Скачать 387.94 Kb.
|
З.Т. Веселова Элективный интегрированный курс «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО, В СЛОВЕ ЯВЛЕННЫЙ» 10 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный курс предполагает расширение и углубление работы по развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, формированию ценностно-языковой картины мира на основе лингвокультурных концептов и может быть рекомендован в качестве элективного для учащихся как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. «В человеческих делах … главное внимание должно быть обращено на мотивы», - писал Гете. Для формирующейся личности десятиклассника важно осознание и понимание тех побуждений, которые заставляют человека действовать. И выделение таких концептов культуры, как любовь, долг, зависть, эгоизм и альтруизм, честолюбие и тщеславие, основано на анкетировании учащихся 9-10 классов. Именно эти мотивы называют они как наиболее интересующие их и в то же время требующие пояснения и обсуждения. ^ состоит из вводных (2) и основных (7) занятий, которые знакомят учащихся с понятиями «концепт» и « концептосфера», с основами концептуального анализа: составление словарного, контекстуально-метафорического и словесного портретов концепта. ^ формирование ценностной картины мира (фрагмент «человек действующий») в сознании растущего человека посредством слова; расширение кругозора и формирование лингвокультурологической компетенции, развитие нравственных и эмоционально-волевых качеств личности; совершенствование навыков самостоятельной (в том числе и проектной) деятельности. ^ совершенствовать навыки литературоведческого и лингвистического анализа текстов различных стилей; развивать умение правильно устанавливать лексическое значение и понятийное значение слова, его семантические отношения со словами той же культуры; отрабатывать жанровые модели творческих работ в жанре эссе, рассуждения-размышления, метафорического и аллегорического портретов концепта. ^ курса является тесная связь с курсом литературы 10 класса. Обращение к произведениям, изучаемым в 9-10 классах, предполагает не просто углубление знаний о них, но анализ с позиции элективного курса, что совершенствует умения анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать необходимый с точки зрения конкретного вопроса материал и интерпретировать его. Отдельные задания ориентированы на подготовку учащихся к ЕГЭ как по русскому языку, так и по литературе (работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологизмами и т.д.) Курс рассчитан на 18 часов и в качестве заключительного этапа предполагает презентацию самостоятельной проектной деятельности учащихся. ^
Методическое обеспечение курса 1. Мишатина Н.Л. Образ человека, в Слове явленный. Книга 1. «Как сердцу высказать себя?..» Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода (7-9 классы). Пособие для учителя. – СПб.: 2002. – 260 стр. 2. Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «САГА» - «НАУКА», 2004. – 256 стр. 3. Мишатина Н.Л Диалог с Обидой и Честью на уроках словесности. – Журнал «Русская словесность». – 2005. - № 2. – С. 66-73. Рекомендуемая литература
Содержание программы. Тема № 1. Концептосфера русского языка: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…» (А.С. Пушкин). Значение и смысл слова. Понятие о концепте как «основной ячейке культуры в сознании человека» (Ю.С.Степанов) Культура как совокупность концептов и отношений между ними. Тема № 2. Концептосфера русского языка: «Нельзя объять необъятное» (К. Прутков). Понятие картины мира в языке. Язык как «источник нашего понимания бытия» (К.Ясперс), хранилище коллективного опыта и культуры народа. Тема № 3. Действие и деятельность: «мне нужно действовать…» (М. Лермонтов). «Назначение человека – в разумной деятельности» (Аристотель). Деятельность разумная и неразумная. Действие и бездействие. Мотивы, побуждающие к действию. Тема № 4. «Страна любви – великая страна» (Вл. Высоцкий). «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.Тургенев). Иерархия любви. Язык любви. Любовь- спасение или рок? Тема № 5. И честолюбие – от слова «честь». Честолюбие = честь + любовь. Тщеславие = Тще(напрасно, зря) + слава. Сопоставление и соотношение этих концептов. Тема № 6. «…я ныне завистник » (А.С. Пушкин). «Зависть – враг счастливых» (Эпиктет). «Зависть- сестра соревнования» (А.Пушкин). Зависть черная. Зависть белая. Атрибуты зависти. Тема № 7. «Ритм нашей жизни- долг» (А. Блок). Долг - «якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься» (И.Тургенев). Долг перед собой и долг перед другими. Человек долга в художественном мире Пушкина. «Нет другого величия, кроме величия исполненного долга».(Ренан) Тема № 8. Эгоизм и альтруизм: «жить только для себя не значит жить» (Менандр). «Все жертвы мира во имя Эго!» (И.Северянин). Так ли это? Эгоизм- себялюбие. Любовь к себе и любовь к другим. Теория «разумного эгоизма» Чернышевского. «Эгоист поневоле», «страдающий эгоист». Альтруизм. Бескорыстие. «Нет одинокого счастья» (Чернышевский). Тема № 9. Презентация результатов учебного проекта. ^ I. Вступительное слово учителя. - «Назначение человека - в разумной деятельности», - утверждал древнегреческий философ Аристотель. И сегодня мы попытаемся осмыслить, что же такое «действие», «деятельность» человека, разобраться в особенностях употребления этих слов, потому что весь год в центре нашего внимания будет «человек действующий». ^ 1. Моделирование словарного портрета концепта «действие». - Познакомьтесь со словарными статьями и на их основании дайте определение слова «действие» одним предложением. Действие - 1) проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь; 2) результат проявления деятельности чего-нибудь, влияния, воздействия; 3) поступки, поведение (Словарь С.И. Ожегова). Действие - 1) деятельность; 2) поступки, поведение; 3) влияние, воздействие (Словарь русского языка в 4-х томах). - Подберите однокоренные слова к слову «действие», сделайте морфемный разбор слов «действие», «деятельность». Примечание: в Словаре морфем приводится 187 слов с этим корнем. - Словарь синонимов приводит следующий ряд слов к слову «действие»: действие - поступок, акт, деяние. Продолжите этот ряд. - Какой из этих синонимов вы вставите в изречение Пифагора: «Статую красит вид, а человека - (-?-) его»? - Дайте лексическую характеристику вставленному слову (деянию). - Приведите антоним к слову «действие» - (бездействие). Распределите следующие фразеологизмы на два столбика, подчеркнув фразеологизмы, обозначающие деятельность со знаком минус:
- Распределите указанные эпитеты на два столбика, добавив в каждый из них свои эпитеты:
- Составьте словосочетания со словами «действующий»- «действительный». ^ закон, президент, член-корреспондент РАН, армия, власти, лицо, жизнь, факт, вулкан, опасность. 2. Составление контекстуально-метафорического портрета концепта «действие». - Прочитайте афоризмы, составьте на основании их лексическое поле слова «деятельность». 1) ^ (Л.Н.Толстой). 2) Деятельность есть благо, ибо она есть движение жизни (Т.Гоббс, английский философ 17 века). 3) Деятельность уже в себе самой содержит награду. Действовать, создавать, сражаться с обстоятельствами, побеждать и быть побежденным - вот в чем вся радость, вся жизнь здорового человека (Э.Золя). 4) ^ (Ф.Н.Глинка). - Самостоятельно составьте лексический ряд к слову «бездействие». - Перечислите, что, по-вашему, является мотивами, побуждающими к действию или к бездействию. Действие: … Бездействие: … 3. Моделирование художественного концепта «действие»/ «деятельность». 1). Прочитайте отрывок из одного из самых урбанистических стихотворений Н.А. Некрасова «Утро» (1872-1873). Какой мотив является господствующим в нем? (Мотив человеческой отчужденности и смерти). Выделите ключевые строки этого стихотворения (Начинается всюду работа и Выстрел - кто-то покончил с собой …). Выпишите слова и словосочетания, раскрывающие характер и мотивы этой работы. Чем заканчивается стихотворение? Закономерен ли его финал? (Такая работа ведет к саморазрушению личности). Начинается всюду работа; Возвестили пожар с каланчи; На позорную площадь кого-то Провезли – там уж ждут палачи. Проститутка домой на рассвете Поспешает, покинув постель; Офицеры в наемной карете Скачут за город: будет дуэль. Торгаши просыпаются дружно И спешат за прилавки засесть: Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть. Чу! На крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит … Кто-то умер: на красной подушке Первой степени Анна лежит. Дворник вора колотит – попался! Гонят стадо гусей на убой; Где-то в верхнем этаже раздался Выстрел - кто-то покончил с собой … 2). Прочитайте отрывки из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Выделите ключевые слова в репликах героев. Что понимают под словом «деятельность» участники диалога? Какие побудительные мотивы деятельности они называют? - Позвольте, Павел Петрович,- промолвил Базаров,- вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы не уважали себя и то же бы делали. ^ -Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете? -Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным,- промолвил Базаров.- В теперешнее время, полезнее всего отрицать - мы отрицаем. -Всё? -Всё! -Как? Не только искусство, поэзию..но и …страшно вымолвить… -Всё, с невыразимым спокойствием повторил Базаров. (…) -Однако позвольте, - заговорил Николай Петрович.- Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете…Да ведь надобно же и строить. -Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить. ^ 1. Продолжить в жанре эссе афоризм, который вам понравился. 2. Написать этюд «Человек действующий - это…». |
![]() | Элективный курс «Поём на французском!» для общеобразовательной школы предназначен для девятиклассников | ![]() | Программа курса предназначена для изучения стилистических и языковых явлений в произведениях писателей XVIII xx веков |
![]() | «дизайнер», т к его деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека, его имиджа и... | ![]() | Элективный курс “Учимся играя” предназначен для учащихся 7-8 класса, который компенсирует недостатки обучения по математике, дополняет... |
![]() | Ваша книга «В плену свободы» превосходна. Удивительный ум, удивительная эрудиция. Масштаб автора выявляется и через язык: простой,... | ![]() | Кроме того, происходит путаница при употреблении даже широко распространенных топонимов, значения которых в разговорной речи часто... |
![]() | Интегрированный элективный курс (литература и музыка) рассчитан на учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля. Он призван сопровождать... | ![]() | Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для учащихся 9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным... |
![]() | В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худок» искусный), воплотилась оценка способностей мастерства таких специалистов.... | ![]() | К вершинам искусства слова. Знакомство с новым учебным предметом. Книга и чтение в жизни человека. Особенности работы с учебником-хрестоматией.... |