Галичева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу




Скачать 56.75 Kb.
НазваниеГаличева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу
Дата публикации27.01.2015
Размер56.75 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
Галичева Н.М.

с. Еткуль
Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155, определяет модель образовательной системы дошкольного образования.

Одной из главных особенностей Стандарта является наличие в образовательном учреждении основной образовательной программы как объекта стандартизации дошкольного образования.

Согласно п.2.6 содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в том числе «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.» В последние годы в России, как и во всем мире, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (физическими, психическими, интеллектуальными, с нарушением и т.д.). В результате социально-экономических трансформаций в конце 20 века разрушается уникальная система специального образования в России. На разных уровнях говорят об инклюзивном образовании, которое предполагает включение ребенка в общее образовательное пространство. До сих пор на многие вопросы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ нет готовых ответов. Как работать с детьми с ОВЗ, с детьми-инвалидами дошкольного возраста? Как организовать совместный образовательный процесс для детей со сложными нарушениями развития и нормально развивающихся детей?

Содержание коррекционной работы и / или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ОВЗ. В нашем образовательном учреждении данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, а именно детьми с общим недоразвитием речи. Исходя из опыта работы учителем-логопедом могу поделиться следующими наблюдениями работы с данной категорией детей. Эти ребята испытывают затруднения в определении основных признаков предметов, выполнении заданий, требующих расположения предметов в ряд в направлении слева на право, выделения элементов ряда по определенному признаку (цвет, форма, величина) и так далее. Подобные затруднения становятся препятствием при обучении детей грамоте общепринятым аналитико-синтетическим методом. Если дать, таким детям, слово на восприятие и анализ только на слух, например выделение звука в начале и конце слова, определение количества звуков. Дети допускают здесь многочисленные ошибки.

В связи с этим необходимо усилить подготовку дошкольников к звуковому анализу. Форма подготовки – разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда. Упражнения по ознакомлению детей с цветом, формой и величиной могут быть включены в занятия в виде игры с использованием программных художественных произведений и дидактического материала.

На примере русской народной сказки «Репка» отрабатываются и уточняются представления детей о составе и изменении ряда. Закрепляются слова: место, ряд, начало, середина, конец ряда, справа, слева, впереди, позади, сбоку, рядом, последний, первый. При помощи фигурок настольного театра, решетки в виде прямоугольной пластмассовой пластины с шестью отверстиями – дети имеют возможность собственноручно манипулировать персонажами сказки. В данных манипуляциях задействованы сразу несколько анализаторов: тактильный, слуховой, зрительный… Таким образом ребятам легче воспринимать и понимать материал. К примеру: педагог предлагает детям помочь деду вытянуть большую-пребольшую репку. Слова сказки сопровождаются действиями с фигурками из настольного театра: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку тянуть (логопед выставляет на решетку фигурку деда справа от репки). Позвал дед бабку (ставит фигурку бабки к репке с противоположной стороны от деда). Дедка- за репку. Бабка- за репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут ». С участием детей, которые вспоминают слова знакомой сказки, логопед, восстанавливает ряд по линии: репка, дедка, бабка. Затем продолжает: «Позвала бабка внучку. Дедка – за репку. Бабка – за дедку. Внучка – за репку». И снова «ошибается»: ставит внучку не по линии в ряд, а с другой стороны репки. «Тянут, потянут, вытянуть не могут». Дети опять помогают поставить внучку на место в ряд.

- Где ее место?- спрашивает педагог. ( Позади бабки?)- Да, позади бабки, за бабкой.

В такой же игровой форме помещаются на свои места на решетке в полном соответствии с содержанием сказки и Жучка, и кошка. «Мышка сразу находит свое место, -говорит педагог. – Она бежит прямо вдоль ряда и встает последняя. Вот здесь (жестом указывает направление движения мышки и ее место в ряду). За мышкой уже никого нет. Здесь конец ряда. Все вместе помогли деду вытащить репку».

Затем педагог убирает фигурки и просит детей вспомнить, в каком порядке они стояли за дедом. Жестом указывая на обозначенное место, спрашивает: «Чье это место? Кто здесь стоял самый первый? Кто был последним? Кто стоял в начале ряда? Где начало ряда? Ближе к правой руке или ближе к левой руке? и т. д. Упражнения по восстановлению предметного ряда по сказке «Репка» могут быть неоднократно повторены на занятии и вне занятия с целью закрепления представлений детей.

Далее дети с помощью педагога восстанавливают предметный ряд сказки «Репка». Стараются хорошо запомнить, кто на каком месте стоит. После этого закрывают глаза, а педагог прячет любую фигурку из ряда (кроме деда). Затем предлагает посмотреть на ряд и сказать, кто ушел. Задает вопросы:- Кто стоял между бабкой и Жучкой?( Внучка).- Где внучка?( Она ушла).- А что осталось свободное?( Место).Пришла внучка. Встала на свое место. Нет пустого места. Игра продолжается. Дети наблюдают изменения, происходящие в ряду при исчезновении каждой фигурки и при восстановлении ряда. Повторяют и запоминают слова «ряд», «место».

Закрепление действий по составлению детьми ряда лучше всего проводить на предметном дидактическом материале, рекомендованном для занятий по счету. Составляется ряд из трех различных игрушек – так легче обозначить его начало, середину, конец. Упражнения по составлению ряда проводятся в игровой форме, также с фигурками из сказки «Репка»: дед дает задание трем персонажам встать в ряд в строгом порядке: Жучка – в начале ряда, внучка – в середине, кошка – в конце.

Логопед предлагает ответить на вопросы: «Где стоит Жучка? Кошка? Внучка?» После этого дети внимательно слушают задания и выполняют их. Задания могут быть индивидуальные (составить ряд из любых трех персонажей сказки «Репка», ответить на вопросы о местонахождении в ряду каждого персонажа) и для группы детей (при наличии достаточного количества дидактического материала).

При уточнении представлений детей о величине предметов удобнее использовать сказку Л.Н.Толстого «Три медведя». Также с помощью фигурок настольного театра по данной сказке, игрушек или карточек с изображением однородных предметов, разных по величине дети усваивают слова обозначающие величину и слово-термин «величина». К примеру:

педагог сообщает детям, что у Машеньки сегодня день рождения (показывает фигурку девочки). К ней в гости пришли медведи: один большой, другой поменьше, третий маленький (педагог поочередно вводит в игру фигурки разных по величине медведей). Затем обращается к детям: «Вы их знаете, ребята? Большой медведь – это отец Михаил Иванович, поменьше, средняя по величине, - мать-медведица Настасья Петровна. Маленький медвежонок Мишутка – их сынок. Медведи принесли Машеньке подарки: цветы, ягоды, грибы». Педагог выкладывает перед фигуркой девочки три цветка, разных по величине (картинки), и спрашивает: «Угадаешь ли ты, Машенька, кто какой цветок тебе принес? Педагог предлагает детям рассмотреть картинки: «Все цветы красивые, по цвету одинаковые- красные.. Все цветы одинаковые по цвету, но разные по величине. И медведи тоже разные по величине… Догадалась Машенька: большой цветок принес медведь – отец и т.д.Сравнение цветков по величине, соотнесение их с фигурками из сказки «три медведя», тоже разными по величине, служат образцом для самостоятельных упражнений детей в узнавании и выборе предметов, разных по величине.

Педагог ставит медведей по линии в ряд, а дети раскладывают возле каждой фигурки предметы: большой размер – возле Михаила Ивановича, среднего – около Настасьи Петровны, маленького – около Мишутки. Таким образом они определяют, кто какие подарки принес для Машеньки.

Игра – самый главный учитель для дошкольника. От профессионализма и усердия в работе педагогов дошкольного образования зависит количество детей с ОВЗ в школе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Галичева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу icon«Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....

Галичева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу iconКонсультация для педагогов Выразительность речи детей старшего дошкольного...
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются

Галичева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу iconРабочая программа по аппликации реализует образовательную область «Художественное творчество»
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи «Воспитание и обучение...

Галичева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу icon«Подготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи»
Многих родителей детей дошкольного возраста волнует вопрос: с чего начинать обучение грамоте в семье, и в каком возрасте это целесообразнее...

Галичева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу iconСодержание
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991....

Галичева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу iconЦель: развитие речевого дыхания (целенаправленной воздушной струи);...
Цель: развитие устной речи, мелкой моторики, сенсорных навыков, пространственных представлений, воображения, внимания, памяти и мышления...

Галичева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу icon«Звуки ч щ» 10
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: в 2 ч. Ч....

Галичева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу iconПреодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи,...

Галичева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу iconФормирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста
«Познание (раздел «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»)

Галичева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к звуковому анализу iconКонспект итогового занятия Тема: «Мы друзья природы»
Цель: развитие связной, грамматически правильной речи у детей с общим недоразвитием речи, формирование экологической культуры у детей...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница