодская область «Его Величество Картофель!» Методическая разработка внеклассного мероприятия учителя начальных классов Москвиной Т. Г. 2012 – 2013 уч. г. Задачи: а)образовательные: -расширить знания детей по теме «Картофель»: происхождение названия, появление в России, правила посадки и выращивания, а также блюда, которые можно приготовить из этого овоща; - закрепить представление обучающихся о значимости картофеля в рационе питания; б) развивающие: - развивать у детей такие познавательные процессы, как внимание, память, воображение, речь, мышление; в) воспитательные: - воспитывать бережное отношение к данному растению; - формировать такие качества, активность, чувство товарищества, инициативность. Оборудование: - плакат с надписью «Его Величество Картофель!»; - ёмкости с клубнями для украшения; - шары; - выставка рисунков на тему: «Картофельное сказочное существо»; - карточки с загадками; - жетоны; - лоток с драниками; - презентация. Ход занятия. ^ : Глашатай 1: Собирайся, народ! Праздник не ждёт! Глашатай 2: Приходи-ка, детвора, Праздник начинать пора! ^ : Знают все: и стар, и млад – Его Величество Картофель! Появляются Зелибоба с Бусинкой: Зелибоба: Бусинка! Идём скорей, а то опоздаем! Ничего не услышим, ничего не узнаем! Сегодня праздник устроила детвора. Бусинка: Стой, Зелибоба! Давай сначала поздороваемся с детьми. Здравствуйте, друзья! Зелибоба: Здравствуйте, ребята и взрослые! Учитель: Здравствуйте, друзья! Проходите скорее сюда! Праздник мы здесь начинаем, Картофель на земле восхваляем. ^ Зелибоба: У-у-у, как скучно. Я-то думал повеселится, а вы тут о картошке говорить будете. Ну что тут может быть интересного? Тем более я картошку не ем, вот пирожные да конфеты – это другое дело! Учитель: Не спеши, Зелибоба! Рассказ о картофеле может быть очень интересным. Знаешь ли ты, к примеру, что родина этого растения находится далеко за океаном, а на нашем столе он появился около 250 лет назад. Высоко в горах Южной Америки встречается много диких видов картофеля. Учёные, занимавшиеся историей овоща, много спорили, кто же первый перевёз питательные клубни через океан. Об этом тебе, Зелибоба, узнать нужно. А ребята тебе помогут. Знаете ли вы, ребята, откуда к нам картофель на стол пришёл? Ученик 1: Свою славу картофель приобрёл не сразу. Долгое время он рос лишь в ботанических садах. Тогда ещё не умели его сажать глубоко, поэтому клубни имели горьковатый вкус. Ученик 2: Впервые в Россию картофель попал в конце 17 века из Роттердама. Пётр 1 путешествовал по Европе и знакомился с различными заморскими диковинками и пересылал всё, что особо ему понравилось. Так, по указанию царя, графу Шереметьеву из Голландии был направлен мешок картофеля, чтобы тот разослал его по разным областям. Ученик 3: Через 25 лет из Петербурга в другие губернии было выслано для посадки около 180 кг своего, русского картофеля. Был он мелким, горьковатым на вкус, и люди недоверчиво отнеслись к этой культуре. Потребовалось более 100 лет, чтобы этот гость из Америки занял одно из первых мест в списке пищевых растений нашей страны. Учитель: Вот мы и познакомились с историей этого удивительного овоща. Зелибоба: Ой, что-то я не всё запомнил! Ребята, вспомним ещё раз о том, что только что узнали! ^ Зелибоба: Ребята! Вы мне сейчас говорили, что много лет назад картошка была горькая, невкусная. А я знаю, теперь из этого овоща можно приготовить очень вкусные блюда. Как же нужно её выращивать? ^ Землюшка – чернозём, Землюшка – чернозём, Идут по кругу. Чернозём, чернозём. Землюшка – чернозём. Тут картошка выросла, Тут картошка выросла, ^ Выросла, выросла. Тут картошка выросла. У картошечки ростки, Все садятся на корточки и У картошечки ростки, постепенно начинают И туги, и зелены. подниматься. У картошечки ростки. Налились клубеньки, Приподнимаются на носочках Налились клубеньки, и разводят руками. Выкопали, выкопали, Имитируют копание Выкопали клубеньки. лопатой. Вот какой урожай! Хлопают в ладоши. Вот какой урожай! Будет сыта детвора И целый год весела! Бусинка: Молодцы, ребята! Зелибоба: Спасибо вам, ребята, я понял, о картофеле можно узнать много нового и интересного. А сейчас я предлагаю поиграть с вами в игру «Меню». Среди вас есть настоящие знатоки блюд, приготовленных из картофеля? Тогда приглашаю для участия 2 команды по 5 человек. Каждый из вас по очереди должен называть блюдо, которое можно приготовить из этого овоща. Выиграет та команда, которая назовёт блюдо последним. ^ Зелибоба: Молодцы! Выигравшая команда получает 5 жетонов(каждому по одному). Бусинка: Посмотри, Зелибоба! Какие здесь замечательные рисунки детей. Зелибоба: Да, целая выставка. Учитель: Наши ученики придумали сказочного героя из клубня картофеля и нарисовали его. Я предлагаю вам подвести итоги конкурса художников. ^ Учитель: А сейчас для наших гостей ребята исполнят песню про это удивительное растение. «Картошка». Ну, споёмте-ка, ребята, Жили летом дома как. И на солнце, как котята, Грелись этак, грелись так. Наши бедные желудки Были вечно голодны. И считали мы минуты До обеденной поры. Здравствуй, милая картошка! Низкий шлём тебе поклон. Даже дальняя дорожка Нам с тобою нипочём. Ах, картошка – объеденье! Всех ребяток идеал. Тот не знает наслажденья, Кто картошки не едал. (Эта песня изменена. Оригинал «Картошка» сл. В. Попова, м. М. Иорданского - прим. автора ) Зелибоба: Какая хорошая песня! Вот только теперь кушать захотелось. ^ с лотком на шее. Продавец: Почтеннейшая публика! Покупайте драники! Кому за пятак, Кому отдам просто так! Хотите – верьте, хотите – нет, Но в этих драниках есть секрет! Зелибоба: Ой, сюда, сюда, продавец! Я сейчас 5 , нет 10 драников сразу съем. Продавец: Не спеши, молодец! Мои драники не продаются, а за так отдаются. Но не любому, а тому, кто мои загадки отгадает. Хочешь полакомиться – отгадывай. А загадки вот про что: Его Величество картофель не один в огороде растёт – у него много соседей. Какие вы ещё знаете овощи? Проводится конкурс загадок. 1.Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь. (репа) 2. Прежде, чем его мы съели, Мы наплакаться успели. (лук) 3. Сижу в земле на грядке я. Длинная, сладкая, красная. (морковь) 4. Щёчки розовые, нос белый. В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (редис) 5. На одной ноге стоит, Срежут, засолят – хрустит, Приготовят салат – С постным маслицем съедят. (капуста) 6. Растут на грядке зелёные ветки, А на них красные детки. (помидоры) 7. Без окон, без дверей, Полна горница людей. (огурец) 8. Вырастает он в земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуёшь – Даже маленькая долька Будет пахнуть очень долго. (чеснок) 9. В земле сидит, Хвост вверх глядит, Сахар из неё можно добыть, Вкусный борщ сварить. ( свекла) 10. ^ И зелен, и густ На грядке куст… Покопай немножко – Под кустом …(картошка) Молодцы! Всё правильно отгадали. За это вам угощение! ^ Учитель: Бусинка, Зелибоба! А вы знаете, почему у этого овоща такое название «картофель»? Вместе: Нет! Учитель: Тогда ребята сейчас вам расскажут… Ученик 4. Слово произошло от немецкого слова «крафттойфель»: «крафт» - сила, «тойфель»- чёрт, таким образом, «чёртова сила», поэтому церковь считала «земляные яблоки» (картофель ещё и так называли) искушением дьявола, а внедрение этого овоща производилось силой и хитостью. Поэтому долгое время люди не решались выращивать у себя на огородах картофель… Ученик 5. И зря… в настоящее время он является одним из самых распространённых продуктов, так как он питателен и богат витаминами и другими веществами, полезными для организма человека. Ученик 6. Сейчас существует очень много различных видов картофеля. Самые распространённые сорта такие: Белорусский ранний, Лорх, Огонёк, Весна, Смена, Столовый и др. Зелибоба: Какие вы молодцы! Благодаря вам, ребята,я так много нового и интересного узнал о картофеле. Недаром вы его зовёте «Его Величество Картофель». Учитель: Действительно, мы сегодня узнали с вами много нового. А хотите увидеть, сколько? Давайте подсчитаем количество жетонов, которые вы получали за правильные ответы. Итак, больше всего жетонов у ….Он занимает первое место.( аналогично – 2 и 3 места) ^ Бусинка: спасибо вам большое за праздник! Нам с Зелибобой очень понравилось, поэтому для вас у нас есть подарок – кроссворд на тему: «Растения сада и огорода». Вам нужно вписать названия овощей, ягод, фруктов. В выделенных клетках прочитаете пословицу. ^ Учитель: И в заключение нашего праздника ребята прочтут стихи и сказки о картофеле собственного сочинения. ^ : Ну что ж, побывали мы у вас в гостях, пора и домой возвращаться. До свидания! Герои уходят. Литература: 1. Большая энциклопедия природы.-том 6.- Жизнь растений. Травянистые растения. М.:Мир книги.-2002г.-с. 75. 2. Брыгина Н.Т. Жиренко О.Е. и др. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»:1-4 класс.М.:ВАКО, 2004г.-с.70, с.283-284. 3. Занимательное азбуковедение/ Сост. В.Волина .-М.: Просвещение. 1991г. 4. Занимательный материал на уроках естествознания. Метод. пособие для учителей нач. классов. Углич, 1995г. 5. Начальная школа. Г.- №1. 2002г. с. 5-7 6. Яровая Л.Н. Барылкина Л.П.и др. Внеклассные мероприятия. 1-4 классы.-М.:ВАКО,2005г. Приложение. Стихотворение о картофеле собственного сочинения ученицы 3 класса Ивановой Лизы. Снова май стучит в окошко, Значит, скоро на картошку: В огород, на дачу, в поле, На участок возле школы. Нужно много потрудиться, Чтоб картофель уродился. Знаем мы давно с тобою, Что картошка – хлеб второй. Без неё не сваришь суп, Не сделаешь окрошку. И в салат, и в винегрет – Везде нужна картошка! |
![]() | Цель: расширить и закрепить знания о вреде курения, о его влиянии на здоровье человека | ![]() | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Рождественские традиции в англоязычных странах» |
![]() | Задачи: развитие коммуникативных, творческих способностей, развитие умения сценического искусства | ![]() | Цели: Расширение знаний учащихся об истории города Краснодара, Краснодарском крае |
![]() | Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5 | ![]() | Расширить кругозор обучающихся, познакомив их с информацией о хвойном дереве ель и его роли в жизни человека |
![]() | Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы | ![]() | Валерия Золотухина; развивать творческие способности детей. Дать понять учащимся, что человек сам кузнец своего счастья |
![]() | Гоу основная общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка | ![]() | Название работы: «Методическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества» |