Скачать 2.05 Mb.
|
Николаева Олеся/ Библиотека Golden-Ship.ruСовременная культура и ПравославиеНиколаева Олеся АлександровнаСовременная культура и ПравославиеРед. Golden-Ship.ru 2012 ОглавлениеПредисловие Православие и современная культура Мифоритуальный характер советской культуры Диктатура плюрализма Андеграунд как "новый истеблишмент" "По ту сторону добра и зла" "Симулякры" постмодернизма Смерть автора как "смерть Бога" Новое мифотворчество Пересоздание мира в постмодернизме Новый герой "Перемещенный предмет" постмодернизма Технология постмодернизма "Перформанс" Лицо, имидж, маска Игра как метафизика постмодернизма Аноним новой культуры Реальность в новой культуре Виртуальная реальность Психоделическая культура Механизмы компенсации Мифоритуальная структура новой культуры Новый человек "эры Водолея" Проблема любви Проблема свободы Проблема этики Проблема страха Проблема смерти Церковь и интеллигенция Идейность и беспочвенность русской интеллигенции В. Соловьев: спасение или теургия? Н. Бердяев: Церковь или творчество? Н. Бердяев: творец или богоборец? В. Розанов: порок или добродетель? М. Булгаков: Бог или диавол? Интеллигенция и Церковь Православие и творчество Способность к творчеству как богоподобие Талант - дар Божий Творец Красоты Противоречит ли смирение творчеству? Сатана - покровитель бездарности Злаки и плевелы Создание "новой реальности" Творчество как подвиг веры Благодать и вдохновение Логос творчества Проблемы автоцензуры Творчество как чудо Соблазны творчества Дар творчества (вместо послесловия) Предисловие "Искусство писателя замечательное, но какое унижение искусства!", - сказал об одном позднем сочинении вольнодумца Толстого его современник-христианин. Прошло немногим более ста лет - и как страшно изменился облик культуры, изменилось состояние душ и сердец! Где ныне "замечательное искусство", которым блистали и те, кто "унижал искусство"? Где великая русская литература, великая русская музыка, великая русская живопись?.. Не будем впадать в идеализацию. И в ХIХ веке было и унижение искусства, и унижение человека в искусстве, и общественный обман через искусство. Широко разлитый культ литературы был одним из главных средств культивирования упадочного интеллигентского утопизма. И все же разница между веком уходящим и веком минувшим огромна. Очень долго мы недостаточно отчетливо видели эту разницу. Официальное искусство победившего утопизма было совершенно немощно в своих новшествах и полностью ориентировано на классику в своих достижениях. Все ждали, когда заговорит в полный голос искусство неофициальное, потаенное, гонимое. И вот, по мере падения цензурных оков перед нами стали все более и более явственно вырисовываться уродливые очертания этого "нового искусства". Сказать, что оно бездарно, плоско, пошло, безобразно - это значит еще ничего не сказать. На наших глазах служители Муз постепенно становятся служителями Сатаны, вовлекая в это служение и толпы потребителей "искусства". Мы видим разложение и гибель не отдельных художников, но человечества - той его части, которая вовлекается в апостасию. Люди всегда падали и грешили. Но отношение к злу и греху могло быть совсем разным. Во времена торжества христианства зла боялись и стыдились, со злом боролись, в грехах каялись. В последующие времена "отменили стыд", началось уравнивание в правах добра и зла, добродетели и греха. В последние времена зло будет торжествовать, а добро окажется под запретом. Отчасти это уже и происходит. Духовное понимание современного искусства раскрывает страшную правду о человеке, о тех "глубинах сатанинских", в которые он устремился. Олеся Николаева, автор этой книги, - замечательный поэт. Она имеет право судить современное искусство, потому что она - один из его творцов и видит изнутри происходящие в нем процессы. В свое время Марина Цветаева после тридцатилетнего страстного служения поэзии написала "Искусство при свете совести", где подвергла величайших поэтов и себя самое беспощадному суду и осуждению. Олеся Николаева смотрит на культуру более оптимистически, ей несвойственны нигилистические порывы кающихся интеллигентов и "наших новых христиан". Она уверена, что человек искусства имеет возможность быть верным голосу христианской совести. Она утверждает, образно говоря, что художники участвуют по-своему в строительстве тех двух градов, о которых сказал блаж. Августин: "Две любви создали два града: земной - любовь к себе, доходящая до презрения к Богу, небесный же - любовь к Богу, доходящая до презрения к себе". Эти два града, противоположные по ценностям в них вложенным, создаются на территории, которую они отвоевывают один у другого. Пока еще стоит этот мир, каждый из нас может сделать свой выбор - созидать с Богом или воевать против Бога. Христианская культура - созидание о Христе и со Христом - была и должна быть. ^ |
![]() | «на экскурсию»: идеальная келья монаха. Простота. Чистота. Нестяжательность. Единственным ее излишеством была серебристая змеиная... | ![]() | Которую читателям, не знакомым с догматическим богословием, можно пропустить |
![]() | В данном издании использован текст, благословение на который было получено при жизни Патриарха | ![]() | Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: “Христос воскресе!” Благодатный огонь... |
![]() | Русская духовная журналистика и подготовка общественного мнения к восприятию церковной реформы | ![]() | Слова-подсказки: воспитание, культура, архитектура, возделывание (труд), праздники, религия (православие), законы, почитание, литература,... |
![]() | Библиотека Максима Мошкова: классическая, современная, русская, зарубежная литература | ![]() | Михаил Архангельский Малевич, действительность и культура. Философия супрематизма |
![]() | Плану конференций на 2013 год Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара (Приказ №790 от 11. 12. 12 г.) 15–16... | ![]() | Александрова А. С., Лариохина Н. М., Мелентьева Т. И. Русский язык как иностранный: Современная Россия. Политика. Экономика. Культура.... |