Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке




Скачать 245.43 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке
страница1/2
Дата публикации16.06.2013
Размер245.43 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Культура > Программа
  1   2
Министерство образование и науки Российской Федерации

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Глобальный мир в XXI веке

Программа элективного курса по обществознанию.


Глобальный мир в XXI веке

Программа элективного курса по обществознанию.

10 класс
Пояснительная записка

Программа элективного курса «Глобальный мир в 21 веке» составлена на основе программы А.Н. Иоффе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке», издательство «Просвещение», 2008 год и включает в себя: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебно-тематический план. Программа рассчитана на 70 часов: 2 часа в неделю.

^ Учебно-методический комплект включает учебник: Обществознание. Глобальный мир в 21 веке, 11 класс, Л.В. Поляков, – М.: Просвещение, 2008 год. Л.В. Поляков, Обществознание: глобальный мир в 21 веке: 11 класс: книга для учителя, М.: Просвещение, 2007 год.

Актуальность предлагаемого курса в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика. Ряд факторов показывает необходимость введения такого курса в современной российской школе:

Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех уровнях. Появляются новые общественные группы – нетократия, меритократия, смещаются акценты властных отношений, изменяется картина геополитических отношений между странами. Глобализация экономики включает принципиально новые механизмы принятия решений и установления контроля. Знания происходящих процессов, обсуждение их тенденций и прогнозирование возможных результатов становятся важной составляющей нового поколения российских граждан. Поэтому без серьезного анализа структуры информационного общества и происходящих в нем процессов невозможно представить свое место в этом обществе и быть активным гражданином.

Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации граждан одной страны. Необходимо в рамках этого курса совместить понятия « россиянин», « гражданин РФ» с чувством малой родины.

В-третьих, человеческий потенциал в новых условиях общественного развития становится важнейшим фактором стабильности и успешности, поэтому необходимо усилить воспитательную направленность преподавания обществознания, бороться с проявлениями экстремизма, расизма, нетерпимости, моральной деградации, алкоголизма и наркомании.

^ Цель курса: создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки: социализация, то есть подготовка к жизни в информационном обществе в 21 веке; воспитание патриотизма и гражданственности, самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.

Интегрируя знания большинства школьных дисциплин, курс решает задачу теоретической и практической подготовки школьников в области управления процессами развития общества с учетом экологических и экономических факторов.

Курс позволяет учащимся систематизировать и углубить знания и навыки по обществознанию, экономике, экологии, географии, истории, необходимые как в повседневной жизни, так и для поступления в вуз и успешной профессиональной карьеры в области предпринимательства, менеджмента, государственного и муниципального управления, охраны окружающей среды, здравоохранения, социальной и научно-исследовательской работы.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

^ Основной результат изучения курса – осознанная личностно и социально значимая деятельность учащихся, направленная на повышение качества жизни, на достижение положительных изменений состояния окружающей среды.

Интегративный характер курса, развитие идей базовых дисциплин позволяют дать обобщающий, системный взгляд на изучаемые в школе предметы, углубить и систематизировать представления учащихся о путях развития цивилизации в целом.

Учащиеся смогут:

  • освоить разные социальные роли, в том числе и с учетом реалий современного информационного общества;

  • занимать активную гражданскую позицию;

  • участвовать в реализации социальных проектов;

  • использовать различные источники информации при обсуждении проблем общественной жизни;

  • овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе;

  • противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения;

понимать роль и место России в современном мире, геополитические перспективы развития страны.



^ Тема

урока

Часы

Тип урока.

Форма

проведения

Элементы

содержания

Умения и виды

деятельности

Контрольно-оценочная

деятельность

Дата

Средства

обучения

1

Введение: «Глобальный мир в XXI веке»


1

Изучение

нового

Знакомство с курсом. Анализ процесса глобализации. Принципы работы в малых группах. Методы совместного принятия решений

Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, дискутировать

Работать с текстом учебника: выделять главное, составить словарь темы




таблицы

презентация

^ Тема 1. Общество. Общественное сознание, 5 ч

2-3

Общество.
Основные функции и подсистемы общества

2

Изучение

нового

Прогнозирование. Общество. Общественное сознание. Основные функции и подсистемы общества. Три основных типа обществ

Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное

Составить схему: функции и подсистемы общества




таблицы

презентация

4-6

Общественное сознание и его формы.
Факторы, влияющие на общественное сознание

3

Изучение

нового

Индивидуальное сознание. Формы общественного сознания: искусство, религия, мораль, наука, право, идеология. Ответственность за будущее. Образ желаемого будущего

Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы

Сообщения на темы: современные символы как отражение общественного сознания. Факторы, влияющие на общественное сознание




таблицы

презентация

^ Тема 2. Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях, 7 ч

7-8

Российская государственность.
Российская цивилизация

2

Изучение

нового

Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях. Управление системами. Самоорганизация. Саморазвитие

Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы

Тезисы: становление российской государственности




таблицы

презентация

9-10

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству.

Идея единого человечества в исламской цивилизации.

2

Изучение

нового

Индийский путь к объединенному человечеству. Практика ненасилия. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Теология освобождения. Идея единого человечества в исламской цивилизации

Знать понятия темы.

Уметь: дискутировать, прогнозировать, отстаивать свою точку зрения

Составить словарь темы, подобрать материалы СМИ в качестве аргументации своей позиции


таблицы

презентация

11-13

Западные теории мироустройства.
Теория мировой системы.

3

Изучение

нового

Теория мировой системы Валлерстайн. Фрэнсис Фукуяма

Знать понятия темы.

Уметь: анализировать содержание учебника, материалов СМИ

Составить таблицу: основные характеристики исторических систем




таблицы

презентация

^ Тема 3. Что нас разделяет, 5 ч

14-15

Культура: понятие многообразие, формы.
Социализация как фактор сохранения культуры.

2

Изучение

нового

Социализация как фактор сохранения культуры. Из чего состоит культура? Государство и нация

Знать: понятия темы.

Уметь: анализировать схемы, сравнивать, делать выводы и обобщения

Стр. 63, работа с текстами - чтение со стопами




таблицы

презентация

16-18

Религия и язык как явления культуры.
Религия и современный мир.

3

Изучение

нового

Религии в культурах мира. Религия и современный мир. Многообразие культур - многообразие языков. Культурные войны. Миграция населения и ее последствия

Знать понятия темы.

Уметь: анализировать содержание учебника, материалов СМИ

Составить таблицу: теория взаимодействия культур - особенное, общее




таблицы

презентации

^ Тема 4. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы 20 века, 5 ч

19-20

Мировое сообщество после холодной войны.
Причины угрозы новой войны.

2

Изучение

нового

Кто кому и почему угрожает в современном мире? Что нам дала Победа? Борьба за черное золото. СССР и нефть

Знать: терминологию урока.

Уметь: работать в группе

Дискуссия




таблицы

презентация

21-23

Демократия и рынок в глобальной перспективе.
Ценности демократии.

3

Изучение

нового

Новые центры силы. Испытание демократии. Провалы рынка

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы

Создать сравнительную таблицу: различия и общее в ценностях демократии




таблицы

презентация

^ Тема 5. Учитесь мыслить глобально, 8 ч

24-25

Феномен мирового лидерства.



2

Изучение

нового

Претензии на роль вершителя судеб мира.

Демократия как экспортный товар. Самопровозглашенный арбитр. Зоны особого внимания

Знать: понятия темы.

Уметь: рассуждать, приводя аргументы, сравнивать, обобщать

Дискуссия




таблицы

презентации

26-27

Россия в глобальной конкуренции.
Демократия как экспортный товар. Самопровозглашенный арбитр.

2

Изучение

нового

Укрепление государственности и приоритет внутреннего развития страны. Суверенная демократия. Акцент на энергетику

Знать терминологию урока.

Уметь: работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы

Приводить примеры научных дискуссий по СМИ. Составлять аналитические таблицы




таблицы

презентации

28-29

Евросоюз и его миссия.
Энергетическая безопасность.

2

Изучение

нового

Европа старая и новая. Энергетическая безопасность. Энергетические гири

Знать: понятия темы.

Уметь: Анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

Создать таблицу по модели на стр. 121




презентация

30-31

Китай на пути к глобальной державе.
Пути модернизации - китайский и российский

2

Изучение

нового

От регионального лидера к глобальному игроку. Континентальный и островной Китай; модернизации и их цена. Ресурсная ловушка

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги

Создать таблицу: пути модернизации - китайский и российский




таблицы

^ Тема 6. Глобальная экономика, 7ч

32-33

Становление единого мирового хозяйства.
Модель глобальной экономики.


2

Изучение

нового

Экономические эксперименты в 20 веке. Существуют ли пределы экономического роста? Всемирный экономический штаб

Знать понятия темы.

Уметь рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы

Создать и проанализировать модель глобальной экономики




таблицы

34-35

Россия в глобальной экономике.
Необходимость постиндустриальной модернизации

2

Изучение

нового

Стратегическое распутье. Скрытые ресурсы. Интеллектуальная экономика. Необходимость постиндустриальной модернизации

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы

Составить таблицу: признаки Российской экономики общие со странами Запада и Юга




таблицы

презентация

^ Тема 7. Глобальная безопасность: кто кому и почему угрожает в современном мире, 7 ч

39-40

Сила оружия в современном мире.
Гонка вооружений. Кому нужны войны

2

Изучение

нового

Гонка вооружений. Кому нужны войны

Уметь: дискутировать, выдвигать аргументы в пользу своей позиции

Дебаты







41-42

Экономика и экология: поиски равновесия.
Глобальные проблемы современности и пути их решения.

2

Изучение

нового

Промышленность как угроза окружающей среде. Плата за экологические ошибки. Болезни нового века. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа? Экология и бизнес

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы

Создать схему: экологические проблемы современности




таблицы

презентация

43-45

21 век и новые угрозы для человечества.
Угроза глобального экономического коллапса.
Ресурсы. Терроризм.



3

Изучение

нового

Зависимость от техники. Угроза глобального экономического коллапса. Ресурсы. Терроризм

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы

Создать таблицу: террористические организации, опасные для человечества




презентация

^ Тема 8. Власть в информационном обществе, 7 ч

46-47

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие.
Информация и демократия. Информация и власть.


2

Изучение

нового

Знание- сила. Успешность. Когнитариат. Информация и демократия. Информация и власть

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы

Создать схемы: роль среднего класса в мире. Бизнесмены, когнитариат: особенное и общее




таблицы

48-49

СМИ между властью и гражданским обществом.
Свобода СМИ и международный терроризм


2

Изучение

нового

Правители- невидимки. Четвертая власть. Свобода СМИ и международный терроризм

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы

Составить схему: роль СМИ в обществе







50-52

Нетократия.
Четвертая власть.

3

Изучение

нового

Всемирная паутина информации. Общество - сеть. Будущее за нетократами?

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги

Составить схему: основные характеристики - Интернет и бизнес; Интернет и политика; Интернет и отдых; Интернет и обучение







^ Тема 9. Россия и русский мир, 9 ч

53-54

Россия и русский мир.
Особенности русской политической культуры.

2

Изучение

нового

Особенности русской политической культуры. Корни демократической культуры в нашей стране. Собирание русских земель и изменение русской политической культуры. Революции в России и политическая культура.

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы

Установить соответствие: индоктринация – демократическая или недемократическая культура? Утопизм. Конкурентность. Радикализм




презентация

55-56

Политическая система современной России.
Россия - президентско-парламентская республика.

2

Изучение

нового

Россия - президентско-парламентская республика. Полномочия Президента. Устройство парламента, исполнительной власти. Судебная власть

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы, работать с первоисточниками

Составить схему: политическая система







57-58

Развитие гражданского общества в современной России.
Государство и гражданское общество.


2

Изучение

нового.

Дебаты

Государство и гражданское общество. Политическая система в режиме олигархии. Суверенная демократия

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги

Дебаты




таблицы

59-61

Россия – ближний круг и русский мир.
Интеграционные процессы в СНГ.

3

Изучение

нового.

Дискуссия

ОТ СССР к СНГ. Русский фактор в пост советских государствах. Мигранты из ближнего зарубежья в России. Интеграционные процессы в СНГ

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги

Дискуссия







^ Заключительная тема. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи, 4 ч

62

Россия в глобальном мире: угрозы и вызовы для России в 21 веке

1

Изучение

нового.

Дебаты

Угрозы и вызовы в 21 веке. Какие факторы влияют на будущее в России. Демографический вызов. Экологический вызов

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги

Дебаты







63

Экономические, социальные, военные риски для России

1

Изучение

нового

Экономический вызов. Социальный вызов. Военный и террористический вызовы

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги

Составить

тезисы







64

Решение национальных задач на основе эффективной демократии

1

Изучение

нового.

Дискуссия

Общенациональные приоритеты России. Бедность. Ответственность национальной элиты. Эффективная государственность

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги

Дискуссия







65-67

Геополитическая и цивилизационная миссия России в 21 веке.
Сохранение суверенитета и национальной независимости.
Суверенитет и геополитика справедливости.

3

Урок-

дискуссия

Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости

Уметь дискутировать, приводить аргументы и доказательства в защиту высказанных идей

Дискуссия




таблицы

^ Итоговое повторение, 2 ч

68

Итоговое повторение

1

Уроки-обобщения

Общественное многообразие современного мира. Рост знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность национальной элиты

Уметь формулировать проблемы на основе понимания сложности современного глобального мира и противоречивости происходящих в нем процессов

Дискуссия







69-70

Резерв, 2 ч
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке iconПрограмма элективного курса «Мир вокруг нас вместе с английским»
Программа элективного курса «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 5-6 классов. Объём курса 5 класс-34 ч., 6класс-34ч

Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке iconСодержание программы элективного курса Учебно-тематический план элективного курса
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса

Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке iconРабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»
Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта...

Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры

Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке iconПлан работы элективного курса на 2011 2012 уч г
Работа элективного курса планируется по программе элективного курса «Подготовка к егэ». В связи с тем, что на занятия отводится один...

Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...

Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке iconРабочая программа элективного курса «Написание эссе»
Программа элективного курса «Написание эссе» для 10кл составлена на основе программы учителя русского языка и литературы гбоу сош1380...

Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке iconМетодические рекомендации (ученику) Программа элективного курса «Откровение о человеке»
Программа элективного курса «Откровение о человеке» для учащихся 10-х классов, выбравших гуманитарный профиль обучения в старшей...

Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...

Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке iconПрограмма курса «Окружающий мир» Сборник программ к комплекту учебников...
Горецкий В. Г. и др. Программа общеобразовательных учреждений Министерства образования рф, 2008, (1-4)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница