Скачать 228.77 Kb.
|
Проект урока родной (даргинской) литературы в 10 классе по теме: «Устное народное творчество» Направление: «Современные образовательные технологии» Технология развития традиций народного творчества. Авторы учебника: З.А. Магомедов Б.О. Алибеков А.А. Кадибагомедов Авторы школьной программы – М.Р. Багомедов Автор проекта: учитель родного языка и литературы Зеленоморской СОШ Карабудахкентского района РД Шахбанов Раджаб Раджабович Исполнитель – Шахбанов Раджаб Раджабович Год рождения – 1938 Гражданство РФ Адрес: РД, Карабудахкентский район, с.Зеленоморск, ул.Сталина, 3 Моб. 89634078415 Образование – высшее. В 1996 году окончил русско-дагестанское отделение ДГУ им. В.И. Ленина. Стаж работы – 54 года Руководитель районного методобъединения по родным языкам. Член экспертной группы по аттестации школ и учителей. Квалификация – высшая (с 1996 года). Обобщен опыт работы в 1996, 2006 и 2012 годах. Имеются методические разработки в сборнике М. Р. Багомедова «Изучение прозаических произведений в школе». Учитель года – 1996 года. Отличник народного образования. Заслуженный учитель РД. Победитель инновационного конкурса «Лучший учитель РФ – 2006». Автор словаря «Толковый словарь даргинского языка. Издательство ДГУ, 2011г. Автор художественной книги на даргинском языке «Чехусан бац» («Гордый месяц») Дагестанское книжное издательство, Махачкала 2010г. Данный проект урока сообщает о большом значении устного народного творчества, о его видах, о проблемах его сохранения и распространения, путях и задачах их ликвидации. В проекте даются рекомендации и пожелания. В урок включены задания, формирующие коммуникативную компетенцию учащихся, то есть знание разных видов народного творчества, владение навыками самостоятельной учебно-поисковой деятельности. На данном уроке выбраны формы работы, открывающие возможности для ликвидации сложившихся проблем, развивающие интеллект, творческие способности, самостоятельность. На уроке применяются различные виды деятельности (познавательная, поисковая, практическая, коммуникативная, учебная, творческая). На уроке применяется коммуникативно-групповой метод обучения, который предлагает разнообразные формы работы и методы: беседа, доклад, поиск, сравнение, рекомендация. Учащиеся осуществляют информационный поиск, извлекают, анализируют, сравнивают, демонстрируют игры в загадки, считалки, скороговорки. ^ урок обобщения знаний по теме. Форма урока: урок – семинар Цель урока: 1. Раскрыть значение устного народного творчества. 2. Привить любовь учащихся к фольклору и интерес к его поисковой работе. Достижение целей урока осуществляется через убеждение учеников, побуждение их к участию в беседе, применение разнообразных форм методических приемов. Демонстративный материал:
Оборудование:
Эпиграф к уроку: «Начало искусства в фольклоре». (запись на доске) Ход урока
^ Народный фольклор таит в себе высоконравственные житейские наставления - быть честным, мужественным, добрым, трудолюбивым, милосердным, чтить старших, любить свой очаг, аул, край, Родину, гордится своей родиной. Сколько в них светлого, сколько истин, для которых хочется раскрыть сердце, сколько простых, и сегодня еще полезных советов. Что обидно – стали забываться нравственные ценности предков. Утрачивается многое и из дагестанского намуса. Следует напомнить, что забота о прошлом - это и забота о будущем. Чтобы сохранить нравственные ценности седой старины, мы должны их хорошо знать. Надеемся, что сохранившаяся и дошедшая до нас через толщу веков народная мудрость, дружба народов, которую мы образно называем восьмым цветом радуги, послужат высокому нравственному воспитанию каждого из нас и нашего будущего поколения. Еще до революции в Дагестане одновременно с фольклорной культурой давно развивалась и культура более высокого уровня – дагестанская книжная арабоязычная – связанная с мусульманским Востоком. В Дагестане стекались за наукой молодые из других мусульманских регионов, стран. Но после революции положение стало меняться в худшую сторону. Массовыми стали методы прямого диктата. Распространилось бесцельное разрушение памятников старинной культуры: запреты, сожжения рукописей и книг Корана. И в послевоенное время произошла ломка прежней системы человеческих ценностей. Открыто или исподволь подавлялись национальное достоинство, самосознание, любовь к родному краю, языку, истории. Только новое демократическое мышление рождает новые взгляды на историю, культуру, народное творчество. Жизнь показала, что никакая власть не способна заменить гуманистические основы, заложенные в этническом облике, культуре и духовном наследии народа. Хотя и сегодня остаются существенные препятствия, возродить народное творчество – насущная задача времени. ^ Одна из важных проблем в фольклористике – проблема фольклорного репертуара сел, она имеет большое значение как для конкретной истории отдельного народа, так и для общих теоритических заключений. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, когда идет возрождение культур, языка малых этнических единиц. По теории ассимиляции – язык, фольклор малых народов были обречены на умирание и должны были доживать свои последние дни. Вспомним слова Расула Гамзатова: «Если бы знал, что завтра умрет мой язык, то я готов умереть сегодня». Вопреки пессимистическим прогнозам, самобытность родного языка, культуры, традиции и жизненного уклада должны сохраниться не только в наши дни, но и в будущем поколении. Хочу отметить, что сегодня интенсивно и плодотворно работают учителя в школе, дома творчества, ведут хорошие передачи на национальных языках по каналу телевидения РГВК, проводят фестивали народных творчеств, открыты музеи истории и искусства и т.д. Но хотя демократия упорно взялась за сохранение народного творчества предков, все-таки шансов на вымирание и забвение его остаются не меньше, чем раньше, потому что раньше:
Рабадан Нуров явился основоположником даргинской драматургии. Известными стали его пьесы «Зулму» («Насилие»), «Пужиуб шейх» («Шейх опозорился») и т.д. А сегодня?
В чем же причина?
^ 1. Для сохранения золотого фонда устного народного творчества сегодня же необходимо немедленно приступить к решительному действию, пока еще не изжили свой век 70-90-летние аксакалы – знатоки фольклора, так как устное народное творчество является основой литературы. Она со всеми своими жанрами, видами, темами, образами, языком дополняет литературу, является океаном всех видов литературы. Недаром А.М. Горький призывал жителей собирать, читать, высоко ценить фольклор. Он говорил: «Начало искусства в фольклоре». Среди русских писателей впервые к фольклору обратился А.С. Пушкин, а среди даргинских – Омарла Батирай. 2. Для подготовки учителей начального и дошкольного обучения повсеместно открыть колледжи. В советское время в городе Буйнакске было три педучилища: 1е БПУ, Аварское педучилище, где выпускали учителей даргинского, аварского, кумыкского языков и учителей русского языка начальной школы. Женское педагогическое училище выпускало и воспитателей для дошкольных учреждений. Так выпускали специалистов начальных классов и Сергокалинское, Хасавюртовское, Гунибское, Дербентское и другие педагогические училища. Специалистов строго по направлениям направляли по местам назначения и обеспечивали нормальной заработной платой, коммунальными услугами, квартирой. Кто уклонялся от работы, в течение двух лет диплом терял свое назначение. Поэтому таких случаев наблюдалось очень редко. Сегодня необходимостью становится открыть два таких училища – колледжа в г.Махачкала и по одному в городах Каспийск, Кизляр, Хасавюрт, Избербаш, Буйнакск, Кизил-Юрт, Бабаюрт, Огни, Дербент. 3. Обучение в национальных начальных школах необходимо вести обязательно на родном языке. Русский язык вести как предмет. Таким образом учащиеся в любой области науки: математики, естествознания, географии, истории, пения, рисования, физкультуры – будут иметь дело с языком той или иной науки на своем родном национальном языке. Так, 70-90-летние аксакалы, окончившие только начальную школу в 40-60е годы, сегодня родным литературным языком владеют гораздо лучше, чем сегодняшние выпускники 11го класса. 4. В 5-11 классах общеобразовательной школы желательно ввести новый предмет «Устное народное творчество» или «Фольклор». Тогда у учащихся появится желание, интерес, любовь к народному творчеству и станут возможности для сбора, чтения и распространения фольклорного материала. 5. Для изучения родного языка и литературы в 5-11 классах выделить в 5 классе 5 часов, в 6 классе – 4ч, в 7кл. – 4ч., в 8кл. – 4ч.; в 9кл. – 4ч.; а в 10кл. – 3ч., 11кл. – 3ч. (как было и раньше). 6. Немаловажное значение имеет и социальная защита учителей, писателей, журналистов. Обеспечив их достаточной зарплатой, поднимется и их интерес, стимул в выполняемой работе, почтительное отношение общественности к ним. Помню, что когда-то учитель был самым уважаемым человеком. С глубоким уважением относились к художественной литературе и к их авторам. В 60-е годы один мой ученик 4го класса за сутки прочитал книгу художественной литературы средней толщины. Тогда интерес к художественной литературе был неописуемым. В 90-е годы, по рассказам очевидцев, в Египте самым почтительным слоем населения являлись преподаватели и полицейские. Мы привыкли почему-то говорить, что живем в цивилизованной стране. А в цивилизованных странах не воруют, нет коррупции. Кто живет в достатке, тот и не ворует. На олимпиадах учащиеся школ занимают призовые места, но для их поощрения у государства не хватает даже бумаги для оформления дипломов и грамот. В этом учебном году на районной олимпиаде вручили дипломы только тем учащимся, кто занял первые места. А дипломы и грамоты занявшим призовые места на республиканской олимпиаде в 2011-2012 учебном году до сих пор лежат в Министерстве образования РД. Кто нуждается в них, ездит и забирает. Поэтому учащиеся и учителя говорят: «Кому и зачем они нужны?», «Где и какой … стимул?». 7. Становится необходимостью создать пункты, где можно реализовать изданную литературу на собственные средства автора. Пролежав несколько лет на книжной полке дагестанского книжного издательства рукопись моей книги «Гордый месяц», вышел в свет только летом 2010 года тиражом в 500 экземпляр. Из них 100 штук купил Даргинский театр имени Батираяг.Избербаш, 200 штук подарил друзьям и знакомым, 200 лежат дома. Или же необходимо, выделив автору нормальный гонорар в соответствие с его трудом, государству взять на себя распространение изданной литературы по местам назначения и обеспечить массовость распространения. 8. По телевидению целесообразно, чтобы функционировались только ограниченное количество каналов. 9. В институте истории и языка, Научно-исследовательском институте педагогики имени Тахо-Годи, в Союзе писателей Дагестана, в Домах народного творчества необходимо создать специальные выездные бригады для сбора устного народного творчества, обеспечив их командировочными средствами. Поощрять выделившихся командированных. Я думаю, что такие бригады с корня «выкопает» пока сохранившийся в народе драгоценный материал народного творчества. Собранному материалу дать возможность свободной публикации за счет средств государства. Одобренная и рекомендованная Министерством образования РД рукопись моего «Толкового словаря даргинского языка» с 2000 по 2010год пролежала в НИИП из-за отсутствия средств для публикации, хотя словарь являлся первой ласточкой в даргинском языкознании. Почти столько же времени пролежал в Дагестанском книжном издательстве, как было указано и выше, и мой сборник народных сказок, песен, поговорок, афоризмов, считалок… даргинского народа «Чехусан бац» («Гордый месяц»). Вторая часть такой книги у меня остается дома еще не опубликованной из-за отсутствия собственных средств. 10. Передачи на национальных языках по телевидению целесообразно участить, не демонстрировать фильмы ужасов и эротики. Для их демонстрации выбрать время, недоступное для детей. Вспомним афишу советского времени: «Дети до 16 лет на фильм не допускаются». Сквернословию, нецензурным словам по телевидению положить конец: и в демократии должен быть какой-нибудь предел. 11. Необходимо, чтобы широкое распространение имели музеи: краеведческие, исторические, устного народного творчества. 12. В Союзе писателей Дагестана следует особое внимание обратить на драматургию. Нет у даргинского народа сегодня драматурга. Артисты даргинского театра имени Омарла Батирая сегодня показывают переводы зарубежной литературы, или же занимаются переделкой прозы. 13. Привлечение старожилов к участию в мероприятиях устного народного творчества, фестивалях является первостепенной задачей времени, так как их участие имеет большой интерес и общественный резонанс. 14. В программе средней общеобразовательной школы выделить часы на прохождение учащимися темы устного народного творчества в 8, 9, 11 классах. ^ Мунги Ахмед Батираю Батирай, жан Батирай Гlямрули велкъ, Батирай, Каберхалра иш дунъя, Камаберх хlела далай Перевод Батирай, мой Батирай, Чтоб насытился ты жизнью, Чтоб и после исчезновения Света, Не исчезла песня твоя! Батирай Мунги Ахмеду Урхьнази лайдакlибил Лукьбан хlякимла табтар Хlузи дихьили балан, Дила Мунгила Гlяхlмад. Перевод Книга Лукма Хакима, Которая была выкинута в море, Точно оказалась в твоих руках, Мунги Ахмед, мой дорогой. ^ Бет укъкъай, Сат укъкъай, Бетла кьвала Сарбикав – Хъям дярхlя рахвикав, Гlяхl дярхlя сарцакlав. Перевод Туда неси, Сюда неси, Переднюю стенку снеси, Плохой ребенок – унеси, Хороший – занеси (взяв ребенка за руки, качают на ногах). Къакъба Къакъуду, къакъуду Мабичlвит, Къаркъалли и макбиржит: Гlялишихли кибиршвит, Загьрали чутне диркьу Перевод «Какуду, какуду» Не кричи, На камень ты не садись: Алиших тебя убьет, Зухра чуду испечет. ^ Почему шуршат березовые листья? (предание) Мачеха напугала девочку. Она убежала в сторону леса. Уставшись, не зная, куда еще идти, вхлипывая и дрожа, села под березу, обняв ее ствол обеими руками. Говорят, что после этого дрожь несчастной девочки передалась в березовые листья, и шуршат они, издавая грустные звуки: «пир-пир-пир». Напевы о наступлении весны Шин чяхl-чяхl Шин чяхl-чяхl, Кьар шир-шир, Хири-харабат, Без – талхъан Гъивзягlяли Гъивзягlяли-дерец къуц, Ила хъале мицли бицl, Дила хъале ачlел бицl Перевод Вода журчит Вода журчит, Травка шипит, Липа – подвох, Березка – богатырь Трясогузка Трясогузка – плуг в землю: Твой дом зарос крапивой, Наш – полон стал пшеницей. ^ Я не из таких Утро ясного весеннего дня. Одинокая женщина-горянка идет по узкой извилистой горной тропе то ли за травой, то ли за дровами. Преодолев подъем лесной тропы, выходит на маленькую поляночку. Идет по поляночке медленно, не спеша. Да, куда ей и торопиться-то: дома ее никто не ждет. Идет, с ноги на ногу переминается, слева и справа травка зеленая, как бы приветствуя ее, качается, по травке бабочки разноцветные порхают, кузнечики зеленые стрекочут. В ответ их приветствия сама поет тихонько грустную старинную народную песню. Видимо, о своем одиночестве. (Здесь играют грустную музыку на чунгуре). Скоро ли, не скоро ли, заходит она в лесную глушь. Здесь кто-то сдернул с ее головы шаль. «Эй-ей! Эй-ей! Нет! Нет! Я не из таких!» - крикнула она. Но вдруг грустная нота ее песни машинально превратилась в веселую, радостную. (Здесь играют веселую мелодию на чунгуре). Повернулась наша героиня назад – там на веточке белая шаль ее одна висит. «Эх-х-х, откуда мне такой несчастной такое счастье?», - сказала она и запела грустнее прежнего (Здесь на чунгуре аккомпанируют меланхоличную мелодию). Приложение №6 «Тесты» 1. Определить эпическое произведение. 1. анекдот 2. ода 3. плач 4. пьеса 2. Определить лирическое произведение. 1. драма 2. считалка 3. притча 4. загадка 3. Определить лирическое произведение. 1. рассказ 2. комедия 3. скороговорка 4. поэма 4. Какое из них относится ко всем трем видам? 1. проклятие 2. мелодрама 3. баллада 4. ругань Приложение №7 «Считалки, пословицы, афоризмы, фразеологизмы». Считалки. 1. Ани-мани, тинга-тури, Сахар-махар, памидури, Аз-баз, биши-миши Кlваз-маз, кlвазли кlваз. 2. Атар-матар, черки матар, Чакма челечек. 3. Эфир-мефир девманат Акда-макда чикдимай, Авиргулдев, жан Шилан, Кlуркlулталцци сартиргна? 4. Ацула-цула, цун къакъбала Пянта-швента, швента реккал, Дек ирчlамал, Чlала даршал. 5. Адай гажин, Дадай гажин, Мукъяни кьутl, кьуллан чваква Дам хlялутlай, Хlялла мятlяй. Пословицы, афоризмы, фразеологизмы
Мукьара абикьалли-мухlли гlявабирар, Ятим айкьалли – бекlличи айцlур. (Ягненка вырастишь – губы сальнут, сироту вырастишь – на голову лезет). 2. Пословица И –уцци, ду – уцци, сяхl диркьле бицlа. (Ты – брат, я –брат, но мерка (сяхl) чтобы ровна была). 3.Фразеологизмы Гlяла тlягlямиццер ттуракичив. (похудел, победнел) Хьар ккурттецце витlмаквичlит (не скудничай). 4. Афоризм Кьял бирзес хlерирухlели, азбар балкlунси саби рикlвар. (Кто не может корову доить, забор кривой говорит). |
![]() | Дисциплина «Устное народное творчество» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин | ![]() | Устное народное творчество развивалось на протяжении огромного исторического периода, начиная с возникновения речи (общения) и кончая... |
![]() | ... | ![]() | Дисциплина «Устное народное творчество» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин |
![]() | Фольклор – искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество)... | ![]() | «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской... |
![]() | «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской... | ![]() | Устное народное творчество. Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик» |
![]() | Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы | ![]() | Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, социализация |