Доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших»




НазваниеДоклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших»
страница1/35
Дата публикации09.07.2013
Размер3.55 Mb.
ТипДоклад
lit-yaz.ru > Культура > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35



Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36

Текст доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме
«О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших».

Составитель: Шушаров Александр Павлович,

заместитель директора по учебной работе

1 категории

город Нижний Тагил, 2009 г.


Содержание:
Тезис 1. Качественное образование, его слагаемые. Модель оценки качества образования в ОУ……………………………………………………………………………………………….4
Тезис 2. Обеспечивается ли сегодня в ОУ принцип доступности качественного образования?................................................................................................................................10

2.1. Социальные факторы образовательного заказа школе: нужно ли качественное образование и кому?....................................................................................................................10

2.1.1. Слагаемые качественного образования (по данным международных исследований TIMSS - 2008 (Trends in Mathematics and Science Study)…………………………………….13

2.1.2. Слагаемые качественного образования (по данным анкетирования выпускников – 2009)……………………………………………………………………………………………..15

2.2. Направления и особенности развития системы образования в 2008-2009 учебном году: выводы и предложения к основному целевому ориентиру школы – модели нашего выпускника……………………………………………………………………………………...18

2.3. Содержание образовательной деятельности и направленность образовательных программ………………………………………………………………………………………...21

  • Соответствие учебного плана ОУ Базисному учебному плану Свердловской области №13-д.

  • Полнота реализации учебного плана ОУ.

  • Предложения по формированию учебного плана на новый учебный год, каких рисков необходимо избежать?

  • Реализуемость права на выбор учебных дисциплин через компонент образовательного учреждения.

  • Наличие в ОУ индивидуальных учебных планов учащихся.

  • Уровень социально-психологической комфортности образовательного процесса.

  • Уровень разработанности рабочих программ. Соответствие реализуемых учебных программ целям и задачам деятельности ОУ.

2.4. Выводы и предложения……………………………………………………………………38
Тезис 3. Качество подготовки учащихся……………………………………………………..39

3.1. Авторитет школы в социуме: адекватность «PR» реальному положению дел. Структура контингента учащихся: движение и его причины……………………………….39

3.2. Соответствие уровня обученности ГОСу: проблемы повышения уровня обученности в разрезе классов и учебных предметов………………………………………………………...42

3.3. Анализ степени обученности учащихся (СОУ) или для чего фиксировать и анализировать персональную динамику успешности учащихся? Что такое результирующая стратиграфия в образовании?.......................................................................52

3.4. ГКР – 2009. Результаты независимой экспертизы качества образования учащихся 8, 10 классов по данным руководителей ГМО……………………………………………………...55

3.5. Результаты школьного и муниципального туров предметных олимпиад: наши успехи и очевидные проблемы. Что можно посоветовать городу?.....................................................59

3.6. О состоянии качества образования выпускников по результатам государственной (итоговой) аттестации – 2009. Первые итоги штатного ЕГЭ в формате «Мы и Федерация»……………………………………………………………………………………...78

3.7. Степень готовности выпускников к продолжению образования: тенденции последних двух лет. Успешность встраивания выпускников в экономическую и социальную реальность (уровень социализированности) как важнейший результат образования……..94

3.8. Выводы и предложения……………………………………………………………………96


Тезис 4. О важнейшем условии для получения качественного образования - сплоченном коллективе квалифицированных педагогов…………………………………………………..97

4.1. Укомплектованность педагогическими и руководящими работниками……………….97

4.2. Уровень квалификации педагогических и руководящих работников ОУ по итогам аттестации……………………………………………………………………………………….98

4.3. Повышение профессионально-педагогической компетенции работниками ОУ…….111

4.4. О наших молодых специалистах и пользе грамотного наставничества: предложения к работе на будущее…………………………………………………………………………….114

4.5. Выводы и предложения………………………………………………………………….116

Цель анализа: определить ключевые факторы, оказавшие влияние на достигнутое в образовательном учреждении в 2008-2009 учебном году качество образования учащихся основной и старшей школы.
Задачи:


  1. Сформулировать ключевые проблемы в работе основной и старшей ступеней образовательного учреждения в качестве исходных позиций для определения деятельности на различных уровнях системы образования (административно- управленческом, учительском, ученическом), направленной на последующее развитие указанных ступеней образования;




  1. Сформировать в педагогическом коллективе атмосферу творческой, позитивной «неудовлетворенности» собой;




  1. Оценить достижения педагогического коллектива, коллектива учащихся 5-11 классов, а также отдельных педагогов и учащихся по развитию условий для получения в образовательном учреждении качественного образования;




  1. Определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем.


Тезис 1.
Качественное образование, его слагаемые. Модель оценки качества образования в ОУ.
Роль комплексного педагогического анализа в деле управления образовательным учреждением чрезвычайно велика. Развитие год от года его теоретической базы, на наш взгляд, будет во многом способствовать интенсификации учебно-воспитательного процесса, изжитию формально-отчетных тенденций в оценке результатов деятельности педагогического коллектива, сводящихся исключительно к характеристике уровня успеваемости обучаемых. Несомненно, что только постоянное познание сущности управляемых процессов дает возможность сознательно и эффективно воздействовать на их ход и развитие.

В предлагаемом комплексном педагогическом анализе итогов 2008-2009 учебного года в разрезе основной и средней ступеней обучения, мы постарались определить круг проблем и вопросов, которые на сегодняшний день волнуют наших педагогов и нас, руководителей и координаторов учебно-воспитательного процесса.

Но прежде, чем начать анализ состояния качества образования учащихся 5-11 классов, необходимо определить для себя некоторую систему общепринятых понятий, оперировать которыми предполагается в ходе анализа. Ибо, если нет договоренности о системе аксиом, могут появиться совершенно разные теории. В данном случае, разговор идет в непересекающихся плоскостях, когда люди говорят вроде бы об одном, но на самом деле о разных вещах. А хотелось, чтобы разговор был об одном – о реализации той цели, которая кажется понятной абсолютно всем: возможности получения качественного образования нашими учащимися и о его доступности в нашем образовательном учреждении.

Нередко, на тему «что же считать качеством образования» или «качественным образованием» ведутся достаточно длинные и серьезные дискуссии. Наверное, это тоже очень важно, но, как нам представляется, они заслуживают гораздо большего внимания на различных научно-практических конференциях, образовательных саммитах и т.п. Ведь в реальной работе руководителей школы и педагогов есть не менее важные конкретные задачи, нежели эта глобальная. Однако, это только на первый, поверхностный взгляд. «Тому, кто не видит ясной цели, нет и попутного ветра».

Категория «качество» прочно вошла в арсенал педагогических понятий с достаточно большой обобщенной смысловой нагрузкой как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других.

Феномен «качество образования» на протяжении многих лет находился в зоне пристального внимания исследователей. Понятие «качества образования» сформировалось в 1988 году на Всемирной конференции по высшему образованию (Париж). Анализируя работы, посвященные исследованию «качества образования», его составляющих и факторов, непосредственно оказывающих влияние на него, можно определить следующие ведущие подходы, в рамках которых ведется изучение феномена «качества образования»:

1. ^ Системный подход к качеству образования признает в качестве ведущих критериев для описания качества глубину, системность знаний, осознанность, обобщенность, сформированные навыки свертывать и разворачивать знания, что служит индикатором их осознанности.

2. ^ Структурно-функциональный подход, хорошо нам знакомый. Данный подход лежал в основе реализации регионального стандарта НРК содержания образования и предполагал, что о качестве образования можно судить по степени сформированности у учащихся следующих групп знаний: предметно-содержательной (информационной) - полнота, обобщенность и системность, содержательно-деятельностной (деятельностно-коммуникативной) – прочность, мобильность, действенность, содержательно-личностной (ценностно-ориентационной) – устойчивость, гибкость, глубина, самостоятельность.

3. ^ Системно-деятельностный подход, нашедший свое отражение в стандартах нового поколения, активно разрабатываемых РАО. В отечественной психологической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперин).

Основные результаты обучения, свидетельствующие о достижении школой определенного качества образования, сводятся к следующим составляющим:
Таблица 1. Результаты обучения при использовании системно-деятельностного подхода в трактовке качества образования.


^ Личностное развитие

Социальное развитие

Познавательное развитие

Коммуникативное развитие

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой

социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

- формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций

и нравственных оснований личностного морального выбора;

- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;

- развитие готовности

к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование нетерпимости

к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, и умения противодействовать им в пределах своих возможностей.


- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;

- освоение основных социальных ролей, норм и правил.


- формирование у учащихся научной картины мира;

- развитие способности управлять своей

познавательной и интеллектуальной деятельностью;

- овладение

методологией познания, стратегиями и способами познания

и учения;

-развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения,

произвольных памяти и внимания, рефлексии.


- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся

на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

- умение слушать, вести диалог в соответствии

с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;

- строить продуктивное

сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.



Соответственно, в рамках деятельностной парадигмы, результаты общего образования связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Это, в частности, означает, что результаты общего образования не только должны быть выражены в предметном формате, но прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений.

^ Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

С целью выявления критериев, определяющих состояние качества образования в ОУ, целесообразно кратко проанализировать многообразие подходов и их основания. Обращает на себя внимание широкая представленность основных характеристик в понимании «качества образования»:

Таблица 2. Разнообразие в трактовке критериев качества образования в различных научных школах.



С.Е.Шишов

В.А.Кальней

А.И.Моисеев

Е.В.Яковлев

Е.В.Бондаревская

Л.А.Санкин

Е.П.Тонконогая

Л.Л.Редько

Н.А.Селезнева

А.И.Субетто

В.И.Байденко

М.М.Поташник

В.М.Полонский

В.П.Пасюк

А.П.Крахмалев

Г.А.Бордовский

Т.И.Шамова

П.И.Третьяков

Г.Е.Володина

Качество образования это:

Совокупность показателей результативности и состояния процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, МТБ, кадры и пр.).

Сформированный уровень ЗУН и социально значимых качеств личности. Слагаемые качества образования – это цели, технологии, условия, уровень личностного развития.

Соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результаты требованиям ГОС, социальным нормам общества, ожиданиям личности.

Соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития учащихся. Качество образования – это совокупность характеристик образованности выпускника.

Способность ОУ удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности. Качество образования – это способность удовлетворять запросы потребителей разных уровней.


Обобщенный анализ подходов к определению качества образования позволил нам выявить определенные основания к их систематизации (см. таблицу), а персонализированный мониторинг результативности работы педагогов нашего образовательного учреждения позволил также определить различные акценты, расставляемые педагогами в трактовке качества образования, как в узком, так и в широком смыслах:

Таблица 3. Подходы к определению качества образования.


Подход

Основание

Интуитивно-эмпирический

Опыт и интуиция преподавателя.

Формально-отчетный

Уровень успеваемости обучаемых. Измерение среднестатистической температуры по ОУ (% успевающих на «4» и «5» и пр.).

Психологический

Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности.

Педагогический

Уровень воспитанности и обученности обучаемых.

Процессуальный

Оценка состояния образовательного процесса.

Результирующий

Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения.

Комплексный

Внешняя экспертиза (МТБ, кадры, программы, формы и методы работы и пр.).

Многопараметрический

Оценка деятельности ОУ на основе внутрисистемных параметров.

Методологический

Соотношение результата с операционально заданными целями.

Интегрированный

Введение в персонализированный мониторинг категорий, носящих интегрированный характер.

Личностно ориентированный

Личностное развитие учащихся.

Социальный

Степень удовлетворенности индивидуальных образовательных потребностей.

Квалиметрический

Измерение показателей по параметрам.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших» icon«Управление качеством образования как важнейшее условие социализации...
«О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней моу сош №36 по итогам 2009-2010 учебного года»

Доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших» iconДоклад общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Общая характеристика общеобразовательного учреждения и условий его функционирования

Доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших» iconСправка по итогам проведения школьной научно-практической конференции...

Доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших» iconСводная ведомость успеваемости и посещаемости по итогам III четверти 2008 – 2009 учебного года
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Заречного

Доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших» iconСценарий чествования ветеранов педагогического труда в рамках августовской...
Сценарий чествования ветеранов педагогического труда в рамках августовской конференции 2010 года

Доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших» iconРеспублики Марий Эл «Верх-Ушнурская средняя общеобразовательная (национальная)...
Цель настоящего доклада: представить широкому кругу общественности, прежде всего педагогам и родителями, социальным партнерам информацию...

Доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших» iconАналитический отчёт по итогам государственной итоговой аттестации...
Цель контроля: анализ результатов государственной (итоговой) аттестации, как в новой, так и традиционной формах, оценка качества...

Доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших» iconКонцепция новой школы (образ желаемого будущего состояния педагогической...
Проблемно-ориентированный анализ педагогической системы школы с. 19

Доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших» iconСправка по итогам проверки уровня обученности и качества знаний по...
Целью проверки: получение данных об уровне обученности и качестве знаний учащихся 9 классов по русскому языку в начале 2012-13 учебного...

Доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших» iconДоклад общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Охватывает различные направления деятельности учащихся через секции, кружки, творческие объединения. Кроме того, привлекая ребят...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница