Скачать 97.99 Kb.
|
Содержание 2. Знакомство с содержанием текста.4. Анализ основных образов, рассказа. Образ скрипки 5. Смысл финала. |
Урок литературы 10 класс Тема: А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» Урок внеклассного чтения. Цель: - углубить знания учащихся о жизни и особенностях творчества писателя; - познакомить с основными темами прозы Л.Чехова; - помочь учащимся понять философский смысл рассказа «Скрипка Ротшильда»;
-воспитывать уважение к окружающим людям, внимательное, толерантное отношение к ним;
Тип урока: урок-исследование. Оборудование: - интерактивная доска;
Ход урока І.Оргмомент. II. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с творчеством выдающихся русских писателей II половины XIX века - Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. К этой плеяде талантливейших реалистов мировой литературы принадлежит и Антон Павлович Чехов, имя которого вам знакомо по курсу литературы 6 класса. Сегодня у нас есть возможность углубить знания о творчестве этого автора, проанализировав его рассказ «Скрипка Ротшильда», и открыть для себя нового Чехова - Чехова-философа. Итак, начнем. III. Актуализация опорных знаний. Прежде всего, давайте вспомним, что нам известно о жизни и творчестве писателя А. Чехова. И в этом нам помогут презентации, которые подготовили ваши одноклассники (просмотр презентаций о жизни и творчестве А. Чехова). IV. Работа по теме урока. 1. История создания рассказа «Скрипка Ротшильда». Произведение «Скрипка Ротшильда» - одно из величайших творений А.П. Чехова. Оно оказывает неизгладимое впечатление на читателя. Создавался рассказ с середины декабря 1893 года до середины января 1894 года и относится к позднему периоду творчества писателя. Он сложен для интерпретации, очень глубок и психологичен. Мы разберем основные темы, проблемы, мотивы и образы произведения, обратим внимание на текст как систему, на его противоречия, акценты и особенности, на его поэтику. ^ Давайте очень коротко восстановим, сюжет рассказа. (Пересказ сюжетной линии) 3. Смысл названия. Первое, что мы видим, открывая текст - это его название - «Скрипка Ротшильда». Возникает вопрос: кто такой Ротшильд? Почему автор дал такое имя заглавному герою, какая ассоциация должна возникать в связи с ним? Итак, Ротшильд - международная династия банкиров и общественных деятелей. Основатель династии - Майер Амшель Ротшильд (1744-1812гг.), создавший банк во Франкфурте - на - Майне. Далее пятеро его сыновей контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы: Париже, Лондоне, Вене, Неаполе и Франкфурте - на -Майне. Это всемирно известная фамилия, ассоциирующаяся с большим состоянием, богатством, именем и весом в обществе, банковским делом. В рассказе Чехова мы находим образ, явно отличный от того, который представляется после первого упоминания. - Каким мы видим Ротшильда и его поведение в первое упоминание в рассказе? (обижается, когда Яков хочет его побить, «свирепо» глядит на Якова, потом начинает плакать) Перед нами несоответствие «должного» и реального: то, что кажется нам естественным (независимое и гордое поведение, богатство еврея с фамилией известного банкира) не имеет никакого отношения к тому, что мы видим в жизни (бедный, почти нищий жид, плачущий, напуганный, худой, убегающий от собак и мальчишек с камнями). - А каково отношение к Ротшильду самого Якова? (по тексту) проникался ненавистью. - За что Яков ненавидел несчастного жида? (его ненависть ничем не обоснована - социальный мотив, черта оседлости) Сам Яков задает себе этот вопрос только в финале, за 2 дня до смерти. Вывод. Так уже в заглавии, в имени второстепенного героя, проявляется главная оппозиция рассказа. ^ 4.1. А теперь обратимся к главным образам произведения.
родился, держась за пятку старшего брата, т.е. Яков дословно - последователь, следующий. Полное имя - Иванов Яков Матвеич, но дается оно только в первом абзаце для противопоставления жизни, которая могла быть и которая есть у героя. Уже здесь намечен конфликт, который станет сквозным в рассказе. - Почему прозвище героя Бронза? (древний прочный сплав меди с другими металлами, который со временем зеленеет, но не теряет своих свойств, очень часто из него отливают колокола, медали, монеты), т.е. подчеркивается прочность, сила, возраст героя, а также скрытый моральный аспект (колокола).
- А что можно сказать о характере героя? (замкнутый, суровый, ворчливый) - Что беспокоит Якова больше всего? (убытки) Слово «убытки» встречается в тексте 19 раз, но смысл его постепенно меняется. - О каких убытках сожалеет Яков в начале? (денежные доходы - вместо гробов разводить рыбу, гонять баржи, зарабатывать игрой на скрипке...) А с другой стороны, можно было вести совсем иной образ жизни, но поймет он это слишком поздно. 4.2. Давайте проследим этапы нравственной эволюции Якова. -Когда впервые герой начинает задумываться о своей неправильной жизни? (болезнь и смерть Марфы) -Семантика имени Марфа - добродетель, простодушие, хранительница домашнего очага, при этом она же Госпожа, хозяйка, наставница, владычица. - Какой показана Марфа в произведении? (тихая, безответная, покорная, молчаливая - произносит всего 2 фразы:» Яков! Я умираю!» и монолог о ребеночке с белокурыми волосиками). Но именно её смерть стала отправной точкой эволюции характера Якова. -Как воспринял Яков первое известие о болезни жены? (весь день играл на скрипке, а потом стал от скуки записывать в книжку годовой итог. И убытки, которые он подсчитал, шокировали его, поэтому Яков или не понял, что сказала Марфа, или сразу забыл об этом как о неважном). В этот момент Марфа говорит ему: «Яков! Я умираю!». - Как отреагировал Яков? (оглянулся) Обратите внимание: не вздрогнул, не удивился, а просто оглянулся ему не до Марфы, как и все эти 52 года. И только увидев непривычно ясное и радостное лицо Марфы, Яков смущается. Это первая эмоция по отношению к Марфе. Впервые за все годы он вспомнил, что никогда не уделял ей внимания, (зачитайте по тексту) Именно с этого момента появляются элементы рефлексии, самоанализа (еще 1 оппозиция: болезнь Марфы - исцеление Якова). - Как пытается Яков помочь жене? ( по тексту) (Поездка в больницу, просьба о помощи к врачу. Обратите внимание на манеру говорить - волнуется, не привык заботиться о жене ?
(Делает гроб Марфе)
Запись в книге о стоимости гроба уже не рассматривается им как убыток. В этот момент Марфа рассказывает ему о ребенке. - Зачитайте по тексту. Упоминание о ребенке уже не первое в рассказе. В самом начале автор говорит об отношении Якова к заказам на детские гробики (текст): считал их чепухой. И вот, оказывается, что у него самого умерла девочка, а он не помнит этого. Это 2 страшнейших убытка сразу: ребенок и память о нем. - Почему, на ваш взгляд, герой не помнит о такой утрате? (последствия забытья, все 50 лет после этого он живет как в литургическом сне, он не живет, его душа молчит). Может быть, именно это событие и стало началом убыточной жизни? Хотя сам автор говорит, что все 52 года Яков ни разу не подумал о Марфе, не обратил внимания, будто она была кошка или собака. И это еще одно противоречие чеховского рассказа. - Что изменилось в жизни Якова после смерти и похорон Марфы? (его взяла сильная тоска). В этот момент Чехов дает нам описание весенней природы, (текст) - В чем, на ваш взгляд, смысл такого соседства? (природе нет дела до трагедии Якова, жизнь не остановить). Говоря словами русского поэта Ф.Н. Тютчева, Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих - лишь грезою природы. - Каков следующий этап в нравственной эволюции Якова? (на берегу к нему возвращаются воспоминания) (текст) Это можно назвать прозрением героя. - Как это прозрение меняет его жизнь? (он уже не может жить, как раньше, но по-другому он тоже жить не в силах: понимание пришло слишком поздно). - Как Чехов передает мысль, что Якову суждено последовать за Марфой? (повторение описания визита к врачу, разговора с ним. В этом есть и социальный мотив: всех осматривают и лечат одинаково). - О чем думает Яков, возвращаясь из больницы? (текст о пользе смерти) -Что не дает герою принять смерть как избавление, что держит его в этой жизни? (скрипка) (текст) 4.3. ^ - один из основных в рассказе, это еще один заглавные герой. Теперь, в конце рассказа, мы видим отношение Якова к ней как I одушевленному лицу, и больше - как к ребенку, которого он потерял 50 лет назад. И теперь понятно, что всю жизнь, все эти 50 лет, роль любимца, о котором надо заботиться, того, кто облегчит страдания, «утешит в старости» выполняла скрипка. (Марфа подсознательно чувствовала это, когда с благоговением вешала скрипку на стену.) Только она все понимает и передает на всем понятном языке. Этот язык- музыка. (звучание скрипки) На фоне музыки: «Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка». В этой музыке -тоска, любовь, одиночество, предчувствие скорой смерти, трагическое понимание бессмысленности и тщетности жизни. В этот момент вновь появляется Ротшильд, испуганный, готовый любой момент к грубости и хамству в свой адрес. - Как теперь встречает его Яков? (спокойно, миролюбиво) - С каким предложением пришел Ротшильд? (заработок)
(музыка) И вот Яков опять заиграл, и слезы брызнули опять на скрипку, (текст) Напряженная работа души Якова приводит к ясному пониманию свои главных грехов. Кульминация нравственной эволюции героя исповедь пере смертью. -Найдите в тексте, как это описывает Чехов. (текст) Яков совершает первый раз за последние 50 лет поступок: «Скрипку отдайте Ротшильду». Это самое важное, что он сделал за всю свою жизнь. Это то, к чему он шел на протяжении всего рассказа, то, ради чего о тосковал, терпел, страдал и плакал, играя свою «последнюю песню». ^ - Как сложилась жизнь Ротшильда после смерти Якова? (текст) Этот финал открывает перед читателем и Яковом истинную жизнь. Герой получает то, о чем мечтал и жалел последние дни: настоящая известность и признание, польза и материальный достаток (не для себя, для другого) и память, которая является родом бессмертия. Ведь весь город знает и любит то, что сотворил Яков - музыкант, а не гробовщик. Его музыка - это символ его души, которая при помощи скрипки раскрывается всем людям, желающим ее увидеть. И оказывается, люди способны понять и принять душу другого человека. Но для этого душа должна быть выражена, а чтобы ее выразить, нужно пройти долгий и тяжелый путь, искупить грех и понять истинную ценность жизни другого и своей собственной. Концовка рассказа возвращает нас к названию. И теперь название приобретает новый смысл. Передавая скрипку Ротшильду, Яков передает ему бо'льшую часть своего внутреннего мира, своей души. Освободившись от предрассудков, он обретает народную мудрость. Сочиняя мелодию и передавая ее вместе со скрипкой Ротшильду как наследство, Яков подтверждает идею бессмертия человеческой души. Скрипка, доставшаяся Ротшильду, - это памятник Якову, постоянное напоминание о нем. - Исходя из этого, как бы вы назвали по-другому этот рассказ? («Душа Якова») V.Закрепление материала. Как видим, на очень ограниченном объеме текста Чехов сумел поставить важнейшие философские проблемы. -Как бы вы определили эти проблемы? -А если бы вам пришлось создавать афишу к фильму по этому произведению, что бы вы на ней изобразили и почему? (ответы учащихся) -Актуальны ли идеи рассказа в современном мире? Обоснуйте свою точку зрения. VI. Подведение итогов. В который раз мы убедились, что Чехов - великий художник. Он пишет не только словом, но и звуком, настроением, интонациями, мельчайшими деталями. Он заставляет читателя вслед за героями сомневаться, искать истину, постигать высшую мудрость жизни, смысл которой в сохранении чистой, прекрасной, щедрой и вечной человеческой души. Оценки. VII .Домашнее задание. 1. Письменно (в рабочих тетрадях) ответить на вопрос: «О чем поведала мне скрипка Ротшильда» 2. Подготовиться к контрольной работе по литературе I половины XIXвека. |
![]() | Итак, урок внеклассного чтения. Тема нашего урока «Сказки Корнея Чуковского». Эпиграфом является слова А. С. Пушкина «Что за прелесть... | ![]() | С жаждой настоящей правды " (урок внеклассного чтения по "Колымским рассказам" В. Т. Шаламова) |
![]() | Мы с вами не раз на наших уроках обращались к теме природы. И сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме природы: «Природа... | ![]() | Урок внеклассного чтения в 1 классе «Добрый мир сказок К. И. Чуковского» поможет расширить знания ребят о творческом наследии К.... |
![]() | Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами... | ![]() | Приёмы педагогической работы по формированию духовно – нравственных качеств на уроках внеклассного чтения |
![]() | Изучать произведения писателей и поэтов Югры. Совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения | ![]() | «Тропинка» книга для внеклассного чтения в 3 классе начальных классов татарских школ под редакцией Михеевой А. А |
![]() | Тема. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы І-VI) | ![]() | Урок внеклассного чтения, посвященный любовной лирике И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, и |