1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание




Название1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание
страница1/7
Дата публикации05.07.2013
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Механизмы НВ. (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

^ 2. Задачи нравственного воспитания.

Выделяют 2 группы задач НВ. В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Вторая группа – подвижна и включает в себя блоки: 1. гуманные чувства и отношения; 2. начала патриотизма и интернационализма; 3. трудолюбие, умение и желание трудиться; 4. коллективизм. Нравственные качества в дошкольном возрасте не могут быть сформулированы окончательно.
^ 4. Воспитание культуры поведения и взаимоотношений на каждом возрастном этапе у детей от 0 до 7 лет.

Культура поведения и взаимоотношений. Первый этап - упражнять в поведении.

^ Второй этап - детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь методика – предвосхищения. На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, значимости правил этикета. На четвертом этапе - обучать способам поведения. Содержанием воспит. культуры поведения и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами; быть опрятными; следить за своей позой, осанкой; владеть речевым этикетом; владеть способами учтивого оказания внимания. С раннего возраста приучать ребенка к чистоте и порядку. По мере взросления приучать пользоваться носовым платком и салфеткой во время еды. Учить здороваться и прощаться. Как можно раньше целесообразно давать нож. (еда). Это надо делать для того, чтобы с самого начала для ребенка было привычным пользоваться разными приборами, чтобы он всегда ел красиво, чтобы ему было комфортно есть ножом и вилкой.


^ 6. Проблема дружбы и отзывчивости в коллективных взаимоотношениях детей дошкольного возраста

Появление и развитие дружбы. Исследователи: А.А.Аржанова, В.П.Залогина, Т. А. Маркова, А. В. Булатова и др.. Младший дошкольный возраст. 1. избирательное отношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками и т. д. 2. объект дружбы еще часто меняется. 3. нет длительных дружеских объединений. Средний дошкольный возраст.1. вполне осознаваемые дружеские привязанности. 2.отмечается наличие друзей. 3. могут мотивировать выбор друга; подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер. Ребенок отмечает не личные привлекательные привлекательные качества друга, а какие-то внешние проявления или мало значащие факты. Старший дошкольный возраст.1. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть», «Он всегда поможет, и я ему помогу»).2. придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы.3. дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе.4. чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже - по двое. Задача педагога - сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности детей от всей группы. Отзывчивость и взаимопомощь. Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике (Ф. С. Левин-Щирина, Л. А. Пеньевская, Т. И. Пониманская, М. Мирзаабдуллаева, А.М.Виноградова и др.) и детской психологии (Т.А.Ре¬пина, А. Д. Кошелева, А. Г. Рузская и др.).Ранний и младший дошкольный возраст.1. ребенок проявляет симпатию к другим детям;2. к 3 годам малыши уже способны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников и взрослых;3. отзывчивость и взаимопомощь проявляется в утешении обиженного, огорченного товарища.4. проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании.Средний дошкольный возраст.1. Дошкольники уже помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту.2. Более основательными становятся мотивы оказания помощи.3. пытаются обучать друг друга способам действия, «воспитывать», поясняют свои указания, ссылаясь на знание нормы, не понимая смысл. Старший дошкольный возраст. 1. отличается большей осознанностью и избирательностью.2. возраста охотно помогают малышам и взрослым, но с меньшим желанием - сверстникам. Задача педагога – воспитать у детей желания совместно трудиться, ответственно относиться к порученному делу, проявлять инициативу и активность.

Личность и коллективе.Нужно ограждать от излишнего влияния коллектива.Можно выделить три смысловых блока: 1. ребенок обладает какими- то способностями, умениями, отличающимися от других детей;2. у ребенка ярко выражены собственные познавательные интересы; 3. неординарность развития у ребенка психических процессов. Задача педагога – наблюдать за детьми в повседневной жизни, осуществлять личностно-ориентированный подход, анализировать межличностные отношения деятельности.
^ 9. Игра в истории человечества. Социальный характер игры.

Игра – это ведущая деятельность дошкольников.

В соответствии с федеральными требованиями к структуре общеразвивающей программе дошкольного воспитания (Приказ №655. ФГТ). Задача: развитие игровой деятельности решается в общеобразовательной области «социализация». Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра - это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В.Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912). Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Труд предшествовал игре.

^ Социальное предназначение игры. Она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых, в действительность. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.

^ Социальный характер игры.1. Игра имеет социальную основу: игры детей отражают социальную среду. 2. Игра социальна и по способам ее осуществления.Исследователи: А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Н.Я.Михайленко, Г.В.Плеханов, К. Д. Ушинский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковский, Н.К. Крупская. В игре реализуются основные потребности ребенка. Игра служит средством разностороннего развития детей. Развиваются психические процессы, подготовка к учению и труду.

^ 14. Сущность режиссерских игр. Педагогическое руководство режиссерскими играми.

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов старшей сестрички). Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. В режиссерской игре речь - главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». Помимо описательных высказываний используются и оценочные. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность и т.д. В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько.

^ У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. У детей 6- 7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества, вносят в содержание игры много вымышленного.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками.

^ В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа).

^ Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важиейшее условие для развития режиссерских игр:

- создание детям индивидуального пространства;

- обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка:

- умелым подбором игрового материала,

- внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша;

- обсуждение мультфильма, прочитанной книги;

- интерес к тому или иному событию;

- рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи.

- целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т.п.

Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

^ Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, заме­чаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к поста­новке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
^ 18. Характеристика театрализованных игр дошкольников.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, и т.д. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения.


^ 17. Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

- формирование игры как деятельности; и использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно разделить на: - традиционные (разработаны Р.И.Жуковской, Д.В.Менджерицкой); - новые, исследованные в последние годы (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко).

^ В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательно-образовательной работы, если дошкольники получают яр-кие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Так, для обогащения содержания игр малышей на транспортную тематику (в шофера, в машиниста) воспитатель ведет детей на остановку городского транспорта, специально просит шофера, который привозит продукты в ДОУ, побеседовать с детьми, показать кабину своей машины, разрешить посидеть там, подержавшись за руль.

Для того чтобы переключить однообразные действия детей в игре, необходимо педагогу самому включится в игру, взять на себя новую роль и выполнять новые действия.

^ В младшей группе больше внимания уделяет педагог организации игры. Он помогает будущим участникам сговориться, во что они будут играть. Сговор на игру требует согласования замыслов, определения игровой обстановки (где играть, что использовать), распределения роли. В сговоре закладываются основы взаимодействия детей, формируются умения слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами каждого.

Оставаясь на «руководящей роли», воспитатель ненавязчиво направляет игру, одобряет положительное взаимодействие детей, успешное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликтов.

Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. Именно желание, потому что не подкрепленное умением договариваться самостоятельно оно быстро исчезает.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание iconМетодические рекомендации для коррекционно-педагогической работы...
Нравственное воспитание — одна из значимых составных частей воспитания в специальной (коррекционной) школе

1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание iconС. В. Симонова, учитель начальных классов гбоу цо №1420 г. Москвы...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет...

1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание iconДуховно-нравственное воспитание приоритетное направление
Духовно-нравственное воспитание – приоритетное направление учебно-воспитательной работы школы

1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание iconРаботая над своей проблемой, ставила перед собой следующие задачи
Проблема, над которой я работаю, «Нравственное воспитание учащихся через воспитание уважительного отношения к матери на литературном...

1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание iconДуховно-нравственное воспитание дошкольников
Одним из важнейших факторов в вопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие между педагогами и родителями....

1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства

1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10

1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание iconБогородская цбс богородская центральная детская библиотека. Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание: информация о работе библиотеки. Статья/Г. В. Чермных, главный библиотекарь/ Богородская центральная...

1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание iconНиколаева Любовь Борисовна, воспитатель гбоу детский сад общеразвивающего...
Систематическое духовно-нравственное воспитание с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное...

1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание iconК. Д. Ушинский Воспитание компонент образования, важность которого...
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница