Элективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка




Скачать 387.94 Kb.
НазваниеЭлективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка
страница1/4
Дата публикации22.01.2015
Размер387.94 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
З.Т. Веселова

Элективный интегрированный курс

«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО, В СЛОВЕ ЯВЛЕННЫЙ»

10 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс предполагает расширение и углубление работы по развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, формированию ценностно-языковой картины мира на основе лингвокультурных концептов и может быть рекомендован в качестве элективного для учащихся как гуманитарного, так и негуманитарного профиля.

«В человеческих делах … главное внимание должно быть обращено на мотивы», - писал Гете. Для формирующейся личности десятиклассника важно осознание и понимание тех побуждений, которые заставляют человека действовать. И выделение таких концептов культуры, как любовь, долг, зависть, эгоизм и альтруизм, честолюбие и тщеславие, основано на анкетировании учащихся 9-10 классов. Именно эти мотивы называют они как наиболее интересующие их и в то же время требующие пояснения и обсуждения.

^ Содержание курса состоит из вводных (2) и основных (7) занятий, которые знакомят учащихся с понятиями «концепт» и « концептосфера», с основами концептуального анализа: составление словарного, контекстуально-метафорического и словесного портретов концепта.

^ Цели курса: формирование ценностной картины мира (фрагмент «человек действующий») в сознании растущего человека посредством слова; расширение кругозора и формирование лингвокультурологической компетенции, развитие нравственных и эмоционально-волевых качеств личности; совершенствование навыков самостоятельной (в том числе и проектной) деятельности.

^ Задачи курса: совершенствовать навыки литературоведческого и лингвистического анализа текстов различных стилей; развивать умение правильно устанавливать лексическое значение и понятийное значение слова, его семантические отношения со словами той же культуры; отрабатывать жанровые модели творческих работ в жанре эссе, рассуждения-размышления, метафорического и аллегорического портретов концепта.

^ Отличительной особенностью курса является тесная связь с курсом литературы 10 класса. Обращение к произведениям, изучаемым в 9-10 классах, предполагает не просто углубление знаний о них, но анализ с позиции элективного курса, что совершенствует умения анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать необходимый с точки зрения конкретного вопроса материал и интерпретировать его.

Отдельные задания ориентированы на подготовку учащихся к ЕГЭ как по русскому языку, так и по литературе (работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологизмами и т.д.)

Курс рассчитан на 18 часов и в качестве заключительного этапа предполагает презентацию самостоятельной проектной деятельности учащихся.

^ Примерный тематический план




п/п


Тема

Кол-во

часов


Виды деятельности

1.

Концептосфера русского языка: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…» (А.С. Пушкин)

2

Ассоциативный эксперимент, интерпретация

научной метафоры; создание словарного портрета термина «концепт»

2.

Концептосфера русского языка: «Нельзя объять необъятное» (К. Прутков)

2

Элементы творческой мастерской, пись

менный ответ на вопрос.


3.

^ Действие и деятельность: «мне нужно действовать…» (М. Лермонтов).

2

Лингвистический анализ текста; создание словесного портрета концепта «действие»

4.

«Страна любви – великая страна» (Вл. Высоцкий)


2

Составление контекстуально-метафорического портрета концепта «любовь»

5.

И честолюбие – от слова «честь»

2

Создание лингвокультурологических этюдов, написание эссе

6.

«…я ныне завистник » (А.С. Пушкин)

2

Составление аллегорического портрета концепта «зависть»

7.

«Ритм нашей жизни- долг» (А. Блок)

2

Создание проблемной ситуации; создание лингвокультурологического этюда.


8.

^ Эгоизм и альтруизм: «жить только для себя не значит жить» (Менандр)

2

Литературоведческий анализ текста, написание эссе, составление кластера.

9.

Презентация результатов учебного проекта.

2

  • Читательская конференция «Человек действующий в русской литературе XIX века».

  • Защиты аллегорических портретов концептов.

ИТОГО:

18





Методическое обеспечение курса

1. Мишатина Н.Л. Образ человека, в Слове явленный. Книга 1. «Как сердцу высказать себя?..» Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода (7-9 классы). Пособие для учителя. – СПб.: 2002. – 260 стр.

2. Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «САГА» - «НАУКА», 2004. – 256 стр.

3. Мишатина Н.Л Диалог с Обидой и Честью на уроках словесности. – Журнал

«Русская словесность». – 2005. - № 2. – С. 66-73.
Рекомендуемая литература

  1. Воркачев С.Г. Любовь как лингвокультурный концепт. – М.: Гнозис, 2007. – 284 с.

  2. Колесов В.В. Язык и ментальность. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004. («Культурные темы»: Честь и совесть; Любовь и свобода).

  3. Лихачев Д.С. Заметки о русском. //Земля родная. – М.: 1983.

  4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб.: Искусство, 1994.

  5. Шмелев А.Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души». //Русский язык в школе. – 1996. - № 3. («Культурные темы»: Долг и обязанность).

  6. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. – М.: 2002. («Культурные темы»: Долг и обязанность).


Содержание программы.
Тема № 1. Концептосфера русского языка: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…» (А.С. Пушкин).

Значение и смысл слова. Понятие о концепте как «основной ячейке культуры в сознании человека» (Ю.С.Степанов) Культура как совокупность концептов и отношений между ними.
Тема № 2. Концептосфера русского языка: «Нельзя объять необъятное» (К. Прутков).

Понятие картины мира в языке. Язык как «источник нашего понимания бытия» (К.Ясперс), хранилище коллективного опыта и культуры народа.
Тема № 3. Действие и деятельность: «мне нужно действовать…» (М. Лермонтов).
«Назначение человека – в разумной деятельности» (Аристотель). Деятельность разумная и неразумная. Действие и бездействие. Мотивы, побуждающие к действию.
Тема № 4. «Страна любви – великая страна» (Вл. Высоцкий).

«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.Тургенев). Иерархия любви. Язык любви. Любовь- спасение или рок?
Тема № 5. И честолюбие – от слова «честь».

Честолюбие = честь + любовь. Тщеславие = Тще(напрасно, зря) + слава. Сопоставление и соотношение этих концептов.
Тема № 6. «…я ныне завистник » (А.С. Пушкин).

«Зависть – враг счастливых» (Эпиктет). «Зависть- сестра соревнования» (А.Пушкин). Зависть черная. Зависть белая. Атрибуты зависти.
Тема № 7. «Ритм нашей жизни- долг» (А. Блок).

Долг - «якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься» (И.Тургенев). Долг перед собой и долг перед другими. Человек долга в художественном мире Пушкина. «Нет другого величия, кроме величия исполненного долга».(Ренан)
Тема № 8. Эгоизм и альтруизм: «жить только для себя не значит жить» (Менандр).

«Все жертвы мира во имя Эго!» (И.Северянин). Так ли это? Эгоизм- себялюбие. Любовь к себе и любовь к другим. Теория «разумного эгоизма» Чернышевского. «Эгоист поневоле», «страдающий эгоист». Альтруизм. Бескорыстие. «Нет одинокого счастья» (Чернышевский).
Тема № 9. Презентация результатов учебного проекта.

^ Тема № 3. Действие и деятельность: «мне нужно действовать…» (М. Лермонтов)

I. Вступительное слово учителя.

- «Назначение человека - в разумной деятельности», - утверждал древнегреческий философ Аристотель. И сегодня мы попытаемся осмыслить, что же такое «действие», «деятельность» человека, разобраться в особенностях употребления этих слов, потому что весь год в центре нашего внимания будет «человек действующий».
^ II. Составление словесного портрета концепта «действие».

1. Моделирование словарного портрета концепта «действие».
- Познакомьтесь со словарными статьями и на их основании дайте определение слова «действие» одним предложением.

Действие - 1) проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь; 2) результат проявления деятельности чего-нибудь, влияния, воздействия; 3) поступки, поведение

(Словарь С.И. Ожегова).

Действие - 1) деятельность; 2) поступки, поведение; 3) влияние, воздействие

(Словарь русского языка в 4-х томах).
- Подберите однокоренные слова к слову «действие», сделайте морфемный разбор слов «действие», «деятельность».

Примечание: в Словаре морфем приводится 187 слов с этим корнем.
- Словарь синонимов приводит следующий ряд слов к слову «действие»:

действие - поступок, акт, деяние. Продолжите этот ряд.

- Какой из этих синонимов вы вставите в изречение Пифагора: «Статую красит вид, а человека - (-?-) его»?

- Дайте лексическую характеристику вставленному слову (деянию).
- Приведите антоним к слову «действие» - (бездействие). Распределите следующие фразеологизмы на два столбика, подчеркнув фразеологизмы, обозначающие деятельность со знаком минус:


Действие

Бездействие

Землю роет, бить баклуши, собак гонять, брать быка за рога, считать ворон, лодыря гонять, брать в оборот, лежать на боку, гнуть спину, чужими руками жар загребать, тянуть лямку, вставлять палки в колеса


- Распределите указанные эпитеты на два столбика, добавив в каждый из них свои эпитеты:


^ Деятельность разумная

Деятельность неразумная

Созидательная, разрушительная, во благо, свободная, ограниченная, во вред, осознанная, бессмысленная, полезная, революционная, бурная



- Составьте словосочетания со словами «действующий»- «действительный».

^ Слова для справок: закон, президент, член-корреспондент РАН, армия, власти, лицо, жизнь, факт, вулкан, опасность.
2. Составление контекстуально-метафорического портрета концепта «действие».
- Прочитайте афоризмы, составьте на основании их лексическое поле слова «деятельность».

1) ^ Думать при всяком деянии о цели оного (Л.Н.Толстой).

2) Деятельность есть благо, ибо она есть движение жизни (Т.Гоббс, английский философ 17 века).

3) Деятельность уже в себе самой содержит награду. Действовать, создавать, сражаться с обстоятельствами, побеждать и быть побежденным - вот в чем вся радость, вся жизнь здорового человека (Э.Золя).

4) ^ Жизнь и деятельность столь же тесно связаны между собой, как пламя и свет. Что пылает, то, верно, светит, что живет, то, конечно, действует (Ф.Н.Глинка).
- Самостоятельно составьте лексический ряд к слову «бездействие».

- Перечислите, что, по-вашему, является мотивами, побуждающими к действию или к бездействию.

Действие: …

Бездействие: …

3. Моделирование художественного концепта «действие»/ «деятельность».

1). Прочитайте отрывок из одного из самых урбанистических стихотворений Н.А. Некрасова «Утро» (1872-1873). Какой мотив является господствующим в нем? (Мотив человеческой отчужденности и смерти). Выделите ключевые строки этого стихотворения (Начинается всюду работа и Выстрел - кто-то покончил с собой …). Выпишите слова и словосочетания, раскрывающие характер и мотивы этой работы. Чем заканчивается стихотворение? Закономерен ли его финал? (Такая работа ведет к саморазрушению личности).
Начинается всюду работа;

Возвестили пожар с каланчи;

На позорную площадь кого-то

Провезли – там уж ждут палачи.
Проститутка домой на рассвете

Поспешает, покинув постель;

Офицеры в наемной карете

Скачут за город: будет дуэль.
Торгаши просыпаются дружно

И спешат за прилавки засесть:

Целый день им обмеривать нужно,

Чтобы вечером сытно поесть.
Чу! На крепости грянули пушки!

Наводненье столице грозит …

Кто-то умер: на красной подушке

Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит – попался!

Гонят стадо гусей на убой;

Где-то в верхнем этаже раздался

Выстрел - кто-то покончил с собой …
2). Прочитайте отрывки из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Выделите ключевые слова в репликах героев. Что понимают под словом «деятельность» участники диалога? Какие побудительные мотивы деятельности они называют?
- Позвольте, Павел Петрович,- промолвил Базаров,- вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы не уважали себя и то же бы делали.

^ Павел Петрович взмахнул руками.

-Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

-Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным,- промолвил Базаров.- В теперешнее время, полезнее всего отрицать - мы отрицаем.

-Всё?

-Всё!

-Как? Не только искусство, поэзию..но и …страшно вымолвить…

-Всё, с невыразимым спокойствием повторил Базаров. (…)

-Однако позвольте, - заговорил Николай Петрович.- Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете…Да ведь надобно же и строить.

-Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.
^ III. Создание словесного портрета концепта «действие».

1. Продолжить в жанре эссе афоризм, который вам понравился.

2. Написать этюд «Человек действующий - это…».

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка icon9 класс Учитель: Идрисова Фагима Мухамеджановна Элективный курс "Chanson!" Пояснительная записка
Элективный курс «Поём на французском!» для общеобразовательной школы предназначен для девятиклассников

Элективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка iconЭлективный курс «стилистика художественного текста» Пояснительная записка
Программа курса предназначена для изучения стилистических и языковых явлений в произведениях писателей XVIII xx веков

Элективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка iconЭлективный курс «Дизайн одежды» Пояснительная записка Одной из самых...
«дизайнер», т к его деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека, его имиджа и...

Элективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка iconПояснительная записка к элективному курсу «Учимся играя»
Элективный курс “Учимся играя” предназначен для учащихся 7-8 класса, который компенсирует недостатки обучения по математике, дополняет...

Элективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка iconЗакон и загон 22 2001 2002 письмо политологу 34 образ мира, в слове...
Ваша книга «В плену свободы» превосходна. Удивительный ум, удивительная эрудиция. Масштаб автора выявляется и через язык: простой,...

Элективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящий элективный курс может преподаваться...
Кроме того, происходит путаница при употреблении даже широко распространенных топонимов, значения которых в разговорной речи часто...

Элективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка iconПрограмма интегрированного элективного курса
Интегрированный элективный курс (литература и музыка) рассчитан на учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля. Он призван сопровождать...

Элективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка iconЛитература Н. А. Андрамонова, Н. Н. Фаттахова. Русская речь. 9кл....
Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для учащихся 9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным...

Элективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка icon«человек» «художественный образ»
В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худок» искусный), воплотилась оценка способностей мастерства таких специалистов....

Элективный интегрированный курс «образ человека действующего, в слове явленный» 10 класс пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование литература. Интегрированный...
К вершинам искусства слова. Знакомство с новым учебным предметом. Книга и чтение в жизни человека. Особенности работы с учебником-хрестоматией....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница