Скачать 62.39 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Урок-путешествие Тема «М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения» Цель урока: 1. Рассмотреть историческую основу стихотворения. 2. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свое Отечество; воспитывать уважение к великому прошлому России, гордость за свой русский народ. Оборудование: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», рисунки учащихся, портреты героев-военачальников, репродукции о войне 1812 года; компьютер, интерактивная доска; план-задание, костюмы для инсценировки. Использование ИКТ: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», видеоматериалы, подготовленные старшеклассниками, мультимедийная презентация; компьютер, интерактивная доска. План урока: I. Вступительное слово учителя (целеполагание) (2 минуты) II. Погружение в историю через рисунки, репродукции, через фильм (4 минуты) III. Инсценировка из произведения «Бородино» (2 минуты) IV. Работа в группах (7 +8= 15 минут) V. Метапредметное задание(2 минуты) VI. Итоги работы (рефлексия) (2 минуты) VII. Чтение стихотворения старшеклассниками (видеоролик) (2 минуты) VIII. Домашнее задание (1-2 минуты) ^ I. Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжаем работать по творчеству М.Ю.Лермонтова, по стихотворению «Бородино». Тема урока звучит так: «Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения». Как вы понимаете тему урока? Значения всех ли слов вам понятны? Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству и своему народу. Патриот - человек, проникнутый патриотизмом. Пафос – воодушевленный, подъем, энтузиазм (опережающее индивидуальное задание: работа по толковым словарям). Целеполагание. - Какие цели каждый из вас ставит сегодня на уроке? - Что вы ожидаете получить для себя от этого урока? II. Погружение в историю. Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок – путешествие. Мы с вами отправимся в 19 век. Как вы себе представляете это время? (^ ). Совершенно верно. Какое трагическое для нашей страны событие произошло в 19 веке? (Отечественная война 1812 года). Наши временные рамки сузим до этого периода. Теперь отправимся в путешествие, это позволят нам сделать ваши рисунки, репродукции, фрагмент бородинского сражения из фильма «Война и мир». Внимательно посмотрите этот фрагмент, обратите внимание на лица героев, на одежду, на военное снаряжение. (^ Вопросы после просмотра фрагмента. - Какие новые ощущения вы испытали? - Какие чувства вас переполняют? - Возможно, кто-то желает поделиться своими мыслями? (Обсуждение) III. Инсценировка. Вернуться к сюжету стихотворения «Бородино» нам поможет инсценировка фрагмента этого произведения. (^ ). (Просмотр сценки, оценка учащихся) IV. Работа в группах. (^ ) I группа (Творческая. На учащихся галстуки зеленого цвета. Командир группы – Наточий Валерия). Цель группы: опираясь на текст стихотворения «Бородино», на ключевые слова, на схему в тетрадях, создать образ старого воина. Связать образ с темой урока. Речь героя – Внешний вид солдата – Настроение – Отношение к происходящему – (^ ) Вывод: Старый солдат – патриот своей страны, тяжело переживает случившиеся события, гордится прошлым своего отечества. Через патриотизм простого русского солдата мы ощущаем патриотический пафос произведения. Вопросы к группе. II группа (Теоретики. На учащихся галстуки синего цвета. Командир группы – Муйдинова Шахноза) Цель группы: схематично (знаково) представить образ главного героя; показать, через какие признаки определили характер героя. Связать с темой урока. речь Молодой солдат поступки воспоминания Главный герой с сослуживцами отношение к другим участникам Один участник группы представляет схему на интерактивной доске. Вывод: Схема помогает представить взаимоотношение героя с другими участниками событий, глубже охарактеризовать персонаж, увидеть в характере старого солдата патриотические чувства. Физминутка. III группа (Историки. На учащихся галстуки жёлтого цвета. Командир группы – Алиев Али). Цель группы: опираясь на текст, доказать, что данное произведение отражает реально произошедшие события, подобрать цитаты для подтверждения своих мыслей. (Можно все представить схематично (знаково). Связать с темой урока. (Учащиеся должны уметь создавать и использовать сообщения; избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации). Ответ ученика: ^ Присутствие воюющих сторон: ( «Французы двинулись как тучи», «Чужие изорвать мундиры О русские штыки» ^ Москва Бородино Историческое событие французское войско русское войско Вывод: Реальные географические названия (Москва, Бородино), присутствие русских и французских солдат, устаревшие слова (Драгун, улан, кивер, картечь) помогают нам понять, что события имели место быть и отражали баталию 1812 года. Вопрос Калдыбаева Илияза к одному из членов группы. - Является ли старый воин историческим лицом? (Обсуждение) IV группа (Учащиеся в красных галстуках. Командир группы – Калдыбаев Илияз). Цель группы: Выписать из стихотворения «Бородино» эмоционально-выразительные средства, заполнить таблицу. Ответить на вопрос: - Какую роль эти слова играют в тексте? Связать с темой урока.
Вывод: ^ Самоанализ. Оценка работы в группах. Каждый командир оценивает работу группы. V. Метапредметное задание. - Обращение к ученикам. Ребята, мы увидели отношение старого солдата к военным событиям. Как вы думаете, что бы обо всем этом сказал старый солдат французской армии? (Война приносит страдания, война это плохо, войн не должно быть) VI. Итоги урока. Рефлексия. - Реализованы ли цели, поставленные вами в начале урока? - Что вам дал этот урок? - С каким чувством уйдете с урока? (Обсуждение) VII. Чтение авторского стихотворения «Бородино» ученицы гуманитарного класса Тригубенко Дарьи. (читает ученик 11б класса Кеня Евгений на фоне подготовленной им аудиозаписи). (Учащиеся должны уметь воспринимать информацию, представленную с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов) (Обсуждение) VIII. Домашнее задание. Подготовить электронную презентацию (2-4 слайда) к стихотворению «Бородино», подобрать к иллюстрациям цитаты из теста. (Учащиеся должны уметь находить информацию в различных источниках, в том числе сети Интернет). IX. Самооценка деятельности на уроке. (При помощи цветных квадратиков каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке). |
![]() | Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения» | ![]() | Цель: ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии «Бородино», ставшим образцом для многих писателей,обращавшихся... |
![]() | Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев» | ![]() | Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения |
![]() | России годом истории. 200 лет назад произошло одно из самых тяжелых сражений – Бородинская битва | ![]() | М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения |
![]() | М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников... | ![]() | Тема и номер урока в теме: «М. Ю. Лермонтов: жизнь и литературная деятельность». «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство... |
![]() | Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,... | ![]() | М. Ю. Лермонтова «Бородино», развития умений осознанного чтения, анализа литературного произведения, коммуникативных умений, что... |